Развитие мозолистого тела и комиссур. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Развитие мозолистого тела и комиссур.

2020-07-03 145
Развитие мозолистого тела и комиссур. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мозо́листое те́ло (лат. corpus callosum) — сплетение нервных волокон в головном мозге млекопитающих, соединяющее правое и левое полушария. Кроме мозолистого тела, полушария соединяет передняя спайка, задняя спайка и спайка свода (commissura fornicis). Но мозолистое тело, состоящее из 200—250 миллионов нервных волокон, является самой большой структурой, соединяющей полушария. Мозолистое тело имеет форму широкой толстой плоской полосы, простирается спереди назад на 8 см, состоит из аксонов и находится под корой.

Волокна в мозолистом теле проходят главным образом в поперечном направлении, связывая симметричные места противоположных полушарий, но некоторые волокна связывают и несимметричные места противоположных полушарий, например лобные извилины с теменными или затылочными, или разные участки одного полушария (ассоциативные волокна).

Межполушарные связи формируются при одновременном возбуждении зон разных центров, например, первичной зоны зрительной коры и вторичной зоны центра Вернике. Это происходит во время демонстрации озвученных слайдов базы знаний. Но одного раза бывает недостаточно для того, чтобы сформировались устойчивые связи, для этого необходимо до 40 подкреплений, в среднем – 38 (по закону Эббингауза). Именно поэтому занятия в ЭДИТ проводятся один раз в неделю с тем, чтобы в течение недели ребенок получил не менее 40 предъявлений каждого из чанков.   

Очень важно создать и сохранить в памяти ребенка правильные межполушарные связи, реально существующие в природе. Ложные связи в дальнейшем будут создавать жизненные проблемы, приводя к ошибкам и заблуждениям, снижая качество мышления и задерживая процесс творчества. Поэтому необходимо очень тщательно подходить к процессу подбора учебной информации. Для этого в самарском варианте ТРИЗ-педагогики используются жесткие критерии качества информации:

1. Истинность;

2. Целесообразность;

3. Своевременность;

4. Полнота;

5. Чистота;

6. Алгоритмичность;

Созданные правильные связи необходимо систематизировать для того, чтобы ребенку легче было отыскивать информацию в собственной памяти. Для этого служит оператор всесторонности:         

         

Рис.50. Оператор всесторонности рассмотрения

 (диалектический оператор).

Оператор обеспечивает рассмотрение явления всесторонне и в историческом развитии, как того и требует диалектическая логика.

Каждый из элементов (блоков) оператора всесторонности тоже может быть структурирован. В этом и заключается алгоритмизация информации- она позволяет создать и автоматизировать правильные межполушарные связи.

Первый блок. Определение понятия. Любой объект является только частью какого-то множества (рода). Для того, чтобы понять, что из себя представляет объект рассмотрения, мы должны отнести его к этому роду, иначе, мы рискуем перепутать его с чем-то другим, носящем такое же название, но входящее в другое множество (род) и, тем самым, нарушить закон тождества.

В рамках одного множество можно перепутать объекты друг с другом, и опять же нарушить закон тождества, поэтому необходимо указать активный отличительный признак. В результате получаем определение понятия через род и видовое отличие.

Рис.51. Оператор родо-видового определения понятий.

Для учета всех элементов множества (рода) с целью обеспечения требования полноты рассмотрения, существуют такие инструменты, как морфологическая ось, морфологическая таблица, морфологическая матрица и куб (параллелепипед) Фрица Цвикки.

Рис.52. Куб Цвикки.

Второй блок. Конкретное явление существует в конкретной точке пространства и в течение определенного времени, то есть, у него с необходимостью должны быть пространственные и временные координаты. Для определения положения в пространстве существуют системы координат – декартова, полярная, цилиндрическая, географическая, астрономическая.

Рис.53. Системы координат.

Для определения временной координаты существует так называемая «лента времени».

Рис.54. Лента времени.

Третий блок. Структура определяется составными элементами и связями между ними. Для изучения структуры служит скользящий структурный оператор:

Рис.55. Скользящий структурный оператор.

и оператор полноты активной системы, предложенный Г.С.Альтшуллером:

Рис.56. Оператор полноты активной системы.

Четвертый блок. Внешние изменения, которые производит явление описываются таким понятием, как «функция». Функция – это роль объекта в заданной системе отношений. Любое изменение имеет определенные причины и приводит к определенным последствиям. Наиболее полно и точно описать функции и функциональные связи позволяет диаграмма Исикавы Каору, так называемый, «рыбий скелет»:

Рис.57.  Диаграмма Исикавы Каору.

Пятый блок. Совокупности/последовательности целесообразных полезных действий называются технологиями (алгоритмамия, рецептами). Технологии осуществляются с помощью инструментов и более развитых технических систем. Некоторые технологии предполагают использование расходных материалов. Наиболее точная и полная технология мышления описывается оператором полного процесса проектирования (ППП):

Рис. 58.  Оператор полного процесса проектирования (ППП).

Шестой блок. Признаки – это такие чувственно воспринимаемые сигналы, излучаемые /испускаемые явлением, которые выделяют его из окружающей среды и позволяют нам однозначно идентифицировать это явление с его названием. К ним относятся – контуры (форма), окрас (цвет), вкус, запах, температура, вес, фактура, гладкость/шероховатость/липкость, влажность, подвижность. Для идентификации человека служит его портрет – графический или словесный. Полнота словесного портрета обеспечивается применением специального оператора:

Рис.59. Признаковый оператор.

Седьмой блок. Параметры (любые числовые характеристики явления) имеют свойства меняться как в филогенезе, так и в онтогенезе. Однако, наши представления о некоторых параметрах остаются неизменными. Для приведения в соответствие возможных изменений параметров явления с нашими представлениями о них служит оператор числовой оси, предложенный Г.С.Альтшуллером и, предложенный им же, оператор РВС (размеры, время, стоимость). Оператор числовой оси, предлагающий мысленно изменять именно эти параметры с тем, чтобы избавиться от навязчивых представлениях о них.

 

Рис.60. Оператор РВС.

Восьмой блок. Условия существования. В разных местах планеты имеют место разные условия — среда, влажность, давление, температура. При одних условиях явления происходят, при других – нет. Поэтому, при описании явления необходимо учитывать и условия их существования. Для учета условий существования применяется условный оператор:

Рис. 61. Условный оператор.

Девятый блок. Любое явление вступает в отношения с объектами окружающей среды. Особый интерес представляют отношения активных систем. В силу всеобщности закона единства и борьбы противоположностей, каждый объект включен в какие-то виды борьбы и выстраивает свои отношения в соответствии с этим. Различают отношения нейтралитета, комплиментарные отношения и антагонистические отношения. Реляционный оператор позволяет учитывать наличие этих отношений:

Рис.62. Реляционный оператор.

Антагонистические отношения (конфликты) делятся на типы:

— «Хищник-жертва»

— «Пилот-препятствие»

— «Хозяин-паразит»

— «Дёготь-мёд»

— «Датчик-искомый объект».

Учесть все виды конфликтных отношений позволяет конфликтный оператор:

Рис.63 Конфликтный оператор.

Десятый блок. Онтогенез – это развитие отдельно взятой, конкретной особи от рождения/сборки до смерти/утилизации. Учитывать этапы индивидуального развития технической системы позволяет онтогенетический оператор.

Рис.64 Онтогенетический оператор для технической системы.

Одиннадцатый блок. Филогенез – это история развития вида активных систем. История технической системы начинается с простого инструмента и заканчивается специализированным роботом. Этапы исторического развития технической системы учитывает филогенетический оператор.

Рис.65 Филогенетический оператор для технической системы.

Вышеперечисленные операторы позволяют выполнить все требования диалектической логики и должны входить в программу правильного общего образования ребенка, составлять его культуру мышления. Освоением всех операторов диалектической логики заканчивается развитие мозолистого тела и комиссур.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.