Музыка в жизни выдающихся писателей — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Музыка в жизни выдающихся писателей

2020-07-08 202
Музыка в жизни выдающихся писателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Власть музыки над человеком огромна. Музыка и слово неразрывны. Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Эти звукосочетания передают состояние души человека. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Она, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К. Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира окружена музыкой".  При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы "увидеть" что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. И поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами. Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа. Эта тема является актуальной.

 Во-первых, сегодня необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей культуры;

Во-вторых, изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Объект исследования: роман «Война и мир» Л.Н Толстого.

Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как выразительности и более полного осмысления художественного образа.

Методы исследования:

· анализ научной и художественной литературы;

· систематизация материала;

· обобщение полученной информации.

 

Теоретическая часть

Музыка как значимый элемент психологической характеристики литературных героев

 

Соединение музыки и слова – особое художественное направление. Музыка подчёркивает необыкновенную силу и выразительность слова, а слово даёт музыке большую определённость. Это соединение многократно увеличивает выразительность художественного образа, доводит её до высшего звучания.

На наш взгляд, можно выделить три функции музыки в литературе:

характерологическую, более полно раскрывающую внутренний мир героев;

структурно-композиционную, служащую для понимания сущности изображаемых ситуаций изнутри и их роли в структуре произведения;

 идейно-философскую, способствующую раскрытию художественного замысла.

Музыка является значимым элементом психологической характеристики героев и у Толстого. Свои музыкальные пристрастия, свое понимание психологического воздействия музыки на человека писатель перенес в свое творчество. Изучение музыкальных мотивов в творчестве писателя способствует более глубокому постижению его художественных замыслов, раскрытию психологических портретов и мотивов поведения героев.

Музыке в произведениях Толстого, и в частности в «Войне и мире», принадлежит большая композиционная роль.

 

 

Практическая часть

Заключение.

 

В результате целенаправленного анализа литературных эпизодов нами было выявлено, что соединение музыки и слова многократно увеличивает выразительность художественного образа.

Были установлены закономерности и взаимосвязь использования музыкальных произведений и замысла автора художественного текста.

Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом.

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1. Бартосик М. Х. Выразительно-смысловая значимость несобственно-поэтических средств в романах Л. Н. Толстого.

2. Цит. По Бабаеву Э. Г. Лев Толстой и музыка/Лев Толстой и музыка. М: Советский композитор

3. Вишневская И. Театр в прозе Толстого/В мире Толстого. Сб. статей.

4. Мотылева Т. Л. «Война и мир» за рубежом (переводы, критика, влияние).

5. Соловьёв-Андреевич Е.А. «Л.Н. Толстой. Его жизнь и литературная деятельность».

6. Л.Н. Толстой «Война и мир».

7. Чичерин А. В. Возникновение романа-эпопеи. Советский писатель, 1975.

 

 

 

 

Приложение

Введение

 

Власть музыки над человеком огромна. Музыка и слово неразрывны. Что такое музыка? Это искусство, искусство организованных, упорядоченных звуков, вызываемых инструментами или человеческим голосом. Эти звукосочетания передают состояние души человека. Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Она, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К. Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира окружена музыкой".  При всей своей эмоциональности музыка лишена конкретности, досказанности, и чтобы "увидеть" что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. И поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами. Язык слов и язык музыки…. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова прежде всего воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не все можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении.

В данной работе будут рассматриваться такие вопросы, как влияние музыки на раскрываемость художественного образа. Эта тема является актуальной.

 Во-первых, сегодня необходимо формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей культуры;

Во-вторых, изучение литературы и музыки способствует воспитанию эмоционально-нравственного отношения к миру и осознания себя в этом мире.

Объект исследования: роман «Война и мир» Л.Н Толстого.

Предмет исследования: музыка, как способ влияния на восприятие прозаического произведения, как выразительности и более полного осмысления художественного образа.

Методы исследования:

· анализ научной и художественной литературы;

· систематизация материала;

· обобщение полученной информации.

 

Теоретическая часть

Музыка в жизни выдающихся писателей

 

Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни.

А.С. Грибоедова мы знаем не только как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал вдохновенные, изящные миниатюры.

Лермонтов— один из самых «музыкальных» русских писателей. С первых шагов короткой и тревожной жизни поэта музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Об этом есть немало свидетельств и в его творениях, и в дневниковых записях. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. М.Ю. Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и стал его победителем.

В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта, творчество которого так же широко отразилось бы в музыке, как творчество Пушкина. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки», - писал А. Н. Серов. А замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: «О Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник… Вот перед кем могу стоять на коленях!»
Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.  

«Приходите к нам сегодня вечером... У нас будет музыка», - приглашал Чехов в Кудрине артиста А. П. Ленского. Музыка сопутствовала всей жизни писателя. Правда, Антон Павлович не был неизменным посетителем концертов и оперных премьер - для этого у него прежде всего не хватало времени. Чехов не играл также ни на каком музыкальном инструменте. И все же музыка для Антона Павловича, как и общение с природой, была глубокой внутренней необходимостью. Она душевно обогащала Чехова, служила для него неиссякаемым источником творческого вдохновения. Музыка вошла в жизнь Чехова еще в детстве. Антон Павлович любил слушать музыку в студенческие годы.

Музыка прошла через всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева. Ее писатель любил страстно и был верен ей всегда. Не получив в детстве музыкального образования, он не владел ни одним музыкальным инструментом, но пробовал петь и сочинять музыку, хотя попытки оказались безуспешными. Несмотря на отсутствие творческого и исполнительского дарования, Тургенев, безусловно, был очень музыкальным человеком, чувствовал музыку, имел хороший музыкальный вкус, обладал тонким слухом. При сближении Тургенева с музыкой его поразили и покорили сочинения Моцарта и Бетховена.

    «Больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему, знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную». Если даже не знать, о ком из русских поэтов это сказано, всё равно подумалось бы: Есенин. Не только факты биографии и свидетельства современников – сами есенинские стихи каждой своей певучей строкой говорят о дивной музыкальности поэта, сроднившегося с русской песней с детских лет.

Пастернак о роли музыки в своей жизни, и в особенности Скрябина, с которым семья дружила в его отроческие годы, писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней Скрябина». Дома у Пастернаков устраивались небольшие домашние концерты, участие в которых принимали и Скрябин, и Рахманинов. Пастернак называл началом своего сознательного детства ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для Л. Н. Толстого и его семьи. Это было 23 ноября 1894 года.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.