Актуальность, инновационная значимость проекта. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Актуальность, инновационная значимость проекта.

2020-07-08 148
Актуальность, инновационная значимость проекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………….3

 

Введение

Актуальность, инновационная значимость проекта…………………………………………..…4

 

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………………...5

 

Реферативная часть

Теоретические основы проекта…………………………………………………………………….5

 

Концептуальные основы проекта………………………………………………………………….5

Новизна проекта…………………………………………………………………………………….6

 

Проектная часть

Нормативно-правовая база проекта………………………………………………………………..6

 

Стратегия и механизм достижения поставленной цели………………………………………….7

Содержание и этапы реализации проекта………………………………………………………...7

 

Формы и методы проекта……………………………………………………………………….....9

Мониторинг………………………………………………………………………………………...11

Возможные риски………………………………………………………………………………….11

Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………11

Перспектива………………………………………………………………………………………..12

 

Заключение

Условия реализации проекта……………………………………………………………………...12

 

Оценка эффективности работы с детьми………………………………………………………...13

Оценка эффективности взаимодействия с родителями ……………………………………...…14

Практическая значимость проекта………………………………………………………………..15

Выводы……………………………………………………………………………………………..15

5. Список литературы ………………………………………………………………………16

6. Приложения ……………………………………………………………………………….17

Приложение 1. Мониторинг по итогам обучения. Приложение 2. Анкета для родителей Приложение 3. Перспективный план мероприятий с детьми и родителями

Приложение 4. Проект«Экознайка».Формирование экологических представлений у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования ИКТ.

Приложение 5. Познавательно-исследовательский проект«Веселый-огород». Приложение 6. Познавательно-исследовательский проект«Мои первые цветы». Приложение 7. Детско-исследовательский проект«Любимые цветочки мамочке». Приложение 8. Методическое пособие«Эколого-развивающий комплекс как средствоформирования положительного действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».


Паспорт проекта

 

1

 

Тема

    Проект «Экознайка»            

Проекта

              2     Автор      

 

               

 

 

3

 

Тип проекта

   

Познавательно-исследовательский, долгосрочный

      4     Участники    

Дети старшего возраста, посещающие факультатив «Почемучки»,

          проекта     воспитатель, родители.      

5

 

Сроки

    Сентябрь 2020г - май 2020г            

реализации

              6     Проблема    

Недостаточная сформированность экологического самосознания детей: в

               

большей степени превалирует потребительское отношение к природе;

               

дети не осознают себя как активный субъект окружающего мира.

 

7

 

Актуальность

   

Использование ИКТ в экологическом воспитании

способствует более

             

доступному для детей формированию представлений о предметах и

             

явлениях окружающей среды, а также умению анализировать,

             

сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в

              растениях и животных.               Гипотеза    

Введение инновационной системы использования ИКТ в работе с

               

дошкольниками повысит уровень экологического образования детей

                посещающих факультатив «Почемучки» на основе сочетания                

традиционных форм работы и новых технических возможностей, даст

               

возможность самореализоваться каждому ребенку.

                         

8

 

Цель

   

Формирование экологической культуры старших дошкольников 

             

 

             

с использованием ИКТ.

      9     Задачи    

1. Развивать экологическую культуру у детей через приобщение к

                творческой и исследовательской деятельности.                    

2. Развивать осознанное отношение к себе, как к активному субъекту

                окружающего мира.                    

3. Выявить представления дошкольников о существенных признаках

                живого.                    

4. Создать условия для организации познавательно- исследовательской

                деятельности.                    

5. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

               

6. Воспитывать активную гуманистическую позицию, эмоционально-

               

доброжелательное отношение к живым объектам природы в процессе

                общения с ними.      

10

    Новизна    

Новизна проекта заключается в использовании увлекательных для

             

нового поколения   информационных компьютерных технологий,

             

обеспечивающих стимулирование детской активности, становление

             

субъектности дошкольника в процессе экологического воспитания в

              ДОУ.      

Введение.

Цели и задачи проекта.

 

Цель: Формирование экологической культуры старших дошкольников с использованием ИКТ.

 

Для реализации цели решались следующие задачи:


1. Развивать экологическую культуру у детей через приобщение к творческой и исследовательской деятельности.

 

2. Развивать осознанное отношение к себе, как к активному субъекту окружающего мира.

3. Выявить представления дошкольников о существенных признаках живого.

4. Создать условия для организации познавательно- исследовательской деятельности.

5. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

 

6. Воспитывать активную гуманистическую позицию, эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам природы в процессе общения с ними.

 

Реферативная часть.

 

Новизна проекта.

 

Новизна проекта заключается в использовании увлекательных для нового поколения информационных компьютерных технологий, обеспечивающих стимулирование детской активности, становление субъектности дошкольника в процессе экологического воспитания в ДОУ.

 

Проектная часть.

Содержание и этапы реализации проекта.

 

Реализация данного проекта рассчитан на1учебный год:с сентября2020года помай 2021 года и проходит в 3 этапа:

 

Первый этап – подготовительный (диагностико-аналитическая, 1-2неделясентября)

 

На данном этапе проводилась диагностика состояния экологических знаний у детей старшего возраста. На основе собранных данных был проанализирован уровень сформированности экологического развития у детей посещающих факультатив «Почемучки» (Приложение 1). Также проводилась диагностико-аналитическая работа с родителями(индивидуальные беседы, консультации) с целью формирования банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах экологии. (Приложение 2). Был составлен перспективный план работы факультатива «Почемучки» для детей 5-6 лет и мероприятий с родителями. (Приложение 3).

 

На первом этапе работы была подготовлена   материально-техническая база:

 

обновлено и дополнено техническое оснащение дошкольного учреждения персональными компьютерами, проектором, демонстрационным экраном, интерактивной доской. Это позволило демонстрировать учебные фильмы по экологии, привлечь к созданию электронных пособий родителей, использовать Интернет-ресурс.

 

Второй этап - основной (практический, 3-4неделя сентября2020года–2неделя мая2021г). Основной практический этап включает реализацию системы мероприятий поэкологическому воспитанию с использованием ИКТ (Приложение 4) и промежуточный мониторинг детей посещающих факультатив «Почемучки» (III неделя января 2021г.):

Ø I - «Непосредственно образовательная деятельность факультатива «Почемучки»;

Ø II - «Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей»;

Ø III - «Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами».

В конспектах непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) факультатива «Почемучки» для детей старшей группы по экологическому воспитанию используются социально-игровые методы обучения.

 

Мероприятия проводятся один раз в неделю, и в зависимости от конкретных задач, подразделяются на следующие типы:

 

Ø первично-ознакомительные;

Ø углубленно-познавательные;

Ø обобщающие;

Ø комплексные.

 

Непосредственно образовательная деятельность направлена не только на развитие умений правильно взаимодействовать с природой, умение воспринимать себя, как часть окружающего мира. Основное НОД по данной теме направлено на уточнение, расширение и


систематизацию представлений детей о взаимосвязи растений и животных с внешней средой. Задания построены таким образом, что для их выполнения детям необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях.

 

Особое внимание уделяется знакомству детей с более отдаленными от них явлениями действительности: разными природными зонами (на основе сравнения их между собой по общим основаниям), другими странами и континентами. Виртуальные экскурсии существенно обогащают представления детей о природе нашей планеты и отражаются в содержательной стороне таких видов детской деятельности, как игра, рисование, конструирование.

 

В конспектах использованы такие элементы ИКТ как электронные дидактические пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора, электронные энциклопедии и справочники, образовательные ресурсы Интернета, DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями, видео- и аудиотехника.

 

В конспектах соблюдаются дидактические требования, в соответствии с которыми:

 

- чётко определена педагогическая цель применения информационных технологий в образовательном процессе;

 

- определено, где и когда будут использоваться информационные технологии в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;

 

- учитывается специфика учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации;

 

- анализируются фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала. Мультимедийные средства используются на разных этапах занятия.

 

Совместная деятельность взрослого и детей учитывает интеграцию образовательных

областей («Социализация», «Коммуникация», «Познание»).

 

В совместной деятельности дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ и их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. С помощью мультимедийных дидактических игр (в том числе и авторских), упражнений экологического и природоведческого содержания, исследовательской деятельности детей (опытов, наблюдений), реальных и виртуальных экскурсий формируются представления об окружающих природных условиях, раскрываются экологических связи.

 

Факультативная деятельность строится на взаимодействии с родителями через организацию специальных сезонных выставок в группе, проведении досугов, развлечений и праздников с экологической направленностью. Организована работа по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете, в библиотеке, во время экскурсий в тундру и лес. Также была организована работа по привлечению родителей к сбору семян для огорода и цветника.

 

Второй этап включает в себя реализацию разработанных авторских мини-проектов«Веселый огород» (Приложение 5), «Мои первые цветы» (Приложение 6), детско-исследовательский проект «Любимые цветочки мамочке» (Приложение 7), ежемесячное пополнение рубрик блога «Экознайка» на официальном сайте ДОУ, выпуск электронной

 

газеты для родителей «Почемучки». Пополнение блога реализовывалось на основе разработанного проекта «Экознайка», перспективного плана факультатива «Почемучки». Блог включает художественные произведения, игры и упражнения, опыты и наблюдения и предназначен для воспитателей ДОУ, педагогов-экологов, родителей.

 

Третий этап - заключительный (контрольно-диагностический,3-4неделя мая):

Ø Конечная диагностика сформированности экологической культуры у дошкольников.

Ø Анализ диагностических данных, результатов, корректировка поэтапного плана реализации, осмысление и систематизация результатов проекта.

Ø Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Ø Подготовка отчёта, оформление презентации на сайте детского сада.

В ходе реализации проекта была организована работа по созданию серии учебных презентаций по экологии, создано методическое пособие «Эколого-развивающий комплекс


для формирования положительного действенного отношения к природе у старших дошкольников» (Приложение 8).

 

Формы и методы проекта.

 

Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в проекте используются следующие виды технологий такие как:

Ø проектные методы;

Ø социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга);

Ø использование компьютерных технологий;

Ø электронные дидактические пособия.

 

Основной формой организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников является НОД.

 

Кроме того в проекте используются такие формы как виртуальные экскурсии - экспедиции, экологическая тропа, лаборатория юного эколога, день экологического творчества; экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.), экологические выставки и экспозиции. На них ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

 

В рамках проекта было разработано «Дидактическое пособие для диагностики состояния экологической культуры у старших дошкольников» (Приложение 9), соответственно программным требованиям. Материал представлен на сайте дошкольного учреждения в блоге «Экознайка».

 

Экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

 

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей были использованы как традиционные формы, так и нетрадиционные:

 

Ø Родительские собрания в нетрадиционной форме, консультации «Сделайте грядку на подоконнике», «Приобщайте детей трудиться» и т.д.

Ø Участие в выставках рисунков «Красота Ямала», фотовыставке «Вот какой огород!», смотрах-конкурсах «Осенние фантазии», экологической акции «Зеленый двор», мини-проекте «Веселый огород».

Ø Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

Ø Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

Ø Выпуск электронной экологической газеты «Почемучки», экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек, памяток для родителей: «Как сделать для ребенка свою грядку на огороде» и т.д.

Ø С помощью родителей собраны коллекции семян и листьев, камней, морских ракушек.

Мониторинг

 

Эффективность реализации проекта проверяется практическими способами: беседа, наблюдение, сравнительный анализ, мониторинг эффективности работы по итогам обучения.

 

Ожидаемые результаты

Реализация проекта предполагает получение следующих результатов.


                 

Таблица 1.

 

Эффективность результатов

                   

 

        Для детей      

Для родителей

        Ø Повышение уровня    

Ø Совершенствование уровня знаний, экологической

      мотивации к НОД по миру    

компетентности родителей по теме проекта.

      природы.    

Ø Создание активно действующей, работоспособной

      Ø Повышение уровня знаний    

системы поддержки

семейного

воспитания через

      по экологии у детей: о связях,     использование

информационно

  – коммуникативных       свойствах и качествах     технологий.                 природных объектов.     Ø Участие

родителей

в

воспитательно-       Ø Выработаны    

образовательном процессе детского сада.

      исследовательские     Ø Увеличение  

количества

родителей,       способности, познавательная    

удовлетворенных

качеством

  воспитательно-       активность, стремление к    

образовательного процесса в ДОУ, подтвержденное

      активной деятельности по    

итогами анкетирования.

            охране окружающей среды.                    

 

Перспектива

 

Ø Транслировать опыт работы среди педагогов ДОУ на сайте ДОУ.

Ø Разработать проект «Экознайка» для детей 6-7 лет посещающих факультативы по экологическому воспитанию.

 

Заключение.

Практическая значимость.

 

Практическая значимость проекта заключается в осознанном отношении ребенка к себе, как к активному субъекту окружающего мира. Проект может представлять интерес для работников дошкольных учреждений в работе со старшими дошкольниками, а также для педагогов-экологов, родителей.

 

Выводы.

Данный проект разрабатывался в процессе поиска наиболее эффективных путей в

 

усложнении содержания воспитания экологической культуры в дошкольном образовании посредством использования ИКТ.

 

В проекте изложен теоретический и практический материал по использованию системы, направленной на формирование экологических знаний старших дошкольников. Проект успешно реализуется в работе с детьми в 2020-2021 учебном году и на промежуточном мониторинге (январь 2021 г.) дал положительные результаты. Итоговый мониторинг будет проведен в мае 2021г. на заключительном этапе проекта.

 

Мониторинг экологических знаний показал, что у детей посещающих факультатив «Почемучки» в значительной мере сформированы представления о предметах и явлениях окружающей среды, система знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

 

Дети научились анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки в растениях и животных. У многих детей выработаны исследовательские способности, познавательная активность, стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.

 

Заметно изменилось отношение детей к природным объектам. Дети имеют точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда - неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу. При использовании ИКТ у детей сформировался устойчивый интерес к учебной активности, что повлияло на качество всей работы по экологическому воспитанию с детьми.

 

В целом же апробация проекта показала его эффективность в совершенствовании экологических знаний, способствовала повышению результативности и качества

 

воспитательной работы с детьми старшей группы, была создана атмосфера общности

 

интересов. Т.о., разработанный проект по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ достаточно эффективен.


Список литературы

 

1. Артемова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для

воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992.-96 с

2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для

воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

 

3. Горботенко О. Ф. Система экологического воспитания дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методическое материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - Волгоград: Учитель, 2007.

 

4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

 

5. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. 1991. №5 - С. 92-95.

 

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, СПб.: Детство-пресс,2003.

 

7. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»

 

8. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

9. Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей. - СПб: Детство-пресс, 2005.

 

10. Бабаева Т.И., З.А.Михайлова и др., Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детсво» - СПб.: Детство – Пресс, 2011.

 

11. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.

 

12. Постановление правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации

 

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

 

14. Рыжкова Н.А. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.

 

15. Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 215)


 

Содержание

Паспорт проекта…………………………………………………………………………………….3

 

Введение

Актуальность, инновационная значимость проекта…………………………………………..…4

 

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………………...5

 

Реферативная часть

Теоретические основы проекта…………………………………………………………………….5

 

Концептуальные основы проекта………………………………………………………………….5

Новизна проекта…………………………………………………………………………………….6

 

Проектная часть

Нормативно-правовая база проекта………………………………………………………………..6

 

Стратегия и механизм достижения поставленной цели………………………………………….7

Содержание и этапы реализации проекта………………………………………………………...7

 

Формы и методы проекта……………………………………………………………………….....9

Мониторинг………………………………………………………………………………………...11

Возможные риски………………………………………………………………………………….11

Ожидаемые результаты……………………………………………………………………………11

Перспектива………………………………………………………………………………………..12

 

Заключение

Условия реализации проекта……………………………………………………………………...12

 

Оценка эффективности работы с детьми………………………………………………………...13

Оценка эффективности взаимодействия с родителями ……………………………………...…14

Практическая значимость проекта………………………………………………………………..15

Выводы……………………………………………………………………………………………..15

5. Список литературы ………………………………………………………………………16

6. Приложения ……………………………………………………………………………….17

Приложение 1. Мониторинг по итогам обучения. Приложение 2. Анкета для родителей Приложение 3. Перспективный план мероприятий с детьми и родителями

Приложение 4. Проект«Экознайка».Формирование экологических представлений у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования ИКТ.

Приложение 5. Познавательно-исследовательский проект«Веселый-огород». Приложение 6. Познавательно-исследовательский проект«Мои первые цветы». Приложение 7. Детско-исследовательский проект«Любимые цветочки мамочке». Приложение 8. Методическое пособие«Эколого-развивающий комплекс как средствоформирования положительного действенного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста».


Паспорт проекта

 

1

 

Тема

    Проект «Экознайка»            

Проекта

              2     Автор      

 

               

 

 

3

 

Тип проекта

   

Познавательно-исследовательский, долгосрочный

      4     Участники    

Дети старшего возраста, посещающие факультатив «Почемучки»,

          проекта     воспитатель, родители.      

5

 

Сроки

    Сентябрь 2020г - май 2020г            

реализации

              6     Проблема    

Недостаточная сформированность экологического самосознания детей: в

               

большей степени превалирует потребительское отношение к природе;

               

дети не осознают себя как активный субъект окружающего мира.

 

7

 

Актуальность

   

Использование ИКТ в экологическом воспитании

способствует более

             

доступному для детей формированию представлений о предметах и

             

явлениях окружающей среды, а также умению анализировать,

             

сравнивать и составлять модель, выделять характерные признаки в

              растениях и животных.               Гипотеза    

Введение инновационной системы использования ИКТ в работе с

               

дошкольниками повысит уровень экологического образования детей

                посещающих факультатив «Почемучки» на основе сочетания                

традиционных форм работы и новых технических возможностей, даст

               

возможность самореализоваться каждому ребенку.

          &nbs

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.