Основные подходы к выделению этапов решения проблемы — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные подходы к выделению этапов решения проблемы

2020-07-07 148
Основные подходы к выделению этапов решения проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семья – это важный компонент здорового и крепкого государства. Однако по определённым причинам возникают такие ситуации, когда ячейка общества по конкретным параметрам становится неблагополучной. Проблемные семьи бывают разные, но всем им нужна высококвалифицированная социально-педагогическая помощь специалистов, компетентных в данной области. Чтобы процесс взаимодействия субъекта и объекта сопровождения проходил продуктивно, необходимо знать алгоритм действий, благодаря которому будет практически невозможно упустить важные моменты в решении сложной ситуации с семьёй.

Проблемная семья – это семья, которая имеет низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания.

Виды проблемных семей

I. Семьи с десоциализирующим влиянием на детей:

1.Криминально-аморальная семья.

Преобладают криминальные факторы риска, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия заботы об их содержании, жестокого обращения, сексуальной распущенности родителей находится под угрозой.

2. Асоциально-аморальная семья.

В такой семье отсутствуют моральные нормы и ограничения, духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями, детям непосредственно прививаются антиобщественные взгляды и ценности.

II.Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием надетей (выражается в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений):

1. Конфликтная семья.

В такой семье преобладают нездоровые отношения между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Это семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу.

2. Педагогически несостоятельная семья.

В такой семье при относительно благоприятных условиях: присутствует забота о детях, семья ведёт здоровый образ жизни, неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей, наблюдается полное незнание методов педагогического воздействия, подрывается авторитет школы и учителей.

III. Типы семей по типу воспитательных ошибок:

1. Семьи с попустительским или либеральным стилем воспитания.

Это семьи, в которых считается, что ребенка надо всегда поощрять и никогда не ругать, он сам должен понять, что такое плохо и хорошо. Родители не ставят никаких ограничений своим детям.

2. Проблемные семьи с позицией «круговой обороны» воспитания.

Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Они агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких проблемных семей лживы и жестоки, для них не существует авторитетов.

3. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания.

Родители не верят и не доверяют своим детям, постоянно подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

4. Семьи с авторитарным стилем воспитания.

Родители тщательно контролируют ребенка, устанавливают жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию.

5. Семьи с увещевательным стилем воспитания.

Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают уговаривать и объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Для детей в таких семьях не существует авторитетов отца и матери.

6. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания.

Родители не находят времени и сил для своих детей, равнодушны как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение родителей.

7. Семьис типом воспитания «кумир семьи».

Как правило, это возникает по отношению к поздним детям. Для родителей такой ребёнок – кумир и смысл их жизни. Ребёнок всегда находится в центре внимания. Со стороны родителей возникает чрезмерная уступчивость, неадекватное понимание личности ребенка, отношение к ребенку как к младенцу, неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка, духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

8. Семьи с непоследовательным стилем воспитания.

Проявляется отсутствие единого подхода к воспитанию. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания до поощрения, что приводит к потере родительского авторитета.

Сопровождение предусматривает создание условий для актуализации и решения проблем семьи. Данный процесс цикличен, при этом его можно представить технологично, выделив конкретные этапы решения проблемы, так называемый алгоритм работы социального педагога с проблемной семьёй.

I. Этап проблематизации.

Включает в себя:

· обнаружение проблемы;

· выявление сути проблемы;

· изучение причины возникновения проблемы;

· конкретная формулировка проблемы, которую надо решить.

На данном этапе необходимо использовать методы психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики, в том числе и самодиагностики, чтобы выяснить, что повлияло на возникновение проблемы, какие факторы повлияли, почему так произошло.

Для того, чтобы наиболее точно понять проблему и поставить конкретные цели и задачи необходимо:

· учитывать все причины возникновения проблемы (если обратить внимание на описание ситуации и не принимать во внимание причины, то задачи были бы сформированы иначе);

· исходить из интересов и опыта семьи;

· предусмотреть психологическое благополучие семьи и детей;

· обращаться к данным науки, передовому педагогическому опыту, советоваться с экспертами, коллегами с тем, чтобы не допустить возникновения ошибок;

· поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, а не порождать конфликтов, при этом у родителей, детей должна быть сформирована положительная установка на решение возникшей проблемы;

· решение задачи должно повлечь за собой положительные изменения в семье, родителях и детях.

Последействие.

Включает в себя:

· анализ социальным педагогом встречи с родителями;

· осуществление следующих действий:

- уточнение первоначальных представлений о причинах возникновения проблемы;

- внесение коррективы в свои первоначальные замыслы в способы решения проблемы;

- согласование действий с теми, кто может содействовать решению проблемы;

- продумывание процесса отслеживания при решении проблемы.

В полной мере проанализировать и оценить успешность решения проблемы ребенка можно после того, как выполнен намеченный план действий субъектов сопровождения.

Алгоритм изучения семьи

Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по таким параметрам:

· состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребёнком, многодетная, родители разведены и т.д.);

· жилищно-бытовые условия;

· материальная обеспеченность;

· воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).

Характер взаимоотношений в семье:

· между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

· между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчуждённость, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);

· позиция ребёнка в семье (педагогически оправданная; "кумир семьи"; объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «золушки»).

Положение ребёнка в семье:

· Я нужен и любим, и я люблю вас тоже;

· Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

· Я нужен, но не любим, и я от всей души хочу приблизиться к вам;

· Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Отношение ребёнка к родителям:

· дорожит семейными отношениями;

· родители авторитетны;

· относится пренебрежительно;

· остро переживает драму;

· тяготеет к одному из членов семьи.

Этапы социального патроната

1. Знакомство и заключение договора с семьей.

Включает в себя:

· определение круга прав и обязанностей членов семьи и социального педагога;

· первичное обследование семьи;

· составление индивидуального плана работы с семьёй;

· оформление диагностической карты.

Для каждой семьи на основе диагностики специалисты разрабатывают индивидуальную программу комплексной реабилитации. В ней указываются сроки, конкретные шаги и предполагаемый результат, а также ответственные исполнители.С родителями оговариваются перспективы нормализации положения в семье.

Выход из семьи.

Включает в себя:

· подведение итогов работы за весь период патроната;

· анализ проделанной работы;

· отслеживание динамики изменений ситуации в семье;

· рассмотрение вопроса о снятии семьи с социального патроната.

На протяжении всего периода социального патроната специалист проводит мониторинг изменений ситуации в семье, проводится первичное, промежуточное и завершающее обследование. 

Таким образом, социальный патронат – форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда специалист субъекта системы профилактики проводит с членами семьи много времени, входит в курс всего происходящего в семье, оказывая влияние на суть семейных событий. Срок социального патронажа всегда ограничен. В зависимости от конкретных условий он может продолжаться от 2 до 9 месяцев. Окончание срока договора не всегда является основанием для снятия семьи с учета.

Рекомендации социальному педагогу по работе с проблемными семьями

1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что ваши цели - это, прежде всего, их цели.

3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительный рост и достижения в действиях семьи.

6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

7. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов.

8. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым.

9. Необходимо создать семье и ребенку ситуацию успеха.

 

 

 

Семья – это важный компонент здорового и крепкого государства. Однако по определённым причинам возникают такие ситуации, когда ячейка общества по конкретным параметрам становится неблагополучной. Проблемные семьи бывают разные, но всем им нужна высококвалифицированная социально-педагогическая помощь специалистов, компетентных в данной области. Чтобы процесс взаимодействия субъекта и объекта сопровождения проходил продуктивно, необходимо знать алгоритм действий, благодаря которому будет практически невозможно упустить важные моменты в решении сложной ситуации с семьёй.

Проблемная семья – это семья, которая имеет низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания.

Виды проблемных семей

I. Семьи с десоциализирующим влиянием на детей:

1.Криминально-аморальная семья.

Преобладают криминальные факторы риска, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия заботы об их содержании, жестокого обращения, сексуальной распущенности родителей находится под угрозой.

2. Асоциально-аморальная семья.

В такой семье отсутствуют моральные нормы и ограничения, духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями, детям непосредственно прививаются антиобщественные взгляды и ценности.

II.Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием надетей (выражается в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений):

1. Конфликтная семья.

В такой семье преобладают нездоровые отношения между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Это семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу.

2. Педагогически несостоятельная семья.

В такой семье при относительно благоприятных условиях: присутствует забота о детях, семья ведёт здоровый образ жизни, неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей, наблюдается полное незнание методов педагогического воздействия, подрывается авторитет школы и учителей.

III. Типы семей по типу воспитательных ошибок:

1. Семьи с попустительским или либеральным стилем воспитания.

Это семьи, в которых считается, что ребенка надо всегда поощрять и никогда не ругать, он сам должен понять, что такое плохо и хорошо. Родители не ставят никаких ограничений своим детям.

2. Проблемные семьи с позицией «круговой обороны» воспитания.

Родители строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Они агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Дети из таких проблемных семей лживы и жестоки, для них не существует авторитетов.

3. Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания.

Родители не верят и не доверяют своим детям, постоянно подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

4. Семьи с авторитарным стилем воспитания.

Родители тщательно контролируют ребенка, устанавливают жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается. Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию.

5. Семьи с увещевательным стилем воспитания.

Родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают уговаривать и объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Для детей в таких семьях не существует авторитетов отца и матери.

6. Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания.

Родители не находят времени и сил для своих детей, равнодушны как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение родителей.

7. Семьис типом воспитания «кумир семьи».

Как правило, это возникает по отношению к поздним детям. Для родителей такой ребёнок – кумир и смысл их жизни. Ребёнок всегда находится в центре внимания. Со стороны родителей возникает чрезмерная уступчивость, неадекватное понимание личности ребенка, отношение к ребенку как к младенцу, неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка, духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

8. Семьи с непоследовательным стилем воспитания.

Проявляется отсутствие единого подхода к воспитанию. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания до поощрения, что приводит к потере родительского авторитета.

Сопровождение предусматривает создание условий для актуализации и решения проблем семьи. Данный процесс цикличен, при этом его можно представить технологично, выделив конкретные этапы решения проблемы, так называемый алгоритм работы социального педагога с проблемной семьёй.

Основные подходы к выделению этапов решения проблемы

I. По Г. Альтшуллеру:

1. Точно понять проблему.

2. Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.

3. Составить модель задачи.

4. Найти ресурс для решения задачи.

5. Применить приемы разрешения противоречий.

6. Сформулировать несколько решений.

7. Выбрать самое сильное решение.

8. Анализ решения задачи.

II. По Р. Джойнеру:

1. Определение желаемого результата.

2. Анализ текущей ситуации.

3. Анализ причин, приведших к текущей ситуации.

4. Анализ всех возможных путей достижения желаемого результата.

5. Выбор пути, который приведет к результату наиболее эффективно и повлечет за собой дальнейшее развитие человека.

6. Реализация решения, текущий анализ, корректировка.

7. Выработка планов дальнейшего развития.

III. По М. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоури:

1.Диагностика проблемы.

2.Формирование целей.

3. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

4. Выбор допустимых альтернатив.

5. Предварительный выбор лучшей альтернативы.

6. Экспериментальная проверка альтернатив.

7. Выбор единственного решения.

8. Определение этапов, сроков и исполнителей принятого решения.

9. Выполнение решения.

10. Обратная связь.

IV. По Б.З. Мильнеру:

1. Выделение и определение проблемы.

2. Поиск информации и альтернатив решения.

3. Выбор среди альтернатив.

4.Принятие решения.

V. По А.Г. Поршневу:

1. Появление (постановка) проблемы.

2.Выявление факторов и условий её решения.

3. Разработка (выбор) решения.

4. Оценка, принятие и организация выполнения решения.

VI. По В.А. Сластенину иА.И. Мищенко:

1.Постановка педагогической задачи.

2. Проектирование способа педагогического взаимодействия.

3. Осуществление плана решения на практике.

4. Анализ результатов решения.

VII. По Л.Ф. Спирину:

1. Анализ возникающей ситуации.

2. Осознание и формулирование педагогической задачи как задачи системы.

3. Разработка программы решения задачи системой.

4. Осуществление непосредственного управления педагогической системой в процессе решения задачи.

5. Анализ результатов решения педагогической задачи и определение степени достижения поставленных целей.

Этапы социально-педагогического сопровождения субъектов (М.И.Рожков)

I. Этап проблематизации.

Включает в себя:

· обнаружение проблемы;

· выявление сути проблемы;

· изучение причины возникновения проблемы;

· конкретная формулировка проблемы, которую надо решить.

На данном этапе необходимо использовать методы психолого-педагогической и социально-педагогической диагностики, в том числе и самодиагностики, чтобы выяснить, что повлияло на возникновение проблемы, какие факторы повлияли, почему так произошло.

Для того, чтобы наиболее точно понять проблему и поставить конкретные цели и задачи необходимо:

· учитывать все причины возникновения проблемы (если обратить внимание на описание ситуации и не принимать во внимание причины, то задачи были бы сформированы иначе);

· исходить из интересов и опыта семьи;

· предусмотреть психологическое благополучие семьи и детей;

· обращаться к данным науки, передовому педагогическому опыту, советоваться с экспертами, коллегами с тем, чтобы не допустить возникновения ошибок;

· поставленная задача должна способствовать выходу из проблемной ситуации, а не порождать конфликтов, при этом у родителей, детей должна быть сформирована положительная установка на решение возникшей проблемы;

· решение задачи должно повлечь за собой положительные изменения в семье, родителях и детях.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.