Элементы ответа не названы, или все названы неверно                               0 — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Элементы ответа не названы, или все названы неверно                               0

2020-07-08 118
Элементы ответа не названы, или все названы неверно                               0 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

V. Некоторые историки, характеризуя социальную направленность реформы 1861 г., высказывают суждение, что реформа 1861 г. была проведена в интересах дворян.

Какое другое суждение о социальной направленности реформы 1861 г. вам известно? Какое суждение вы счи­таете наиболее убедительным? Назовите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргумента­ми, подтверждающими выбранное вами суждение.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1.   Может быть приведено другое суждение, например:

— реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов крестьян;

— реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян

2.  Ученик может выбрать одно из названных или иное суждение, но при этом должен при­вести подтверждающие его аргументы, на­пример:

При выборе суждения, изложенного в зада­нии:

— дворяне применяли труд временнообязан­ных крестьян;

— дворяне получили высокие выкупные пла­тежи;

— значительная часть дворян получила от­резки крестьянской земли;

— дворяне остались привилегированным со­словием

При выборе других, не приведенных в зада­нии суждений:

А. Реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов крестьян:

— крестьяне были освобождены от крепост­ной зависимости;

— крестьяне получили право распоряжаться своим имуществом;

— крестьяне получили право заключать сделки (выступать как юридическое лицо);

— крестьяне получили право переходить в другие сословия (мещан, купцов);

— в некоторых губерниях крестьяне получи­ли часть помещичьей земли

Б. Реформа 1861 г. была проведена с учетом интересов как дворян, так и крестьян:

— крестьяне были освобождены от крепост­ной зависимости;

— но крестьяне вынуждены были выплачи­вать выкупные платежи, нести повинности в пользу помещиков;

— дворяне лишились возможности использо­вать даровой труд крепостных крестьян;

— дворяне получили возможность направить выкупные платежи на перестройку собст­венного хозяйства

Указания к оцениванию Баллы
Названо суждение, альтернативное сужде­нию, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 3 подтверждающих его аргумента 4
Названо суждение, альтернативное сужде­нию, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 1— 2 подтверждающих его аргумента. 3
Альтернативное суждение не названо, но при­ведено 2 или более положений, свидетельст­вующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенного суждения 2
 Альтернативное суждение не названо, выбор позиции не заявлен, приводится одно, любое положение о социальной направленности реформы 1861 г. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

VI. В царском Манифесте «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обыва­телей», изданном 19 февраля 1861 г., подчеркивалось, что кресть­янская реформа проводится по инициативе власти и доброй воле дворянства. Была высказана надежда, что крепостные крестьяне «поймут и с благодарностью примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта».

Какие другие суждения о причинах и характере крестьян­ской реформы вы знаете? Какие суждения вы считаете более убедительными? Приведите факты, подтверждающие их.

 

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. В качестве альтернативных суждений о причинах крестьянской реформы может быть указано, что: - реформа носила вынужденный характер, ее прове­дение диктовалось не столько доброй волей власти, сколько рядом объективных причин;

- далеко не всё дворянство поддерживало реформу

2. Экзаменуемый может отдать предпочтение приве­денному или иным суждениям (в том числе соче­тающим несколько причин), но должен привести в качестве их обоснования факты, например: А. При выборе суждения, изложенного в задании:

- подготовка реформ велась по указанию Александра II в течение нескольких лет (с 1857 г.);

- в подготовке реформ участвовали многие либерально настроенные представители дворянства (в Главном комитете и губернских комитетах, Редакционных комиссиях);

- в ряде случаев дворяне (например, в западных губерниях) сами выступали с инициативой освобождения крестьян.

Б, При выборе альтернативных суждений:

- важнейшими причинами реформы были протесты, выступления крестьян против крепостного права, принимавшие массовый характер во второй половине 1850-х гг. (бегство крестьян от помещиков и уход в ополчение в годы Крымской войны, отказ выходить
на барщину и выполнять другие повинности по отношению к помещикам и государству и др.);

- к весомым причинам относилось поражение России в Крымской войне (оно показало отсталость страны, ее хозяйства);

- реформа не была бескорыстным «пожертвовани­ем», так как дворяне получали выкуп за землю, оставляли себе отрезки, пользовались отработочными повинностями крестьян.

Указания к оцениванию Баллы
Названо суждение, альтернативное сужде­нию, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 или более  подтверждающих его аргумента 4
Названо суждение, альтернативное сужде­нию, приведенному в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 подтверждающий его аргумент. 3
Альтернативное суждение не названо, но при­ведено 2 или более фактов, свидетельст­вующих о том, что учащийся, по существу, придерживается определенного суждения 2
 Приведены единичные, несистематизированные факты, относящиеся к крестьянской реформе. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

Задания на анализ исторической ситуации (С6)

I. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

"Дней Александровых прекрасное начало" в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Приведите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. А. Могут быть названы основные вопросы русской жизни:
    • вопрос об общественном представительстве в органах власти, о создании представительных учреждений от сословий
    • вопрос о крепостной зависимости крестьян
1. Б. Эти вопросы пытались решить:
    • "сверху" – Александр I посредством реформ
    • "снизу" – декабристы посредством переворота
 
Верно названо 3 или более элементов ответа. 2
Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0

2. Могут быть приведены следующие или другие примеры, свидетельствующие о попытках решения названных основных вопросов:

Александром I:

    • издание указа о "вольных (свободных) хлебопашцах"
    • поручение А. А. Аракчееву разработать проект отмены крепостной зависимости крестьян
    • поручение М. М. Сперанскому разработать проект созыва представительной Государственной думы

Декабристами:

    • разработка П. И. Пестелем проекта установления парламентской республики
    • проект Н. М. Муравьева об установлении конституционной монархии
    • разработка П. И. Пестелем, Н. М. Муравьевым проектов отмены крепостной зависимости крестьян
Верно названо 3 или более элементов ответа. 2
Верно названо 1 - 2 любых элементов ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

II. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

1 января 1813 г. российская армия перешла Неман и начала Заграничный поход. Какие цели ставил Александр I, принимая решение о выступлении в поход? Каковы были цели российских во­инов, участников похода? Каковы были последствия Загра­ничных походов русской армии 1813—1814 гг. для между­народного положения России?

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть названы следующие цели: Александра I:  — ослабить позиции Франции в Европе; — восстановить легитимные монархии во Фран­ции, Испании;  — создать систему международных договоров с целью согласованных действий при решении спорных вопросов;  российских воинов, участников похода:  — освободить народы Европы от владычества Напо­леона; — разгромить армию Наполеона, чтобы предот­вратить возможность новых войн  
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
2. Могут быть названы следующие последствия За­граничных походов 1813 — 1814 гг. для междуна­родного положения России:  — Россия внесла решающий вклад в военный раз­гром наполеоновской Франции; — Россия в числе стран-победительниц Наполеона определяла судьбу народов Европы после напо­леоновских войн;  — в состав Российской империи вошло Царство Польское;  — Россия принимала участие в создании и деятель­ности Священного союза; — усилились позиции России на международной арене  
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

III. Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Участники существовавших в России с 1816 г тай­ных обществ в течение длительного времени разрабаты­вали планы захвата власти. Однако выступление 14 де­кабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербур­ге потерпело поражение.

Назовите не менее двух причин поражения выступле­ния декабристов. В чем проявилось влияние движения декабристов на развитие общественной мысли, на внут­реннюю политику Николая I? Приведите не менее трех положений.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие причины поражения выступления декабристов:

- недостаточная подготовленность выступле­ния (поскольку декабристы поспешили
воспользоваться ситуацией междуцарствия);

 - ставка декабристов на заговор (и военный переворот);

- диктатор С. П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь;

- выжидательная тактика декабристов;

- решительные действия (жестокие меры) Николая I против декабристов (применение артиллерии);

- декабристы не воспользовались поддержкой народа

 

2. Может быть указано, что влияние движения декабристов на развитие общественной мысли и внутреннюю политику проявилось:

— в осознании представителями общественной мысли несостоятельности идейных
основ движения декабристов (разработка новых общественно-политических теорий);

— в возникновении (вариант ответа: развитии) революционной традиции в Рос­сии;

— в появлении новых течений общественной мысли в последующие десятилетия (западники, славянофилы, представители «русского», «общинного» социализма);

— в проведении Николаем I политики, на­правленной на укрепление самодержавной власти

Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 причины поражения выступления декабристов и 3 положения о влиянии движения декабристов 4
Названы 2 причины и 1 — 2 положения  ИЛИ названы 1 причина и 3 положения 3
Названы 2 причины, положения не приве­дены,  ИЛИ названы 1 причина и 2 положения, ИЛИ причины не названы, приведены 3 положе­ния 2
Названы 1 причина и 1 положение ИЛИ причины не названы, приведены 2 положения 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

IV. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1855 г., когда Александр II вступил на престол, кре­постническая система хозяйствования находилась в состо­янии кризиса.

Какие требования по аграрному вопросу выдвигали представители общественной мысли, разных сословий? Ка­ким образом в положениях Крестьянской реформы 1861 г. отразилось стремление Александра II примирить интересы разных сословий?

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1.  Учащийся может назвать требования представи­телей общественной мысли, разных сословий:  а) требования представителей «охранительного» направления (М. П. Погодин): отменить крепост­ное право; б) представители либеральной оппозиции (К. Д. Ка­велин, Б. Н. Чичерин) выступали за:  — отмену крепостного права;  — получение крестьянами земли за выкуп; — сохранение помещичьего землевладения;  в) представители радикальной оппозиции (Н. Г. Чер­нышевский, Н. А. Добролюбов) требовали: — отменить крепостное право; — передать землю крестьянам безвозмездно; г) крестьяне надеялись: — освободиться от крепостной зависимости; — получить землю безвозмездно; — увеличить свои земельные наделы    
Верно названы требования (одно или более), отра­зившие 2 или более позиций представителей обще­ственной мысли, разных сословий 2
Верно названы требования (одно или более) без рас­крытия различия позиций представителей общест­венной мысли, разных сословий 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
2. Учащиеся могут ответить, что Александр II пы­тался примирить интересы разных сословий тем, что: — крестьяне получили личную свободу (без выку­па); — крестьяне получили землю, но за выкуп (высо­кие выкупные платежи помещики могли ис­пользовать для перестройки хозяйства на капи­талистической основе); — было введено временнообязанное состояние кре­стьян (бесплатный труд временнообязанных кре­стьян был выгоден помещикам); — часть крестьянских земель (отрезки) перешла помещикам; — система отработок, во многом вызванная малозе­мельем крестьян, обеспечивала помещичьи хо­зяйства рабочей силой  
Верно названы 3 или более элементов ответа 2
Верно названы 1 — 2 любых элемента ответа 1
Элементы не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

 

V. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В проектах Крестьянской реформы 1861 гг. нашли отражение разные взгляды на условия ее проведения.

По каким основным вопросам высказывались разные (альтернативные) предложения при подготовке реформы?

Как были практически решены эти вопросы при проведении реформы 1861 г.?

 

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

  1. Могут быть названы следующие основные вопросы, по которым высказывались разные (альтернативные) предложения:
    • об условиях личного освобождения крестьян
    • о наделении крестьян землей, размерах наделов
    • о выкупной сделке, размерах выкупа
Указания к оцениванию Баллы
Верно названы 3 элемента ответа. 2
Верно названы 1 - 2 любых элемента ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0
  1. Учащийся может привести следующие положения, раскрывающие, как были реализованы названные в 1 части вопросы при проведении реформы 1861 г.:
    • крестьяне получали личную свободу (вариант ответа: крестьяне освобождались от крепостной зависимости)
    • крестьяне получали земельный надел за выкуп
    • размеры крестьянских наделов зависели от плодородности почвы
    • заключалась сделка крестьян с помещиком об условиях выкупа земли
    • часть крестьянской земли (отрезки) перешла помещикам
    • крестьяне получали ссуду от государства (в размере 80% стоимости наделов), которую крестьяне должны были вернуть государству в течение 49 лет с начислением 6% годовых
    • крестьянская община выплачивала помещику 20% стоимости наделов
Указания к оцениванию Баллы
Верно названо 4 или более элементов ответа. 2
Верно названо 1 - 3 любых элемента ответа. 1
Элементы не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

Задания на сравнение (С7)

IV. Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в.

Назовите общие черты и различия.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Общее в положении крестьян:

    • крестьяне должны были платить выкуп за землю
    • сохранилось малоземелье крестьян
    • крестьянам не вернули отрезки
    • запрещен выход крестьян из общины с землей
    • крестьянство осталось неполноправным сословием
 

Верно названо 3 или более элементов ответа.

2

Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

2. Различия в положении крестьян:

 

1861 – 1881 гг. После Положения 1881 г.
  • существование временнообязанного положения крестьян
  • отмена временнообязанного положения крестьян
  • выплата крестьянами выкупных платежей за землю помещикам
  • крестьяне обязаны были отдавать государству долг за не выплаченные помещикам выкупные платежи
  • необходимость выплачивать высокие выкупные платежи
  • снижены выкупные платежи

Верно названо 2 или более парных или непарных элементов ответа.

2

Верно назван 1 парный или непарный элемент ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

Максимальный балл

4

 

Сравните два этапа промышленного переворота в России в 1840—1850-е гг. и в 1861—1880-е гг.Укажите, что было общим, а что — различным.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы следующие общие черты, присущие промышленному перевороту в России:

— внедрение машин на производстве;

— развитие новых видов транспорта (железнодо­рожное строительство, развитие пароходного со­общения);

— постепенная замена труда лично зависимых ра­ботников трудом наемных работников;

— недостаточное оснащение сельскохозяйственного производства машинной техникой;

 — сохранение кустарного производства;

— сохранение промыслов (промысловые села);

— применение внеэкономических методов эксплуа­тации работников

 

Верно названо 3 или более элементов ответа.

2

Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

2.. Могут быть указаны следующие (и другие) раз­личия этапов промышленного переворота:

 

 

в 1840— 1850-е гг. в 1861— 1880-е гг.
— незначительная доля наемного труда в про­мышленности — переход (в основном) к применению наем­ного труда в промыш­ленности
— использование труда крепостных крестьян на помещичьих ма­нуфактурах — переход к примене­нию труда наемных работников на поме­щичьих мануфакту­рах
— применение труда по­сессионных, припис­ных крестьян — упразднен труд по­сессионных, припис­ных крестьян
  — создание новых от­раслей промышлен­ности (машинострое­ние)  
  — основание крупных капиталистических предприятий  

Верно названы 3 или более парных или непарных элементов ответа

— 2 2

Верно названы 1 — 2 парных или непарных элемен­та ответа

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

Максимальный балл

4

 

III. Сравните состояние сельского хозяйства в России с начала XIX в до реформ 1860—1870-х гг. и после Вели­ких реформ вплоть до конца XIX в. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — раз­личным (укажите не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Может быть названо общее в развитии сельского хозяйства дореформенной и поре­форменной России, например:

— замедленные темпы формирования капи­талистических отношений в сельском хо­зяйстве;

— замедленное внедрение машинной техники в сельское хозяйство;

 — сохранение помещичьего землевладения; — малоземелье крестьян;

 — традиционные методы ведения хозяйства большинством крестьян;

 — существование крестьянской общины

 

Верно названо 3 или более элементов ответа.

2

Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

2. Могут быть названы следующие различия:  

 

 

До реформ 1860 – 1870- х гг. После реформ 1860- 1870-х гг
— кризис (вариант ответа: разложе­ние) крепостничес­кой системы хо­зяйствования — - перестройка сель­ского хозяйства на капиталистичес­ких основах (при сохранении пере­житков крепостни­чества)
— упадок помещичь­их хозяйств — увеличение коли­чества разорив­шихся помещичь­их хозяйств
— применение труда крепостных кресть­ян в помещичьих хозяйствах — переход помещи­ков к полукрепост­ническим методам эксплуатации
— незначительное использование наем­ных рабочих в помещичьих хозяй­ствах  — более широкое ис­пользование наем­ной рабочей силы в помещичьих хо­зяйствах  
— незначительное ис­пользование сельскохозяйственной техники, достижений агрономии в хозяйствах помещиков и крестьян — увеличилось при­менение сельско­хозяйственной тех­ники и достиже­ний агрономии  
— рост  товарности сельского хозяйства — ускорение роста товарности сель­ского хозяйства  
— имущественное расслоение кресть­янства — ускорение соци­ального расслое­ния крестьянства  
— отходничество оброчных крестьян не изменяло их со­словную принад­лежность — уход освобожден­ных от крепостной зависимости кре­стьян на заработки мог изменить их сословную принад­лежность  

Верно названы 3 различия

— 2 2

Верно названы 1 — 2 различия

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

Максимальный балл

4

 

II. Сравните промышленное производство в России (типы предприятий, техническую оснащенность, характер используемой рабочей силы) с начала XIX в. до реформ 1860—1870-х гг. и после Вели­ких реформ вплоть до окончания промышленного переворота. Укажите, что было общим (приведите не менее трех общих характеристик), а что — раз­личным (укажите не менее трех различий).

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть приведены общие черты про­мышленного производства:

 — переход от мануфактуры к фабрике;

— постепенная замена ручного труда машин­ным;

— переход к труду наемных работников;

 — связь значительной части работников с де­ревней

 

Верно названо 3 или более элементов ответа.

2

Верно названо 1 – 2 любых элемента ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

2. Могут быть названы следующие различия в состоянии промышленного производства

 

 

с начала XIX в. и до реформ 1860— 1870-х гг. после Великих реформ вплоть до окончания промышленного переворота
— начало внедрения паровых машин на предприятиях — в основном завер­шение техническо­го перевооружения предприятий (ши­рокое применение паровых машин)
— на предприятиях, принадлежавших государству, при­менялся в основ­ном труд крепост­ных крестьян-от­ходников, посесси­онных крестьян, приписных кресть­ян — на государственных предприятиях ис­пользовался труд наемных работни­ков
— на предприятиях, принадлежавших помещикам, пре­обладал труд кре­постных крестьян, отрабатывающих на производстве барщину, труд наем­ных работников ис­пользовался в от­дельных случаях — на предприятиях, принадлежавших помещикам, увели­чилась численность наемных работни­ков
— на мануфактурах, основанных кре­постными «капиталистыми» крестья­нами, применялся в основном труд крепостных кресть­ян (помещичьих крестьян) — на мануфактурах, основанных в до­реформенное вре­мя крепостными крестьянами, при­менялся труд на­емных работников  

Верно названы 3 различия

— 2 2

Верно названы 1 — 2 различия

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

Максимальный балл

4

 

VI. Сравните положение русского дворянства до Кресть­янской реформы 1861 г. и после проведения этой ре­формы. Укажите, что в положении дворян в назван­ное время было общим, а что — различным.

Элементы ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Может быть названо общее в положении дворян

— дворяне были и остались привилегированным сословием

 — дворяне не платили подати государству

 — дворяне не подвергались телесным наказаниям

 — до и после крестьянской реформы существова­ло дворянское землевладение — дворяне обладали правом использовать труд зависимых крестьян, после реформы — времен­нообязанных (отработки, издольщина)

 

Верно названо 2 или более элементов ответа.

2

Верно названо 1 любой элемент ответа.

1

Элементы не названы или все названы неверно.

0

2. Могут быть названы следующие различия в положении дворянства:

 

 

до реформы 1861 г. после реформы 1861 г.
— крепостническая основа дворянских хо­зяйств, использова­ние труда крепостных — перестройка хозяйст­ва на капиталистиче­ских основах, переход к использованию труда наемных сельскохозяй­ственных рабочих
— дворяне имели пра­во продавать, поку­пать крепостных кре­стьян — дворяне потеряли право продавать, поку­пать крепостных крестьян
— низкая рентабель­ность помещичьих хо­зяйств, разорение час­ти дворянства — дворяне получили значительные суммы в виде выкупных плате­жей, часть хозяйств ста­ла более рентабельной
  — землевладение значи­тельной части дворян увеличилось за счет кре­стьянских отрезков  

Верно названы 2 или более парных или непарных элементов ответа

— 2 2

Верно назван 1 парный или непарный элемент ответа

1

Элементы не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

4

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.