Из воспоминаний С.Ф.Ковалика, участника общественного движения Х IХ века — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Из воспоминаний С.Ф.Ковалика, участника общественного движения Х IХ века

2020-07-08 341
Из воспоминаний С.Ф.Ковалика, участника общественного движения Х IХ века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Весною…молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центра в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку ил вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр…

Летучая пропаганда… стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения. Пропагандист не считал потерянным временем, если ему удавалось возбудить в своих случайных собеседниках - крестьянах или рабочих - какую-нибудь отдельную революционную мысль или даже усилить существующее у них недовольство своим положением…

Оседлая пропаганда велась также в большинстве случаев лицами, не имеющими определенных занятий. Пропагандист поселялся обыкновенно в доме своих родных или сочувствующих ему знакомых. Сравнительно немногие из оседлых пропагандистов имели определенную профессию, занимая должности учителей и фельдшеров…

Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги».

 

С1. Кто и когда занимался описываемой в отрывке деятельностью, какое название она получила?

 

С2. На основе текста источника и своих знаний по истории, кратко охарактеризуйте идейные позиции участников этого движения.

 

С3. Чем и почему закончилась описываемая в источнике пропагандистская деятельность?

 

С1

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы  
Может быть указано, что: — речь идет о «хождении в народ»;  — это движение началось в 1874 г.  
Указаны 2 элемента ответа 2
Указан 1 элемент ответа 1
Все элементы ответа названы неверно 0
Максимальный балл 2

 

С2.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть сформулированы следующие суж­дения:  — сострадание к положению народа;  — надежды на революционные настроения крестьян;  
— влияние международного революционного движения на участников «хождения в на­род»;  — влияние теорий идеологов революционно­го народничества (М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева)  
Сформулированы 3 суждения 2
Сформулированы 1 — 2 суждения 1
Все суждения названы неверно 0
Максимальный балл 2

 

С3.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие цели:  — просвещение народа; — стремление внести революционные настро­ения в массы  
Названы 2 цели 2
Названа 1 цель 1
Все цели названы неверно 0
Максимальный балл 2

 

IV

Из официального документа XIX в:

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности. 2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию

определяется в 15 лет, их коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность»

С. 1  Как называлась реформа, о которой говорится в приведенном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

С.2  Применяя знания по курсу истории, а также информацию из источника, укажите, какие новшества в порядке прохождения военной службы вводились этой реформой.

  С.З Применяя знания по курсу истории, укажите, как называлась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назовите даты этой войны.

 

 

       С.1.

 

                                Элементы ответа Баллы
- Речь идет о военной реформе - Автор – Д.Н.Милютин (варианты: Александр II, Д. Н. Милютин и АлександрII)  - 1874 г.  
Верно названы 3 элемента 2
Верно названы 1 –2 элемента 1
Элементы не названы, или названы неверно 0

 

 

С.2

                                                  Элементы ответа Баллы
 - Переход от принципа рекрутского набора в армию к всесословной воинской повинности  - Сокращение срока военной службы - Невозможность выкупа от военной повинности  
Верно названо 3 элемента 2
Верно названы 1-2 элемента 1
Элементы не названы, или все названы неверно 0

 

С.3

                                            Элементы ответа  Баллы
- Поражение в Крымской войне способствовало осознание Александром II  проведение этой реформы -  даты: 1853-1856 гг.  
Верно названо 2 элемента 2
Верно назван 1 элемент 1
Элементы не названы, или названы неверно 0

 

 

Задания на представление обобщающей характеристики (С4)

 

 

Какие основные проблемы составляли понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.? Укажите мероприятия первой половины XIX в., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы основные проблемы, составлявшие понятие "крестьянский вопрос" в России в первой половине XIX в.:

- крепостная зависимость крестьян

- малоземелье крестьян

- сохранение крестьянской общины

2. Могут быть названы следующие (и другие) мероприятия первой половины XIXв., свидетельствовавшие о попытках правительства решить крестьянский вопрос:

- обнародование "Указа о вольных хлебопашцах" (1803 г.)

- проведение реформы управления государственными крестьянами (1837 – 1841 гг.)

- издание "Указа об обязанных крестьянах" (1842 г.)

Указания к оцениванию Баллы
Названо 3 или более проблем, составляющих понятие "крестьянский вопрос" (часть 1 измерителя), приведены примеры 1 или более мероприятий (часть 2 измерителя). 4
Названо 2 проблемы из (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). 3
Названа 1 проблема (часть 1 измерителя), приведены 1 или более примеров (часть 2 измерителя). 2
Проблемы (часть 1 измерителя) не названы, но приведен 1 или более примеров (часть 2 измерителя). 1
Элементы не названы, или все названы неверно. 0
Максимальный балл  

 

Назовите основные направления в развитии архитектуры в России в XIX в. Приведите примеры памятников архитектуры, относящихся к этим направлениям, укажите названия городов, где были построены указанные памятники архитектуры.

 

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы основные направления в развитии архитектуры в первой половине XIX в.:

- поздний классицизм (вариант ответа: ампир)

- русско-византийский стиль

- псевдо русский стиль

2. Могут быть приведены примеры следующих или других памятников архитектуры и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены:

Поздний классицизм (ампир)

- здание Большого театра в Москве

Русско-византийский стиль

- храм Христа Спасителя в Москве

Псевдо русский стиль

- здание Исторического музея в Москве

Указания к оцениванию Баллы
Названо 3 или более направлений в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры трех или более сооружений и названия городов, где эти архитектурные сооружения были возведены (часть 2 ответа). 4
Названы 2 направления в развитии архитектуры в XIX в. (часть 1 ответа), приведены примеры сооружений и названия городов, где они были возведены (часть 2 ответа). 3
Названо 1 направление в развитии архитектуры в XIX в., приведены примеры сооружений, относящихся к этому направлению, имена архитекторов и названия городов. 2
Направления в развитии архитектуры в XIX в. не названы, приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу примеры архитектурных сооружений XIX в. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

 

Назовите не менее двух основных направлений пре­образований, проводившихся в России в годы цар­ствования Александра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, отно­сившихся к одному из названных направлений.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие направле­ния преобразований Александра I:  — в сфере государственного управления; — в социальной сфере; — в сфере образования  
2. Могут быть приведены следующие преоб­разования по каждому из направлений: в сфере государственного управления:  — поручение Сперанскому разработать про­ект, в основе которого принцип «разделе­ния властей»;  — образование Государственного совета; — проведение министерской реформы;  в социальной сфере: — издание указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»;  — запрещение печатать объявления о прода­же крепостных крестьян — освобождение крестьян в прибалтийских губерниях; — учреждение военных поселений; в сфере образования: — открытие лицея в Царском Селе; — включение в университетский устав поло­жения об автономии университетов; — разрешение распространять иностранные книги в России;  — образование учебных округов  
Указания к оцениванию Баллы
Названы 2 основных направления преобразо­ваний и приведены 3 примера наиболее важ­ных преобразований (к одному из направле­ний) 4
Названы 2 направления и 2 примера ИЛИ названы 1 направление и 3 примера 3
Названы 2 направления и 1 пример, ИЛИ названо 1 из направлений и 2 примера, ИЛИ направления не названы, приведены 3 при­мера 2
Названо 1 из направлений и 1 пример,  ИЛИ названы 2 направления, примеры не приведены, ИЛИ направления не названы, приведены 2 примера   1
Назван только 1 любой элемент ответа ИЛИ все элементы ответа названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

 

Назовите основные направления общественного движения в России в середине 80-х - 90-х гг. XIX в. и фамилии представителей этих направлений.

Укажите, каковы были политические цели и способы их достижения у представителей

одного из направлений (по выбору).

 

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие основные направления общественной мысли в России в середине 80-х – 90-х гг. XIX в. и следующие или другие фамилии их представителей:

  • либеральное:
    • К. Д. Кавелин, Г. В. Чичерин
  • консервативное (вариант ответа: охранительное):
    • К. П. Победоносцев, М. Н. Катков
  • радикальное:
    • В. И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов)

2. Могут быть указаны политические цели и способы их достижения для направлений, например:

Либеральное направление:

Цели:

  • введение конституционных начал
  • расширение демократических свобод
  • продолжение реформ 1860-х – 1870 - х гг.

Способ достижения целей:

  • реформы «сверху»

Консервативное (охранительное) направление:

Цели:

  • сохранение самодержавия
  • ограничение демократических свобод
  • ограничение достижений реформ 1860-х – 1870 - х гг.

Способ достижения целей:

  • контрреформы

Радикальное направление:

Цели:

  • свержение самодержавия
  • установление диктатуры пролетариата

Способ достижения целей:

  • революция (вариант ответа: насильственные методы преобразования)
Указания к оцениванию Баллы
Названо 3 или более направлений общественного, указаны 1 или более фамилий представителей направлений (часть 1 ответа), приведено в общей сложности 3 или более элементов из части 2 ответа. 4
Названы 2 направления, указаны фамилии 1 – 2 или более представителей направлений (часть 1 ответа), приведено 3 или более положений (часть 2 ответа). 3
Названо 1 направление, но указаны фамилии 1 или более представителей направления (часть 1 ответа), приведено 2 или более положений (часть 2 ответа). 2
Направления не названы (часть 1 ответа), приводятся отдельные несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

Назовите основные международные проблемы, со­ставляющие содержание Восточного вопроса во внеш­ней политике России в XIX в. Назовите итоги одной из войн, проходивших в XIX в., целью которой бы­ло решение Восточного вопроса.

 

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. В качестве основных международных проблем, составлявших содержание Восточного вопроса во внешней политике России в XIX в., могут быть на­званы: — противоречия между Россией и Турцией из-за права прохождения военных судов России через проливы Босфор и Дарданеллы; — противоречия между Россией, с одной стороны, и Турцией, Англией, Францией, Австрией, с другой стороны, из-за влияния на Балканском полуострове; — поддержка Россией освободительной борьбы пра­вославных народов Балканского полуострова против турецкого владычества  
2. Могут быть приведены итоги одной из войн, про­ходивших в XIX в., например Крымской войны (1853—1856): — Россия потеряла южную часть Бессарабии;  — Россия потеряла право покровительства Дунай­ским княжествам и Сербии; — России запрещено иметь на Черном море воен­но-морские силы, арсеналы, крепости;  — ослаблена роль России на Балканах и Ближнем Востоке                                                               
Названы 2 или более международных проблем (часть 1 содержания ответа) и 2 или более итогов одной из войн (часть 2) 4
Названы 2 или более международных проблем и 1 итог одной из войн 3
Названа 1 международная проблема и 2 или более итогов одной из войн 2
Названа 1 международная проблема и 1 итог одной из войн                                                               ;; 1
Назван только один элемент из части 1 или части 2 или все названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

 

Назовите основные военные операции, сражения Оте­чественной войны 1812 года.

Объясните, какие из них и поче­му стали поворотными в ходе войны.

 

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. В качестве основных сражений и военных операций могут быть названы:

-      Смоленское сражение;

-      Бородинское сражение;

-      Тарутинский марш-маневр;

-      сражение у села Тарутина;

-      бои за Малоярославец;

-      бои у реки Березины          

2. Может быть отмечено, что:

-      поворотными могут считаться сражения у села Тарутина и за Малоярославец;

-      названные сражения привели к переходу инициативы в руки российской армии;

- после этих сражений Наполеон вынужден был повернуть на уже разоренную его войсками Смоленскую дорогу и отступать из России        

Указания к оцениванию Баллы
Названы 3 или более сражений (часть 1 содержания ответа) и 2 или более суждений о поворотных сражёниях (часть 2 содержания ответа)     4
Названы 3 или более сражений и 1 суждение о поворотных сражениях или названы 2 сражения и 2 или более суждений о поворотных сражениях   3
Названы в общей сложности 3 элемента ответа из части 1 или части 2 содержания ответа 2
Названы 1-2 любых элемента ответа 1
Элементы не названы, или все названы неверно. 0
Максимальный балл  

 

. Назовите причины и результаты Крымской войны 1853 – 1856 гг.

Ответ (критерии оценивания)

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть названы следующие причины: - противодействие Турции стремлению России решить в своих интересах проблему проливов Босфор и Дарданеллы (добиться права бесконтрольного прохода российских военных судов через проливы) - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Балканах - стремление Англии и Франции ослабить влияние России на Ближнем Востоке - споры между православным и католическим духовенством из-за Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме  
В качестве результатов Крымской войны могут быть названы - Россия потерпела поражение в Крымской войне  Россия лишилась: - права иметь арсеналы на Черном море - права иметь флот на Черном море - части территории Бессарабии  
                               Указания к оцениванию Названы 2 или более причин (часть 1)и 3 или более результатов войны (часть 2) Названы 2 или более причин и 1-2 результата войны Названа 1 причина и 2 или более результатов войны Названа 1 любая причина и 1 результат войны Названы только 1 причина или только 1 результат, элементы не названы или названы неверно                                                                                                                                                               Максимальный балл   4 3 2 1 0     4

 

 

Задания на рассмотрение исторических версий и оценок (С5)

I. Некоторые историки утверждали, что основной причиной поражения армии Наполеона в 1812 г. в России были суровые природные условия страны.

Какие другие суждения о причинах поражения армии Наполеона вам известны?

 

Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждое из выбранных вами суждений

 

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

  1. В числе других суждений о причинах поражения Наполеона могут быть названы:
    • стратегические просчеты Наполеона
    • талант российских полководцев
    • героизм российских воинов
    • патриотизм россиян

2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:

Стратегические просчеты Наполеона:

    • неверная оценка возможной силы сопротивления российской армии и народа
    • не оправдалась надежда Наполеона на заключение мирного договора с Александром I

Талант российских полководцев:

    • соединение 1-й и 2-й Западных армий
    • Тарутинский марш-маневр

Героизм российских воинов:

    • подвиг защитников батареи Н. Н. Раевского в сражении под Бородино
    • подвиг защитников Багратионовых флешей в сражении под Бородино

Патриотизм россиян:

    • действия партизан, нанесшие значительный урон французской армии
    • формирование ополчений на добровольной основе
Указания к оцениванию Баллы
Названо 2 или более суждений (часть 1 ответа), сделан выбор суждений, приведено 2 или более аргументов для каждого избранного суждения (часть 2 ответа). 4
Названо 2 или более суждений (часть 1), сделан выбор суждения, приведен 1 аргумент для избранного суждения (часть 2). 3
Названо 1 суждение (часть 1), сделан выбор суждения, приведено 2 или более аргументов (часть 2) 2
Названы отдельные несистематизированные, но верные факты. 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 

II. В.О. Ключевский считал движение декабристов «исторической случайностью, обросшей литературой».

Какие другие суждения о предпосылках возникновения движения декабристов вам известны? Какие суждения вы считаете более убедительными? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранное вами суждение.

Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
1. Могут быть приведены суждения о том, что возникновение движения декабристов было обусловлено:  — противоречиями российской действительности, в первую очередь между насущными потребностями национального развития России и самодер­жавно-крепостническим строем; — влиянием на идейное становление декабристов либеральных идей в ходе проведения реформ Александром I (в первый период царствования); — впечатлениями Отечественной войны 1812 г., ускорившими идейное становление декабристов; — восприятием участниками движения декабрис­тов опыта социально-политического развития стран Европы, Латинской Америки 2. Ученик может выбрать одно или несколько из названных суждений или сформулировать иную точку зрения, но при этом должен привести под­тверждающие аргументы, например: А. При выборе суждения о том, что движение де­кабристов было обусловлено противоречиями рос­сийской действительности: крепостническая система хозяйствования осо­знавалась как тормоз экономического развития России; — участники тайных обществ воспринимали крепо­стную зависимость крестьян как аморальное, по­зорное для России явление; — отход императора от проведения либеральных реформ привел к выводу о том, что прогрессив­ные преобразования могут осуществить лишь участники тайных обществ Б. При выборе суждения о том, что на идейное становление декабристов повлияли впечатления Отечественной войны 1812 г.: — во время Отечественной войны происходило сближение представителей сословий; — декабристы пришли к убеждению, что русский народ, отстоявший независимость России, осво­бодивший страны Европы от владычества Напо­леона, достоин лучшей участи В. При выборе суждения о том, что движение дека­бристов было обусловлено восприятием ими опыта политического развития стран Европы, Латин­ской Америки: — декабристы восприняли идеи века Просвещения, Французской революции конца XVIII в.; революционные события в странах Европы (Ис­пании, Пруссии), Латинской Америки оказали влияние на декабристов; - — во время Заграничных походов русской армии 1813 — 1814 гг. будущие декабристы воочию убе­дились, что народы европейских стран обладают большими свободами, чем народы России    
Названо 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения (или предпочтитель­ных суждений), приведены 2 или более подтверж­дающих его (их) аргументов 4
Названы 1 или более суждений, альтернативных точке зрения, приведенной в задании, сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 аргумент, его подтверждающий 3
Альтернативное суждение не названо, но приведе­ны 2 или более положений, свидетельствующих о том, что учащийся, по существу, придерживается оп­ределенной точки зрения 2
Общего суждения нет, выбор суждения не заявлен, приводятся лишь отдельные верные положения о причинах возникновения движения декабристов 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно 0
Максимальный балл 4

 

III. Поддержка Николаем I борьбы греков против османского владычества дала современникам основание назвать его "знаменосцем свободы".

Какие другие суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и проявлениям инакомыслия в России вам известны?

Какие суждения Вы считаете более убедительными? Назовите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Может быть указано, что многие современники и историки считали Николая I противником и гонителем освободительного движения и проявлений инакомыслия, что выражалось:

А. в действиях Николая I, направленных на подавление освободительных движений в странах Европы

Б. в политике Николая I, направленной на подавление инакомыслия в России

2. Ученик может выбрать одно из названных или любое иное суждение, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например:

А. Действия Николая I против освободительного движения в странах Европы:

- участие России в деятельности «Священного союза»

- подавление революционных выступлений в Царстве Польском в 1830 – 1831 гг.

- участие российских войск в подавлении восстания в Венгрии в 1849 г.

Б. Политика Николая I, направленная на подавление инакомыслия в России:

- репрессии в отношении участников тайных обществ, кружков

- ужесточение цензуры

- деятельность III отделения С. Е. И. В. канцелярии

- усиление корпуса жандармов

Указания к оцениванию Баллы
Названо по меньшей мере 2 суждения об отношении Николая I к освободительному движению в Европе и инакомыслию в России (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведены 2 или более подтверждающих его аргументов (часть 2 ответа). 4
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), сделан выбор предпочтительного суждения, приведен 1 или более аргументов для его обоснования (часть 2 ответа). 3
Названо 1 альтернативное суждение (часть 1 ответа), выбор суждения не сделан, но приведены 1 – 2 или более положений, фактов, свидетельствующих о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения (часть 2 ответа). 2
Общие суждения отсутствуют, выбор позиции не заявлен (часть 1 ответа), приводятся отдельные, несистематизированные, но верные по существу положения (часть 2 ответа). 1
Элементы ответа не названы или все названы неверно. 0
Максимальный балл 4

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.