Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2020-07-07 | 563 |
5.00
из
|
Заказать работу |
2.1 Изучение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию
Работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап – констатирующий. Цель этого этапа: изучение уровня адаптации детей раннего возраста. С этой целью мы провели методики на отслеживание и фиксирование начального уровня адаптации детей раннего возраста. Основные методы на данном этапе: наблюдение, теоретический анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей.
Второй этап – формирующий, целью которого является системная работа по повышению адаптации детей раннего возраста к ДОО за счет реализации выделенных педагогических условий. Методы на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение.
На третьем этапе – контрольном, предполагается фиксация результатов проведенной работы в виде повышения уровня сформированности адаптации детей раннего возраста. Основные методы на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование родителей, наблюдение.
Важным шагом в осуществлении второй цели констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Критерий (греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [41].
В качестве диагностического инструментария выбрали методику А.В. Остроуховой. По мнению автора, успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. На основе данной диагностики были выделены следующие критерии: эмоциональный, поведенческий, физиологический аспект. Данные критерии представлены в таблице 1.
В качестве показателей принято считать то, что доступно восприятию, поэтому в качестве показателей адаптации детей раннего возраста к ДОО возраста мы рассматриваем глубину и объем, степень проявления качеств, частоту воспроизведения, самостоятельность умений. В качестве основного метода, используемого в диагностировании уровня адаптации, является метод наблюдения и анкетирование родителей.
Таблица 1. 1 Критерии и показатели адаптации детей раннего возраста
Критерий | Показатели |
Эмоциональный компонент | – Настроение ребенка; – Наличие страхов; – Желание ходить в детский сад. |
Поведенческий компонент | – Взаимоотношения со сверстниками; – Взаимоотношения с педагогом; – Поведение в группе. |
Физиологический компонент | – Характеристика сна; – Характеристика аппетита; – Частота заболеваемости ребенка. |
Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния педагогических условий на эффективность первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, процесс реализации которых мы рассмотрим в параграфе 2.2.
Планируя результаты первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, исходим из уровневого подхода. Это, прежде всего, обосновывается тем, что у детей раннего дошкольного возраста адаптация проходит с различной степенью сложности. В соответствии с видами адаптации к ДОО выделяем такие уровни как: легкая, средняя, тяжелая.
Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав. В таблице 2 содержится характеристика адаптации детей раннего возраста к ДОО.
Таблица 2.1 Критериально-уровневая шкала адаптации детей раннего возраста к ДОО
Критерий | Уровни | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая | |
Эмоциональный компонент | Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО. | Настроение ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. | Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет |
Поведенческий компонент | С удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. | Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению и желанию. | Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе. |
Физиологический компонент | У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее. | Ребенок имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет. | Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет. |
Перейдем к описанию констатирующего этапа экспериментальной работы. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО. Для работы были выбраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы в количестве 11 человек (Экспериментальная) и 10 человек (Контрольная) группы. Первая группа была сформирована для проверки первого педагогического условия, вторая группа для реализации трех условий одновременно.
Результаты проведения наблюдения в контрольной и экспериментальной группе представим в таблице 3 и 4. Для обозначения уровня по каждому из критериев используем следующие обозначения: легкий уровень – «Л», средний уровень – «С», тяжелый уровень – «Т».
Таблица 3.1 Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей экспериментальной группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Оценка уровня адаптации к ДОО | Уровень адаптации к ДОУ | ||
1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | |||
1. | Фатькин Миша | Т | С | Т | Т |
2. | Соловьёв Рома | С | С | С | С |
3. | Давыдова Ульяна | Т | Т | С | Т |
4. | Руднева Маша | С | С | Т | С |
5. | Старков Артём | Т | Т | Т | Т |
6. | Лисина Арина | Т | С | Т | Т |
7. | Чеченков Матвей | Т | Т | Т | Т |
8. | Шумская Катя | С | Т | Т | Т |
9. | Козина Саша | Т | С | Т | Т |
10. | Чеченков Дима | Л | Л | С | Л |
11. | Занозина Маша | С | С | С | С |
Таблица 4. Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей контрольной группы
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Оценка уровня адаптации к ДОО | Уровень адаптации к ДОО | ||
1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | |||
1. | Матюков Макар | Т | С | Т | Т |
2. | Кузнецов Серёжа | Т | Т | Т | Т |
3. | Туркина Варя | Т | Т | С | Т |
4. | Пирогова Диана | С | С | С | С |
5. | Бубеле Злата | Т | Т | Т | Т |
6. | Абрашина Саша | Т | С | Т | Т |
7. | Кудинова София | С | С | С | С |
8. | Дорохина Есения | С | Т | Т | Т |
9. | Гертнер Кирилл | Т | С | Т | Т |
10. | Василенко Ева | С | Т | Т | Т |
На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении) | |||
Группы | Уровни | ||
Легкий | Средний | Тяжелый | |
КГ | 54,5 | 45,5 | 0 |
ЭГ | 63,6 | 27,3 | 9,1 |
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к легкому уровню отнесено 1 ребенок (9,1%), а в контрольной нет таких детей. Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО, с удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее.
К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 3 детей (27,3%), в контрольной – 45,5% (5 детей). Настроение ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению и желанию. Ребенок имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет.
К тяжелому уровню к экспериментальной группе относятся 7 детей (63,6%), а к контрольной группе – 54,5% (6 детей). Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет. Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе. Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет.
Для большей наглядности полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента представлены на рисунке (см. рис.1).
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
КГ |
ЭГ |
Легкий уровень |
Средний уровень |
Тяжелый уровень |
Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
Таким образом, наблюдение за деятельностью детей позволило выявить уровень адаптации детей раннего возраста. Эксперимент показал преобладание тяжелого уровня, что ниже реальных возможностей детей раннего возраста, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты.
2.2. Реализация условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию
Рассмотрев теоретические положения исследуемой проблемы, определив ее состояние в практике дошкольных образовательных организаций и выявив исходный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, сосредоточим свое внимание в данном параграфе на описании работы по реализации выявленных педагогических условий.
С целью подтверждения и уточнения выдвинутой проблемы провели работу, направления которой разработаны нами в соответствии с предложенными педагогическими условиями.
Работа проводилась на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области школы №21 имени Героя Советского Соза Е.А.Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка" во второй младшей группе.
Второй этап нашей работы – формирующий имел цель: проверить эффективность предложенных педагогических условий в повышении уровня адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
В ходе работы с детьми мы преследовали следующую цель: устранение причин дезадаптации, формирование условий для приспособления ребенка к условиям ДОО.
В свою очередь, опираясь на цель, нами были выявлены следующие задачи:
1. Формирование у детей позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад.
2. Организация и проведение игр с детьми на формирование коммуникативных умений.
3. Координация работы специалистов ДОО по работе с детьми (педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, руководитель по ИЗО).
Работа с детьми включала проведение работы по формированию позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад, навыков общения.
Первоочередная задача воспитателя в работе с детьми – формирование эмоционального контакта, доверие детей к педагогу. Основная форма работы с детьми – игра. Использовались следующие виды игр:
– сюжетные;
– игры с водой;
– игры с песком;
– пальчиковые игры;
– игры с дидактическими игрушками; – игры-забавы.
Помимо игр использовались такие формы работы с детьми, как:
– театр игрушек, пальчиковый театр;
– рассказывание сказок с просмотром картинок (народные: «Курочка Ряба» обработка К. Ушинского, «Теремок» обработка М. Булатова, «Репка» обработка К. Ушинского, «Как коза избушку построила» обработка М. Булатова, «Колобок» обработка К. Ушинского, «Волк и семеро козлят» обработка А.Н. Толстого, авторские: «Курочка» Е. Чарушина, «Петушок с семьей» К. Ушинского);
– рассказывание народных пестушек, потешек; – просмотр мультфильмов.
Также не менее важная задача педагога – вторичная профилактика дезадаптации детей. Для этого использовалась такая социально-педагогическая технология, как игровые технологии. С детьми были проведены сюжетные игры, направленные на ознакомление детей с детским садом. Совместно с детьми с помощью строительного материала конструировался детский сад. Непосредственно перед началом игры ребенку показывается построенное пространство с рассказом о нем:
– Это «Детский сад»! Сюда мама и папа приводят своих детей, чтобы они вместе с другими детьми гуляли, играли, занимались интересными делами, пока их родители находятся на работе. В детском саду дети умываются, кушают и спят, а с ними вместе всегда находятся педагог. Воспитатель играет с детьми, читает им книжки, водит хороводы, во всем помогает детям. Когда дети утром приходят в детский сад, воспитатели их встречают.
Далее представлены следующие сюжеты: приход детей в сад и расставание с мамой; свободная игра детей; конфликты; занятия; гигиенические мероприятия и еда; сон; прогулка; возвращение родителей. Например, сюжет «Приход в сад, расставание с мамой».
Задачи сюжета:
– знакомство и закрепление того, что с мамой надо будет на время расстаться и пойти в группу одному;
– знакомство с рядом правил этикета и быта в ДОО.
Во время решения ознакомительной задачи в процессе игры сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.
В дальнейшем, если уже при посещении ребенком ДОО у него под действием каких бы то ни было причин (занервничал, испугался в саду, обидели и т.д.) появятся слезы при прощании с родителями или он окажется свидетелем чужих слез и переживаний, то подобный эмоционально напряженный сюжет вводится в игру. Проигрывание адекватного, доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей, а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребенком подобных сцен и выхода из эмоционально напряженной ситуации станут личным опытом с благополучным исходом, пережитым ребенком. Следующий сюжет игры «Свободная игра детей» Задачи сюжета:
– показать ребенку, что в ДОО будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома, и с ними можно играть;
– показать ребенку, что в ДОО наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.
Виды сюжета:
– Самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой. В развитии сценария акцент делается на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования.
– Совместная игра с другими детьми. Чтобы организовать совместную игру, ребенку необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть; распределить роли; договориться о правилах. На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребенка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе.
– Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т. п.). В подобных играх руководителем является воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, а также учитывать интересы других детей.
Сюжет «Конфликты»
Задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.
Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (стул, горшок, шкафчик и т. п.) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребенок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого). Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребенка как можно натуральнее – с писком, возмущением, т.е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна придти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.
– Что ты делаешь? – может сказать «воспитатель». – Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.
Это особенно важно, если ребенок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту. Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть.
Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, так как запреты ребенку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основаны, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому что опечалится хозяин). Причем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатийными, чтобы вызвать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.
Конфликтные ситуации в ДОО могут возникать между ребенком и воспитателем. Ребенок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. В зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребенка надо уделять этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.
Сюжет «Возвращение родителей»
Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность, что следующий день в саду будет также очень интересным.
Остальные сюжеты: занятия, гигиенические мероприятия и еда, сон, прогулка – разыгрываются подобным образом, с разной степенью детализации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Одним из главных результатов этой игры, который наблюдался у детей, было принятие ими необходимости ухода мамы. Другими словами, для ребенка этот факт становился правилом, условием пребывания в детском саду, он приобрел за время игры привлекательность и вызывал интерес. К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать.
В процессе работы с родителями мы опирались на следующую цель:
формировать компетентность родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОО.
Для более точной конкретизации цели мы реализовывали в своей работе следующие задачи:
1. Содействовать обогащению, углублению и систематизации знаний родителей в области воспитания детей младшего дошкольного возраста, их адаптации в ДОО.
2. Содействовать формированию адекватного осознанного отношения к собственной родительской ответственности, готовности сотрудничать с педагогами ДОО.
Формы работы с родителями:
– беседы, консультации (индивидуальные, групповые, фронтальные) по темам: «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»; «Социальная адаптация ребенка к детскому саду»; «Факторы дезадаптации»; «Режим дня в детском саду и дома»;
– наглядно-информационные (буклеты, памятки, рекомендации, журналы, папки-передвижки);
– формы активизации родителей (диалоги, тренинги, дискуссии, круглый стол);
– организация клуба («Школа родителей»).
В таблице 6.1 представлена тематика работы клуба.
Таблица 6.1Тематика работы клуба «Школа родителей»
№ п/п | Тематика работы клуба | Форма проведения | Сроки | Ответственные |
1 | Адаптация ребенка к ДОО | Круглый стол | Октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
2 | Семейный кодекс. Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО | Консультация | Ноябрь | Социальный педагог |
Продолжение таблицы 6. | ||||
3 | Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка | Консультация | Декабрь | Воспитатели |
4 | Особенности организации питания детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье | Практикум | Январь | Мед. работник |
5 | Если ребенок капризничает | Круглый стол | Февраль | Педагог-психолог |
6 | Создание условий для развития сенсорных способностей детей | Практикум | Март | Старший воспитатель |
7 | Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний | Консультация | Апрель | Мед. работник |
8 | Профилактика социальной дезадаптации детей | Консультация | Май | Педагог-психолог |
9 | Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста | Консультация (решение педагогических ситуаций) | Июнь | Воспитатели групп младшего дошкольного возраста |
10 | Защита прав семьи и детей | Круглый стол | Июль | педагог - психолог |
11 | Активизация речевой и двигательной активности ребенка | Круглый стол | Август | Старший воспитатель |
12 | Анализ итогов работы по адаптации детей к ДОО | Вечер вопросов и ответов | Август | Педагог-психолог |
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в рамках формирующего этапа эксперимента мы реализовали следующие педагогические условия: использование игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста, формирование педагогической компетентности родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами. В процессе нашей работы нами были составлены и апробированы система использования игровых технологий при работе с детьми, непосредственное включение родителей в процесс. Также в ходе исследования мы проводили мероприятия с родителями по повышению их педагогической компетентности.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!