Использование цветового круга в художественной практике. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Использование цветового круга в художественной практике.

2020-08-20 169
Использование цветового круга в художественной практике. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мы не можем понять, когда цвет выступает в роли физического явления, а когда это просто ощущение. Наше сознание и объективная причина смешиваются, мы не всегда можем отличить насыщенность и яркость цвета, освещенность предмета или его светлоту.

Так, цветную тень может образовать, к примеру, синее излучение. То, как мы ощущаем эту тень, и то, что есть на самом деле в физическом плане может разниться, поэтому у каждого человека может быть своя точка зрения на цвет и оттенки любого предмета. 

Цветовой тон - это цвет без примеси белого, черного и серого, то есть чистый цвет. Такие чистые цвета называются хроматическими. Нейтральные цвета с содержанием белого, серого и черного, называют ахроматическими.

 Ахроматические цвета могут отличаться только по светлоте - от чёрного к белому. Также светлота присуща и хроматическим цветам. Но не стоит путать светлоту и ярко-белый, тот же самый белый цвет в тени может быть темнее, чем серый на освещенной части [11, c. 129]

Цветовой тон нельзя однозначно отнести к физической природе, здесь как раз играет роль ощущения, которая влияет на зрение человека и меняет картинку в зависимости от раздражителя.

Насыщенность не присуща ахроматическим цветам. В то время как у хроматических цветов насыщенность - это интенсивность цветового тона. Самую большую насыщенность имеют спектральные цвета. Это красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. О них как раз и говорил Исаак Ньютон.

Учёный установил, что световой луч представляет из себя сумму разноцветных излучений, которые преломляются под разным углом: красный в меньшей степени, фиолетовый - в большей.

При смешивании не близких цветов возникает оттенок серого - соответственно, насыщенность у таких цветов теряется.

Цветовой круг Ньютона наглядно показывает законы оптического смешения цветов. При любом смешивании цветов снижается насыщенность, потеря насыщенности зависит от того, насколько далеко находятся друг от друга спектральные цвета, которые смешиваются.

Можно выбрать основные цвета и получить остальные цвета цветового круга. Красный, зелёный и синий цвет позволяет в результате смешения дать новые цвета для цветового круга. Так как они образующие, именно поэтому их называют основными в спектральном круге.

Дополнительные цвета - это цвета, которые диаметрально противоположные на цветовом круге. Он наиболее друг от друга удалены, их смешение в одинаковом количестве дает в результате белый цвет, то есть нейтрализуются, - к примеру, зеленый и красный. Дополнительными являются пары: голубой и оранжевый, фиолетовый и жёлтый, красный и зелёный. Однако стоит отметить, что всё зависит от оттенков. Допустим, красный кадмий не будет дополнительный цветом к зелёному.

Отталкиваясь от знаний дополнительных цветов, Анри Матисс в своей работе использовал красные акценты в виде рыбок рядом с голубо-зелёной водой - это давало эффект лучшей цветности работы за счет игры контрастов. 

Смесь из первых двух цветов можно смешать с еще одним - третьим любым цветом. Смесь первых двух цветов будет рассматриваться как обычный простой цвет, независимо от того, какие цвета были намешаны.

Живописцы постоянно прибегают к знаниям, полученным от цветового круга. Изучение законов колористики, правильного смешения цветов даёт возможность правильно подбирать цветовые гармонии.

В книге Шеврёля хорошо описаны законы оптического суммирования, законы контраста на цветовом круге.

Исаак Ньютон заметил такое явление, как оптическое смешение. Это воздействие разных цветов на один и тот же участок глаза. Самый простой способ понаблюдать за данным явлением - вращать круг с необходимыми цветами, при вращении цвета иллюзорно смешиваются.

Пространственное смешение получается когда разные цвета располагаются мелкими пятнами на близком расстоянии друг с другом. Данный эффект можно наблюдать в работах импрессионистов. Также, живописцы Высокого Возрождениия, и мастера фаюмских портретов в своих работах активно пользовались пространственным смешением. Цветные штрихи на основном цвете оживляет картину, добавляет новые впечатления. Во многих работах художников можно вычислить такие тонкие хитрости - это, конечно же, заслуга знания цветового круга и его свойств.

Оптическое смешения вкупе с оригинальным нанесением краски даёт новый эффект для зрителя.

Разберём на примере картины Клода Моне "Руанский собор в полдень". Стена на свету выполнена зелёно-рыжим нижним слоем, а сверху проложен уже плотный слой розового и жёлтого оттенка. Сверху проложены местами белила, но они вкупе с остальными получились с синевытым оттенком. Что мы видим: художник использует зелёный, розовый и синий - это немного сдвинутая триада Исаака Ньютона, посредством которой можно получить все остальные цветовые оттенки [11, c. 140].

Всю картину решает правильное количество цветов, участвующих в смеси. Холодный лиловый оттенок присутствует там, где обильнее использованы синеватые белила. Где проложен подмалевком розовый - лучше виднеется желтоватый оттенок, уходящий в рыжий.

Но, несмотря на обилие цветовых пятен, общая картина не становится безразличной серой массой. За счет того, что цвет оживлен переходами, читаются формы и цветовые пятна.

Далее, из той же серии "Руанский собор" Клода Моне разберем тень на примере "Руанского собора вечером". Теневая сторона выполнена в цветовой гамме, близкой к дневному этюду. Более тёмные рыжие мазки, нижний синий слой и сверху добавлены белила с розоватым оттенком. Казалось бы, одна и та же палитра художника, но за счет разных пропорций смешения красок выходит совсем другая цветовая композиция. Это очень тонкая грань между полным обесцвечиванием картины и ясной цветности - это сдержанные, разбелённые цветовые плавные переходы.

Кроме того, что решение картины зависит от разных пропорций цветовых соотношений друг с другом, на общий вид влияет и как раз общее пространственное смешение цветов, о котором говорилось ранее. Размер мазка в картине играет существенную роль. Наилучшее оптическое смешение цветов достигается посредством полного наложения световых потоков.

Если взглянуть на произведение Сурикова "Боярыня Морозова" на разном расстоянии будут совсем разные впечатления. При близком рассмотрении изображение снега кажется не собранным, не таким цельным, а представляет из себя раздельность цветов. Но, если любоваться картиной на расстоянии, можно заметить эту игру живописи голубоватого снега. Он становится цельным, монолитным, и совершенно безразлично, какими мазками он был выполнен - залили его полным смешанным голубым цветом или добивались такого эффекта отдельными. Издалека не видны раздельные мазки, но проглядываются тонкие переливы цвета, игра теплого и холодного соотношения, передаётся его структура, видны рефлекс. Именно поэтому важно наблюдать за картиной с разных расстояний - и вблизи, чтобы детально рассмотреть, как работал художник, и издали, чтобы понять общий замысел композиции.

В продолжение темы импрессионизма, художники данного направления для придания блеска использовали неполное оптическое смешение цветов. Это давало дополнительное оживление цвету. Неполное оптическое смешение позволяет передать цветовые гармонии, характерные природе и ее игре световых излучений.

Данные художественные приёмы использовались не только импрессионистами, но и другими живописцами разных времён.

Делакруа правильно заметил, что на расстоянии мазки в произведении могут раствориться под общим впечатлением, но именно они придают тонкий акцент работе.

Нет единого правила, которое гласит, что колорит картины обязан состоять из пары дополнительных цветов. Можно взглянуть на работы Пуссена, Вермеера и многих других художников, где сопоставляются красный и синий цвет, жёлтый и чёрный, синий и белый, при этом данные сочетания нисколько не утрачивают важности как и устоявшиеся гармонические цветовые палитры.

Многие художники могут узнаваться по своей неповторимой цветовой гамме, у каждого из них есть излюбленные цвета, встречающиеся чаще всего. Один из цветов может доминировать как по размеру пятна, так и по насыщенности - это является цветовой доминантой композиции.

В цветовом круге присутствуют изменения цветового тона и насыщенности. Но, кроме этих двух качеств, есть еще светлота. Цветовым телом называется полная система цветов Ньютона, изменяющихся по цветовому тону, насыщенности и светлоте (яркости).

Все существующие цвета находятся в множестве точек цветового тела. Структура цветового тела отвечает законам смешения цветов и трёхкомпонентной теории цветового зрения.

Основываясь на цветовое тела, со знанием параметров исходных цветов, можно вычислить цвет их смеси. Именно поэтому цветоведение еще называют исчислением цветов в математическом выражении. Данные исчисления важны в таких сферах, как колориметрия и светотехника.

При изменении яркости излучения меняется цветовой тон - поэтому яркость и цветовой тон зависимые друг от друга параметры. Если уменьшать светлоту, то зеленый цвет уходит в синеву, синий приближается к лиловому, жёлтый - к оранжевому и, соответственно, оранжевый становится ближе к красным оттенкам. Чем меньше яркость, тем ближе эффект обесцвечивания.

Данный факт можно использовать и в освещении картины - цвета живописи меняются в соответствии с уменьшением ил увеличением освещенности.

Обратный эффект затемнению даёт эффект увеличения яркости. Если высветлять, то красный цвет уходит в оранжевый, далее в жёлтый и в конце выходит на белый. Фиолетовый, соответственно, начинает с синего, заканчивает голубым. Яркий свет приводит к эффекту обесцвечивания.

Кроме яркости, на цветовой тон влияет и насыщенность цвета. При разбелке красный может уходить в пурпур, зелёный в синий, синий в фиолетовый.

Данный эффект относится к оптическому смешению цветов. При изменении яркости и разбелке цветоощущение меняется. Это используют художники в своих работах: импрессионисты, опять же, кладут жёлтый цвет рядом с белилами - это вызывает ощущение оранжевого или розового в колорите; зелёные цвета рядом с белилами ощущаются как голубые.

Знание цветового круга и цветовых законов упрощает подбор живописного решения, позволяет лучше передать то или иное ощущение цвета в композиции [10, c. 119].

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.