Именем Енакиева. Глава 4. Путешествие по старым картам — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Именем Енакиева. Глава 4. Путешествие по старым картам

2020-07-07 315
Именем Енакиева. Глава 4. Путешествие по старым картам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под присмотром полиции

За порядком на Петровских заводах и в прилегающих поселках следила полиция. В конце 19 – начале 20 века полицейскими надзирателями на заводах и рудниках были Даниил Иванович Кононенко и коллежский секретарь Иосиф Алексеевич Бонч-Богдановский, которого сменил Вячеслав Александрович Шкультецкий. Они содержались за счет Русско-Бельгийского металлургического общества. Позже за частные средства РБМО на Петровских заводах появился и пристав: сначала им был коллежский секретарь Павел Андреевич Скопин, а потом Павел Иванович Горев и коллежский асессор Александр Игнатьевич Падейский.

Содержались полицейские надзиратели и за счет казны, до войны эти должности занимали Никон Фомич Жижко и Кондрат Алексеевич Красножен. По данным за 1911 год, полицейским надзирателем поселков Александро-Полонского, Екатерининского и Голубовского при Петровских заводах числился Николай Антонович Еленевский.

А по сведениям за 1915 – 1916 годы, полицейским надзирателем фабричной полиции при Петровских заводах был коллежский секретарь Сергей Емельянович Топилин, полицейским надзирателем поселков Александро-Полонского, Екатерининского, Митинского и Голубовского – губернский секретарь Николай Антонович Еленевский, с 1916 года – Семен Алексеевич Сергиенко. Полицейским надзирателем Софиевского рудника в 1915 году стал губернский секретарь Никон Фомич Жижко, Веровского рудника – Федор Зиновьевич Павленко, околоточным надзирателем при Петровских заводах – Ефим Васильевич Чулков.

По данным за 1916 год, судебным следователем 8-го участка, в который входил поселок Енакиево, был коллежский асессор Владимир Николаевич Никулин, потом губернский секретарь Петр Павлович Скорина, нотариусом – Илья Макарович Марченко. Обязанности участкового мирового судьи Енакиевского и Александро-Полонского поселков исполнял Николай Алексеевич Цорн, судебным приставом значился Зиновий Захарович Осипенко. Участковым мировым судьей поселка Митинского был Александр Семенович Митин, а поселка Голубовского – Константин Порфирьевич Сизов.

Во втором десятилетии 20 века появились в Енакиеве и помощники присяжных поверенных (адвокатов): Жано Лапинович Сиксне и Владимир Зиновьевич Клец-Клевцов (сами же присяжные поверенные проживали в Бахмуте).

За работой рудников следило горное начальство: помощник окружного инженера Горловского горного округа Сергей Андреевич Медведков, а на Софиевском руднике у него был еще и помощник – штейгер Болеслав Адамович Люткевич (Сведения обо всех этих должностях взяты из справочников «Памятная книга и Адрес-Календарь Екатеринославской губернии» за 1900 – 1917 годы).

Глава 5. Поселки при Петровских заводах: Медицина в конце 19 — начале 20 века

Первый врач

На строительстве Петровского завода были заняты тысячи людей, поэтому Ф.Е. Енакиев задумался об организации медицинской помощи и создании заводской больницы. Первым доктором в нашей местности был немец по национальности Карл Теодорович (Федорович) Вегнер, в будущем выдающийся ученый-врач, основатель украинской ортопедии-травматологии. Его по рекомендации руководителя строительства и первого заведующего Веровского рудника А.И. Фенина пригласил на Петровские заводы Федор Егорович Енакиев. Дело в том, что А.И. Фенин незадолго до этого женился на сестре К.Ф. Вегнера Общаясь с Карлом Федоровичем, Фенин знал, что тот, несмотря на молодость, уже зарекомендовал себя как талантливый доктор, у которого были интересные идеи по организации медицинского обслуживания в рабочих поселках (А.И. Фенин. Воспоминания инженера (1883-1906 гг.). К истории общественного и хозяйственного развития России. – Прага, 1938. – С. 65, 86 – 87).

Карл Федорович Вегнер, сын доктора Юзовского завода, родился 12 декабря 1864 года в Каменец-Подольском (так что в декабре этого года будем отмечать 150-летний юбилей первого врача нашего города). После окончания в 1893 году Юрьевского (Дерптского) университета (ныне Тартуского университета в Эстонии) поступил ординатором в Юзовскую заводскую больницу. Там работал и его брат Оскар Федорович Вегнер, который Юзовке отдал свыше 30 лет своей врачебной деятельности. По данным «Списка медицинских врачей СССР (на 1 января 1924 г.)» (М, 1925, – С. 300), после революции Оскар Федорович был врачом 2-й больницы в г. Сталин. Карл Федорович Вегнер дружил с сыном выдающегося русского философа и социолога В.В. Берви-Флеровского доктором Федором Берви и со знаменитым юзовским врачом Борисом Казасом.

В 1896 году К.Ф. Вегнер занял место старшего врача на Петровском заводе. Больницу здесь построили по его же плану и на средства РБМО. Основные идеи, которые он потом воплотил в медицинской практике и теории, вынашивались и опробовались Карлом Федоровичем именно в больнице на Петровском заводе.

В 1905 году К.Ф. Вегнер переехал в Харьков. В мае 1907 г. совет съезда горнопромышленников Юга России, заместителем председателя которого в то время был муж сестры К.Ф. Вегнера Александр Иванович Фенин, отправил Карла Федоровича за границу для ознакомления с организацией в Германии медицинской помощи работникам при несчастных случаях и с методами правильной оценки трудоспособности рабочих, пострадавших от травм.

А 8 июля 1907 года в Харькове по проекту Вегнера открыли Медико-механический институт (ныне Институт патологии позвоночника и суставов им. проф. М.И. Ситенко АМН Украины). Карл Федорович возглавлял его до 1926 года – сначала как старший врач, а потом его директор.

Здесь в 1910 г. впервые в Российской империи К.Ф. Вегнер применил скелетное постоянное вытяжение для лечения перелома бедренной кости и металлоостеосинтез для лечения переломов. В 1914 году он успешно защитил докторскую диссертацию «Закрытые переломы диафиза бедра». (А.А. Корж. Флагману украинской ортопедии и травматологии институту им. М.И. Ситенко – 100 лет. – Международный медицинский журнал. – 2007. – № 1. – С. 132; В.В. Ключевский. Скелетное вытяжение. – Л.: Медицина, 1991).

Институт, возглавляемый Карлом Вегнером, разрабатывал методы функционального лечения переломов костей с помощью скелетного вытяжения, способы лечения костно-суставного туберкулеза.

Во время Первой мировой войны в тыл страны приходилось эвакуировать много раненых с огнестрельными переломами костей. Поэтому 13 сентября 1914 г. Карл Федорович открыл в Харькове лазарет на 225 коек для лечения таких пациентов.

К.Ф. Вегнера называют пионером функционального лечения переломов и ортопедических заболеваний в Российской империи. Его имя было авторитетным и в мировой медицине. В 1912 году Карла Федоровича избрали членом постоянного президиума Международного конгресса по борьбе с несчастными случаями.

После Октябрьской революции он, кроме руководства Медико-механическим институтом, заведовал кафедрой ортопедической хирургии в Харьковском медицинском институте. По воспоминаниям его коллег и учеников, в 1918 – 1925 г.г. К.Ф. Вегнер лично выполнял закрытое вправление врожденного вывиха бедра у детей по методу Лоренца. Причем, аппараты для разработки движения в суставах, которыми был оснащен институт во времена Вегнера, функционируют до сих пор и являются действующими музейными экспонатами (Ортопедия, травматология и протезирование. – 2012. – № 4. – С. 111 – 119). Кстати, среди его пациентов был знаменитый писатель Николай Островский – автор романа «Как закалялась сталь».

К.Ф. Вегнер положил начало двум научным школам ортопедов – харьковской и уральской. Среди его учеников было много известных в будущем ученых, среди них члены-корреспонденты Академии медицинских наук СССР В.Д. Чаклин и Н.П. Новаченко, который с 1940 года до своей смерти в 1966 году возглавлял в Харькове созданный Вегнером научно-исследовательский институт.

В августе 1926 г. Карла Вегнера из Харькова перевели в Москву. Здесь он заведовал ортопедическим отделением в Институте физиотерапии и ортопедии. В декабре 1926 г. провел первое Всероссийское совещание, посвященное борьбе с производственным травматизмом. Карл Федорович принимал активное участие в издании «Журнала современной хирургии». В 1926 г. в Москве вышел его фундаментальный научный труд, который считается классическим в медицине, – «Переломы и их лечение». Эта книга на долгое время стала пособием для студентов высших медицинских учебных заведений. Во время работы в Москве он также был консультантом-профессором по ортопедии поликлиники Наркомата здравоохранения СССР (Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год, с. 429). А в 1929 году эмигрировал в Швейцарию, где трудился в клинике Шеймана. Умер выдающийся врач и ученый в декабре 1940 г. в Берне, прожив 76 лет.

Идеи Вегнера, особенно в функциональном лечении переломов костей, сегодня успешно применяются и развиваются не только в созданном им Харьковском институте, но и во всех институтах травматологии и ортопедии, медицинских вузах Украины и мира. Вот что, к примеру, писал выдающийся хирург-ортопед, академик Г.А. Илизаров о том влиянии, которое оказал на него Вегнер: «А суть, основа нашего метода лечения? Однажды я прочитал: «При лечении заболевания конечностей мы должны помнить, что имеем дело с заболевшей частью двигательного аппарата — органом, не только созданным для движения, но и живущим движением». Это написал известный врач К. Ф. Вегнер еще в 1926 году, И мне сделалось обидно и досадно: задумайся над этим раньше — может быть, скорее созрело бы решение, каким образом лечить по-новому травматологические и ортопедические заболевания, отказавшись от гипсовых панцирей, забивания в живую кость гвоздей, вытяжения грузом».

ИМЕНЕМ ЕНАКИЕВА. Глава 4. Путешествие по старым картам

Какими были до революции поселки и села вокруг Петровских заводов и рудников? Панорама нашей местности того времени дана в двух поистине энциклопедических дореволюционных изданиях. Одно из них – «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Настольная и дорожная книга для русских людей», выходившее под общим руководством выдающегося географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского и под редакцией его сына Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского. Том 14, изданный в 1910 году, называется «Новороссия и Крым» и рассказывает о Бессарабской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерниях и области Войска Донского, есть в нем сведения и о селениях нашего края. Другое издание подготовлено железнодорожным ведомством. Это книга «По Екатерининской железной дороге», увидевшая свет в двух выпусках. Выпуск второй, в котором содержится информация и о нашей местности, издан в 1912 году.

Но сразу заметим, что не все сведения, помещенные в этих книгах, отражают состояние нашего края в начале второго десятилетия 20 века. Информация для указанных справочных изданий собиралась в течение первого десятилетия, к тому же администрация Петровских заводов не удосужилась вовремя предоставить затребованные у нее данные. Вот и получилось, что книги дают срез нашей местности на несколько лет раньше выхода их в печать. Особенно это касается «Полного географического описания нашего Отечества».

Предлагаю читателям с помощью этих справочников и других исторических источников отправиться в путешествие по старым картам нашего края. И сделаем это вдоль железных дорог.

Линия Криничная – Хацепетовка построена одновременно с сооружением углевозных участков Дебальцевского узла в 1879 г. и имела своей задачей соединять ближайшим путем Дебальцевский узел с линией Горловка – Ростов, сообщается в книге «По Екатерининской железной дороге». Но первостепенное значение эта линия получила лишь через несколько лет, после сооружения Мариупольской ветви, когда она вошла в состав магистрали Дебальцево – Мариуполь (По Екатерининской железной дороге / Выпуск II-й. Издание управления Екатерининской железной дороги. – Екатеринослав: Типо-Литография Екатерининской железной дороги, 1912. – С. 113 – 114). С июля1893 г. участок Хацепетовка – Никитовка был взят от Донецкой дороги в казну и присоединен к Екатерининской дороге, причем станция Хацепетовка являлась тогда предельным пунктом дороги на востоке. Но уже в1901 г., после присоединения к Екатерининской дороге Дебальцевского узла, этот крайний пункт переместился далеко на восток, к станциям Миллерово и Зверево (с. 114, 125).

«Из тех пяти русл, по которым притекают и вытекают грузы из этого огромного грузового бассейна, каким является ст. Дебальцево, – читаем в книге «По Екатерининской железной дороге», – первое место по значительности принадлежит руслу, направленному на запад, к ст. Хацепетовка, так как по этому руслу ежегодно обращается около 200 миллионов пудов грузов… В тех 200 миллионах пудов грузов, которые обращаются в Хацепетовском русле, главными составными частями являются: 135 миллионов пудов отправляемого станцией Дебальцево угля и 30 миллионов пудов прибывающей на эту станцию руды (с. 125 – 126; здесь и далее все сокращения в цитатах развернуты автором очерка).

Но чуть далее в той же книге говорится, что Хацепетовка – это «транзитная станция с ничтожным грузооборотом», расположенная на высоте 140,26 сажени и входившая в состав Бахмутского уезда. Свое название она получила от находившейся у самой станции, к северу от нее, могилы Хацепетовой (с. 127). И здесь необходимо небольшое отступление. На довольно подробной трехверстной военно-топографической карте Екатеринославской губернии за 1861 год указаны не только селения, но и другие топографические знаки, в том числе и могилы. Так в то время назывались курганы. До сих пор хорошо известны Саур-могила, Толстая, Мечетная и Черная могилы. Да и на названной карте можно увидеть немало курганов: Государева, Длинная, Павловская, Острая, Долгая, Желтая, Верина и иные могилы (отмечены буквой «М.»). Среди них и могила Хацепетова высотой 150,4 сажени. Вернее, две рядом расположенные могилы с одним и тем же именем – Хацепетова (см. фрагмент карты Екатеринославской губернии 1861 г. – ряд 26, лист 16). И это неудивительно, на разных листах данного атласа автор нашел еще ряд курганов, стоявших невдалеке друг от друга и имевших одинаковое название.

Что же касается названия могил Хацепетовых, связанных якобы с именами двух братьев Тимофея и Петра Хацепетов, – это всего лишь легенда. Вокруг многих могил-курганов подобных легенд, которые порой противоречили одна другой, создавалось немало. Определенно нельзя и сказать о происхождении могил Хацепетовых: то ли это насыпи над древними захоронениями, то ли остатки древних святилищ, то ли природные холмы. По крайней мере, все три варианта вполне возможны (см.: Берестнев С.И. Курган: могила или святилище? – Древности: Харьковский историко-археологический ежегодник, 2006 – 2008. – С. 8 – 20).

Но вернемся в начало 20 века на станцию Хацепетовку. При станции, сообщает книга «По Екатерининской железной дороге», было оборотное депо «на 4 стойла для стоянки и промывки паровозов с 121 служащим при нем». При станции возник довольно большой поселок с семью торговыми заведениями (в том числе с двумя складами строительного камня) с общим оборотом в 10 тысяч рублей (с. 127).

Для снабжения станции водой первоначально, еще при сооружении линии Хацепетовка – Криничная, в правом отроге балки Вилы, впадающей в р. Булавин, был устроен небольшой, ёмкостью в 500 кубических саженей, пруд, питавшийся обильными родниками (в одной кубической сажени 9,7126 кубических метра). Впоследствии, в1897 году, когда ст. Хацепетовка поступила в ведение управления Екатерининской железной дороги и оказалась конечным пунктом этой дороги, потребовалось усилить ее водоснабжение, «с этой целью было устроено вспомогательное водоснабжение из пруда ёмкостью 2000 кубических саженей, образовавшегося в карьере близ станции; позднее, в1900 г., был устроен еще один пруд в той же балке Вилы, ёмкостью 2000 кубических саженей, и поднята плотина старого пруда, благодаря чему емкость его увеличилась до 1000 кубических саженей; наконец, в1901 г., с целью уменьшения расходов по подвозке питьевой воды на станции близ депо была заложена артезианская скважина», глубиной до 46 саженей. Она давала в сутки 18 кубических саженей годной для питья воды. С1901 г., после присоединения к Екатерининской дороге участков Дебальцевского узла, водоснабжение станции Хацепетовки, «бывшее до тех пор коренным, обратилось в промежуточное, коренное же водоснабжение устроено было во вновь присоединенной ст. Дебальцево (с. 127 – 128).

В других источниках нам удалось найти и точную дату открытия железной дороги Хацепетовка – Криничная и собственно самой станции Хацепетовка. Это 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1879 года. А само строительство за частные средства началось годом раньше (Исторический очерк развития железных дорог в России от их основания по 1897 год включительно / Выпуск второй. – СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1899. – С. 26; Железнодорожный ежегодник. Год 1901-й / Составитель Н. Ермилов. – СПб., 1904. – С. 63). Колея на этом участке была нормальной ширины для тогдашних российских железных дорог – 0,714 сажени, а протяженность главного пути железнодорожной линии составляла 34 версты (верста равняется 1066,8 метра, сажень – 2,1336 метра). Так что дату 7 сентября (26 августа по старому стилю) можно считать знаковой для Углегорска (бывшей Хацепетовки), хотя не исключено, что небольшой хутор здесь существовал и раньше.

В «Историческом очерке развития железных дорог в России с их основания по 1897 год включительно» содержится информация и о других первых железных дорогах на нынешней территории нашего города. С 1 января 1894 года полностью начали действовать дороги Хацепетовка – Ясиноватая (47 верст) и Хацепетовка – Байрак (10 верст) (с. 2 – 3). 15 октября 1896 года введена в эксплуатацию построенная за казенные деньги трехверстная дорога Криничная – Путепровод (с. 35). Дорогой частного пользования считался построенный РБМО в 1896 году железнодорожный путь от Петровского поста, который вскоре стал называться разъездом Петровские заводы, а позже станцией Енакиево, до Петровских заводов и рудников протяженностью три версты (с. 57). А в 1900 году от поселков при Петровских заводах был построен деревянный мост к станции Енакиево. В начале 20 века, кроме Хацепетовки, в нашей местности важными станциями на Екатерининской железной дороге были также Волынцево, Енакиево, Садки (нынешняя Щебенка) и Путепровод (см. фрагменты карт Екатерининской железной дороги 1903 г. и 1912 года). Причем, с каждым годом усиливалась роль станции Енакиево, связывающей Петровские заводы и рудники с железной дорогой.

По линии Хацепетовка – Криничная осуществлялись в основном грузовые перевозки, но уже в 80-е годы появилось и пассажирское сообщение. Так, по данным за 1887 год от Дебальцева через Хацепетовку следовал поезд с вагонами трех классов. До Хацепетовки он доезжал за 33 минуты, билет в вагоне первого класса стоил 45 коп., второго класса – 34 коп., третьего класса – 17 коп. От Дебальцева до станции Волынцево поезд был в пути 1 час 02 минуты, за проезд надо было заплатить соответственно 79, 59 и 30 коп. К станции Садки поезд из Дебальцева прибывал через 1 час 48 минут, в вагоне первого класса стоимость проезда стоила 1 руб. 16 коп., второго класса – 88 коп., третьего класса – 45 коп. (Указатель русских железных дорог / Составитель И.А. Скорино. – СПб.: Военная типография, 1887. – С. 53). Деньги по тем временам немалые.

Линия Криничная – Хацепетовка, отмечалось в книге «По Екатерининской железной дороге», проходит по правому водоразделу реки Булавин, притока р. Крынки, и пересекает два притока Булавина: Корсунь и Садки (с. 114). Около этих рек и их более мелких притоков (балок, ручьев) и возникли основные поселения в нашей местности. Но прежде, чем продолжить путешествие по старым картам и кратко охарактеризовать эти населенные пункты, сделаем еще одно отступление. Касается оно происхождения названия реки Булавин, которое не только современные краеведы, но и дореволюционные издания связывают с именем предводителя казачьего восстания начала 18 века атамана Кондратия Булавина (см.: По Екатерининской железной дороге, с. 115; Россия. Полное географическое описание нашего Отечества, с. 853). Однако и это, как с братьями Хацепетами, тоже одна из легенд нашего края. Интерпретации ее, бытовавшие среди местных жителей, встречаем и в рассказе А. Куприна «На реке», посвященном р. Булавин (Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 томах / Том 2. – М.: Худ. литература, 1971. – С. 24 – 30). По-видимому, легенда возникла еще во второй половине 18 – первой половине 19 веков. Но и тогда в некоторых документах и на некоторых картах река называлась не просто Булавин, а Булавин Колодезь, в некоторых источниках Буловин Колодезь (например, см. фрагмент геометрического генерального плана Екатеринославской губернии Бахмутского уезда 1830 г., а также фрагмент карты Екатеринославского наместничества 1792 г.). А раньше ее именовали Баловин Колодезь или Болавин Колодезь.

Почему колодезь? Читатель сразу ассоциирует это слово с колодцем. Но это не совсем так. Обратимся к «Историко-этимологическому словарю русского языка» П.Я. Черных. Помнится из моей студенческой университетской жизни, как на занятиях по древнерусскому языку наша преподавательница (так фанатично влюбленная в старорусскую словесность, что она, казалось, не только со студентами, но и дома, и с коллегами изъясняется лишь давними словесами) настойчиво советовала готовиться к экзамену лишь по учебнику П.Я. Черных «Историческая грамматика русского языка», для нее он был высшим авторитетом, а в исследованиях других ученых постоянно находила неточности. П.Я. Черных действительно лучший знаток древнерусского языка, мнением которого воспользуемся и мы в этом очерке.

Его этимологические изыскания подводят к выводу, что слова «колодезь» и «колодец» отличаются по своему значению. Колодец – сруб или каменная труба для добывания воды, а колодезь (в древнерусском языке «кладезь») – это ключ, источник, ручей, небольшая река, приток большой реки. Так, в «Слове о погибели русской земли» читаем: «О светлая-светлая и украсно украшенная земля Русская и многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, реками и кладезями месточестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, польми дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы великами, селы дивными, винограды обительными, домы церковными и князьми грозными, бояры честными, вельможами многими; всего еси исполнена земля Русская!» С тем же значением находим слово «колодезь» и в документах 16 – 18 веков. Например, в «Книге Большому Чертежу» приводится «Роспись реке Донцу, и рекам и колодезям, которые реки и колодези в реку в Донец с Крымской и с Нагайской стороны пали; и на Донце татарские перевозы и перелазы, в которые приходят татары в Русь». В современном языке слово «колодезь» в этом значении не употребляется, но сохранилось в названиях многих рек России и Украины: Гремячий Колодезь, Белый Колодезь, Глухой Колодезь, Большой Колодезь, Малый Колодезь, Ольховый Колодезь и т. п.

А теперь о Баловине или Болавине (в современном названии – Булавине). Этот вопрос исследовал кандидат технических наук, председатель Донецкого спортивно-экологического клуба «Стайер» Виктор Химченко, опубликовавший 26 января 2009 года в газете «Вечерний Донецк» статью «Булавин – историческая речка Донетчины ». « Булавин сравнительно крупная среди так называемых малых рек Донбасса. Она имеет более 40 притоков, а ее длина составляет39 километров. Основные ее притоки в верховьях – это речки Скелевая и Ольховатка. Вблизи города Енакиево на реке создано питьевое Волынцевское водохранилище площадью более трех квадратных километров», – пишет В. Химченко.

Далее он отмечает: «Реки Приазовья, по которым проходили в старину торговые пути, уже имели свои древние названия, которые упоминаются в трудах историков со скифских времен». Вдоль речки Булавин, в ее верховьях проходила часть древнего торгового пути из Киева в Тмутаракань. Этот путь назывался «Залозным», так как торговые караваны по нему шли в обход стойбищ воинственных степняков вдоль речек, укрывавшись «за лозняками».

«В этих краях, – читаем в статье В. Химченко, – проходили также описанные в летописях военные походы киевских князей. Так, в летописях о походе Владимира Мономаха в 1111 году говорится о половецком городе Балин, который по заключениям историков, находился на нынешней речке Булавин у впадения в нее речки Садки. Ниже по течению от этого места речка называется уже Крынкой. Надо полагать, что город Балин и речка, на которой он стоял, имели родственные названия и в ходе дальнейших поисков это подтвердилось. С названием Балин известны некоторые водотоки, например, ручей Балин – приток Десны, водоток Балка Балин на Донетчине – приток Мокрой Волновахи. На Черниговщине, когда там княжил Владимир Мономах, упоминается заболоченный водоток Балин – по летописи «при потоку болотном Балине». Из этого можно предположить, что название Балин имели застойные заболоченные водотоки».

Согласно изданному в 1984 году«Словарю народных географических терминов» Э.М. Мурзаева и уже упоминавшемуся этимологическому словарю П.Я. Черных, слова «балка», «баловина», «болото» – одного ряда. Неслучайно поэтому нынешнюю речку Булавин в некоторых старых документах называли Баловин или Болавин (болотный водоток или застойная заболоченная река) и лишь со временем, как считает В. Химченко, после присущего русскому языку чередования гласных в слоге бол-бал-бул образуется слово Булавин. При этом В. Химченко ссылается на современную гидрологическую характеристику реки, имеющей разветвленное, извилистое русло, а при ее небольшом уклоне это позволяет считать Булавин сравнительно застойной, заболоченной речкой. «Особенно контрастно это проявляется в том месте, где изменяется название реки, – подчеркивает В. Химченко. – После впадения в Булавин речки Садки характер реки меняется, она становится полноводнее, течение ее быстрее, воды бурно вскипают на многочисленных каменистых перекатах и небольших водопадах. На этой речке байдарочники тренируются в водном слаломе. Изменился характер реки, поэтому изменяется и ее название. «Болотная» речка Булавин переименовывается и становится Крынкой».

На наш взгляд, не легенда о Кондратии Булавине, а точка зрения В. Химченко ближе к истине. Именно так, как он предполагает, колодезь Балин трансформировался в своем названии в колодезь Баловин (Болавин), а потом и в Булавин.

Продолжим путешествие по старым картам нашего края. Если двигаться по железной дороге на участке Горловка – Ханженково, то через семь верст от станции Пантелеймоновки можно увидеть станцию (а прежде разъезд) Путепровод, расположенную на высоте 123,9 сажени (По Екатерининской железной дороге / Выпуск II-й. Издание управления Екатерининской железной дороги. – Екатеринослав: Типо-Литография Екатерининской железной дороги, 1912. – С. 146).

Поселок Пантелеймоновка, который ныне находится на территории Горловского горсовета, основан в 1876 году, когда здесь началось строительство железной дороги. По обычаю, в здание только что возведенной станции внесли икону святого Пантелеймона, поэтому и назвали ее Пантелеймоновкой.

Горловский краевед А.В. Шевченко в книге «Топонимы Горловки», ссылаясь на рассказы местных старожилов, так об этом пишет: «Неподалеку от станции расположено село Корсунь, рядом с ним находилось имение помещика Пантелея. Железная дорога между Горловкой и Криничной и далее на Ростов прошла по земле этого помещика. Богатый владелец земельных угодийрешил основать станцию. Добился он у властей железной дороги, чтобы ее открыли 27 июля, в день великомученика Пантелеймона…

По приказу Пантелея в зал ожидания станции привезли икону святого мученика Пантелеймона и повесили на стене. Собрались толпы крестьян, одетых по-праздничному, Приехал из Корсуня священник. Он оделся в ризу, освятил святой водой здание вокзала, отслужил молебен у иконы святого Пан­телеймона. Прибывший поезд сделал остановку. Машинист и его помощник сошли спаровоза. Девушки в нарядных одеж­дах преподнесли железнодорожникам хлеб с солью. Маши­нист с помощником подошли к батюшке, поклонились иконе святого Пантелеймона, усердно помощник и машинист целоваликрест батюшки. Так новая станция получиланазвание ПАНТЕЛЕЙМОНОВКА. А помещик получил возможность вы­возить хлеб с имения на железную дорогу и выгодно его продавать».

Но еще раньше рядом с селом Корсунь располагалось село с таким же названием Пантелеймоновка. На карте Екатеринославской губернии за 1861 год оно именуется Крынской Пантелемоновкой (так в названии без буквы «й»; см. фрагмент 2 карты). Обозначено это село как Пантелимоновка (орфография сохранена) и на геометрическом генеральном плане Екатеринославской губернии Бахмутского уезда 1830 г. (см. фрагмент 53 геометрического генерального плана Екатеринославской губернии Бахмутского уезда 1830 г.). В 1859 году здесь насчитывалось всего два двора, а проживали 7 душ мужского пола и 9 женского. Это и есть нынешнее село Верхняя Крынка.

Но вернемся на станцию Путепровод. В 300 саженях от нее располагалось созданное 1 марта 1897 года «Криничное Бельгийское анонимное общество огнеупорных и гончарных изделий на Донце», которым заведовал В.А. Френэ. Заводская контора находилась в селе Криничном Веровской волости, а само правление общества – в Бельгии. На заводе в начале 20 века трудились 140 человек, а позже численность работников увеличилась до 200. На этом предприятии производили лепную глину, гончарные изделия, черепицу, плиты и строительные материалы, а также огнеупорные изделия для доменных и коксовых печей, в том числе и для Петровских заводов. В Криничном имелась больница на две койки, врач приезжал туда два раза в неделю, а фельдшер практиковал там постоянно (Список фабрик и заводов России.1910 г. По официальным данным фабричного податного и горного надзора. – М. – СПб. – Варшава, 1910. – С. 279). Этой больницей пользовались и работники станции Путепровод и члены их семей.

А теперь продолжим наш путь вдоль железнодорожной линии Криничная – Хацепетовка. Как сообщалось в книге «По Екатерининской железной дороге», с левой стороны в двух – трех верстах от этой линии раскинулось «большое с. Корсунь, Скотоватской волости, с населением около 6000 душ.; в селе около 20 торговых заведений с общим годовым оборотом около 20000 рублей, одна паровая мельница с оборотом около 2000 рублей, к селу примыкают хутора Стенки и Садки. В окрестностях села достойна внимания балка Розсоховата (нынешнее название – Рассоховатая), в которой видны обнажения каменноугольного пласта и железных руд» (с 119).

А в «Полном географическом описании нашего Отечества», где приведены сведения на несколько лет раньше, сообщается, что «на речках Корсуни и Розсоховатой расположено с. Корсунь (Гулевое) с населением до 3 ½ тысячи душ, православной церковью и десятком лавок. Близ села, в Розсохинском лесу находится обнажение каменноугольного пласта и месторождение железных руд. В окрестностях села производится разработка известняков и песчаников, из которых выделываются катки, жернова и плиты (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества / Настольная и дорожная книга для русских людей // Под ред. В.П. Семенова. – СПб., 1910. – С. 853).

Балка Рассоховатая с протекающим через нее ручьем – приток реки Корсунь. В России и Украине немало рек с названием Рассоха, Рассоховатая. Как толкует В. Даль, рассоха – это развилина, разведенные врознь концы, два притока, две речки, которые сливаются под острым углом, «зовут рассохой и всякий порядочный приток, рукав реки», рассохами называют также безыменные ручьи, вливающиеся в оголовок или голову, вершину реки.

Достоверных данных, когда возникло село Корсунь, нет. Но известно, что еще в конце 17 века в этих местах стали селиться запорожцы-отшельники, занимавшиеся пчеловодством, скотоводством и рыбальчеством. А с 1745 года сюда стали прибывать характерники (казаки-колдуны) и харцызы (казаки-разбойники; по толкованию В. Даля, проедалы, шатуны, волочуги, воришки, что подтверждается и официальными документами, ведь основным занятием харцызов были грабеж и воровство).

Но уже с начала 70-х годов 18 века на корсунские земли, как и в соседние местности Ясеноватку, Зайцево, Железную Балку, Государев Баерак (баерак – глубокий овраг, промытый в степи весен­ними водами и летними ливнями иногда на десятки километров, нередко поросший кустарником и даже мелким лесом), Землянки и прочие селения, хлынули православные молдаване и волохи. Их переселение активно поддерживала власть. В 1777 году по распоряжению Азовской губернской канцелярии все эти поселения, входившие тогда в Азовскую губернию, получили статус воинских государственных слобод.

Но вскоре корсунские земли по неизвестной причине обезлюдели. Так, по данным пятой ревизии 1795 года Корсунь не называется среди населенных пунктов Екатеринославского наместничества. На нынешней территории нашего города в то время существовали село Ольховатка, деревни Ильинская, Михайловка, Алексеевка, Афанасьевка, Садок, Федоровка и Раздольное. А вот на корсунских землях тогда была пустошь, которой владел генерал-майор Людов. Всего Корсунская пустошь занимала свыше 6745 десятин земли, в том числе под пашней было 5960 десятин, под сенокосом – 500, лес располагался на 40 десятинах, более 245 десятин числились как неудобная земля.

Села Корсунь мы не найдем ни на одной карте конца 18 – первой трети 19 века. И лишь в 30-е годы эта местность начинает обживаться, поселение быстро растет. В 1838 году за казенные деньги здесь даже построили каменно-деревянную Вознесенскую церковь, в приходе которой было не только само село Корсунь, но и хутор Ясеноватый, Крынская Пантелеймоновка и деревня Раздольное (Раздоловка). Уже в 1850 году в селе Корсунь насчитывалось 294 двора (Военно-статистическое обозрение Российской империи: Т. XI. Часть 4. Екатеринославская губерния / Составитель Генерального штаба штабс-капитан Драчевский. – СПб.: Типография Департамента Генерального штаба, 1850. – С. 177).

По данным за 1859 год, в казенном селе Корсунь (Гулевое) был 341 двор, числились 1123 души мужского пола и 1073 женского (Список населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года: Том XIII. Екатеринославская губерния с Таганрогским градоначальством. – СПб., 1863. – С. 49). А в середине 80-х годов в 479 дворах проживали 3054 жителя, имелись арестантский двор и восемь лавок (Волости и важнейшие селения Европейской России: Выпуск VIII. Губернии Новороссийской группы. – СПб., 1886. – С. 27).

По данным первой российской переписи 1897 года в селе насчитывалось 3327 жителей (1668 мужчин и 1659 женщин) (Населенные места Российской империи… / Под ред. Н.А. Тройницкого. – СПб., 1905. – С. 62). В 1908 году здесь уже было свыше пяти тысяч жителей (2630 мужчин и 2645 женщин), а в начале второго десятилетия 20 века Корсунь стал самым большим селом в нашей местности, численность населения которого приблизилась к шести тысячам.

Еще в 60-е годы 19 века в Корсуне начали проводить ярмарки. Их было две: Троицкая (к примеру, в 1863 году товаров на ярмарку привезли на 4500 руб., а продали на 1550 руб.) и Иоанно-Богословская, проводившаяся 26 сентября (в том же 1863 году привезено товаров на 4000 руб., продано на 1300 руб.) (Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1864 год. – Екатеринослав: Типография Я. Чаусского, 1864. – С. 139). Однако в 1913 году Корсунское сельское общество выступило с ходатайством о перенесении сроков ярмарок: первой – на Масленицу, второй – на 22 сентября. Губернское земское собрание эту просьбу удовлетворило (Журналы Екатеринославского губернского земского собрания 48-й очередной сессии1913 г. с приложениями. – Екатеринослав: Типография Губернского Земства, 1914. – С. 287).

Вслед за этим селом, сообщается в книге «По Екатерининской железной дороге», «линия переходит р. Корсунь, впадающую в р. Булавин, и подходит к станции Садки, Бахмутского уезда», ежегодно станция нагружает до3 миллионов пудов грузов, для обеспечения водою она соединена с рекой Булавин водопроводом длиною 3


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.