Технологические карты народных промыслов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Технологические карты народных промыслов

2020-07-07 281
Технологические карты народных промыслов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

 

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА

Студент: ____Гуцал Анна___________________________

(ФИО)

Группа _____ Под/б-15-2-з_____

 

Профиль: _Дошкольное образование

___________________________

Севастополь

2020
 

Г Ж Е Л Ь С К А Я К Е Р А М И К А

 

 

1. Место нахождения промысла: «Гжельский куст» Московская область

2. Материал первоосновы: глина.

3. Способы украшения, материалы:

 

В привычном виде эта стилизация народного творчества появилась лишь в 50-х годах прошлого столетия. Расчет на универсальность себя полностью оправдал: изысканная в своей простоте сине-голубая роспись смотрится не только органично и декоративно, но и высокохудожественно. Так как делают гжель? Каким образом рождается сине-голубая роспись, превращающая обычные подносы, статуэтки, сервизы и самовары в произведения искусства?

Сначала над созданием будущего фарфорового изделия работает художник, делая карандашные наброски и выбирая из них лучший. Затем создается пробный образец, с которого отливаются гипсовые формы. В случае со сложными изделиями они могут состоять из нескольких частей. По ним изготавливается разъемная форма для литья.

4. Виды продукции:. в 18 веке, когда стала изготавливаться майоликовая посуда – разнообразные кувшины, блюда и тарелки, квасники и кружки, украшенные нарядной росписью по белому фону.

 

 

19 века в Гжели стали вырабатывать полуфаянсовую и фаянсовую посуду с одноцветной синей росписью, развивающей художественные традиции предшествующего времени. Было освоено и производство фарфора, в росписи которого тоже сохранялись черты народного творчества.

В начале 20 века производство приходит в упадок, искусство обедняется, творчество мастеров угасает.

Выпуск продукции налаживается в 30-х годах, но настоящее возрождение художественной традиции гжельской керамики началось после Великой Отечественной войны. В большей мере этим возрождением мы обязаны известному советскому искусствоведу, исследователю русского фарфора Александру Борисовичу Салтыкову. Под его руководством работали Н. Бессаробова, Т. Дунашова, Т. Ефремова и другие.

Вместе им удалось возродить мастерство ручной росписи по фарфору и создать изделия, художественный характер которых определялся традициями Гжели.

Сегодня фарфор Гжели- нарядная посуда и декоративная скульптура, украшенные кистевой росписью, выполняемой в свободной манере,- привлекает нас чертами живого современного творчества, выдумкой художников и мастеров.

5.

6. Цветовая гамма (закрасить)

Ф О Н   Р О С П И С Ь  

6. Технологические элементы узоров (нарисовать)

 

2-ая мл. группа Средняя группа Старшая группа
Познакомить с изделиями малой скульптуры Гжельских мастеров; учить рисовать мотивы Гжельской росписи «точки», «линии», создавать выразительные узоры на поделке; закреплять знания о цвете; прививать желание рисовать. Познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом. Учить рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя. Воспитывать аккуратность в работе. Развитие мелкой и общей моторики. - учить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи; - упражнять в рисовании простейших узоров (розы, бутоны, листики, решетку, линии, спираль, используя синий цвет. - обучать техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности.

 

7. Композиционные элементы узоров (рисунки приложить):

8. Растительные. Классический стилизованный вид растений с четко прорисованными деталями.
 
Животные в основном представлены пернатыми.

 

 

Орнаментальная стилистика. Узоры наносятся в виде сеток: «капли», «усики», «гребенки», «травинки» и другое. Типично по кромке досок с росписью гжель пускают «шашечки».


 

Сюжетные композиции. Типичные рисунки из жизни народа: ярмарки, зимние катания на тройках, крестьянские избы, церкви, тематика современности.

 

лубочная (например, роспись матрешки гжель).



цветная надглазурная (самый старинный вид).

 

глухой кобальт (на темном фоне белая с золотым роспись);

 

 

фарфор костяного и белого цвета (разнообразная посуда в голубых тонах с глянцевым блеском и сверкающей позолотой).

 

 

 

9. Использование в ДОО.

þ Возрастная группа со средней до подготовительной.

 

þ Формы работы (конкретные названия, возр. гр.)

 

индивидуальная, фронтальная.

 

 

@Конспект одной из форм работы приложить.

 

Цель:

1. Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.

2. Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусстве,

3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла

Задачи:

  • Продолжать формировать навыки росписи в традициях народного промысла
  • Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук
  • Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
  • Воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Особенность урока: использование ИКТ на уроке

Материалы и оборудование:

Для учителя:

Иллюстративный ряд

1. Инструкционные карты:

Приемы кистевой росписи

2. Видеопроектор, компьютер, Презентация «Гжель. Их истоки и современное развитие»

Для обучающихся:

1. Лист бумаги А4

2. Карандаш, ластик

Урок 1

Ход урока

Организационная часть.

Здравствуйте ребята. Садитесь. Хорошего вам настроения на уроке.

Практическая работа.

Презентация. Слайд 20-25

Учитель: Ребята, посмотрим на различные виды гжельской росписи – это различные виды посуды, шкатулки, солонки.

У вас на партах лежат формы посуду чашка, сахарница, кувшин, чайник. Выберите наиболее понравившуюся посуду и нанесите на нее Гжельскую роспись простым карандашом. Используя инструкционные карточки №1, №2, №3.

Известные художники писали картины под музыку, вот и мы сейчас представим, что мы с вами художники

Итог урока.

Выставка и анализ работ.

Законченные работы вывешиваются на доске.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были интересны?

Выставление оценок

Презентация. Слайд 26

Кроссворд

6. Домашнее задание.

Найти рисунки и фотографии с изображением работ гжельских мастеров. Принести гуашь, кисти №3 и №4, баночки для воды, салфетки.

7. Рефлексия. Синквейн

Урок 2

Организационная часть.

Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку. Объявление темы урока.

Презентация. Слайд14

Постановка учебной цели: сегодня мы отправимся в гости к гжельским мастерам, рассмотрим их работы, а затем изобразим фрагмент росписи.

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

Практическая работа.

Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

Выполнение композиции «Сказочная птица» (птица счастья)

5.Итог урока. Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске. Производиться анализ работ.

 

@Описать игровое упражнение

 

 


Конспект

Ход занятия

Воспитатель:

Друзья мои, сегодня на занятие хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад.

Как вы думаете, из чего она была сделана?

Из чего бывает сделана посуда?

Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская?

Конечно нет, только бы роспись пострадала.

А металлическая? (показ) Такая, как у нас дома?

Эта уж точно осталась бы цела.

А пластиковая посуда?

А стеклянная?

Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее.

Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.

А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались. (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. ак называется посуда, которую вы сложили из осколков?ерно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня на столе. На столе, на жёлтой скатерти посуда гжель. Дети рассматривают, любуются посудой. Педагог читает стихи:

Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель,

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Где изготавливают эту посуду?

Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.

Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото!» И уже 5 веков работают там мастера, которые и расписывают неповторимую посуду.

Давайте полюбуемся нашей выставкой.

Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать?

Верно, нарядная, красивая, праздничная.

Изделия, созданные художниками и имеющие практическое применение в быту, относятся декоративно – прикладному искусству.

Польза и красота всегда должны идти рядом, тогда и жизнь человека станет интереснее.

А что делает эту посуду такой? Да, бело – синяя роспись.

Рассмотрим роспись поближе.

Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.

Какой цвет использовали мастера?

Чем украшен чайник (сахарница, чашка)?

Что нарисовано на вазе?

Где расположен цветок?

Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке?

Где закрашено синей краской полностью?

Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.

А что ещё создают гжельские мастера?

Верно, игрушки, небольшие скульптуры. Полюбуйтесь.

Давайте с вами вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы вы могли легко рассказать о ней и определить, есть ли у вас дома среди посуды гжельская.

 

Дети выкладывают морфологическую дорожку гжельского промысла.

1карточка – белая глина

2 карточка – цвет росписи

3 карточка – элементы росписи

4 карточка – предметы промысла.

 

Из карточек, на которых изображены различные материалы (дерево, стекло, глина разная по цвету и т.д); цвета, используемые в разных росписях; элементы узоров разных росписей; изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

Карточки для игрового упражнения содержат элементы всех декоративно-прикладных росписей, поэтому на других занятиях дети могут из данных карточек собрать дорожку хохломской росписи, дымковской игрушки и т.д.

Воспитетель:

Сегодня вы будите мастерами и распишите посуду по мотивам гжельской росписи.

Посмотрите на краски, которые я вам приготовила. Все ли необходимые цвета у вас есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску (её должно быть много) и немного синей.

 

Обратите внимание на этот цветок на чашке. Как вы сказали, он нарисован не одним цветом. Посмотрите, как можно одним мазком нарисовать такой лепесток. (Показ) На широкую кисть набираю с одной стороны голубой цвет, а с другой – синий. Затем нужно поставить кисть на кончик и нарисовать с нажимом протяжный мазок.

Обратите внимание на элементы гжельской росписи. Их можно использовать в своих работах. Выбирайте заготовку посуды и рассаживайтесь на места.

Дети самостоятельно работают. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

 

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

 

Итог занятия:

В конце занятия дети раскладывают посуду на жёлтую скатерть. (Можно использовать жёлтые обои для контрастного фона). Любуются. Рассматривают.

Педагог читает стихи:

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Синие розы по белому фону

Море цветов голубых.

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

10. Использование в начальной школе

Класс, учебная дисциплины.Формы работы (конкретные названия, р.)

Целью данного курсового исследования является изучение особенностей формирования знаний и умений выполнения Гжельской росписи у детей 7-9 лет в начальной школы на уроках ИЗО.

Объектом данного исследования являются школьники 7-9 в начальной школе.

Предметом данного курсового исследования является Гжельская роспись.

Выделим задачи данного курсового исследования, а именно:

рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по Гжельской росписи;

изучить историю Гжельской росписи и методику выполнения;

выявить порядок выполнения Гжельской росписи на уроке ИЗО в начальной школе для детей 7-9 лет;

рассмотреть структуру уроков по Гжельской росписи в начальной школе для детей 7-9 лет.

Конспект одной из форм работы приложить.


Тема: Искусство Гжели.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с Гжельской керамикой, историей её происхождения, особенностью росписи, разнообразием форм посуды, формировать навыки мазковой росписи.

Развивающие: развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами(гуашь), развивать логическое мышление, воображение и внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

 

Оборудование и материалы:

  • Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
  • Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров, шаблоны предметов для украшения.
  • На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянс, Фарфор, Квасник, Кумган)
  • Художественные материалы: синяя гуашь, кисти, баночки для воды, лист бумаги.
  • Компьютер,проектор,репродукции и образцы декоративно- прикладного искусства, учебник «Декоративно- прикладное искусство»5класс,
  • Презентация “Гжельская роспись”.

План урока:

1. Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью, просмотр презентации.

2. Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическая работа.

5. Подведение итогов, анализ работ.

 

Ход урока

I Организационный момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видетьвас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

 

II. Тема и цели урока

- Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи, украсим гжельской росписью посуду.

И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».

(Слайд 1)

  • Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах.

Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно!

Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды". (Слайд2)

  • В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее».

До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. (Слайд3)

 

  • К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду.

Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. (Слайд4)

 

  • После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кумганы и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
  • Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.(Слайд5)
  • Вторая четверть 19века – период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. С середины 19 века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.(Слайд6)
  • Только с середины 20века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650 –летие. В 1930-1940 годах здесь были сосредоточены почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
  • В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва- Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа так же называется «Гжель».(Слайд 7)

IV Физминутка.

-А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы, отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.

По солнышку, по солнышку

Дорожкой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Голубеньким и синеньким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).

V. Словарная работа

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми для вас словами. Прочитаем их объяснение.

 

1. Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. А пропорция компонентов – это секрет! Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом.

2. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚).

3. Керамика – изделия из обожженной глины.

4. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью.

5. Квасник – кувшин с отверстием в центре.

6. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол. Кумганы – кувшины похожие на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом.(Слайд14)

VII. Практическая работа.

- Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание, наклеивание и рисование.)

Результат зависит от вашей совместной работы.

- 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе составляете композицию из заготовленных элементов.

В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Оборудование:

Слайдовая презентация «Сказочная Гжель», изделия народных промыслов, белый кукольный сервиз, пластилин синего цвета, салфетки, доски, Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

 

 

 

 

Предварительная работа:

Знакомство с гжельским промыслом. Беседа с детьми о гжельских мастерах, рассматривание тематических альбомов, лепка детьми пластилиновых шариков к занятию.

Ход занятия:

Входят дети в костюмах под песню «Сказочная Гжель».

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня я приглашаю вас в арткафе на тематический праздник под названием «Сказочная гжель».

Воспитатель: Но сначала мы совершим с вами волшебное путешествие.Вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы поймете сами.

Так вот.

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель (слайд №4).

Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков (слайд №5).

Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек (слайд №6).

Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо» (слайд №7).

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (слайд №8).

Стал каждый мастер свое умение показывать. Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.(слайд №9)

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши! (слайд№10)

А этот совсем необычный, невиданный! Его словно составили из двух чайников.(слайд №11)

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. (слайд №12)

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.(слайд№13)

Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.(слайд №14)

Лепили гжельские мастера животных и птиц. Занятно сделан петух с пышным хвостом, мышка-норушка, (слайд №15)

Гордый конь и задира кошка.(слайд №16)

Никому не страшен такой лев. Он немножко смешной. (слайд №17)

Делают в Гжели и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так и кажется, сейчас прокукарекает: «Спать пора!» (слайд №18)

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. (слайд №19)

Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись (слайд №20),что про нее стали складывать стихи.

Дети и воспитатель исполняют «Песню о Гжели».

Ребенок 1:

Ай да вазы! Что за диво!

Хороши и та, и та.

Все нарядны, все красивы.

Расписные все, в цветах.
(Ольга Е.)

Ребенок 2:

Здесь и роза, и ромашка,

Одуванчик, васильки.

С синей сеточкой по краю,

Просто глаз не отвести.

(Даша Б.)

Ребенок 3:

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

(Полина К.)

Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?

- О каком промысле эта сказка?

(О Гжельской росписи.)

Физкультминутка «Цветы».

Наши синие цветки распускают лепестки- (подняли руки вверх.)

Ветерок чуть дышит-(дуют воздух ртом).

Лепестки колышет -(покачивания вправо-влево.)

Наши синие цветки закрывают лепестки- (опустили руки вниз.)

Тихо засыпают -(закрыли глаза.)

Головой качают- (покачивание головой вправо-влево.)

Воспитатель:

- Ребята, а каким узором украшают мастера свои изделия?

(синими цветами, точками, бордюрами, линиями.)

- Почему Гжель называют сине-голубой?

(она расписывается сине-голубой краской.)

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим на этот чайный сервиз. Подойдите к столу. Чего в нем не хватает? Всего один чайник украшен гжельским цветком. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом - при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.

Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.

Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).

Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).

Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).

На что похожи лепестки цветка? (На капельку).

Капелька - один из любимых элементов мастеров Гжели.

Этапы выполнения работы.

· Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.

· Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем по кругу. Получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.

Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?

  • Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.

Воспитатель: Дети, начинайте выполнение нашей с вами работы, а наши гости тоже примут участие в украшении чайного сервиза. Помогут нам.

Звучит песня «Незабудковая Гжель».

(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)

В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом белой скатертью.

Итог:

Воспитатель:

- Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям.

-А какие красивые узоры получились у наших дорогих гостей-просто загляденье.

-О каком промысле мы сегодня беседовали?

(ответы детей)

-Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?

(используется только синяя краска на белом фоне и особый приём росписи «растяжение цвета»)

-Что вы можете сказать о своих работах? Всё ли удалось, почему?

-Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное-вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!

Список литературы:

1. Антонова, Васильева, Комарова др. Программа воспитания и обучения в детском саду.

«От рождения до школы».

2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».

3. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» программа и конспекты занятий.

4. Маралов В.Г., Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольника».

5. Мальдер «Цветной мир».

6. Печёра А.В. «Развивающие игры для дошкольников».

7. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Забавные поделки».

8. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», методы замещающего онтогинеза.

 

 

12.Сочините сказку, рассказ, стихотворение о керамике Косова (приложить).

 

Чудо с синими цветами, Голубыми лепестками, Синими цветочками, Нежными виточками. На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из – под белого снежочка. Растут синие цветочки. Неужели, неужели, Вы не слышали о Гжели?

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь: Известно всем в народе ее названье – Гжель. Гордятся в Гжели жители небесной синевой, Не встретите на свете вы красоты такой! Голубизну небесную, что сердцу так мила, Кисть мастера на чашку легко перенесла. У каждого художника есть свой узор любимый, И в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние – И мастерство волшебное достойны восхищения.

 

Гжель
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
Весеннее украсят утро
Чудесной гжели нежные букеты,
И легким ветерком как будто,
На нас подует жарким летом.
Порой осенней в ярких красках
Природы милого творенья,
К нам гжель приходит снежной сказкой,
Зимы, предвидя приближение.
Ну а зимой, холодной, вьюжной,
Согреет нас огнем камин,
В котором жаркий пламень дружит
С узором сине-голубым.

 

 

12. Ведущие мастера промысла:

 

@ Н. И. Бессарабова Н. И. Бессарабова стала основоположником современного стиля гжельского ремесла, поставив во главу угла плавность, утонченность и скромность в творчестве. Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого». На кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, собирающих скошенную траву в стога, цветы, бабочки, стрекозы, деревья…Далее
Т. С. Дунашова Т. С. Дунашова – одна из учениц Н. И. Бессарабовой наносила узор уверенной рукой без предварительного рисунка. Ее называли мастером «цветочной росписи». Розы, лилии, колокольчики, васильки запечатлены на ее изделиях…Далее
Л. П. Азарова Л. П. Азарова — художница, внесшая которая вклад в развитие искусства гжельского промысла. Творческая деятельность Л. Азаровой в 1950-60 гг. при участии Н. Квитницкой и З. Окуловой определила новый этап развития фарфоровой керамики Гжели…
Н. Б. Квитницкая Художница использует элементы декоративного искусства и работает над созданием скульптур малых форм «Бабушка и внучек», «Матрена», «Птичница»…Далее
З. П. Окулова В своей росписи художница использует мотив «большого цветка». На посуде изображены крупные бутоны роз, пышные маки, лотос, лилии, ромашки, незабудки. Краски применяются всегда сочные и яркие…Далее
А. Н. Федотов Федотовский почерк — ярко выраженная декоративная форма изделий. Федотов создал своеобразный

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.