Опасности фарисейства и отсутствие чувствительности к своему греху — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опасности фарисейства и отсутствие чувствительности к своему греху

2020-07-07 106
Опасности фарисейства и отсутствие чувствительности к своему греху 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наступает момент, когда, так ≪повозрастав над собой≫ в результате выполнения этих шагов, мы оглядываемся назад и видим, что наш наркоман или алкоголик, с которого вся наша работа, кстати, и началась, — он плетется где-то позади и употребляет, бедняга. Мы ходим на собрания, пишем шаги, разбираемся в своей жизни и его зависимости, а он все употребляет. Недоумение наше переходит в праведный гнев: как так, ты что, не понимаешь, как надо жить? Вот смотри, я как хорошо живу, а все потому, что в Программе, и столько наркоманов-алкоголиков в ней выздоравливает, а ты?! Иди на группы, пиши шаги, ходи в храм... Незаметно для нас самих, наше покаянное и ≪очень духовное≫ состояние сменилось учительством и критикой ближних. Мы с пальчиком назидательно так объясняем-показываем, как ему теперь надо жить. При этом мы сами уверены в своей правоте и абсолютно точно известном пути, которым нашему горемыке-наркоману надо идти.

 

А он не идет... Издевается над нашей ≪Программой≫, говорит, что нас на группах зомбируют и продолжает употреблять.

 

Я могу перечислить несколько примеров из практики. Мать одного наркомана-алкоголика часто повторяла ему и мне, как она молится за него на коленях, что мозоли уже на них, и ≪я так плачу, так молюсь, так акафисты читаю!≫. А он все пил... И не молился! Когда напивался, молча пинал ее, пинал... с какой-то тупой злобой. Если он виноват в том, что у матери на коленях мозоли, и этот ее ≪бог≫ его накажет, разве он может такому ≪богу≫ молиться?

 

Другая женщина пришла в Православие и поняла, как жить правильно. Она стала так жить, и всем рассказывать, как она молится, как постится, какие добрые дела у нее получаются. Впечатление такое, что она вышла на прямую дорогу без кочек, и широким шагом идет по ней, а там кругом благодать, и она во всем права. Если она что-то не знает, она тут же спрашивает, и начинает это все применять и радоваться новому знанию. Я никак не могла понять, кого мне она напоминает, а потом сообразила: в моем детстве, когда впервые появилось ≪крестьянское≫ масло, менее жирное и с особенным вкусом, моя родственница значительно говорила: ≪Мы теперь покупаем только крестьянское масло!≫, и на лице ее было торжество. У той женщины муж-алкоголик, вечно сомневающийся, вечно сопротивляющийся, но уже, слава Богу, выздоравливающий. И вот, он с ней не ходит в храм! Нежно любит свою жену, говорит с ней о чем угодно, но никогда не затрагивает темы веры. Как сказал он мне однажды: ≪Я боюсь совсем перестать ходить в церковь...≫.

 

На группах Ал-Анон можно встретить милую женщину, она очень любит своего сына-алкоголика, сейчас он выздоравливает. В Ал-Анон она уже лет двенадцать, проработаны все книжки, выработаны принципы, по которым она живет, и все вроде бы хорошо... Но когда на группу приходит новенькая, она, сдерживаясь сначала, потом распаляется все больше и больше и начинает ее учить, как ей надо справляться со своими проблемами. Она сначала просит прощения, а потом назидательно рассказывает с комментариями, почему она поступала так, как она советует новенькой, и как она все продумала. Она делится опытом, но если новенькая посмеет сказать, что ей этот опыт не подходит, она либо обиженно замолкает, переставая говорить совсем (≪подождем, сама поймет!≫), либо разражается гневной тирадой о том, как созависимость губит людей. Она совершенно уверена в том, что она права, и это портит все дело. Она никогда не входит в положение новенькой; все, что ей нужно —≪поделиться опытом≫ без того, чтобы увидеть другого человека. Я несколько раз слышала, что люди перестают ходить на те группы, на которые ходит она.

 

Все эти женщины прошли долгий путь в своем страдании и действительно много делают для близких. Но нечувствительность к своему греху делает их неправыми при внешнем благополучии их мыслей и поступков. Может быть, мне трудно это иначе объяснить, помните: Православием нельзя гордиться, надо стыдиться в нем. А стыд не позволяет считать себя совершенно правой. Если мы спросим этих женщин, считают ли они себя безгрешными, все три возмутятся: они понимают, что грехи есть. Но они перестают видеть эти грехи, когда говорят о своем ≪опыте≫. Может быть, им надо рассказывать и свой негативный опыт, или открывать сегодняшние недоумения... Не знаю. Но мне кажется, что в своем сегодняшнем состоянии они под угрозой. Их благополучие иллюзорно до тех пор, пока они не вспомнили о том, что они сами не могут ничего, и все, что у них есть — подарок Бога.

 

Да, видимо тут и есть противоядие этому фарисейству [70]: благодарность Богу за то, что Он подарил нам, и сознание своего несоответствия этому подарку. Только три фразы: если бы первая мама подумала о том, что сын страдает за ее грехи, и их' она, может быть, и отмаливает на коленях, а грехов столько, что и не отмолила еще... Если бы вторая женщина увидела чистоту души мужа, который стоит один перед Богом, ≪вот я, Господи≫ — и молится за свою ослепшую жену... Если бы третья мама увидела горе новенькой и встала перед ним, оторопев, а потом, не говоря много, позвонила ей и сказала, как однажды мне сказала моя подруга в Ал-Анон: ≪Мы тут поговорили с мужем, давай помолимся по соглашению за тебя, вот запиши молитву, и будем втроем две недели в 11 вечера просить все вместе — неужели Господь не услышит?!≫ — и сделала это!

 

С печалью приходится признать, что это искушение ходит за мной по пятам. Мне все время приходится каяться в учительстве, в резкости с пациентами, в нечувствительности к боли другого человека... То, что я знаю про выздоровление и веру, затмевает порой человека, сидящего передо мной, а он на самом деле для меня главное! Фарисейство делает меня неспособной помогать людям, а я именно д л я этого с ними и

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

70 Фарисеи — течение в иудаизме времен Христа. Фарисеи ставили целью в точности знать и исполнять Священное Писание того времени, т.е. ветхозаветные нормы и правила. И они действительно это делали, но в погоне за буквальным исполнением всех предписаний они потеряли главное — любовь к человеку и к Богу, потому что невозможно любить Бога и не любить людей. Христос говорил, что фарисеи ≪ вожди слепые, комара оцеживающие, а верблюда поглощающие ≫ (Мф 23:24), ≪ гробы крашеные ≫, полные нечистот (Мф 23:27).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

встретилась. Я стараюсь менять себя с помощью Божьей, и

боюсь непоправимых ошибок. И пока мне бывает стыдно, я

надеюсь на улучшение.

 

Я знаю человека, у которого я ни разу не видела этого греха. Он мой товарищ, когда он говорит с людьми, у него всегда хватает внимания к человеку и иронии над своей ограниченностью в знаниях и святости. Помните известный парадокс времен древних греков: мое знание — круг. Граница его — контакт с не-знанием, поиск и осознание своей недостаточности. Чем больше знания, т.е. круг, тем больше граница его, т.е. критика себя. Вот мой товарищ и осознает свое не-знание именно потому, что знает больше и лучше меня. Это очень утешительно для меня, я вспоминаю его с теплом и благодарностью, и искушение отстает на время.

 

Фарисейство — страшный грех, и большой соблазн одновременно. Ведь внешне мы в таком выигрышном положении: мы молимся — они нет, мы становимся лучше — они нет, мы трезвы, наконец! — а они нет... Как легко тогда, ≪вся святые, т.е. выздоравливающие, помянувши^*≫ начать учить их, прямо или косвенно утверждая, что мы знаем, как им надо жить. А на самом деле — помните? —≪вся святые помянувши, паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся!≫ —≪Господи, помилуй!≫.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.