Клинические основы специальной психологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Клинические основы специальной психологии

2020-07-07 102
Клинические основы специальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совокупность основных знаний о биологии человека, об основных отраслях медицины и составляет для специальной педагогики ее клиническую основу.

Значимость клинических основ для специальной психологии и педагогики состоит в том, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционной программы, они позволяют увидеть причины возникновения отклонений в развитии, понять сущность произошедших в организме нарушений, особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов, определять обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохраненных органов, построить специальную педагогическую систематику и педагогическую классификацию, внутри которой квалифицированно вести профилактическую работу по предупреждению нарушений в развитии психологическими и педагогическими средствами.

В специальную школу ребенка направляют органы управления образованием при условиях согласия родителей; по заключению ПМПК (или рекомендации). При этих условиях ребенок может быть переведен внутри специальной школы в классы для умственной отсталости только после 1-го года обучения в ней. В специальных школах могут быть созданы классы или группы для детей со сложной структурой дефекта, с выраженными нарушениями в умственном развитии, с другими нарушениями. Такие классы могут быть организованы по решению педсовета школы.

Ученик специальной школы может быть переведен в общеобразовательную школу с согласия родителей и по решению ПМПК, если в школе есть условия для интегрированного обучения:

1) в этих школах осуществляется охранительный режим (соответствующие специалисты осуществляют медицинское и психологическое сопровождение);

2) социальной адаптации и интеграциии способствует социальный педагог;

3) осуществляется трудовое воспитание и профессиональная подготовка.

Систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития проводят международные общественные организации ЮНЕСКО и ВОЗ, а также государственные статистические органы большинства цивилизованных стран. Однако абсолютно точных и исчерпывающих мировых статистических данных нет, т.к. многие страны имеют свои, отличные от других стран, критерии выделения лиц с ограниченными возможностями. Особенно сложен сбор данных в развивающихся странах вследствие специфических социально-культурных условий и недостаточного обеспечения медицинской и педагогической помощью. Например, в странах с низким уровнем развития больше всего грубых нарушений зрения и слуха. В высокоразвитых странах наиболее частыми являются нарушения речи, затруднения при чтении и письме, математике. Статистика свидетельствует о достаточно устойчивом процентном соотношении между различными категориями отклонений в каждой возрастной группе. На 100 школьников (от 7 до 15 лет) приходится 4 – 5 человек, имеющих нарушения интеллекта. На 800 человек – 1 ребенок с синдромом Дауна. С возрастом увеличивается число людей, страдающих нарушениями слуха (после 50 лет). В нашей стране также ведется статистический учет лиц с ограниченными возможностями: 4,5% всей детской популяции (1,7 млн. детей) – дети с ограниченными возможностями здоровья и нуждающиеся в специальном образовании. В это число входит более 35 тыс. детей дошкольного возраста и 63,6% таких детей находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. 272 тыс. детей школьного возраста обучаются в 1905 специальных образовательных учреждениях.

 

К системе школьного образования относятся:

Тип школы Количество школ Количество учащихся
1 тип 2 тип 3 тип 4 тип 5 тип 6 тип 7 тип 8 тип                84                75                18                 61                60                44                69               1461                                 11413       10963         3040         8605       11362         6171       12562     207836

 

До недавнего времени выделялась категория необучаемых детей – дети с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненной другими недостатками в развитии. В настоящее время таких детей и подростков в нашей стране около 32 тыс. Сегодня доказано, что при систематической и квалифицированной коррекционно-педагогической работе эти дети поддаются обучению – самообслуживание, гигиена, социальное поведение.

К системе специального образования относятся специальные классы. В них обучаются около 2 тыс. детей различных категорий. Около 34 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями обучаются на дому или в школе специального надомного обучения. Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста обучаются в системе специального образования. К сожалению, часть детей и подростков не могут обучаться в профильных образовательных учреждениях, так как по месту жительства нет таких учреждений; в общеобразовательных учреждений нет условий и специалистов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности преобладают лица мужского пола, особенно в городах (55%). Ведущая возрастная группа – с 8 до 13 лет. Выявление связано с началом школьного обучения. В детской школьной популяции существует неподдающиеся точному учету обширная группа детей, которая не имеет официального статуса инвалида, но возможности которой ограничены из-за хронических заболеваний. Среди взрослого населения РФ около 8 млн. человек имеют социальный статус инвалида и еще несколько млн. людей не имеют его. Итого, около 15 млн человек РФ имеют ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.