Дидактическая многомерная технология В. Штейнберга — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Дидактическая многомерная технология В. Штейнберга

2020-07-03 210
Дидактическая многомерная технология В. Штейнберга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

относится к инструментальной дидактике и основана на параллельном представлении аудиовизуальной информации, специально преобразованную в логически удобную форму с помощью дидактических многомерных инструментов, реализующих логико-смысловое моделирование.

Технология ДМТ подразделяется:

- интеллект-карты (карты памяти);

- логико-смысловые модели.

В своей деятельности я использую карты памяти. Их преимущество:

- по ним легко и интересно работать;

- просто запоминать;

- решать творческую задачу.

Интеллект-карта

Интеллект-карта – это образ. При ее построении «ветви» должны обязательно быть цветными и подписаны 1 – 2 ключевыми словами. Интеллект-карта иллюстрируется рисунками, схемами, символами. «Строгих правил нет, как нет и неправильных карт», – так пишет автор технологии. Очень важно, что при использовании интеллект-карт или карт памяти функционирует не только логическая часть мозга, но и та, что связана с воображением. В итоге образ и цвет способствуют легкому запоминанию.

Интеллект-карта «Три разноцветных коня» [9]

Применение:

Изучение темы: «Синтаксический разбор предложения».

Технология:

Этапы выполнения синтаксического разбора предлагается ассоциировать с тройкой лошадей:

- центральный конь-характеристика предложения;

- конь слева – подчеркивание членов предложения;

- конь справа – определение частей речи.

-план синтаксического разбора предлагается ассоциировать с дорожной картой. Приложение № 8

Результат:

- формирование УУД;

- повышение качества обучения.

Интеллект-карта «Дюймовочка» [10]

Применение:

- запоминание структуры текста;

- оценивание;

- при формировании первичных навыков экспертирования;

- «подпитывание» детского слоя личности;

- развитие речи.

Технология:

- предлагается запомнить трехкомпонентную структуру текста, ассоциируя части текста с образом Дюймовочки. Акцентируется внимание на соразмерности частей текста и фигуры Дюймовочки;

- при оценивании учитель рисует схематично Дюймовочку и если структура работы не нарушена, то Дюймовочка будет гармоничная, если нарушена, то дети в рисунке сразу увидят несоответствие, например, голова персонажа больше туловища;

- при необходимости дети усовершенствуют Дюймовочку. Приложение № 9

Результат:

- формирование УУД;

- запоминание структуры сочинения и соответствия частей сочинения;

- способствует развитию творческой личности;

- способствует формированию духовных ценностей;

-способствует формированию привычки выполнять работу над ошибками;

- повышение мотивации;

Логико-смысловая модель

Логико-смысловая модель – это бинарное, то есть двухкомпонентное моделирование знаний, основанное на выявлении узловых (ключевых) элементов содержания и выявления связей между ними. В итоге происходит свертывание обозначений первого и второго компонентов.

Преимущество ЛСМ:

- наглядны;

- компактны;

- способствуют запоминанию;

- дают алгоритм изучения;

- развивают творческое воображение;

- отражают межпредметные и внутри предметные связи.

Результат: ученики учатся мыслить логически.

В своей работе я применяю построение кластера при подготовке по направлениям к итоговому сочинению. Приложение № 10

Также примером построения ЛСМ могут быть продукты проектной деятельности. Приложение № 11

Классическую ЛСМ из 8 координат мы применяем на протяжении полугода. Автор методики утверждает, что понадобится минимум год, чтобы научиться строить классическую ЛСМ.

Планирую применять 8 координатную модель на уроках-лекциях: дети выполняют ЛСМ вместе с учителем, рисунки не используются.

Преимущество этой технологии:

- учитель и ученик находятся в совместной деятельности;

- рациональное использование времени (соблюдение закона Парето 20% усилий к 80% результата);

- наглядно представлена структура;

- оперативная рефлексия результатов своей деятельности.

- можно использовать при ответе у доски.

Логико-смысловая модель «Циклограмма» [11]

Применение: структурирование учебных задач.

Технология:

- деление уроков: понедельник – среда – русский язык (3 урока); литература (3 урока);

- каждый урок включает элементы подготовки к ЕГЭ;

- комбинации циклов (сочинение – тест) в зависимости от подготовленности учащихся;

- каждый вторник учителю высылается скриншот решения теста на платформе «Решу ЕГЭ»;

- каждый вторник, начиная со второго полугодия, к скриншоту решения теста на платформе «Решу ЕГЭ» добавляется саморефлексия;

- учитель индивидуально дает рекомендации и вносит корректировки.

Цикл:

Понедельник – теория к заданию и первичное закрепление; вторник – практика; среда – контроль; четверг – мастер- класс по выполнению заданий из предыдущих циклов. Приложение № 12

Результат:

- формирование регулятивных УУД;

-индивидуальный подход;

- повышение качества обучения.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты – модели наглядны, компакты, содержит основную информацию по теме или проблеме, способствуют процессу запоминания, развивают творческое воображение, способствуют нестандартному мышлению.

Проектная деятельность

В своей работе я использую и проектную деятельность. Данная технология дает возможность раскрыть одаренность и проявить личностные качества: «Помимо нашей воли приходилось сталкиваться с обстоятельствами, которые мешали нам выполнять работу совместно, но никто не хотел сделать меньше, чем другой. Эта особенность нашей совместной работы вдохновляла на новые идеи и делала наши ресурсы неисчерпаемыми», - так пишет одна из участниц проекта.

Итак, проектная деятельность способствует умению видеть и формулировать проблему, ставить цели и задачи, планировать свою деятельность (регулятивная компетенция).

Используя проектный метод, провожу мониторинг эффективности.

Результаты мониторинга:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

- развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли, способность выслушивать собеседника, принимать его точку зрения;

- формируется умение работать в группе.

Вызывают чувство гордости за своих учеников проекты: «Литературное карта Дальнего Востока», «Карта жизни А. Ахматовой» Приложение № 11 «Фильм – проект о М. Цветаевой», Приложение № 13 «Маяк» (В. Маяковский).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.