Глава II . Развитие мыслительного аппарата. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Глава II . Развитие мыслительного аппарата.

2020-07-03 140
Глава II . Развитие мыслительного аппарата. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Развитие мыслительного аппарата сводится к ранней настройке гиппокампа при интенсивном стимулировании всех структур головного мозга, участвующих в процессе мышления – ассоциативной коры, зрительной коры, мозолистого тела, комиссур, центра Брока и центра Вернике в течение всего сенситивного периода – с рождения до 6 лет.

Настройка гиппокампа.

Информация подобно воде стекает сверху вниз от начальника к подчиненному, но никак не наоборот, поэтому первое, что следует сделать в семье, в которой появился ребенок – это выстроить правильную вертикаль власти.

Власть – это способность и возможность осуществлять свою волю. Реальная власть находится в руках того, кто ставит цели и задачи и контролирует их выполнение. У власти есть одно неприятное для образовательного процесса свойство: тот, у кого она в руках перестает учиться. Поэтому, если в семье ребенок постоянно занимает господствующее положение, никогда и никому не подчиняется, то он будет отставать в развитии вплоть до «аутизма». Почему это происходит?

Не имея в своем распоряжении чанков, родитель не имеет возможности преподнести своему ребенку ни одой логической операции и ни одной трансформации образов. То есть, не может стимулировать те участки мозга, которые отвечают за логику (левое полушарие) и воображение (правое полушарие). Если какие-то участки мозга не стимулируются, то они атрофируются за ненадобностью. Чем дольше и успешнее ребенок сопротивляется развивающим воздействиям, тем тяжелее последствия для его интеллекта, тем больше его отставание от возрастных стандартов.

Способы борьбы за власть, которые используют дети в борьбе с родителями и учителями:

1. Птичий способ. Птицы своим пением отгоняют особей своего вида со своих охотничьих угодий. Дети делают то же самое, когда кричат. Иногда их крик – это просьбы о помощи, но чаще – оказание давления на родителей, прародителей, учителей. Дети знают, что их вопль – самый сильный раздражитель для взрослого человека и широко используют этот способ для оказания давления на потенциального «узурпатора».

2. Олений способ. Олени метят свою территорию слезами и слюной. Если крик не помогает, и «узурпатор» продолжает нарушать правила, установленные ребенком, или не выполняет его требований, то к крику добавляются слезы, слюни, сопли.

3. Совиный способ. Совы метят свою территорию погадками (отрыжками). Если не срабатывает олений способ, ребенок начинает подкашливать и старается вызвать у себя рвотный рефлекс. Отрыжка производит неизгладимое впечатление на взрослых, особенно на бабушек и дедушек. Как правило, использование этого способа приводит к полной и безоговорочной победе.

4. Собачий способ. Собаки метят свою территорию мочой. Дети тоже применяют этот метод, если остальные не срабатывают. Некоторые дети просятся в туалет по нескольку раз за занятие. Родитель не может отказать ребенку в этом деле, особенно, если закончились памперсы.

5. Способ бегемотов. Бегемоты метят территорию калом. Дети тоже это делают. Мальчик Ф, по свидетельству няни, испражнялся только стоя за занавеской. Всегда в одном и том же месте. При этом он мог за несколько минут до этого честно отсидеть на горшке.

6. Способ шалашника. Токующие шалашники сооружают на земле шалаши и украшают площадку вокруг них различными цветными предметами: цветами, ракушками, кусочками пластика. Дети, использующие этот метод, разбрасывают свои игрушки на территории, которую считают своей и протестуют против любых попыток их убрать или даже, переложить или повернуть на какой-то угол.

7. Медвежий способ. Медведи метят свою территорию, сдирая кору с деревьев. У детей это выражается в сдирании обоев, расписывании стен, срывании всего, что развешено на стенах, опрокидывании мебели, перемещении предметов, находящихся на полу.

Иногда нам кажется, что власть над ребенком установлена и он начал нам подчиняться. Не обольщайтесь. Может оказаться так, что внешне послушный ребенок, оказывает отчаянное скрытое сопротивление.

 Методы скрытого сопротивления формированию чанка:

1. Переключение внимания.

На просьбу посмотреть на объект или его изображение ребенок предлагает Вам посмотреть на другой объект и указывает на него пальцем и взглядом.

2. Отклонение взгляда.

На просьбу посмотреть на объект ребенок отворачивается. Если зафиксировать голову ребенка ладонями, то он уводит взгляд в сторону, вверх, вниз или закрывает глаза. 

3. Выключение слуха.

На просьбу повторить звук или слово ребенок отмалчивается. Создается полное впечатление глухоты. На самом деле это умелое игнорирование.

4. Имитация.

На просьбу повторить слово ребенок произносит сильно искаженную копию этого слова, очень отдаленно напоминающее то слово, которое Вы произнесли.

5. Перестановка слогов.

Ребенок повторяет слово, которое Вы просите его произнести, но при этом меняет порядок элементов слова. Мальчик М., вместо слова «море», произнес «ремо». После того, как понял, что его маневр раскусили, сам исправился – сказал «море».

Девочка Д. вместо слова «фасоль» говорила «сафоль». По отдельности она произносила слоги правильно. При сборке слова снова говорила «сафоль».

6. Подмена ударения.

Ребенок повторяет слова, но при этом делает ударение не на том слоге, на котором нужно. Мальчик С. менял ударение практически в каждом слове. Его русская речь звучала как словацкая или чешская. Это забавляло родителей. Наверное, ему нравилось их забавлять, поскольку он не собирался ничего менять в своем произношении. 

7. Перестановка слов.

Ребенок переставляет слова в предложении. Например, вместо «Наша Таня громко плачет», он может сказать: «Таня наша, плачет громко».

8. Имитация заикания.

Ребенок многократно произносит первый слог первого слова фразы. Остальные слова идут гладко. Мальчик В. успешно применил этот прием к своим родителям, которые приняли это за чистую монету. Сестра этого мальчика А., видя успехи брата тоже начала «заикаться». Пришлось применять не популярные меры.

9.  «Зависание».

Ребенок встает в определенную позу, как правило, со сцепленными руками и наклоненной головой и перестает реагировать на любые требования. Это состояние сохраняется и после того, как требования прекращаются. Очень похоже на аутизм. Вывести его из этого состояния можно с помощью тактильных воздействий, например, щекотания.

10. Саботаж.

Ребенок полностью расслабляется и ни на что не реагирует, делает вид, что устал и хочет спать. После того, как требования перестают предъявляться, ребенок поднимается и начинает делать то, от чего его отвлекли своими требованиями.

 Можем ли мы позволить ребенку захватить и удерживать власть в семье? Нет не можем, поскольку это чревато для нашего ребенка приобретенной умственной отсталостью. Власть в семье должна целиком и полностью принадлежать отцу. Или, если это, по каким-либо причинам, невозможно, то все члены семьи при детях должны вести себя так, будто бы власть находится в руках отца, старательно делать вид, что отец- глава семьи. Дети должны думать, что власть находится в руках отца, иначе они начнут прибирать ее к своим рукам, а это чревато серьезными внутрисемейными конфликтами, которые могут закончиться разводом.

 Мать не может иметь самостоятельной власти, у нее может быть только власть, делегированная ей мужем, поскольку ребенок привык получать от нее еду, защиту и тепло, а власть опирается на страх насильственных действий и/или врожденный страх перед вожаком, альфа-самцом, который внушает или должен внушать отец. И если отца в семье нет, то его надо придумать. Умные женщины так и делают.

Развитие зрительной коры.

В первичную зону зрительной коры сигналы от сетчатки глаза поступают в виде отдельных точек (пикселей) и мозг новорожденного ребенка еще не знает, что с ними делать до тех пор, пока они не начинают двигаться. Хрусталик глаза – это линза, поэтому изображение на сетчатке глаза перевернутое и движение точки воспринимается как обратное тому, что есть на самом деле. Для ускорения процесса адаптации первичной зоны зрительного анализатора используются игры, в которых точка перемещается на небольшое расстояние за один ход в определенном направлении – «рыбка», «муха/стрекоза», «кузнечик».

   Рис.21. Игра «Рыбка».

Рис.22. Игра «Муха»

 Рис.23. Игра «Кузнечик».

Следующий шаг в развитии первичной коры - усложнение движения точки и получение ломаной линии. Эту задачу решает игра «Лабиринт», в которой точка перемещается из одной позиции в другую по определенной траектории, которую ребенок должен определить.

Рис.24. Игра «Лабиринт» в декартовых координатах.

Рис.25. Игра «Лабиринт» в полярных координатах.

Завершает развитие первичной зрительной коры решение точечных задач и игра «Светлячок».

                           

Рис.26. Точечная задача в декартовых координатах.

                                

Рис.27. Точечные задача в полярных координатах.

Решение точечной задачи в полярных координатах заключается в том, чтобы определить фигуру, получившуюся в результате мысленного соединения точек, проставленных по указанным координатам. Прежде чем решать точечные задачи в полярных координатах ребенок должен ознакомиться с простыми геометрическими фигурами.

Решение точечных задач в декартовых координатах заключается в том, чтобы определить положение точек, по координатам и по ним определить созвездие. Для решения точечных задач в декартовых координатах ребенок должен знать созвездия.

Рис.28. Игра «Светлячок».

В игре «светлячок» красная точка описывает какую-либо замечательную кривую. Ребенок должен определить эту кривую. Это упражнение прицельно развивает зону, отвечающую за анализ перемещений подвижных объектов (желтая область на на Рис.6). Этой же цели служат упражнения по определению разрезов и сечений, получение объемных фигур из плоских путем вращения, протяжки и вытяжки из курса РТВ, а так задачи на определение подвижных/не подвижных объектов и направления вращения в курсе логики. Анимации в программе PowerPoint позволяют создавать такие методические материалы.

  Для ознакомления ребенка с ломаными и другими замечательными кривыми лучше всего использовать методическое пособие, разработанное экспериментальным детским институтом творчества (ЭДИТ) «Бакалибрики»- набор фигур с идентификационными листами.

Рис.29 и 30. Идентификационный лист и набор замечательных кривых и объемных фигур.

В процессе знакомства с фигурами ребенок к зрительным впечатлениям добавляет еще и тактильные, что способствует лучшему запоминанию.   

Замечательные кривые разбиты на четыре группы – ломаные, замкнутые, разомкнутые и спирали для удобства и упрощения их изучения. Знание объемных фигур понадобятся нам для развития вторичной зоны зрительной коры путем решения задач на получение фигур вращения, протяжки и вытяжки из плоских замечательных кривых.  

Третичная зона зрительной коры развивается в процессе игры «Столпотворение», изучения зрительных противоречий и освоения приемов разрешения технических противоречий. 

 

      

Рис.31 и 32. Игра «Столпотворение».

Игра «Столпотворение» заключается в выстраивании столба из объемных фигур набора. Проигрывает тот, чья фигура развалит столб. Главное условие игры – перед тем как поставить фигуру надо ее назвать.   

Развитие зон зрительной коры, отвечающих за восприятие пространства обозначенных на Рис. 5 зеленым цветом, начинается с игры «Рыбка» и «Стрекоза». В этих играх ребенок осваивает ширину и высоту. В игре «Муха» точка перемещается как вверх-вниз, так и налево-направо. Ориентации на плоскости также способствует решение точечных задач в декартовых и полярных координатах.

Третье измерение - глубина осваивается в игре «Электрон», в которой появляются ходы «вперед» и «назад»:

 

                     

Рис.33. Игра «Электрон».

 

Расширение и закрепление восприятия пространства осуществляется во время выполнения рисунков «перспектива», «воздушная перспектива» «тень», «ракурс», «перспективные искажения»


                              

 Рис.34,35,36. Рисунки «Перспектива», «Воздушная перспектива» «тени».

      

     Рис.37,38,39. Рисунки «Ракурс», «Перспективные искажения куба» «Перспективные искажения призмы».

 

«Высший пилотаж» воображения – это изображение зрительных противоречий. Зрительное противоречие не укладываются в сознании нормального человека без комментариев и уточнения вида противоречия. Например, противоречие сопряжения:

Рис.40. Противоречие сопряжения.

 

Слева и справа доски расположены вертикально – одна над другой, а в центре – горизонтально – одна рядом с другой. То есть, эти доски сопряжены одновременно и в вертикальной плоскости, и в горизонтальной.

Рис.41. Противоречие удаленности.

Если рассматривать картину сверху, видим, что человек находится по пояс в воде, а, значит – далеко от берега. При рассматривании картины снизу, видим, что он стоит на берегу. То есть, он и далеко, и близко одновременно. 

Рис.42. Противоречие теней.

Верхняя часть человека, расположенного в центре картины освещена слева, поскольку тень на ней справа. Середина освещена справа, поскольку тень находится слева. Ноги освещены слева, ступни – справа. То есть человек освещен одновременно и слева и справа. Но тогда теней не должно быть вообще. А они есть и контрастные.

Рис.43. Противоречие выпуклости.

При рассматривании картины сверху видим выпуклый угол. Мы можем пойти как налево, так и направо. При рассматривании картины снизу, мы видим вогнутый угол и понимаем, что не можем пойти ни налево, ни направо. Но это один и то же угол. Он и выпуклый и вогнутый одновременно.

Рис.44. Противоречие обращенности.

Смотрим картину сверху – видим лоб, смотрим снизу – видим бороду. По всем признакам в центре должно быть лицо, а там – затылок. То есть в центре и лицо и затылок одновременно. Есть и другие виды зрительных противоречий. Все они изучаются в курсе контрадикционного анализа программы «Бакалибрики».

Главный признак изобретения – мировая новизна. Новизна достигается применением одного из приемов трансформации – перехода от того, что было (в аналоге и прототипе) к тому, что стало (должно быть по замыслу предлагаемого решения в качестве изобретения). В свое время Г.С.    

Альтшуллер проанализировал несколько тысяч изобретений и выявил сорок изобретательских приемов, которые назвал принципами разрешения технических противоречий.

Рис.45 и 46. Обложка альбома принципов и первая страница с автографом Генриха Сауловича Альтшуллера, автора ТРИЗ.

В программе «Бакалибрики» мыслительные операции, которые Альтшуллер называл принципами разрешения технических противоречий называются «трансформациями», поскольку они изменяют (трансформируют) исходный объект (прототип). Альтшуллеровский список трансформаций несколько расширен и изучается в курсе развития творческого воображения (РТВ) на финишной стадии как результат, на достижение которого направлены все предыдущие упражнения курса РТВ. Вот несколько принципов из альбома:

Рис.47. Принцип дробления.

 

Рис.48. Принцип вынесения.

Рис.49. Принцип местного качества.

  

2.3. Развитие центра Вернике.  

Центр Вернике можно начать развивать еще во время внутриутробного развития ребенка. Джон Слобод и Ирэн Делиж из Оксфордского Университета в 1996 году доказали, что к ребенку доходят звуки с интенсивностью от 30 до 96 децибел, а мы каждый день во внешнем мире воспринимаем звуки с интенсивностью 50-60 дб.

Ультразвуковые исследования доказывают, что на 26 неделе ребенок начинает реагировать на звуки, например, резкий звук извне может заставить малыша дернуться. Наиболее отчетливо ребенок слышит голос матери учится распознавать его, привыкает к определенному ритму языка, выделяет оттенки и тоны. Голоса других людей малыш слышит неотчетливо.

Проникающие в утробу звуки музыки притягательны для ребенка и играют важную роль во внутриутробном развитии плода. Музыка может возбуждать малыша либо, наоборот, успокаивать. Начиная с 32 недели беременности, малыш может запоминать музыку и узнавать ее после появления на свет. Слушая любимую мелодию, плод может даже двигаться в такт музыке! К 38 неделе беременности малыш начинает различать музыкальные стили. Классическая музыка лучше слышна ребенку, чем эстрадная. В программе «Бакалибрики» детям с шестимесячного возраста предлагаются фрагменты классических музыкальных произведений Моцарта, Вивальди, Шопена, Баха, Чайковского, Грига, Сен-Санса, Шостаковича в виде клипов, после чего – национальные танцевальные мелодии в виде фильмов. Это позволяет в достаточной степени развить у ребенка первичную зону центра Вернике, после чего он готов к тому, чтобы ускорить развитие вторичной зоны.  

Вторичная зона центра Вернике стимулируется чанками базы знаний, песенными произведениями, которые кроме музыки содержат слова и смысловые ряды. Двухлеткам, в программе ТРИЗунки предлагаются детские песни в виде клипов, в которых слова имеют зрительное подкрепление, то есть, содержат полноценные чанки. Всего в программе ТРИЗунки ребенок изучает 95 песен.

Третичная зона центра Вернике в программе «Бакалибриаи» стимулируется презентациями картины мира, содержащими всестороннюю информацию о видах элементов базы знаний в их историческом развитии, то есть, с позиций диалектического материализма, и стихотворными произведениями – иллюстрированными стихами для детей в основном Агнии Барто и баснями И.А. Крылова.

Развитие центра Брока.

Первичная зона Брока стимулируется только тогда, когда ребенок пытается что-то сказать, произнести. Поэтому с самого рождения надо стимулировать его речедвигательную функцию, например путем вовлечения его в звуковой «диалог». Если ребенок произнес звук «Э», следует ему ответить на его языке – «Э, так, чтобы он видел Ваше лицо и движения губ. Потом предложите ему сказать «Э» дважды подряд, он может ответить вам «Э-Э». Потом можно будет расширить диапазон звуков используя фильмы с звуками и их сочетаниями, воспроизводимыми животным и маленькими детьми – «уа», «ау», «га-га», «ква-ква», «ку-ку», «ко-ко» и т.п. В программу «ТРИЗнички» включены такие фильмы. Звуковой «диалог» формирует первичную кору центра Брока и, тем самым, формирует «строительный материал» для формирования вторичной зоны центра Брока.

После этого можно будет предложить ребенку повторить «легкие слова» - подборку первых слов, произнесенных студентами ЭДИТ – «мама», «папа», «баба», «пить», «банан», «пульт», «вода», «песок», «койка», «фонтан», «колбаса» и др. Регулярное, частое произнесение отдельных слов и их сочетаний - элементарных смысловых рядов, формирует вторичную кору центра Брока и подготавливает основу третичной коры. В третичной коре – хранятся сложные смысловые ряды, которые формируются путем побуждения ребенка к разучиванию сначала коротких стишков, а затем и длинных стихотворных произведений, таких как «Снегирь» и «В театре» Агнии Барто, «Генерал Топтыгин» Николая Некрасова, «Конек Горбунок» Петра Ершова, «Про Федота-стрельца удалого молодца» Леонида Филатова.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.