Семинарско – практическое занятие по теме «Основные причины нарушений» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семинарско – практическое занятие по теме «Основные причины нарушений»

2020-07-07 101
Семинарско – практическое занятие по теме «Основные причины нарушений» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАН

· Причины врожденных и приобретенных нарушений.

· Соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития человека, первичный дефект, вторичное нарушение, компенсаторные явления.

· Классификация детей с отклонениями в развитии В.В. Лебединского.

· Параметры, определяющие тип нарушения психического развития (по В.В. Лебединскому).

· Основные закономерности развития психики детей с отклонениями и в норме.

Основные понятия:

Аномалии развития, дизонтогенез, депривация, первичный дефект, вторичные нарушения, классификация, закономерности психического развития, психомоторное развитие (пренатальное, натальное, постнатальное), перинатальное неблагоприятное воздействие, патологии родовой деятельности, прижизненные факторы, полиэтиология, наследственная отягощенность, органические и функциональные нарушения, индивидуально- личностные особенности ребенка.

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность и значение для работы педагога понятий «среднестатистическая норма развития», «функциональная норма развития»?

2. Каковы условия нормального психического развития ребенка?

3. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

4. Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.

5. В чем сущность учения Л. С. Выготского о компенсации? Первичный и вторичный дефекты развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

6. Классификация детей с отклонениями в развитии В.В. Лебединского.

7. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

8. Охарактеризуйте три основных направления дизонтогенеза: ретардация, асинхрония, дефицитарность.

 

Методические указания: Главное в этой теме – уяснить, какие патогенные факторы приводят к врожденным и приобретенным нарушениям, какие из них воздействуют в пренатальном, натальном, постнатальном периоде. Для этого необходимо охарактеризовать факторы, действующие во внутриутробный период, в период родовой деятельности, прижизненные факторы, отметив также их полиэтиологию, уделить внимание проявлениям наследственной отягощенности и хромосомным нарушениям. Важно отметить различие органических и функциональных причин.

Следует подчеркнуть глубокий научный и практический смысл положений Л.С. Выготского о включении детей с отклонениями в развитии в разнообразную социально значимую деятельность для создания активных и действенных форм детского опыта, о структуре дефекта, включающей первичные нарушения и вторичные отклонения, о полном раскрытии компенсаторных возможностей психических функций только при включении в процесс компенсации и биологических и социальных факторов.

Подготовка к ответу на шестой вопрос дает возможность ознакомиться с существующими в настоящее время классификациями нарушений в развитии. Целесообразно для этого ознакомиться с учебными пособиями.

Параметры, определяющие тип нарушения психического развития В.В. Лебединский связывает с функциональной локализацией нарушения, временем поражения, системным строением нарушения, нарушением межфункциональных взаимодействий. Основные закономерности развития психики детей в норме и патологии согласно положению Л.С. Выготского совпадают. Дальнейшие исследования позволили выделить также закономерности, общие для всех типов нарушений развития, специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития, а также только для данного вида нарушения психического развития.

Литература основная

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

2. Выготский Л.С. Собрание соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 3, 5.

3. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.

4. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.: Изд-во МГУ, 1980.

5. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. – 2-ое изд. – М.: «Академия», 1999. с. 18-24

6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. М., 1985.  

7. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномальногоразвития детей. – М., 1989.

8. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

9. Основы специальной психологии: Учеб. пособие/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени и др.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.