Музыка в романе Толстого Война и мир — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Музыка в романе Толстого Война и мир

2020-07-08 627
Музыка в романе Толстого Война и мир 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Музыка - это наиболее практическое доказательство духовности нашего существа». И самым тесным образом она связана с внутренним миром героев, их нравственной красотой. Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев.

Мной были изучены отдельные эпизоды романа «Война и мир» результаты исследования я решил представить в виде таблицы:

 

Эпизод Действующие лица Упомянутые музыкальные произведения Значение музыкальной детали
Том 1, часть 2, главы 1-2 Кутузов, Тимохин, Есвицкий, Долохов, Жерков, князь Андрей Песни: «Ах, вы, сени мои, сени!», "Не заря ли, солнышко занималося..." Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова. "Выпускала сокола да из правого рукава", говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
Том 2, часть 1, главы 15-16.   Николай Ростов, Наташа Ростова, Денисов Пение Наташи Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; Сказать "завтра" и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно. Пение Наташа нагоняло Николая на размышления о будущем, о своем поступке; он то впадал в некую апатию, и то в эйфорию. Также оно рождало в нем кучу мыслей, меняя поведение героя. О! как задрожала эта терция, и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова.
Том 2, часть 3, главы 18-19. Князь Андрей, Наташа Ростова, Сперанский, Магницкий, Пение Наташи Вернувшись домой, князь Андрей стал вспоминать свою петербургскую жизнь за эти четыре месяца, как будто что-то новое. После обеда Наташа, по просьбе князя Андрея, пошла к клавикордам и стала петь. Пение Наташи пробудило в Андрее, что-то, что заставило подступить к горлу слезы. Посмотрев на нее, он почувствовал что-то счастливое, но вместе с этим ему стало грустно.
Том 4, часть 3, главы 10-11.   Денисов, Петя Ростов «Сладкий гимн» (Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то.- Ожиг, жиг, ожиг, жиг…-свистела натачиваемая сабля.) В описании этого музыкального сновидения Пети Ростова, конечно, проявилась универсальная талантливость Толстого, который сам был необыкновенно музыкален, хорошо играл на фортепиано и неоднократно вставлял музыкальные сцены в свои романы, повести, рассказы, драмы. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки сновидения-фуги, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Эмоциональный сон младшего Петра не случайно предшествует в романе сну-притче старшего Петра (Пьера Безухова), так как Толстой всегда считал, что «музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве», способна «возбуждать через звуки известные чувства», не называя их.
Том 2,часть 5, главы 8-10 Наташа Ростова, Элен, Анатоль Курагин Опера Приехав в оперу, Наташа попала в чуждый ей мир света. Сначала все, что происходило вокруг нее и на сцене, казалось ей «так вычурно-фальшиво и ненатурально». Ей была неинтересна опера, неинтересны люди, ее окружавшие, все ей казалось неестественным и притворным. Но вот появился Анатоль Курагин, он обратил на нее внимание. И тут чужой для Наташи мир стал давить на нее, подчинять ее волю. Музыка, наполняемая зал, способствовала осознанию того, что окружающие её люди, чужды и непонятны ей. После третьего акта «Наташа уже не находила этого (того, что происходило около нее) странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя». Наташе представили Анатоля, она почувствовала, что очень понравилась ему и он ей начал нравиться. Мир музыки уже полностью завладел ее чувствами и желаниями.

 

 

 

Заключение.

 

В результате целенаправленного анализа литературных эпизодов нами было выявлено, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа.

Были установлены закономерности и взаимосвязь использования музыкальных произведений и замысла автора художественного текста.

Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Бартосик М. Х. Выразительно-смысловая значимость несобственно-поэтических средств в романах Л. Н. Толстого.

2. Цит. По Бабаеву Э. Г. Лев Толстой и музыка/Лев Толстой и музыка. М: Советский композитор

3. Вишневская И. Театр в прозе Толстого/В мире Толстого. Сб. статей.

4. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом (переводы, критика, влияние).

5. Соловьёв-Андреевич Е.А. «Л.Н. Толстой. Его жизнь и литературная деятельность».

6. Л.Н. Толстой «Война и мир».

7. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. Советский писатель, 1975.

 

 

 

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.