Глава I . Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Глава I . Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации

2020-07-07 165
Глава I . Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВведениЕ 4
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации   8
1.1 Содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение и период адаптации…………………………………………   8
1.2 Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста…………………………………………………………………   12
1.3 Средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста………………..…………………………………………………...   23
Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождениЕ детей раннего возраста в период адаптации   32
2.1 Изучение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию   32
2.2 Реализация условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 2.3Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста…     38   46
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение1 60

Введение

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Актуальность темы обусловлена содержанием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО), предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста, создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.

Адаптация ребенка ориентирова  на психолого-педагогическое сопровождение в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДОО определяет поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу.

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в

дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Несмотря на активный интерес и достаточно большое число исследований по проблеме, существует необходимость создания системы работы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО.

Объект: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Предмет: средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период.

Цель: теоретически обосновать проблему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, подобрать средства и разработать систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

Работа ДОО по психолого - педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации будет эффективной, если:

- на основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в адаптационный период, выделить ключевые понятия, определить их сущность;

- рассмотрены психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;

- отобраны средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации;

- Реализованы условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.

- проведен сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы

Задачи:

1. На основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность и структуру ключевых понятий.

2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

3. Отобрать средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

4. Реализовать условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

5. Провести сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы.

Методы: ходе работы применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету: наблюдения, игровой, организационный (сравнительный способ) эмпирический метод (анкетирование); математическая обработка данных (количественный и качественный способы).

Практическая и теоретическая значимость состоит в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы, разработки методических рекомендаций для воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации.

Работа проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области школы №21 имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова, города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области, структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка".

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение и период адаптации

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Ранний дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни маленького человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к морали и людским ценностям. В раннем дошкольном возрасте закладываются начала для благоприятного формирования абсолютно всех психических функций детей, а кроме того такие личностные образования, как самооценка, внимание, мышление, доверие к людям, потребность в находящемся вокруг мире и др.

 В 2-3 года ребенок еще не чувствует острую необходимость в общении с другими детьми. Ему комфортно в компании родителей. Взрослые в это время выступают как друзья по игре, им можно подражать. Другие дети с такой задачей не смогут справиться, потому что сами нуждаются в общении со старшими.

Адаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным местом, где находятся абсолютно другие люди, с которыми раньше он не был знаком. У каждого ребенка адаптация проходит по-своему. Это можно связать с психическими и личностными особенностями детей. Появляются истерики на пустом месте, отказ от похода в садик, ребенок плохо спит, отказывается от еды, при расставании плачет и не отпускает маму от себя. Адаптация обычно протекает сложно, могут появиться физиологические сдвиги в работе организма. Родители же видят только внешнее изменение – поведение. В зависимости от темперамента ребенка, адаптация может продлиться в среднем 1-2 месяца, реже полгода, год.

Параметры адаптации:

Нарушение сна(процессов засыпания и пробуждения), негативно влияет на нервную систему ребенка, так как сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма. 

Нарушение питанияпроявляется в снижении аппетита, связанного с непривычной для ребенка пищей и повышенной нервной возбудимостью вследствие адаптационного стресса. В отдельных случаях наблюдаются кратковременные желудочно-кишечные расстройства, приводящие к незначительному снижению веса и нарушению настроения.

 Нарушение настроения -  выражается в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость.

 Понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии. 

Второй параметр адаптационного процесса – уровни адаптации. Результаты современных исследований Л.В. Белкиной (2004); Н.В. Кирюхиной (2006); Н.П. Бадьиной (2007) и др., показали, что процесс адаптации ребенка к ДОО может проходить на двух уровнях:

· физиологическом – как приспособительной деятельности физиологических процессов, происходящих на клеточном, органном, системном уровнях в целях достижения устойчивого уровня активности организма и его частей, обеспечивающих длительную активную деятельность организма; 

· социально-психологическом – как приспособление к социальной среде, к ее нормам и требованиям, режиму дня, коллективу сверстников.

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада. Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка. Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОО их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем. 

Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.

Таким образом, можно заключить, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от комплекса факторов: психофизиологические и личностные особенности ребенка, сложившиеся семейные отношения, возраст, пол, условия пребывания в дошкольном учреждении. Уникальная научная база в области физиологии, психологии и педагогики раннего детства, созданная талантливыми отечественными учеными в Советский период, позволяет успешно выстроить систему современного общественного воспитания и развития детей раннего возраста, в том числе, создать условия, обеспечивающие благоприятное протекание адаптационного периода и формирование у детей устойчивых положительных привычек поведения. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над дипломом по теме: «Исследование психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации» были раскрыты следующие задачи:

1. На основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность и структуру ключевых понятий.

2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

3. Отобрать средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

4. Реализовать условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

Проанализировали психолого-педагогическую литературу. Стоит отметить, что под социальной адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к конкретным условиям в образовательной организации и изменения им себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами.

Заметим, что адаптационный процесс детей к условиям ДОО включает три фазы: острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе; подострая фаза, которая характеризуется адекватным поведением ребенка; фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Выделяют три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. Под воздействием неблагоприятных факторов, при отсутствии внимания к проблемам ребенка может возникнуть дезадаптация, под которой понимается нарушение процессов взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Основной особенностью детей, которая обуславливает процесс адаптации к ДОО, является потребность и мотивы в общении. Именно от этого зависит длительность и степень тяжести адаптационного периода. Если ребенку не создавать соответствующим образом организованного общения и игровую деятельность ребенка, то процесс привыкания не только задержится, но и осложнится. Для этого педагогу необходимо знать характерные особенности и этапы протекания процесса привыкания.

Были выделены ряд педагогических условий, которые способствуют эффективной адаптации детей раннего возраста к ДОО и включают в себя следующие положения:

1. Использовать игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста;

2. Формировать педагогическую компетентность родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста активными методами.

Исследование проходило на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка" во второй младшей группе.. В ходе констатирующего этапа было выявлено, что у большей части детей (более 50%) тяжелый уровень адаптации.

В ходе работы апробировали  методы работы с младшими дошкольниками в условиях ДОО. В работе по повышению уровня адаптации использовали различные игровые технологии и активно взаимодействовали с родителями.

Анализ результатов контрольных групп показывают, что к концу работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей легкого и среднего уровней соответственно на 9,1 % и 18,2% и количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 27,3%.

Анализ полученных количественных и качественных результатов работы показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи решены, цель достигнута.

     

 


 

 

План мероприятий по адаптации детей младшего дошкольного возраста на месяц

1 Адаптация ребенка к ДОО Беседа с родителями(режим дня,санитарно-гигиенические нормы,беседа с мед.работником о хранических заболеваниях) Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, мед. работник 
2 Семейный кодекс. Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО Консультация Социальный педагог
3 Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребенка Консультация  Воспитатели 
4 Особенности организации питания детей младшего дошкольного возраста в детском саду и в семье  Практикум  Мед. работник
5 Если ребенок капризничает Круглый стол Педагог-психолог
6 Закаливание как одно из средств профилактики простудных заболеваний Консультация  Мед. работник
7 Профилактика социальной дезадаптации детей Консультация  Педагог-психолог
8 Воспитание самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Консультация (решение педагогических ситуаций) Воспитатели групп младшего дошкольного возраста
9 Защита прав семьи и детей Круглый стол  педагог - психолог
10 Активизация речевой и двигательной активности ребенка Круглый стол  Старший воспитатель
11 Анализ итогов работы по адаптации детей к ДОО  Вечер вопросов и ответов  Педагог-психолог

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВведениЕ 4
Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации   8
1.1 Содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение и период адаптации…………………………………………   8
1.2 Психологические особенности детей раннего дошкольного возраста…………………………………………………………………   12
1.3 Средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста………………..…………………………………………………...   23
Глава II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ сопровождениЕ детей раннего возраста в период адаптации   32
2.1 Изучение адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию   32
2.2 Реализация условий психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию 2.3Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста…     38   46
Заключение 51
Список использованных источников 54
Приложение1 60

Введение

Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Однако далеко не все дети готовы к этому событию. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Возраст ребёнка с 1 года до 2-2,5 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Актуальность темы обусловлена содержанием Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО), предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста, создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого ребенка.

Адаптация ребенка ориентирова  на психолого-педагогическое сопровождение в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДОО определяет поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу.

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в

дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своем пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и, соответственно, методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Несмотря на активный интерес и достаточно большое число исследований по проблеме, существует необходимость создания системы работы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОО.

Объект: психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

Предмет: средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в адаптационный период.

Цель: теоретически обосновать проблему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, подобрать средства и разработать систему психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

Работа ДОО по психолого - педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации будет эффективной, если:

- на основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в адаптационный период, выделить ключевые понятия, определить их сущность;

- рассмотрены психолого-педагогические особенности детей раннего возраста;

- отобраны средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации;

- Реализованы условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.

- проведен сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы

Задачи:

1. На основании теоретического анализа педагогической, психологической, методической литературы выявить сущность и структуру ключевых понятий.

2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.

3. Отобрать средства психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации.

4. Реализовать условия психолого-педагогического сопровождения адаптации детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию

5. Провести сравнительный анализ опытно-экспериментальной работы.

Методы: ходе работы применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету: наблюдения, игровой, организационный (сравнительный способ) эмпирический метод (анкетирование); математическая обработка данных (количественный и качественный способы).

Практическая и теоретическая значимость состоит в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы, разработки методических рекомендаций для воспитателей по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации.

Работа проводилось на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Самарской области школы №21 имени Героя Советского Союза Е.А.Никонова, города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области, структурного подразделения "Детский сад "Дружная семейка".

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Глава I. Теоретические основы проблемы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации

Содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение и период адаптации

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники. Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Ранний дошкольный возраст – это яркая и неповторимая страница в жизни маленького человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к морали и людским ценностям. В раннем дошкольном возрасте закладываются начала для благоприятного формирования абсолютно всех психических функций детей, а кроме того такие личностные образования, как самооценка, внимание, мышление, доверие к людям, потребность в находящемся вокруг мире и др.

 В 2-3 года ребенок еще не чувствует острую необходимость в общении с другими детьми. Ему комфортно в компании родителей. Взрослые в это время выступают как друзья по игре, им можно подражать. Другие дети с такой задачей не смогут справиться, потому что сами нуждаются в общении со старшими.

Адаптация – это приспособление к новым условиям, обстоятельствам. Для ребенка детский сад является загадочным местом, где находятся абсолютно другие люди, с которыми раньше он не был знаком. У каждого ребенка адаптация проходит по-своему. Это можно связать с психическими и личностными особенностями детей. Появляются истерики на пустом месте, отказ от похода в садик, ребенок плохо спит, отказывается от еды, при расставании плачет и не отпускает маму от себя. Адаптация обычно протекает сложно, могут появиться физиологические сдвиги в работе организма. Родители же видят только внешнее изменение – поведение. В зависимости от темперамента ребенка, адаптация может продлиться в среднем 1-2 месяца, реже полгода, год.

Параметры адаптации:

Нарушение сна(процессов засыпания и пробуждения), негативно влияет на нервную систему ребенка, так как сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма. 

Нарушение питанияпроявляется в снижении аппетита, связанного с непривычной для ребенка пищей и повышенной нервной возбудимостью вследствие адаптационного стресса. В отдельных случаях наблюдаются кратковременные желудочно-кишечные расстройства, приводящие к незначительному снижению веса и нарушению настроения.

 Нарушение настроения -  выражается в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость.

 Понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии. 

Второй параметр адаптационного процесса – уровни адаптации. Результаты современных исследований Л.В. Белкиной (2004); Н.В. Кирюхиной (2006); Н.П. Бадьиной (2007) и др., показали, что процесс адаптации ребенка к ДОО может проходить на двух уровнях:

· физиологическом – как приспособительной деятельности физиологических процессов, происходящих на клеточном, органном, системном уровнях в целях достижения устойчивого уровня активности организма и его частей, обеспечивающих длительную активную деятельность организма; 

· социально-психологическом – как приспособление к социальной среде, к ее нормам и требованиям, режиму дня, коллективу сверстников.

Выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен ин


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.