Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса

2020-07-07 62
Организационно-содержательные аспекты коррекционного курса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррекционного курса

«Коррекция нарушений речи

 у обучающихся 1-3 классов»

 

 

Автор: Стеклянникова Светлана Алексеевна,

учитель - логопед

 высшей квалификационной категории

 

 


I Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи коррекционного курса «Коррекция нарушений речи

 у обучающихся 1-3 классов»

 

                Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР основной общеобразовательной программы начального общего образования дополняются результатами освоения программы коррекционного курса «Коррекция нарушений речи у обучающихся 1- 3 классов». Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающими с ТНР соответствуют ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Личностные результаты

Универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования
Самоопределение - основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстети-ческие чувства на основе знаком-ства с мировой и отечественной художественной культурой - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни
Смыслообразование - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
Нравственно-этическое оценивание - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

 

Метапредметные результаты

Вид УУД/ составляющие Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться

Регулятивные

Целеполагание -принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную
Планирование - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Прогнозирование   - осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия  
Учебные действия - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Контроль - учитывать установленные правила в контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); - различать способ и результат действия - осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках - вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Оценка - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Саморегуляция - использовать речь для регуляции своего действия   - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Коммуникативные

- инициативное сотрудничество и взаимодействие - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи     - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Управление коммуникацией - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - контролировать действия партнера; - использовать речь для регуляции своего действия   - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Познавательные

общеучебные - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; - строить сообщения в устной и письменной форме; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); - владеть рядом общих приёмов решения задач - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач логические - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; - осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; - устанавливать аналогии - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей   Знаково-символические - использовать знаково- символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Информационные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета  

 

 

     Предметные результаты

Первый год обучения

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов; - регулировать оптимальную силу голоса; - называть основные органы артикуляционного аппарата; - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией; - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм - - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты; - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов    

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы

а) смыслоразличи-тельная функция     - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем   - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные; - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов
в) фонематический анализ и синтез   - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово); - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры; - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением; - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры; - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки   - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных  
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова     - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление) - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками; - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал); - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение)
5. Формирование просодических компонентов речи:  а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения   - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы (// - //) (/ - ///); - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение); - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;
6. Профилактика нарушений чтения и письма - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.; - делить слова на слоги для переноса - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я; - сравнивать звуковой и буквенный состав слова  

 

Второй год обучения

Предметные результаты освоения коррекционного курса

Предметное содержание коррекционного курса

Задачи реализации курса:

Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.

-ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;

- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

- находить смысловую взаимосвязь родственных слов;

-писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

-активно пользоваться различными способами словообразования;

-правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением)

-передавать суть выполняемых упражнений. Последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

-правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

-писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

-видеть ошибкоопасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

-находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

-составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя-логопеда и записывать его.

 

 

Фонетика и графика Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по твердости/мягкости согласных звуков. Определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков. Разделительный мягкий (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах с буквам е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Использование алфавита при работе со словарями. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. Лексика Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов (простые случаи). Представление о прямом и переносном значении слова (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Подбор к предложенным словам 1-2 синонимов или антонимов. Состав слова (морфемика)  Корень как обязательная часть слова. Родственные (однокоренные) слова. Различение групп однокоренных слов. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Морфология Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки предметов, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия предметов, – глаголы. Слово и предложение Различение предложения, слов. Сравнение предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Применение правил правописания, изученных в 1 классе: · раздельное написание слов в предложении; · употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); · написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; · написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника). Ознакомление с правилами правописания и их применение: · правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); · написание проверяемых безударных гласных в корне слова; · написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; · написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · правила употребления разделительного мягкого (ь) знака; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Развитие речи Построение предложений для решения определенной речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Выражение в тексте законченной мысли. Последовательность предложений в тексте. Части текста (абзацные отступы). Последовательность частей текста.    
     

 


Третий год обучения

 

Задачи реализации курса - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учителя- логопеда, учащихся; -осознанно, правильно, выразительно читать в слух; -строить тексты различных стилей и типов: определять темы и основные мысли текста, последовательность. связность предложений и смысловой зависимости между ними; - определять границы предложения в тексте; -находить главные члены предложения; устанавливать связь слов в предложении; распространять предложение с помощью вопросов; -строить, переконструировать предложения: составлять предложения при помощи различных приемов (по опорным словам, по иллюстрациям); -составлять деформированные предложения; -составлять из двух простых предложений сложное и наоборот; -определять части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, правильно согласовывать их в роде и числе; - произносить звуки речи в соответствии с нормами языка; -производить фонетический разбор, делать звукобуквенный анализ доступных слов; -видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия),правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, сь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора(без использования термина «условия выбора орфограммы»);находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; -правильно писать под диктовку текст с изученными орфограммами (объёмом 55–60 слов); -делать морфемный разбор слов: находить в слове окончание и основу, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах.   Фонетика и графика Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного). Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Орфоэпия Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач. Лексика Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах. Состав слова (морфемика) Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание. Морфология Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени. Синтаксис Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды). Орфография и пунктуация Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах: · раздельное написание слов в предложении; · употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных); · написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт; · написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова); · написание проверяемых безударных гласных в корне слова; · написание парных звонких и глухих согласных в корне слова; · правила употребления разделительного мягкого (ь) знака; · раздельное написание предлогов с именами существительными. Ознакомление с правилами правописания и их применение: · написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); · написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова; · употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков; · написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода; · раздельное написание частицы не с глаголами; · раздельное написание предлогов; Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Развитие речи Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста,

 

Планируемые результаты изучения коррекционного курса «Коррекция нарушений речи у обучающихся 1- 3 классов»

 Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных результатов:

Задача реализации курса

Планируемые результаты освоения курса

 

Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться 1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма - регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов; - регулировать оптимальную силу голоса; - называть основные органы артикуляционного аппарата; - четко и правильно выполнять артикуляциионные движения в соответствии с речевой инструкцией; - удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую - воспроизводить несложный ритм - воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты; - демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов    

2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы

а) смыслоразличи-тельная функция     - различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем   - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов - дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные; - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов в) фонематический анализ и синтез   - выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово); - давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные; - определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры; - выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением; - составлять схему дву- и трехсложного слова - синтезу слов из 3-4 слогов, 3-5 звуков - определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры; - осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм; - составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных; - синтезу слов из 5-6 слогов, 6-7 звуков 3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова) - правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки   - произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных   4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова     - воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением, - воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва) - самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление) - воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками; - воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными свуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал); - четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение) 5. Формирование просодических компонентов речи:  а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения   - воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе; - воспроизводить простые ритмы (// - //) (/ - ///); - использовать паузу для ритмической организации речи; - различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные) - научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение); - использовать паузу для интонационной организации речи; - воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; - интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты; 6. Профилактика нарушений чтения и письма - различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их; - дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.; - делить слова на слоги для переноса - обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я; - сравнивать звуковой и буквенный состав слова   7.Формирование лексического запаса и грамматического строя речи -овладеет навыками словообразования: суффиксальным и префиксальным способом образования слов; -овладеет навыками словоизменения, согласования и управления; -понимать грамматическое значение слова -составлять простые и сложные предложения -определятьвиды предложений по цели высказывания.   - научится находить корень в слове, отличать родственные и однокоренные слова; - научится делать разбор слов по составу, выделяя грамматическую основу и окончание; - отличать приставки от предлогов; -определять части речи: имя существительное, имя прилагательное и глагол; - согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже; -находить грамматическую основу предл

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.