VI Закрепления новых знаний. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

VI Закрепления новых знаний.

2020-07-07 161
VI Закрепления новых знаний. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)

– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)

- Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)

- Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)

– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)

– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)

– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)

– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)

Да, нужно всем стараться что-то делать своими руками, создавать и украшать.

VII. Практическая работа.

- Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)

Результат зависит от вашей совместной работы.

- 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

VIII Подведение итогов, анализ работ.

1. Выставка работ учащихся.

2. Выставление оценок.

-Молодцы, ребята, вы потрудились на славу. Из вас вырастут замечательные мастера и мастерицы.

IX Домашнее задание.

-Найти материал о Городецкой росписи по группам:

1 группа- краткая информация о промысле;

2 группа-стихи о росписи и пословицы о труде;

3 группа- о цветах и мотивах используемых в городецкой росписи.

 

Используемая литература:

- Б. М. Неменский. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» учебник 5 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» методическое пособие 5 класс. Москва, «Просвещение», 2010 г.
- Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. — М., 1999. — C. 334, 335.)

http://yandex.ru/search/?text=презентация%20к%20уроку%20ИЗО%205кл%20по%20теме%20Гжельская%20роспись%20подготовила%20учитель%20Белешина%20С.Н.&clid=1882610&lr=213&rnd=91315.

11. Игровые задания для рисования, лепки, или аппликации. Выполните графически:

 

Программное содержание:

  • Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
  • Закрепить знания детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
  • Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
  • Закреплять представления детей о народных промыслах: Филимоново, Дымково, Городец, Хохлома.
  • Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
  • Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
  • Развивать речь детей, мелкую моторику рук.

Интеграция областей:

  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Речевое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное развитие».

Оборудование:

Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски, Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

 

 

 

 

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Беседа с детьми о гжельских мастерах, рассматривание тематических альбомов, лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

Ход занятия:

Входят дети в костюмах под песню «Сказочная Гжель».

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня я приглашаю вас в арткафе на тематический праздник под названием «Сказочная гжель».

Воспитатель: Но сначала мы совершим с вами волшебное путешествие. Вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Так вот.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №4).

Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков (слайд №5).

Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек (слайд №6).

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо» (слайд №7).

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (слайд №8).

Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.(слайд №9)

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№10)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №11)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. (слайд №12)

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№13)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №14)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, (слайд №15)

Гордый конь и задира кошка.(слайд №16)

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. (слайд №17)

Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» (слайд №18)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. (слайд №19)

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №20),что про нее стали складывать стихи.

Дети и воспитатель исполняют «Песню о Гжели».

Ребенок 1:

Ай да вазы! Что за диво!

Хороши и та, и та.

Все нарядны, все красивы.

Расписные все, в цветах.
(Ольга Е.)

Ребенок 2:

Здесь и роза, и ромашка,

Одуванчик, васильки.

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

(Даша Б.)

Ребенок 3:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

(Полина К.)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

- О каком промысле эта сказка?

(О Гжельской росписи.)

Физкультминутка «Цветы».

Наши синие цветки распускают лепестки- (подняли руки вверх.)

Ветерок чуть дышит-(дуют воздух ртом).

Лепестки колышет -(покачивания вправо-влево.)

Наши синие цветки закрывают лепестки- (опустили руки вниз.)

Тихо засыпают -(закрыли глаза.)

Головой качают- (покачивание головой вправо-влево.)

Воспитатель:

- Ребята, а каким узором украшают мастера свои изделия?

(синими цветами, точками, бордюрами, линиями.)

- Почему Гжель называют сине-голубой?

(она расписывается сине-голубой краской.)

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим на этот чайный сервиз. Подойдите к столу. Чего в нем не хватает? Всего один чайник украшен гжельским цветком. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

· Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.

· Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, начинайте выполнение нашей с вами работы, а наши гости тоже примут участие в украшении чайного сервиза. Помогут нам.

Звучит песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Итог:

Воспитатель:

- Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

-А какие красивые узоры получились у наших дорогих гостей-просто загляденье.

-О каком промысле мы сегодня беседовали?

(ответы детей)

-Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

(используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Список литературы:

1. Антонова, Васильева, Комарова др. Программа воспитания и обучения в детском саду.

«От рождения до школы».

2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

3. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» программа и конспекты занятий.

4. Маралов В.Г., Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольника».

5. Мальдер «Цветной мир».

6. Печёра А.В. «Развивающие игры для дошкольников».

7. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Забавные поделки».

8. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», методы замещающего онтогинеза.

 

 

12.Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить).

 

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой! Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние – И мастерство волшебное достойны восхищения.

 

Гжель
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.

 

 

12. Ведущие мастера промысла:

 

@ Н. И. Бессарабова Н. И. Бессарабова стала основоположником современного стиля гжельского ремесла, поставив во главу угла плавность, утонченность и скромность в творчестве. Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого». На кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, собирающих скошенную траву в стога, цветы, бабочки, стрекозы, деревья…Далее
Т. С. Дунашова Т. С. Дунашова – одна из учениц Н. И. Бессарабовой наносила узор уверенной рукой без предварительного рисунка. Ее называли мастером «цветочной росписи». Розы, лилии, колокольчики, васильки запечатлены на ее изделиях…Далее
Л. П. Азарова Л. П. Азарова — художница, внесшая которая вклад в развитие искусства гжельского промысла. Творческая деятельность Л. Азаровой в 1950-60 гг. при участии Н. Квитницкой и З. Окуловой определила новый этап развития фарфоровой керамики Гжели…
Н. Б. Квитницкая Художница использует элементы декоративного искусства и работает над созданием скульптур малых форм «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница»…Далее
З. П. Окулова В своей росписи художница использует мотив «большого цветка». На посуде изображены крупные бутоны роз, пышные маки, лотос, лилии, ромашки, незабудки. Краски применяются всегда сочные и яркие…Далее
А. Н. Федотов Федотовский почерк — ярко выраженная декоративная форма изделий. Федотов создал своеобразный живописный цветок, лепестки которого складываются в пышную округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки…Далее
В. И. Авдонин К 1976 году, когда впервые появился Авдонин в объединении, он уже был сло­жившимся, опытнейшим живописцем. И первые же его изделия в гжельском стиле — вазы, коньячный набор — об­ратили на себя внимание специалистов…

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.