Осознание учеником целей и задач своей работы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Осознание учеником целей и задач своей работы

2020-07-07 102
Осознание учеником целей и задач своей работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель является главным ориентиром для определения содержа­ния занятий учащегося, особенностей их организации. Ясное по­нимание цели своей работы является необходимым условием ус­пешного выполнения этой работы, её результативности. Необхо­димо иметь в виду, что цель, поставленная перед учащимся, долж­на быть конкретной, понятной, доступной для достижения. Педагог может использовать разные способы постановки и конкретизации цели перед учеником. Это словесное объяснение, показ на инстру­менте, дирижерский жест, пропевание и т.д.

Готовность к реализации цели, поставленной педагогом перед учеником, зависит не только от технического умения последнего, но и в неменьшей степени от того отклика, который она найдёт в его сознании. Важно, чтобы поставленная педагогом цель преобразова­лась в сознании ученика в его собственные слуховые и двигательные представления, соответствующие этой цели. Как бы наглядно (сло­вами, показом) педагог ни конкретизировал перед учеником цель, например – выразительное с точки зрения интонации прочтение ме­лодии, ученик не сможет точно проинтонировать её, если сам не ус­лышит интонационных связей между звуками, либо его технические навыки звукоизвлечения недостаточно развиты. На начальном этапе обучения и цели, и способы работы в зна­чительной степени регламентируются педагогом. При этом необ­ходимо определить уровень требований к ученику. Хорошо, если педагог мотивирует целевые установки, рассматривая их не только как конкретную тактическую задачу, но и в более широком плане – во взаимосвязи различных целей, в их определённой последова­тельности. Такой подход будет способствовать более осмысленной работе ученика, его перестанут смущать неизбежно возникающие в процессе занятий более мелкие, побочные задачи, необозначенные педагогом. С развитием умения самостоятельно мыслить будет фор­мироваться его способность к целенаправленной работе, перспек­тивное видение целей.

Иерархия целей для педагога могла бы выглядеть следующим образом: ввести ученика в мир духовного через музыку, освоение языка музыки, освоение музыкального инструмента. Каждая последующая цель по отношению к предыдущей может рас­сматриваться как средство: освоение инструмента – средство для изучения музыкального языка, в свою очередь, знание языка музыки, ставшего достоянием духовного мира ученика, будет способствовать повышению его культурного уровня, развитию его духовности.

Умение последовательно располагать цели, выделять главную на данный момент цель позволит педагогу эффективно выстраивать учеб­ный процесс, отделять главное от второстепенного, связывать частное с целым, органично сочетать осуществление перспективных, стратегиче­ских целей с решением необходимых на сегодняшний день задач. От­давая безусловный приоритет духовному началу в музыке, её содержа­тельной стороне, педагог прекрасно понимает сложную взаимосвязь духа и материи и ту, неизбежную во многих случаях корректировку, которую техническая сторона работы вносит в реализацию художест­венного замысла. И здесь особенно важно не потерять целевые ориен­тиры. Когда цель не ясна, средство нередко выходит на первый план, подменяя или искажая цель. Так, например, иной баянист, хорошо владеющий каким-либо техническим приёмом игры (это может быть чёткая раздельная игра), использует его и в музыке барокко, и в обработке народной песни в неизменном виде, без учёта сти­листических особенностей музыки. Преувеличенные темпы, гру­бые акценты, неестественная, с большими перепадами динамика в игре некоторых баянистов, или «игра с оттеночками» – пример того, как целью становится пресловутая яркость игры и желание привлечь к себе внимание. Другая негативная тенденция, часто встречающаяся в практической работе педагогов-баянистов – за­вышение программы ученика – приводит к тому, что долгие и за­частую безуспешные попытки решить технические проблемы пре­вращаются на длительное время в единственную цель, выхолащи­вая из сознания ученика восприятие самой сути музыки. Такое смещение ценностей обнаруживает непонимание этими педагога­ми стратегических целей и задач музыкального воспитания уча­щихся. Повышение общего и культурного уровня педагогов, их профессиональной квалификации, опыт работы помогут им не допускать подобного рода ошибок.

Основные положения данного раздела:

1. Работа не может быть продуктивной, если её содержание не на­правлено на решение конкретной задачи.

2. Цель определяется актуальными задачами, стоящими перед уче­ником, перспективами его развития, уровнем подготовки, инди­видуальными качествами ученика.

3. Используя разнообразные формы: словесное указание, показ, жест, пропевание, педагог добивается конкретного и ясного из­ложения цели.

4. Необходимо прямо на уроке убедиться в том, что ученик верно понял поставленную перед ним задачу.

5. Цель определяет средство, а не наоборот.

6. Иерархия целей, их приоритеты находятся в прямой зависимо­сти от музыкальной и общей культуры педагога.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.