Историко-эстетический анализ. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историко-эстетический анализ.

2020-07-07 1214
Историко-эстетический анализ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Г. Вологда

Г.

Аннотация хорового произведения a cappella «Песня о молодом кузнеце» слова П. Ершова муз. А. Алябьев

Историко-эстетический анализ.

Творческий портрет композитора и его основные произведения

Александр Александрович Алябьев (1787–1851) - Русский композитор. Наибольшую популярность приобрел как автор вокальных произведений, в том числе знаменитого "Соловья".
Родился в семье губернатора Тобольска 15 августа 1787. С 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование. Первые музыкальные произведения опубликовал в 1810 г.
В 1812 г., во время вторжения войск Наполеона в Россию, добровольцем поступает на военную службу и вместе с русской армией доходит до Парижа.
По окончании войны Алябьев посвятил себя музыке. Вскоре он приобрел известность как автор опер, романсов, музыки к водевилям. С 1823 г. жил в Москве, принимал активное участие в театральной жизни. Вместе с А.Н.Верстовским и Ф.Е.Шольцем написал музыку пролога "Торжество муз" к открытию Большого театра (06.01.1825). Здесь были поставлены его комическая опера "Лунная ночь, или Домовые", водевиль "Деревенский философ", комический балет "Волшебный барабан".
В марте 1825 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера по карточной игре и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь – в Тобольск. Здесь он организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В это время были созданы многие из лучших романсов Алябьева: "Иртыш", "Зимняя дорога", "Вечерний звон", "Два ворона". В 1832 г. Алябьеву разрешают выехать на Кавказ для лечения, где он пишет романсы, изданные под общим заголовком "Кавказский певец". Еще до Глинки Алябьев записывает и гармонизирует песни народов Кавказа, киргизов, башкир и использует их в своем творчестве. В 1834 г. совместно с украинским литератором и фольклористом Максимовичем издает сборник «Голоса украинских песен», который был положительно отмечен Н.В.Гоголем.
В 1835 году Алябьеву дозволяется проживать у родных в Подмосковье, с запрещением въезда в обе столицы. В 1840 г. он женится на владелице Пущинской усадьбы Е.А.Офросимовой (урожденная Римская-Корсакова). Только в 1843 г. император разрешает Алябьеву проживать в Москве, но под надзором полиции, «с тем, чтобы не показываться в публике», т.е. ни в концертах, ни в театрах, ни в каких бы то ни было общественных собраниях.
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Творчество:
Оперы:
Буря
Волшебная ночь
и другие
Оперы-водевили:
Деревенский философ
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки
и другие
Балеты: Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты
Мелодрама Кавказский пленник
и другие

Инструментальные ансамбли
Хоры и хоровые обработки собственных сочинений
Романсы для голоса с фортепиано
Вокальные ансамбли

Обработки народных песен
Музыка к драматическим спектаклям — Буря, Отступник и другие

Форма произведения и его структурные особенности

 

Произведение написано в куплетной форме. Куплет состоит из запева. Припев состоит из 7 тактов - фразы по 4 и по 3 такта.

1 фраза: Вдоль по улице широкой молодой кузнец идёт

2 фраза; Ох, идёт кузнец, идёт! Песни с посвистом поёт!

1 часть: период 8 тактов из 2-х предложений по 4 такта.

2 часть: период 8 тактов из 2-х предложений по 4 такта.

3 часть: период 7 тактов, в котором 2 предложения(в одном 3, в другом 4 такта)

Припев. 

 

Жанровая основа

«Песня о молодом кузнеце» - песня без сопровождения, написанное для мужского хора a cappella в куплетной форме.

Ладовая и тональная основа

Основная тональность – C dur.  Отклонения: в d-moll в 5 такте. Модуляции отсутствуют.

Лад: натуральный мажор

 

Динамические оттенки

В начале каждой фразы автор указывает fp, как бы подчеркивая первое слово, делая на нем ударение. Хормейстеру очень важно уделить особое внимание динамике,так как начиная с восьмого такта со слов «Тук, тук..» до 3 доли 10 такта сделать контраст- сначала f, а потом p. Происходит имитация звука, а то есть удар молота. Сначала большим молотом (f),а потом (p) соответственно молотом поменьше. Аналогично в 12 и 13 тактах. С четвертой доли 10 такта по начало 12 такта динамика ff, так же, как и в 14 и 15 тактах.

 

                   

8 такт.                                        10,12,14,15 такты

 

Тип и вид хора

 

Тип хора - однородный мужской, вид - трехголосный. Тенора - дивизи 1и 2.

2. Д иапазон и тесситурные особенности

 

Общий диапазон хоровой партитуры составляет 2 с половиной октавы (от До малой октавы до Соль первой октавы).

Диапазон партии 1 тенора –  октава (соль малой октавы-соль 1 октавы)

Диапазон партии 2 тенора – октава (ми малой октавы-ми 1 октавы)

Диапазон партии баса – октава (до малой октавы-до 1 октавы)

 

В целом, тесситура удобная для всех голосов.

Виды хорового дыхания

В данном произведении дыхание пофразное, в паузах удобное для исполнения.

 

Исполнительский анализ

Ритмический ансамбль

 

В достижении ритмического ансамбля в произведении, пожалуй, самым важным является воспитание в каждом певце постоянного ощущения основной метрической «пульсирующей» доли.

Во втором такте и в шестом необходимо обратить внимание половинную ноту с точкой.

               

 

 

В четвертом необходимо обратить внимание на четверти, которые нужно пропеть на одном дыхании.

В припеве нужно обратить внимание на четвертные паузы.

 

 

Темповый ансамбль

 

Произведение написано в едином темпе. Быстрый темп может вызвать определённую сложность для исполнения.

 

Динамический ансамбль

 

Динамический ансамбль – уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованность громкости звучания хоровых партий в общем ансамбле. Главное требование – не заглушать мелодию.

Качество динамического ансамбля во многом обуславливается тесситурными условиями. Наиболее благоприятные тесситурные условия для достижения динамического ансамбля – это средний регистр. Наиболее трудные условия создаются тогда, когда хоровые партии находятся в разных регистрах.

Произведение может быть использованодля работы над контрастной динамикой.

Динамические нюансы:

Тихий, затаённый куплет.
Яркий припев.
Кульминация – 14, 15 такт

 

 

Штриховой ансамбль

 

Способ звуковедения в этом хоре - Non legato. Прием non legato (нон легато - несвязно): комбинированный, промежуточный, т.к. соединяет в себе особенности звуковедения и legato и non legato. Доли разграничены по отношению друг к другу, долевые движения ускорены, увеличивается значимость «точки» - исполняется упруго, с большей отдачей.

 

Исполнительская фразировка

 

Фразировка имеет прямое отношение к структурному членению музыкальной формы. Все куплеты построены по принципу периодичности. Период состоит из 2 предложений.

Центральное место в плане должен занять вопрос выявления частных и общей кульминаций. Как правило, эта работа осуществляется параллельно с определением формы произведения и его структурных особенностей. Кульминация фразы идет в конце каждой фразы. Общая кульминация идет в конце в произведения.

8. Репетиционный план

 

Произведение написано для мужского хора.

Первым шагом является исполнение дирижёром хоровой партитуры на инструменте, затем следует «чтение с листа», для того чтобы создать первичное представление о произведении.

На следующем этапе нужно разбирать произведение по партиям, пропевая их как сольфеджио, а также на различные слоги(«лю», «лё», «та», «ди» и др.), для того, чтобы достигнуть правильной интонации единообразного звучания гласных звуков. Чтобы добиться ритмической чёткости возможен приём простукивания ритма и пульса мелодии.

После разбора партитуры нотами, можно переходить к пению с текстом. При этом нужно уделять внимание произношению слов и слитности звучания. Также необходимо проводить работу по сглаживанию регистров, отрабатывать моменты певческой атаки и штрихов, динамики.

Заключительным этапом является художественное выстраивание исполнительского плана, генеральная репетиция и концертное выступление.

    Особенности дирижёрского жеста

Виды ауфтактов

Хормейстеру нужно уделить полное внимание ауфтактам и снятиям. Ауфтакты должны быть внятными, а снятия точными.

Используются две группы ауфтактов. Первая – ауфтакты, направленные на подготовку звучания, вторая – ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

 

Дирижирование фермат и пауз

 

В припеве важно делать задержания на паузах и правильно поочередно дирижировать партиями. В куплетах дирижирование идет по простой схеме.

 

Список источников:

1. Гоголин М. Р. Работа студента над аннотацией хорового произведения: Учебное пособие – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2003 г. – 88 с.

2. https://www.culture.ru/persons/9462/aleksandr-alyabev

3. https://24smi.org/celebrity/20530-petr-ershov.html

4. Дыганова Е.А. Самостоятельная подготовка студентов- музыкантов к практической работе с хором: учебно- методическое пособие / Е.А. Дыганова. – Казань: ИФИ К(П)ФУ, 2011. – 52 с.

 

Г. Вологда

Г.

Аннотация хорового произведения a cappella «Песня о молодом кузнеце» слова П. Ершова муз. А. Алябьев

Историко-эстетический анализ.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.