Глава II . Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в ДОО — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава II . Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в ДОО

2020-07-07 563
Глава II . Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации в ДОО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Изучение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

Работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап – констатирующий. Цель этого этапа: изучение уровня адаптации детей раннего возраста. С этой целью мы провели методики на отслеживание и фиксирование начального уровня адаптации детей раннего возраста. Основные методы на данном этапе: наблюдение, теоретический анализ литературы по проблеме, анкетирование родителей.

Второй этап – формирующий, целью которого является системная работа по повышению адаптации детей раннего возраста к ДОО за счет реализации выделенных педагогических условий. Методы на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение.

На третьем этапе – контрольном, предполагается фиксация результатов проведенной работы в виде повышения уровня сформированности адаптации детей раннего возраста. Основные методы на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, опытно-экспериментальная работа, анкетирование родителей, наблюдение.

Важным шагом в осуществлении второй цели констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Критерий (греч. kriterion – мерило для оценки чего-либо) – средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности [41].

В качестве диагностического инструментария выбрали методику А.В. Остроуховой. По мнению автора, успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. На основе данной диагностики были выделены следующие критерии: эмоциональный, поведенческий, физиологический аспект. Данные критерии представлены в таблице 1.

В качестве показателей принято считать то, что доступно восприятию, поэтому в качестве показателей адаптации детей раннего возраста к ДОО возраста мы рассматриваем глубину и объем, степень проявления качеств, частоту воспроизведения, самостоятельность умений. В качестве основного метода, используемого в диагностировании уровня адаптации, является метод наблюдения и анкетирование родителей.

Таблица 1. 1 Критерии и показатели адаптации детей раннего возраста

Критерий Показатели
Эмоциональный компонент – Настроение ребенка; – Наличие страхов; – Желание ходить в детский сад.
Поведенческий компонент – Взаимоотношения со сверстниками; – Взаимоотношения с педагогом; – Поведение в группе.
Физиологический компонент – Характеристика сна; – Характеристика аппетита; – Частота заболеваемости ребенка.

 

Совокупность выбранных критериев позволила обеспечить проверку влияния педагогических условий на эффективность первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, процесс реализации которых мы рассмотрим в параграфе 2.2.

Планируя результаты первоначального этапа адаптации детей раннего возраста к ДОО, исходим из уровневого подхода. Это, прежде всего, обосновывается тем, что у детей раннего дошкольного возраста адаптация проходит с различной степенью сложности. В соответствии с видами адаптации к ДОО выделяем такие уровни как: легкая, средняя, тяжелая.

Все уровни взаимосвязаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий и включается в его состав. В таблице 2 содержится характеристика адаптации детей раннего возраста к ДОО.

Таблица 2.1 Критериально-уровневая шкала адаптации детей раннего возраста к ДОО

Критерий

Уровни

Легкая Средняя Тяжелая
Эмоциональный компонент Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО. Настроение     ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет
Поведенческий компонент С удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению     и желанию. Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе.
Физиологический компонент У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее. Ребенок   имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет. Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет.

 

Перейдем к описанию констатирующего этапа экспериментальной работы. Целью данного этапа являлось определение исходного уровня адаптации детей раннего возраста к ДОО. Для работы были выбраны две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы в количестве 11 человек (Экспериментальная) и 10 человек (Контрольная) группы. Первая группа была сформирована для проверки первого педагогического условия, вторая группа для реализации трех условий одновременно.

Результаты проведения наблюдения в контрольной и экспериментальной группе представим в таблице 3 и 4. Для обозначения уровня по каждому из критериев используем следующие обозначения: легкий уровень – «Л», средний уровень – «С», тяжелый уровень – «Т».

Таблица 3.1  Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей экспериментальной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

Оценка уровня адаптации к ДОО

Уровень адаптации к

ДОУ

1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Фатькин Миша Т С Т Т
2. Соловьёв Рома С С С С
3. Давыдова Ульяна Т Т С Т
4. Руднева Маша С С Т С
5. Старков Артём Т Т Т Т
6. Лисина Арина Т С Т Т
7. Чеченков Матвей Т Т Т Т
8. Шумская Катя С Т Т Т
9. Козина Саша Т С Т Т
10. Чеченков Дима Л Л С Л
11. Занозина Маша С С С С

 

Таблица 4. Оценка уровня адаптации к ДОО на констатирующем этапе у детей контрольной группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

Оценка уровня адаптации к ДОО

Уровень адаптации к ДОО

1 критерий 2 критерий 3 критерий
1. Матюков Макар Т С Т Т
2. Кузнецов Серёжа Т Т Т Т
3. Туркина Варя Т Т С Т
4. Пирогова Диана С С С С
5. Бубеле Злата Т Т Т Т
6. Абрашина Саша Т С Т Т
7. Кудинова София С С С С
8. Дорохина Есения С Т Т Т
9. Гертнер Кирилл Т С Т Т
10. Василенко Ева С Т Т Т

 

На основании полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням. Основанием такой дифференциации послужила качественная и количественная характеристика уровней. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, представлены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты констатирующего этапа эксперимента (в % отношении)

Группы

  Уровни  
Легкий Средний Тяжелый
КГ 54,5 45,5 0
ЭГ 63,6 27,3 9,1

 

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что в экспериментальной группе к легкому уровню отнесено 1 ребенок (9,1%), а в контрольной нет таких детей. Ребенок приходит с хорошим, бодрым настроение в детский сад, у него нет страхов, связанных с посещением ДОО, с удовольствием взаимодействует со сверстниками и педагогом, правила поведения в группе соблюдаются ребенком. У ребенка хороший аппетит и сон, болеет не часто, состояние в течение дня хорошее.

К среднему уровню отнесено в экспериментальной группе 3 детей (27,3%), в контрольной – 45,5% (5 детей). Настроение ребенка колеблется, он может иногда капризничать в часы утреннего приема или днем, есть иногда проявляющийся страх, что мама за ним не придет. Ребенок взаимодействует и идет на контакт с педагогом и сверстниками по своему настроению, может замкнуться, не разговаривать, правила поведения также соблюдает по собственному настроению и желанию. Ребенок имеет переменчивый аппетит, если нет настроения, может не есть, засыпает с трудом, чаще болеет.

К тяжелому уровню к экспериментальной группе относятся 7 детей (63,6%), а к контрольной группе – 54,5% (6 детей). Ребенок с трудом ходит в детский сад, все время с плохим настроением, плачет, боится того, что мама за ним не придет. Ребенок не взаимодействует со сверстниками, тяжело идет на контакт с педагогом, проводит время один, не придерживается правил поведения в группе. Ребенок отказывается от еды в детском саду, не спит в ДОО или засыпает с большим трудом, часто и долгое время болеет.

Для большей наглядности полученные результаты на этапе констатирующего эксперимента представлены на рисунке (см. рис.1).

 
0
 
10
 
20
 
30
 
40
 
50
 
60
 
70
 
КГ
 
ЭГ
 
Легкий уровень
 
Средний уровень
 
Тяжелый уровень
 

Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Таким образом, наблюдение за деятельностью детей позволило выявить уровень адаптации детей раннего возраста. Эксперимент показал преобладание тяжелого уровня, что ниже реальных возможностей детей раннего возраста, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты.

 

2.2. Реализация условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

Рассмотрев теоретические положения исследуемой проблемы, определив ее состояние в практике дошкольных образовательных организаций и выявив исходный уровень адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО, сосредоточим свое внимание в данном параграфе на описании работы по реализации выявленных педагогических условий.

С целью подтверждения и уточнения выдвинутой  проблемы провели работу, направления которой разработаны нами в соответствии с предложенными педагогическими условиями.

Работа проводилась на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области школы №21 имени Героя Советского Соза Е.А.Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка" во второй младшей группе.

Второй этап нашей работы – формирующий имел цель: проверить эффективность предложенных педагогических условий в повышении уровня адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.

В ходе работы с детьми мы преследовали следующую цель: устранение причин дезадаптации, формирование условий для приспособления ребенка к условиям ДОО.

В свою очередь, опираясь на цель, нами были выявлены следующие задачи:

1. Формирование у детей позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад.

2. Организация и проведение игр с детьми на формирование коммуникативных умений.

3. Координация работы специалистов ДОО по работе с детьми (педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, руководитель по ИЗО).

Работа с детьми включала проведение работы по формированию позитивного эмоционального настроя, желания идти в детский сад, навыков общения.

Первоочередная задача воспитателя в работе с детьми – формирование эмоционального контакта, доверие детей к педагогу. Основная форма работы с детьми – игра. Использовались следующие виды игр:

– сюжетные;

– игры с водой;

– игры с песком;

– пальчиковые игры;

– игры с дидактическими игрушками; – игры-забавы.

Помимо игр использовались такие формы работы с детьми, как:

– театр игрушек, пальчиковый театр;

– рассказывание сказок с просмотром картинок (народные: «Курочка Ряба» обработка К. Ушинского, «Теремок» обработка М. Булатова, «Репка» обработка К. Ушинского, «Как коза избушку построила» обработка М. Булатова, «Колобок» обработка К. Ушинского, «Волк и семеро козлят» обработка А.Н. Толстого, авторские: «Курочка» Е. Чарушина, «Петушок с семьей» К. Ушинского);

– рассказывание народных пестушек, потешек; – просмотр мультфильмов.

Также не менее важная задача педагога – вторичная профилактика дезадаптации детей. Для этого использовалась такая социально-педагогическая технология, как игровые технологии. С детьми были проведены сюжетные игры, направленные на ознакомление детей с детским садом. Совместно с детьми с помощью строительного материала конструировался детский сад. Непосредственно перед началом игры ребенку показывается построенное пространство с рассказом о нем:

– Это «Детский сад»! Сюда мама и папа приводят своих детей, чтобы они вместе с другими детьми гуляли, играли, занимались интересными делами, пока их родители находятся на работе. В детском саду дети умываются, кушают и спят, а с ними вместе всегда находятся педагог. Воспитатель играет с детьми, читает им книжки, водит хороводы, во всем помогает детям. Когда дети утром приходят в детский сад, воспитатели их встречают.

Далее представлены следующие сюжеты: приход детей в сад и расставание с мамой; свободная игра детей; конфликты; занятия; гигиенические мероприятия и еда; сон; прогулка; возвращение родителей. Например, сюжет «Приход в сад, расставание с мамой».

Задачи сюжета:

– знакомство и закрепление того, что с мамой надо будет на время расстаться и пойти в группу одному;

– знакомство с рядом правил этикета и быта в ДОО.

Во время решения ознакомительной задачи в процессе игры сюжет прихода в детский сад должен быть разыгран взрослым исключительно в радостных тонах, наполнен ожиданием интересного дня. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

В дальнейшем, если уже при посещении ребенком ДОО у него под действием каких бы то ни было причин (занервничал, испугался в саду, обидели и т.д.) появятся слезы при прощании с родителями или он окажется свидетелем чужих слез и переживаний, то подобный эмоционально напряженный сюжет вводится в игру. Проигрывание адекватного, доброжелательного поведения родителя, воспитателя и других детей, а в дальнейшем и самостоятельное проигрывание ребенком подобных сцен и выхода из эмоционально напряженной ситуации станут личным опытом с благополучным исходом, пережитым ребенком. Следующий сюжет игры «Свободная игра детей» Задачи сюжета:

– показать ребенку, что в ДОО будет много игрушек, возможно и таких, которых нет у него дома, и с ними можно играть;

– показать ребенку, что в ДОО наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный способ общения.

Виды сюжета:

– Самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой. В развитии сценария акцент делается на том, что из большого количества игрушек можно выбрать себе интересную, можно попросить у воспитателя настольную игру или карандаши для рисования.

– Совместная игра с другими детьми. Чтобы организовать совместную игру, ребенку необходимо выполнить ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть; распределить роли; договориться о правилах. На каждое из действий, которое необходимо для успешной совместной игры, ведущий взрослый должен обращать внимание ребенка, показывать, как надо позвать, предложить играть вместе.

– Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т. п.). В подобных играх руководителем является воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнять правила, а также учитывать интересы других детей. 

Сюжет «Конфликты»

Задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумным и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (стул, горшок, шкафчик и т. п.) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого (ребенок строил из кубиков, подбегает второй и начинает строить свое, постепенно разрушая постройку первого). Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослым на глазах ребенка как можно натуральнее – с писком, возмущением, т.е. естественно эмоционально. На помощь потерпевшему сразу должна придти воспитательница и объяснить шалуну, что эта игрушка сейчас занята и нужно взять другую, свободную.

– Что ты делаешь? – может сказать «воспитатель». – Отнимать нельзя. Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Это особенно важно, если ребенок, участвующий в игре, сам склонен отнимать то, что ему захотелось в данную минуту. Закрепление понятий «занята» и «свободна» будет ему полезно, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. 

Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, так как запреты ребенку взрослыми ограничивать свободу и пространство других людей основаны, прежде всего, на эмоциональных страданиях обиженного (не бери чужого не потому, что накажут, а потому что опечалится хозяин). Причем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатийными, чтобы вызвать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.

Конфликтные ситуации в ДОО могут возникать между ребенком и воспитателем. Ребенок может не слушать замечаний, рекомендаций, просьб воспитателя, грубить в ответ. В зависимости от индивидуальных особенностей играющего ребенка надо уделять этому сценарию разное количество времени: от кратковременных разногласий, которые быстро улаживаются воспитателем, до подробного проигрывания различных ситуаций.

Сюжет «Возвращение родителей»

Диалог между «мамой» и «малышом», а также доброжелательные замечания «воспитателя» должны подвести итог этого интересного дня, тем самым выразив уверенность, что следующий день в саду будет также очень интересным.

Остальные сюжеты: занятия, гигиенические мероприятия и еда, сон, прогулка – разыгрываются подобным образом, с разной степенью детализации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Одним из главных результатов этой игры, который наблюдался у детей, было принятие ими необходимости ухода мамы. Другими словами, для ребенка этот факт становился правилом, условием пребывания в детском саду, он приобрел за время игры привлекательность и вызывал интерес. К тому же дети ориентировались в режимных моментах и были готовы к тому, что в саду их будут кормить, умывать, укладывать спать.

В процессе работы с родителями мы опирались на следующую цель:

формировать компетентность родителей по вопросам адаптации детей к условиям ДОО.

Для более точной конкретизации цели мы реализовывали в своей работе следующие задачи:

1. Содействовать обогащению, углублению и систематизации знаний родителей в области воспитания детей младшего дошкольного возраста, их адаптации в ДОО.

2. Содействовать формированию адекватного осознанного отношения к собственной родительской ответственности, готовности сотрудничать с педагогами ДОО.

Формы работы с родителями:

– беседы, консультации (индивидуальные, групповые, фронтальные) по темам: «Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста»; «Социальная адаптация ребенка к детскому саду»; «Факторы дезадаптации»; «Режим дня в детском саду и дома»;

– наглядно-информационные (буклеты, памятки, рекомендации, журналы, папки-передвижки);

– формы активизации родителей (диалоги, тренинги, дискуссии, круглый стол);

– организация клуба («Школа родителей»).  

В таблице 6.1 представлена тематика работы клуба.

 Таблица 6.1Тематика работы клуба «Школа родителей»

№ п/п Тематика работы клуба Форма проведения Сроки Ответственные
1 Адаптация ребенка к ДОО Круглый стол Октябрь  Социальный педагог, педагог-психолог 
2 Семейный кодекс. Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО Консультация Ноябрь  Социальный педагог

 

 

Продолжение таблицы 6.

3 Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка Консультация  Декабрь  Воспитатели 
4 Особенности организации питания детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье  Практикум  Январь  Мед. работник
5 Если ребенок капризничает Круглый стол Февраль  Педагог-психолог
6 Создание условий для развития сенсорных способностей детей Практикум  Март  Старший воспитатель
7 Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний Консультация  Апрель  Мед. работник
8 Профилактика социальной дезадаптации детей Консультация  Май  Педагог-психолог
9 Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Консультация (решение педагогических ситуаций) Июнь  Воспитатели групп младшего дошкольного возраста
10 Защита прав семьи и детей Круглый стол  Июль  педагог - психолог
11 Активизация речевой и двигательной активности ребенка Круглый стол  Август  Старший воспитатель
12 Анализ итогов работы по адаптации детей к ДОО  Вечер вопросов и ответов  Август Педагог-психолог

 

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что в рамках формирующего этапа эксперимента мы реализовали следующие педагогические условия: использование игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста, формирование педагогической компетентности родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами. В процессе нашей работы нами были составлены и апробированы система использования игровых технологий при работе с детьми, непосредственное включение родителей в процесс. Также в ходе исследования мы проводили мероприятия с родителями по повышению их педагогической компетентности.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.