Глава3. Технология дифференцированного обучения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава3. Технология дифференцированного обучения

2020-07-07 107
Глава3. Технология дифференцированного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:

1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.

2. Наличие совокупности методов и приемов.

3. Проектирование и организация.

4. Наличие комфортных условий.

Технология дифференцированного обучения – процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.

Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников. Что же должно стать объектом изучения?

1.Отношение ученика и класса к учебе. Изучая мотивацию (цели, потребности, интересы, эмоции, мотивы), которая в значительной степени определяет отношение ученика к учебной деятельности, необходимо иметь разные ее источники. Для одних учащихся источником является само знание, для других – процесс учения, для третьих- взаимоотношения с товарищами, учителями, для четвертых - влияние семьи. Не случайно психологи выделяют 2 большие группы мотивов:

· познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

· социальные мотивы, в основе которых взаимодействие, общение, сотрудничество школьника с другими людьми.

Положительное, постоянное активное отношение к учебной деятельности наблюдается у тех учащихся, для которых характерно сочетание разных мотивов.

Мотивация учебной деятельности обусловлена также индивидуальными особенностями личности школьника, его установками, склонностями, жизненными планами.

2.Направленность познавательного процесса. Устойчивый познавательный процесс - важный мотив учения. Знать приоритетную направленность интересов учащихся крайне важно, чтобы целенаправленно развивать их, облегчить выбор того или другого профиля обучения.

3.Знания и умения. Диагностика учебной деятельности направлена, прежде всего, на выявление качественности гарантированных знаний, их глубины, обобщенности, систематичности, мобильности.

Вторая не менее важная сторона – установление уровней знаний.

Принято выделять три основных уровня знаний:

· репродуктивный (ученик умеет лишь воспроизводить знания),

· реконструктивный (знания применяются в стандартных вариативных ситуациях),

· творческий (ученик оперирует знаниями в условиях переноса, в нестандартных ситуациях).

4.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся. Чтобы эффективно управлять действиями школьников, необходимо знать их типичные и индивидуальные затруднения при выполнении заданий, потребность в руководстве учителя, сотрудничестве.

5.Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся.

6.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности. Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся. В этом большую помощь оказывает психологическая служба школы.

Обработка данных, в основном, показывает, что в большинстве своем ученики хотят учиться, чтобы получать новые знания (55%); нравится получать хорошие отметки (20%); нравятся некоторые предметы и учителя (15%); нравится, когда хвалят (10%); нравится быть лучше товарища по учебе (5%). Изучив учебные возможности учеников своего класса, неоднократно убеждалась в том, что достигнуть хороших результатов можно, используя технологию дифференцированного обучения.

Наряду с известными негативными сторонами технологии следует отметить много положительных сторон:

· исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей;

· у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным;

· отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания;

· реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

· повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;

· повышается уровень мотивации.

Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности.А это, по моему мнению, является главным в обучении. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.

 

Глава 4. Организация самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.

Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.

а) Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

1. все ученики выполняют общее для всех задание;

2. учитель дает инструктаж к выполнению заданий;

3. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.

Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.

Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы, то есть включаются в коллективную деятельность. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.

б) Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса возможно при выборе оптимальных методов обучения с учетом возрастных особенностей учеников.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.