Ситуация в русской литературе рубежа XVIII-XIX вв. Поэзия и проза. Жанры. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ситуация в русской литературе рубежа XVIII-XIX вв. Поэзия и проза. Жанры.

2020-07-07 218
Ситуация в русской литературе рубежа XVIII-XIX вв. Поэзия и проза. Жанры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судьба классицизма

Попытки приспособить классицизм к новым условиям, отыскать в нем целесообразное в социальном и художественно-эстетическом отношении, дифференциация внутри классицизма -> распад системы. В конце 80-х 20в. Державин создал литературный салон -> "Беседа любителей русского слова" (1811-1816): Александр Семёнович Шишков, Дмитрий Иванович Хвостов, Александр Александрович Шаховской, Платон Александрович Ширинский-Шихматов + Иван Андреевич Крылов и Николай Иванович Гнедич. "Шишковисты ". А.С. Шишков "Рассуждение о любви к Отечеству": защита русского самодержавия и церкви, национальных традиций -> неприятие языковой реформы Карамзина и симпатий писателя и его группы - спор шишковистов с карамзинистами: европеизированного языка с национальной языковой архаикой. <<Рассуждение о старом и новом слоге российского языка>> - воскрешение теории Ломоносова о трёх штилях, особое превозношение "высокого штиля". Оды, поэмы, трагедии. Общественная тенденция - влечение к национальной самобытности, обращение писателей к реальной стороне жизни - "Евгению. Жизнь Званская", "Приглашение к обеду" - Державин.

Александр Александрович Шаховской - известный комедиограф начала века.

«Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой•> Пушкин. Наиболее нашумевшей оказалась комедия << Урок кокеткам, или Липецкие воды•> (1815), обострившая борьбу <<шишковистов•> против <<карамзинистов •>. Колкости Шаховского были направлены на высший свет, в котором замечено было ложное просвещение - мода на иностранщину, с чем драматург связал показной и наигранный или глупый от отсутствия подлинной культуры сентиментализм. В образе чувствительного и влюбленного поэта Фиалкина ("пресладкого творенья"), автора баллад о мертвецах, современники увидели пародию на В.А. Жуковского.

 

В основе комедии <<Урок кокеткам...» лежат принципы классицизма, соблюдаются три единства, характеры, как правило, однолинейны, хотя образ графини Лелевой

более развернут, чем в комедиях классицизма. Реалистические

устремления в творчестве драматурга проявились в его умении сопоставить нравы отдельного человека с общественными нравами в целом, отсюда в комедии возникал критический образ света. Причина пороков, по мнению драматурга, - <<пустое воспитанье•>, суждение автора говорит о его идейных связях с просветительским реализмом. Вместе с тем в комедии сделана попытка исторических обобщений, применяется понятие «наш век>: «вот просвещенный век•>, <<совсем без просвещенья•> - и другие его определения: <<философский век•>, <<преславный век>. В контексте речей героев век вырисовываетсякак противоречивый, в котором просвещение ифилософия оказываются внешней оболочкой.

 

Шаховской в соавторстве с АС. Грибоедовым и Н.И. Хмельницким,

талантливым автором <<светских комедий», написал пьесу, которая имела большой успех и долго не сходила со сцены, «Своя семья, или Замужняя невеста", где нравы дворянского общества также представлены в довольно неприглядном

виде, а реалистические зарисовки весьма выразительны.

Шаховскому принадлежала заслуга создания в начале столетия комедийного репертуара в русском театре; его творчество - контекст комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедийное наследие и самого Грибоедова не лишено связей с

классицизмом.

 

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго

его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в

этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова,

не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии

Творчество Г.Р.Державина в XIX веке.

 

-

 

Лев и его любимец (1802)

Собачку лев любил,

И все тогда ее ласкали:

Лисицы в гости звали,

Медведи кланялись и тигры уважали;

Спесивый даже слон собачке другом был,

И хоботом своим огромным

То на спину сажал, то гладил он ее.

Надеяться нельзя на счастие свое!

Врагам угодно было злобным,

Чтоб царь зверей сослал любимца своего.

Любимец изгнанный не стоит ничего!

Все стали клеветать на счет собачки бедной,

Что ум она имеет вредной;

Лисица голос подала,

Что будто так собака зла,

Что гнусную на льва сатиру сочинила;

Медведь всех уверял,

Что две сатиры он читал,

И что всю истину лисица говорила;

А заяц побежал

(В том зайцев вся и сила),

Не выслушав конца, рассказывать везде,

Что было, как и где. —

И мы как звери поступаем:

Нередко зло ко злу нарочно прилагаем.

ни и эпиграммы, и сатирическая бытопись,доходящая

до фривольности в стихотворении <<Опасный сосед> (1811) (в списке названо поэмой)

Ох! дайте отдохнуть и с силами собраться!

Что прибыли, друзья, пред вами запираться?

Я всё перескажу: Буянов, мой сосед,

Имение свое проживший в восемь лет

С цыганками, с б<лядь>ми, в трактирах с плясунами,

Пришел ко мне вчера с небритыми усами,

Растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком,

Пришел, — и понесло повсюду кабаком.

 

Явные успехи имела и проза писателей этой школы. Излюбленные их жанры - романическая повесть, рассказывающая о сентиментальной, печальной любви двух молодых людей, и жанр путешествия. (см: письма русского путешественника Карамзина, Остров Борнгольм – 1793, Чувствительный и холодный – 1803, Наталья боярская дочь, Бедная Лиза 1792,).  Прежде всего сам Карамзин, но также и его последователи давали образцы изящно-простого, не отяжеленного языковой архаикой, натуралистическими, грубыми зарисовками повествования о тонких и нежных любовных переживаниях благородных людей; главный конфликт повестей, как правило, - столкновение <<чувствительного> и «холодного>. Проза вырабатывала способы психологического анализа, приемы лирического описания, портретирования, создания литературного пейзажа. Однако в сентиментальной прозе много штампов, одни и те же сюжетные ситуации и образы повторялись много раз. <<Бедная Маша>) А.Е. Измайлова, <<Прекрасная Татьяна, живущая у подошвы Воробьевых гор>) В.В. Измайлова изображали несчастную любовь двух мjлодых людей, из которых хотя бы один обладал нежной чувствительностью. Сентиментальная повесть, отъединяясь от просветительского реализма с его сатирой, натуралистически грубыми сценами, обилием примитиdных персонажей, нередко тяготела к предромантизму.

 

Карамзинская школа громко заявила о своем существовании и литературной активности, создав объединение <<Арзамас>> (1815-1818). Поводом для организации общества послужила

комедия Шаховского <<Урок кокеткам, или Липецкие воды>>, в которой содержались пародийные нападки на Жуковского и карамзинистов. Противники «Беседы...» объединились, взяв название общества из памфлета Д.Н. Блудова, направленного против <<шишковистов>>, -«Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей>>, в котором был создан сатирический образ Шаховского, обижающего Жуковского, а местом действия был представлен «Арзамас>>. В это общество входили В.А Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пушкин, АС. Пушкин, Д.Н. Блудов, П.А. Вяземский, С.С. Уваров, позже в <<Арзамас>> вошли будущие декабристы М.Ф. Орлов, Н.И. Тургенев, Н.М. Муравьев. Первоначальной целью общества была борьба с <<Беседой...», с обветшалым классицизмом. Пародии, эпиграммы, сатиры, насмешливые послания, различного типа сатирические экспромты, часто просто каламбуры, острое слово были способами обличения. «Беседа... >>воспринималась как символ косности, рутины, нелепого педантизма,и таким путем сфера обличения расширялась в социальномотношении. Молодые люди, борясь с «Беседой... >>, наследовавшей традиции вельможного века минувшего, выступали как бы носителями идеи обновления и прогресса, нового представления о личности, освобожденной от догматизма и предрассудков. Однако социальные их позиции не былиеще достаточно прояснены. Настоящего единства не было влитературных установках, хотя целый ряд моментов их объединял: отрицание архаического классицизма, приверженность к сатире, одобрение опыта Карамзина и Жуковского,

В шутливых стихах Пушкина весьма серьезно определена цель «арзамасской>> сатиры: «Глухого варварства начала / Сатирой грозной осмеять... >> Переплетение житейской обыденности, дружеской задушевности, высокого и грубовато-низменного - такая интерпретация дружбы и родства душ - черта <<арзамасских>> литературных отношений, свидетельствующая об отказе от сентиментальной приторности и слезливости.

См: АС. Пушкин в письме к дяде В.Л. Пушкину в декабре 1816 г.:

Тебе, о Нестор Арзамаса,

В боях воспитанный поэт, -

Опасный для певцов сосед

На страшной высоте Парнаса,

Защитник вкуса, грозный Вот! (Вот я вас!> - прозвище В.Л. Пушкина в <<Арзамасе>>)

Лев и его любимец (1802)

Собачку лев любил,

И все тогда ее ласкали:

Лисицы в гости звали,

Медведи кланялись и тигры уважали;

Спесивый даже слон собачке другом был,

И хоботом своим огромным

То на спину сажал, то гладил он ее.

Надеяться нельзя на счастие свое!

Врагам угодно было злобным,

Чтоб царь зверей сослал любимца своего.

Любимец изгнанный не стоит ничего!

Все стали клеветать на счет собачки бедной,

Что ум она имеет вредной;

Лисица голос подала,

Что будто так собака зла,

Что гнусную на льва сатиру сочинила;

Медведь всех уверял,

Что две сатиры он читал,

И что всю истину лисица говорила;

А заяц побежал

(В том зайцев вся и сила),

Не выслушав конца, рассказывать везде,

Что было, как и где. —

И мы как звери поступаем:

Нередко зло ко злу нарочно прилагаем.

ни и эпиграммы, и сатирическая бытопись,доходящая

до фривольности в стихотворении <<Опасный сосед> (1811) (в списке названо поэмой)

Ох! дайте отдохнуть и с силами собраться!

Что прибыли, друзья, пред вами запираться?

Я всё перескажу: Буянов, мой сосед,

Имение свое проживший в восемь лет

С цыганками, с б<лядь>ми, в трактирах с плясунами,

Пришел ко мне вчера с небритыми усами,

Растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком,

Пришел, — и понесло повсюду кабаком.

 

Предромантизм как переходное явление. Предромантизм - общеевропейское явление в литературе конца XVIII – начала XIX в. Спорно, оформился ли он в России в самостоятельное литературное направление. Сам же термин появился в трудах исследователей более позднего времени. Предромантизм возникал в недрах как классицизма, так и сентиментализма. Были восприняты идеи Руссо, русских просветителей о <<естественном человеке>>, добром, нравственном, гармоничном по природе, о народе - хранителе исконной морали и эстетической национальной специфики. Апология поэтической <<первобытности>> и критика ложной цивилизации, неприятие обыденных добродетелей даже в сентиментальной оболочке - все это составляет социально-философскую основу предромантизма. И в русском предромантизме, как и в английском, что было отмечено В.М. Жирмунским 1, подверглась переосмыслению категория прекрасного, вместившая в себя новые эстетические оценки: <<живописное>>, «готическое>>, «романтическое>>, <<оригинальное>>. Общеевропейские признаки предромантизма -  <<культ Данте>>, «Оссианизм>>, <<Шиллерианство>>, «ночная поэзия>> пейзажей в духе английской школы поэтов конца XVIII в.,, новое осмысление античности и др.

Однако русский предромантизм был своеобразным. Он начал формироваться на базе просветительской философии, в большой степени роднился с гражданственным классицизмом.

В осуждении цивилизации и защите исконных прав порабощенных народов скрывалась критика самодержавия и крепостного права. Связь с русским фольклором и древнерусской стариной придавала предромантизму в России национально-самобытный облик. Предромантизм не сливается с романтизмом, их различия существенны: цельная личность, назидательно-нравоучительные тенденции в историзме, внешние «живописные» атрибуты фольклоризма и древнерусской традиции - в предромантизме; в романтизме все это заменено образом противоречивой личности, скептицизмом в историческом мышлении, более глубоким постижением народности, именно <<духа народа>>

В начале XIX в. наиболее очевидно предромантизм проявился в творчестве писателей, объединившихея в <<Вольное общество любителей словесности, наук и художеств>> (1801-1825), расцвет деятельности которого относится к 1801-1807 гг. Талантливые и активные его участники- И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, И.М. Борн; к обществу присоединялись также А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, к ним был близок Н.И. Гнедич. В большинстве своем участники общества были не дворянами, а разночинцами, у многих был трудный жизненный путь, побуждающий к критическому осмыслению действительности. Просветительские убеждения участники общества сочетали с предромантическими эстетическими представлениями

 

Левое крыло «Вольного общества...», наиболее радикально настроенных просветителей, называют <<радищевцамю>. Деятели общества были связаны с А.Н. Радищевым и наследовали его традиции, хотя оказывались более умеренными в своих социальных выводах. В общество входили сыновья А. Н. Радищева, Николай и Василий, ряд видных участников объединения были знакомы с Радищевым, общались с ним, берегли его память.

Предромантическая стадия в развитии русской поэзии сыграла большую роль в литературной деятельности А.С. Пушкина, поэтов его окружения, поэтов-декабристов. Она воспрепятствовала расцвету на русской почве байронизма и <•мировой скорби>), помогала утверждению принципов народности. Русский предромантизм, влиятельный благодаря Батюшкову иГнедичу, юному Пушкину и его друзьям, содействовал формированию в начале XIX в. самобытных путей развития романтизма, побуждал к поискам в области фольклорной эстетики, к гражданскому одушевлению, солидарности друзей поэтов.

(СМ у Гнедича:

<<Общежитие>> (1804) и «Перуанец к испанцу>> (1805).

В основе стихотворений лежат принципы высоких жанров гражданственного классицизма. В первом стихотворении, полемизируя с Руссо, поэт доказывает мысль о социальной природе человека и требует от него гуманности. Призыв к гражданственному пробуждению человека (<<... прерви, прерви свой сон, несчастный, пробудися!») стал главным мотивом в гражданственной русской лирике. Во втором стихотворении поэт защищает право угнетенного народа на борьбу за освобождение; в лирику он ввел целую систему политических понятий о гражданских правах и социальной свободе.

Жуковский – переводчик.

 

 

Жанры лирики Жуковского.

 

«Марьина роща» В.А. Жуковского близка к готическим жанрам предромантизма эстетикой ужасов, введением таинственного, фантастического, общим колоритом Средневековья.

11. Жанр баллады в русской поэзии (Жуковский, Пушкин, Лермонтов).

 

 

Символизация явлений

Обличительный, трагический, вообще критический смысл – в излюбленных символах: ночь – тяжелая и мучительная жизнь человека, бесперспективность бытия, зло и преступления, опасность и вражда.

Волна морская, водный поток – непостоянство, камень – бесчувственность, русалка – символ холодного сердца, неспособного к любви, ночной яркий цветок – символ опасности (у Гоголя – папоротник), черный ворон – маскарад, кукла – фальшь, двуличие, бездуховность – сюда же прием срывания масок.

Романтические превращения – обнажения чудовищных антиномий действительности: красавица-панночка – ведьма-кровопийца (Гоголь), прекрасный рыцарь – преступник, продавший дьяволу душу свою и сына

Романтический психологизм: психология мгновенных состояний, см: Жуковский -тончайшие ощущения нравственной личности, созерцающей вечернюю природу, состояние мечтательности (Батюшков, Жуковский, Лермонтов) и глубокой думы (Боратынский, Тютчев, Лермонтов), различные эмоциональные порывы, страсти, желания (Пушкин, Рылеев, Лермонтов) + психология созерцания природы, растворение в мире.

Особый интерес – состояния поэтического вдохновения и личность художника – творца эстетических ценностей.

 

«Типология» романтических индивидуальностей:

Грустный юноша, уединившийся на природе поэт-мечтатель, певец со свирелью в руках (лирическое «я» Жуковского), поэт-гуляка-праздный, беспечный, беззаботный, бескорыстный, добросердечный, беззлобный, гениальный (Дельвиг, Моцарт, иногда Пушкин), мрачная скептическая разочарованная личность (байроновский тип, лирическое «я» в ранних стихах Лермонтова), поэт-гражданин, оскорбленный позором общества, жрец Фемиды, способный к патриотически-гражданственной жертве (Рылеев: «Любовь к отчизне» - есть античные герои, а есть наши, русские – и они столь же величавы и прекрасны, любовь к отчизне горит в любом народе,

"Я ль буду в роковое время..."

 

 

    * * *

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,

В постыдной праздности влачить свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенье века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетенную свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают хладный взор

На бедствия своей отчизны,

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

 

Мне тошно здесь, как на чужбине…

Мне тошно здесь, как на чужбине.

Когда я сброшу жизнь мою?

Кто даст крыле мне голубине,

Да полечу и почию.

Весь мир как смрадная могила!

Душа из тела рвется вон.

Творец! Ты мне прибежище и сила,

Вонми мой вопль, услышь мой стон:

Приникни на мое моленье,

Вонми смирению души,

Пошли друзьям моим спасенье,

А мне даруй грехов прощенье

И дух от тела разреши.

 

, Лермонтов).

Другое отношение к форме: если классицизм – соразмеренность, то романтизм – разрушение внешней правильности художественного рисунка, строгой продуманности, завершенности, свобода от «правил» искусства, новые жанры, модификация прежних.

(романтики настороженно относились к красивости, старались угадать за ней нечто уродливое, безобразное, пугающее).

Романтиков привлекали жанры и формы – к свободному самовыражению: поэма, богатая авторскими излияниями и лирическими отступлениями, романтическая баллада, противостоящая прозе жизни, простор фантазии, элегия – настроение неудовлетворенности жизнью, разочарование. Лирические фрагменты, отрывки, запечатлевающие мгновения (и более длительные состояния) души: думы, исповеди, клятвы, молитвы, сны, признания, разуверения.

Стремление к суггестивной музыкальности стиха (см: предромантизм – художественность). Стилевые течения романтизма: «готический», «античный», «древнерусский», «пантеистически-лиричный», «медитативно-философский» и др.

 

Поэзия кн. П.А.Вяземского.

 

Лермонтов и Пушкин.

 

Ситуация в русской литературе рубежа XVIII-XIX вв. Поэзия и проза. Жанры.

Ведущая роль принадлежала просветителям. К началу столетия сложились традиции русского Просвещения: М.В.Ломоносов, Николай Иванович Новиков, Дмитрий Иванович Фонвизин, Александр Николаевич Радищев. Наследники Радищева в 19в: Иван Петрович Пнин (поэт-публицист), Василий Васильевич Попугаев (писатель, поэт, просветитель, один из деятелей "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств"), Василий Федорович Малиновский (дипломат, публицист, просветитель), Александр Петрович Куницын (юрист, профессор ). Создание "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", период его наибольшей активности: 1801-1807гг.

В начале XIX в. наиболее очевидно предромантизм проявился в творчестве писателей, объединившихея в <<Вольное общество любителей словесности, наук и художеств>> (1801-1825), расцвет деятельности которого относится к 1801-1807 гг. Талантливые и активные его участники- И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. Попугаев, И.М. Борн; к обществу присоединялись также А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков, к ним был близок Н.И. Гнедич(перевод Иллиады Гомера). В большинстве своем участники общества были не дворянами, а разночинцами, у многих был трудный жизненный путь, побуждающий к критическому осмыслению действительности. Просветительские убеждения участники общества сочетали с предромантическими эстетическими представлениями

Просвещение - антифеодальная и часто антиклерикальная идеология. Главный лозунг русских просветителей - уничтожение крепостного права. Активный разум делает человека мудрым. Человек - естественный, вершина творчества природы, главное в нем - разум и чувства, контролируемые умом, порицающим неразумные порочные страсти. Задача - просвещение человеческого ума, нравственное воспитание - формирование гражданина, который жертвует всем личным, трудится и живет ради отечества и вместе с тем становится хорошим отцом, супругом, сыном - пример гражданских добродетелей. В основе теории общества - идея "естественного права": врожденного права человека на внутреннюю и внешнюю свободу. Русские просветители начала 19в умереннее Радищева: рассуждения о человеке и обществе в отрыве от конкретных исторических условий жизни.

+ Русское вольтерьянство: антиклерикальные и антифеодальные, свободолюбивые, критические, оппозиционные идеи и руссоизм: культ естественного уединенного человека, предпочитающего жить на природе, простой, добрый, чувствительный, нравственный от сердца. Но существовала и полемика с Руссо, недооценивавшим общественную природу человека, знания, искусства. +декабристская теория +религиозное направление: сердечная экзальтация, проповедь внутреннего христианства - В.А. Жуковский со страстными религиозными переживаниями и самоанализом, жаждой самоотверженного подвига - характерная фигура времени

Жанр песни - один из любимых на рубеже веков: "простонародные" фольклорные и авторские стилизованные под народность: "Собрание русских народных песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач" (1790- переиздания в 1806 и 1815). См: Иван Иванович "Дмитриев" ("Стонет сизый голубочек").

Примечательная черта общественной жизни начала прошлого столетия - различного типа объединения: научные и литературные общества, филантропические содружества, кружки

лицеистов, студентов и преподавателей...Формировало идейные течения. Пропагандистами просветительской идеологии были журналы «Северный вестник» (1804-1805) И.И. Мартынова и "Журнал российской словесности" (1805) Н.П. Брусилова,

"Северный Меркурий" (1805) и "Цветник" (1809-1810) А.Е. Измайлова и АЛ. Беницкого. В сфере декабристского влияния оказались журналы "Сын отечества" (1812-1825), "Соревнователь просвещения и благотворения" (1818-1825), "Невский зритель" (1820-1821), альманахи "Полярная звезда" (1823-1825) К.Ф. Рылеева и А.А. Бестужева, "Мнемозина" (1824-1825) В.К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского.

Программу сближения России с Европой в широкой общекультурной деятельности разрабатывал журнал "Вестник Европы", издаваемый в начале века Н.М. Карамзиным, затем В.А. Жуковским и М.Т. Каченовским.

В те годы письма - самый популярный вид литературного творчества. Обширные, длинные письма. Нередко публиковались, но сначала в рукописном виде ходили в дружеских кругах. Форма письма влияла на другие жанры. Журналы публиковали "письма" путешественников, политические, исторические, этнографические, об искусстве, ответы на письма, ответы на ответы. Эпистолярная культура особенно значима для развития литературных приемов психологического анализа,

выработки психологической лексики, эмоционально наполненной

речи; переписка оттачивала искусство диалога. Влияние на поэзию: жанр стихотворных посланий, субъективно-задушевный тон в письмах перекликался с расположением к лирике. + тенденции, ведущие к бытовой и

сатирической прозе, но заметны и стилевые устремления к

романтической, психологической прозе и поэзии.

 

Карамзин: "О книжной торговле и любви к чтению в России" (1802): общая и главная мода в Европе и в России - на литературу.

Судьба классицизма

Попытки приспособить классицизм к новым условиям, отыскать в нем целесообразное в социальном и художественно-эстетическом отношении, дифференциация внутри классицизма -> распад системы. В конце 80-х 20в. Державин создал литературный салон -> "Беседа любителей русского слова" (1811-1816): Александр Семёнович Шишков, Дмитрий Иванович Хвостов, Александр Александрович Шаховской, Платон Александрович Ширинский-Шихматов + Иван Андреевич Крылов и Николай Иванович Гнедич. "Шишковисты ". А.С. Шишков "Рассуждение о любви к Отечеству": защита русского самодержавия и церкви, национальных традиций -> неприятие языковой реформы Карамзина и симпатий писателя и его группы - спор шишковистов с карамзинистами: европеизированного языка с национальной языковой архаикой. <<Рассуждение о старом и новом слоге российского языка>> - воскрешение теории Ломоносова о трёх штилях, особое превозношение "высокого штиля". Оды, поэмы, трагедии. Общественная тенденция - влечение к национальной самобытности, обращение писателей к реальной стороне жизни - "Евгению. Жизнь Званская", "Приглашение к обеду" - Державин.

Александр Александрович Шаховской - известный комедиограф начала века.

«Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой•> Пушкин. Наиболее нашумевшей оказалась комедия << Урок кокеткам, или Липецкие воды•> (1815), обострившая борьбу <<шишковистов•> против <<карамзинистов •>. Колкости Шаховского были направлены на высший свет, в котором замечено было ложное просвещение - мода на иностранщину, с чем драматург связал показной и наигранный или глупый от отсутствия подлинной культуры сентиментализм. В образе чувствительного и влюбленного поэта Фиалкина ("пресладкого творенья"), автора баллад о мертвецах, современники увидели пародию на В.А. Жуковского.

 

В основе комедии <<Урок кокеткам...» лежат принципы классицизма, соблюдаются три единства, характеры, как правило, однолинейны, хотя образ графини Лелевой

более развернут, чем в комедиях классицизма. Реалистические

устремления в творчестве драматурга проявились в его умении сопоставить нравы отдельного человека с общественными нравами в целом, отсюда в комедии возникал критический образ света. Причина пороков, по мнению драматурга, - <<пустое воспитанье•>, суждение автора говорит о его идейных связях с просветительским реализмом. Вместе с тем в комедии сделана попытка исторических обобщений, применяется понятие «наш век>: «вот просвещенный век•>, <<совсем без просвещенья•> - и другие его определения: <<философский век•>, <<преславный век>. В контексте речей героев век вырисовываетсякак противоречивый, в котором просвещение ифилософия оказываются внешней оболочкой.

 

Шаховской в соавторстве с АС. Грибоедовым и Н.И. Хмельницким,

талантливым автором <<светских комедий», написал пьесу, которая имела большой успех и долго не сходила со сцены, «Своя семья, или Замужняя невеста", где нравы дворянского общества также представлены в довольно неприглядном

виде, а реалистические зарисовки весьма выразительны.

Шаховскому принадлежала заслуга создания в начале столетия комедийного репертуара в русском театре; его творчество - контекст комедии Грибоедова «Горе от ума». Комедийное наследие и самого Грибоедова не лишено связей с

классицизмом.

 

Классицизм дольше всего сохранялся в драматургии, надолго

его пристанищем сделался жанр трагедии. Творения в

этом жанре классицистов XVIII в., особенно А.П. Сумарокова,

не сходили со сцены. Однако в классицистической трагедии


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.