Игры с бусинами, макаронами, верёвками, прищепками. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Игры с бусинами, макаронами, верёвками, прищепками.

2020-08-20 144
Игры с бусинами, макаронами, верёвками, прищепками. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

· Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

· Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

· Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

· Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

 

· Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

· Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

 

Рисование.

Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередине кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обвести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.

Обведение любых рисунков полезно для развития руки, но не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

 

· Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов.

· Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти.

Аппликация.

Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

Игры-шнуровки, плетения.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Игры с предметами.

Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

Положите на пол лист бумаги. И попросите ребёнка поднять его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

 

Подобные игры способствуют развитию:
- воображения, мышления, способности к анализу;
- тактильной (кожной) чувствительности;
- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;
- словаря;
- предметной деятельности;
- терпения и усидчивости;
- пространственной ориентации.

                                       Уважаемые родители!

Чем больше вы будете играть с детьми дома, тем качественнее будет развиваться ваш ребёнок. Успехов вам!

Приложение 4

Консультация для родителей
«Подготовка руки к письму у старших дошкольников»

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонко - координированных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.

После 5-6 лет у детей в коре головного мозга согласно законам образования условных рефлексов создаются условно-рефлекторные функции чтения и письма.

В возрасте 6 - 7 лет является сензитивным периодом для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии моторики кисти (координированности, точности, гибкости). Овладение письмом - длительный, трудоемкий процесс.

Работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной. Этапы подготовки руки к письму:

• Подготовительный;

• Основной;

• Заключительный.

Подготовительный этап включает в себя:

• Специальные физические упражнения;

• Изобразительная деятельность;

• Развитие мелкой моторики рук.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

На подготовку руки к письму хорошо влияет изобразительная деятельность: лепка, рисование, и специально подобранные упражнения: обводка и штриховка геометрических фигур и контурных изображений овощей, фруктов, листьев и т. д.

Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов на плоскости, позднее на выпуклых плоскостях; учится правильно определять направление линий и движения руки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке к письму.

Положительное влияние на подготовку руки ребенка к письму оказывает и раскрашивание. С этой целью могут использоваться готовые альбомы для раскрашивания. Необходимо обращать внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно. Надо приучать детей не спешить, раскрашивать старательно, в несколько приемов, чтобы избежать переутомления.

Развитие мелкой моторики руки

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, помогают кистям рук приобретать хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Оригинальные поделки из доступного материала: салфетки, скорлупа яиц, коробки. Подобная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики, помогает закрепить важнейшие навыки планирования, контроля и самооценки.

• «Коврик для куклы»

• Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины.

• Выкладывание букв из семян, палочек.

• Вырезывание различных фигурок.

• Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

• Строим забор, дом, дерево и т. п. – из счетных палочек

• Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты

• Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.

Основной этап включает в себя:

• Гигиена письма;

• Сформировать правильный захват карандаша;

• Штриховка;

• Обучение ориентировке на листе бумаги;

Гигиена письма

Посадка при письме. Парта, стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Наклонное положение крышки парты благоприятствует сохранению зрения при письме, способствует снижению утомления мышц шеи и спины. Туловище следует держать прямо, плечи расправлены и находятся на одной высоте. Грудь не касается стола (расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони). Ноги, согнутые в коленях под прямым углом, опираются всей стопой на пол или на подставку.

Положение рук при письме. Рука пишущего должна лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Левая рука ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Положение тетради. От положения тетради зависит не только четкость почерка, но и возможность правильно сидеть при письме. Для того чтобы избрать правильное расстояние до тетради, ребенку необходимо положить ладони на стол (парту, опустив по краю стола большие пальцы рук. Тетрадь следует положить у кончиков его вытянутых пальцев, сдвинуть чуть вправо и опустить левый край. Наклонное положение тетради способствует наклонному положению букв. Сначала тетрадь поддерживает левая рука снизу. По мере заполнения страницы тетрадь передвигается вверх, и левая рука придерживает ее сверху.

Сформировать правильный захват карандаша. Свободное движение пишущей руки обеспечивается, прежде всего, тем, как ребенок берет карандаш. Ее следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает ручку слева, а указательный сверху. Безымянный палец и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания пальцев, верхний конец ручки при этом направлен в плечо пишущего. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца – около двух сантиметров. При правильном положении ручки указательный палец может легко подняться, а ручка не падает. В то же время ручку необходимо держать свободно, чтобы у указательного пальца были подняты все суставы. Прогибание первого сустава указательного пальца говорит об излишнем напряжении при удержании ручки. Следствием этого является преждевременное утомление и снижение темпа письма. Оптимальная длина ручки 15 сантиметров. Очень короткие, чрезмерно длинные и толстые ручки лучше не использовать для письма.

Помочь ребенку научиться держать ручку правильно могут специальные ручки-тренажеры. Они бывают двух видов. Приспособление – силиконовая рыбка, которую можно надеть на любой карандаш или ручку. В плавниках этой рыбы есть три углубления для пальчиков. Взять рыбку в руки неправильно практически невозможно.

По принципу тренажера-конуса сделаны трехгранные цветные карандаши. Это лучший вариант карандашей, которые можно выбрать для малыша. Во-первых, они толстые. За счет этого ребенку удобно держать их в руке. Во-вторых, они трехгранные. Это позволяет держать карандаши правильно. В-третьих, они мягкие. Ребенку не требуется много усилий, чтобы закрашивать, чертить, писать.

Для развития навыка держать карандаш используются пальчиковые игры (особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом: Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами, игровые упражнения типа «Посолим суп»).

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:

• “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).

• “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза, затем влево – вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки:

• “Зайчик” – и. п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.

• “Кольцо” – и. п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

• Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Большую роль в развитии графических умений выполняют различные задания, связанные со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога. Он показывает, как она выполняется, контролирует параллельность линий, их направление, позу ребенка и то, как он держит карандаш. Должны выполняться и правила штриховки:

-штриховать в заданном направлении

-не выходить за контуры фигуры

-соблюдать параллельность линий

-не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

Для штриховки могут использоваться готовые контурные изображения предметов, рисование изображений с последующей штриховкой и обведение детьми готовых трафаретов.

Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Одним из эффективных приемов является так называемый «графический диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку. На бумаге в клетку дети под диктовку проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

Готовя ребенка к школе, можно еще проводить и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

- Нарисовать фигурку справа или слева от вертикальной линии.

- Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

- Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

- Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

- Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую стороны книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Заключительный этап – печатание букв

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, занятие со штриховкой, печатание букв. При этом очень важно соблюдать гигиенические правила письма, чтобы сохранить осанку и здоровье ребенка

 

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

 

 

Приложение 8

 

Методическое обеспечение:

1. Андросова М.Н «В гору лезут альпинисты». – ИД «Карапуз».. 2010,

2. Бартышева Т.Ю. «Разговорчивые пальчики», - ИД «Карапуз., 2001,

3. Бартковский А.И., Лыкова И.А. «Счет до пяти», «Счет до десяти». – ИД «Карапуз»., 2000,

4. Бартковский А.И. «Прежде чем научится писать». – ИД «Карапуз»., 1996,

5. Бартковский А.И. «Хочу научится писать». – ИД «Карапуз., 2007,

6. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников». – «Родничок»,

7. Белясникова Л.А. «Весёлые картинки. Прописи в клеточку». – ИД «Карапуз»., 2002,

8. Васюкова Н.Е. «Помалюем-почитаем». – ИД,»Карапуз»., 2008,

9. Е. Гвоздева, Н. Плотникова «Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму». – «Речь»., 2012,

10. Е. Гвоздева, Н. Борозенец «Дорисовалки». – «Речь»., 2011,

11. Голицина Е.Б. «Задачки в клеточку». – ИД «Карапуз»., 2000,

12. Голицина Е.Б., Соловьёва М.Д. «Задачки в клеточку с вариациями», «Задачки в клеточку с трудностями». – ИД «Карапуз»., 2000,

13. Калмыкова Н.Л. «Здравствуй пальчик! Как живёшь? Картатека тематических пальчиковых игр». – «Учитель»., 2014,

14. Колесникова Е.В. «Математические прописи для детей 4-5 лет», «Форма и цвет», «Прописи для дошкольников 6-7 лет». – «Творческий Центр Сфера»,

15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика». – «Издательство Гном»., 2014,

16. Конышева Н.М. «Мастерим, размышляем, растём». – ООО «Линка-пресс»., 2002,

17. Лукашина М.М. «Готовим руку к письму: «Умный в квадрате», «Рисуем транспорт», «Зелёный против красного». – ИД «Карапуз»., 1999,

18. Лыкова И.А. «Я начинаю писать», «Я ищу дорожку». – ИД «Карапуз»., 2000,

19. Лыкова И.А. «Прописи для дошколят» №17, 19, 42, 44. - ИД «Карапуз»., 1998,

20. Лыкова И.А. «Кто гуляет на лугу. Азбука лепки», «Пластилин и кожа крокодила». – ИД «Карапуз», «Пластилиновый ёжик», «Я леплю свою лошадку»., 2005-15,

21. Мальцева И.В. «Упражнения для пальчиков», «Фигурные линии», «Овалы и спиральки», «Штрихи и пунктиры». – ИД «Карапуз».. 2000,

22. Метельская Н.Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях».- ТЦ Сфера»., 2015,

23. Московка О.С. «Домашние животные. Секреты пластилина» - ИД «Карапуз»., 2013,

24. Родина Н.М. «Морские прописи». – ИД «Карапуз»., 2004,

25. Т. Самойлова серия «Прописи. Весёлые клеточки». Рисуем линии и узоры, Пишем и учим цифры, Считаем и пишем. – М.: Эксмо., 2019,

26. Т. Ситникова «Рисуем пальчиками. Пёстрая сказка.». – «Стрекоза»., 2008,

27. Ульева Е.А. «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». – «Мазаика-Синтез»., 2012,

28. Шмидт М. Г. «Пишем и всё…». - ИД «Карапуз., 1996,

29. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». – ИД «Карапуз».. 1998,

30. Серия «Рисуем по точкам». Лягушка-квакушка, Корова Бурёнка, Зелёный кузнечик. – ООО «Каламин»., 2019,   

31. Журнал «Растем вместе. Готовим руке к письму» №7-12. – ООО»Динар»., 2015,

32. «Научись писать красиво» №9. – ЗАО «Издательство «Газетный мир»., 2014,  

33. «Рисуем по клеточкам» выпуск №3 – ООО»Стрекоза»., 2009,     

34. Аппликация. Сделай сам. – ОАО «Чертановская типография»., 2002,

35. Сделай сам. Альбом самоделок. – Типография им. Ивана Федорова»,

36. Прописи «Буквы выстроились в ряд», «Пишем буквы». – ООО» Принт»., 2017,

37.  «Линии и форма». – «Амсел-М»., 1994,

38.  «В нашем лесу. Аппликация из бумаги». – ИД «Карапуз»., 2013,

39.  «Верёвки, узлы и игры. Секреты узлов». – ИД «Карапуз»., 2014,

40. Папка дошкольника: «Нарисуй по образцу», «Лабиринтами», «Логика лабиринты и схемы».

 

Список литературы:

1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.

2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по рисованию. Дошкольное воспитание 1987., № 8.

3. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно» Развиваем связную речь. Киров.

4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.

5. Климанова Л.Ф., Борейко. Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с.

7. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. — 214 с.

8. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999, 365 с.

9. Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995

10. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. — М.: Просвещение, 2006. — 315 с.

11. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 2004. — 300с.

12. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989.

№ 10.

13. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.

14. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1965.  

15. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999.

16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.