Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся разных способностей. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся разных способностей.

2020-07-07 156
Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся разных способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 5. Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.

 

Возрастные особенности учтены в программах, но есть ряд моментов при выборе методов обучения, которые придется учитывать самому учителю - именно учет возрастных и индивидуальных особенностей, работоспособности, внимания и других качеств. Если в начальных классах основным методом устного изложения является рассказ-беседа, то в 5-ом классе преобладает уже беседа-рассказ, а к старшему школьному возрасту мы должны подготовить ученика к восприятию лекции.

Наглядные методы как в начальных классах, так и в 5 классе имеют большие преимущества, но удельный вес их применения будет уменьшаться от младших классов к старшим.

Приемы познавательной деятельности репродуктивного характера к старшим классам все шире заменяются частично-поисковыми и проблемно-поисковыми. От младших к старшим классам растет удельный вес разнообразных методов самостоятельной работы школьников по овладению учебным материалом, и уменьшаются виды работы, связанные с непосредственным изложением учебного материала учителем на уроке.

В стимулировании и контроле учебной деятельности от младших к старшим классам наблюдается уменьшение роли стимулирования занимательностью и, наоборот, увеличивается значение стимулирования с помощью познавательных затруднений.

Непосредственное управление учебной деятельностью еще преобладает в 5-ом классе, но постепенно должна возрастать степень и роль самоуправления учением со стороны учащихся, и эта роль должна увеличиваться к старшему школьному возрасту. Значит, есть необходимость учить детей самоконтролю, самоанализу, самоорганизации.

Темп преподавания должен постепенно возрастать, а как следствие увеличиваться объем учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке. С учетом роста работоспособности школьников постепенно увеличивается объем домашних заданий, в 5-ом классе до 2,5 часов в день.

В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 10-11 классах.

В 5-ом классе отношение к учению изменчивое. Дисциплинированность колеблется. Наиболее часто явление учебной недисциплинированности обнаруживается в 5-6 классах. В этом же звене число учащихся с отрицательным отношением к учению резко возрастает.

Проведенная выше оценка особенностей возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный вывод: в 5-9 классах, где обучаются учащиеся переходного возраста, методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость, необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах.

 

Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся разных способностей.

 

Глава 1. Изучение вопроса дифференцированного обучения в развитии истории школьного обучения.

 

На протяжении всей истории школьного обучения педагог неизбежно сталкивался с проблемой организационно-методического решения реализации на практике методики развивающего обучения, в частности, дифференцированного.

История возникновения и развития дифференцированного обучения как формы организации учебной деятельности школьников среднего и старшего звена, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности, тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования:

· до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);

· в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;

· в 20-е годы ХХ века В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).

В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.

Особую актуальность дифференциация получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучать предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия. В последние годы - профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.

Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.

Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

Дифференцированная форма обучения - это особая форма работы на уроке, которая требует знания в этой области и опыта работы. Так, работа со всем коллективом учащихся на высоком уровне трудностей с осуществлением постоянного индивидуального подхода к учащимся с различным уровнем учебных возможностей рассматривается в концепции РО Л.В.Занкова, а опыт работы в этом плане заслуживает внимания заслуженного учителя России Г.П.Соколовой и профессора Е.И.Никитиной.

Дифференциация учащихся по уровню обучаемости и работа с ними над усвоением единого для всех программного материала по доступной им дифференцированной методике в составе классного коллектива лежит в основе теории РО Н.А.Менчинской и ее последователей, в методике русского языка отражена в концепции Т.К.Донской, а на практике воплощением этого подхода занимаются учителя – Н.А.Липницкая (заслуженный учитель России), А.И.Тощева (отличник просвещения).

Интересна концепция преподавания русского языка в школах и классах гимназического типа В.А.Сидоренкова, а также гуманитарная интегрированная программа О.Б.Островского и И.Ю.Островской. Это далеко не весь перечень методик РО.

В основе моей системы работы по использованию дифференцированного подхода в обучении - концепция Т.К.Донской, идеи В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов», Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д., авторов «Технология индивидуализации обучения», Дьяченко В.К., автора «Групповые технологии».

По технологии В.В. Фирсова главным для своей работы выделяю: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Из концепции индивидуализации обучения И. Унт отметила и применяю в своей работе следующую гипотезу: развитие индивидуальности ребенка, его способностей, содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ и формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия и творчества.

В работе В.К. Дьяченко «Групповые технологии» считаю важным использование в своей работе различных форм: групповой, парной, индивидуальной для обеспечения активности учебного процесса.

Несмотря на то что разные концепции имеют свои особенности, все представители сходятся в одной простой мысли выдающегося педагога ХХ столетия В.А.Сухомлинского: «Все дети талантливы по-своему!», а самой важной и благородной гуманистической задачей учителя считают в том, чтобы помочь каждому ученику проявить имеющиеся у них способности, включить их в соответствующую деятельность, совершенствоваться в различных условиях учебно-воспитательного процесса в школе и во внешкольных учреждениях.

Так что же такое дифференцированное обучение?

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.