Осталось научиться жить как люди — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Осталось научиться жить как люди

2020-11-03 77
Осталось научиться жить как люди 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Алмаева Лиана, г.Набережные

Челны, Республика Татарстан

Учитель – Алмаева А.З.

Трогательную историю жизни девочки-школьницы рассказала мне Ксюша (имя изменено). Мы с ней познакомились в санатории на юге. Разница в возрасте (она была старше меня на 3 года) нам не мешала общаться. Ксения была очень открытой и искренней девочкой. Мы, сами того не подозревая, привязались друг другу. Как не хотелось нам расставаться по окончании срока лечения! Прошло уже четыре года, как мы разъехались в разные стороны России, но связь держим, переписываемся, общаемся. А вот история, которую  поведала мне новая подруга, очень поучительная. Я хочу рассказать о ней от первого лица.

«В начальном звене в нашем классе была девочка Лира (имя изменено). Она была очень спокойная и немногословная. Не помню, чтоб кричала на кого-то, чтоб бегала по классу, по коридору, чтоб получала замечание по своему поведению. Напротив, в классе все старались Лиру задеть, обидеть, даже до слез доводили. Она была белой вороной среди нас. За что именно, сказать трудно. За характер, может быть. За учёбу – это тоже могло быть поводом. Стиль одежды у неё тоже был своеобразный, носила она всегда широкие брюки. Это ещё в первом – третьем классах! Никакие другие брюки и юбки не одевала. Была медлительная в действиях, ответах. На громкую критику со стороны не проявляла агрессии, не пыталась с нами бороться или доказывать свою позицию. Все в школе вплоть до учителей видели в ней человека не из мира сего. Белая ворона, короче. Не было в поведении Лиры современной тактики общения с ровесниками. Не умела отшивать тех, кто давил на неё. Мне её было жаль. И дальше жалости дело не пошло. Царила в классе угнетающая атмосфера. В коллективе были девочки, диктующие правила игры для всего класса. Многие их слушались, с ними не хотели ругаться, портить отношения. Вот что интересно, они учились хорошо. Главное – они не хромали по математике. Никогда не получали двойки! Что касается Лиры, то она еле тянула на тройку по всем предметам. Часто классный руководитель ругала Лиру перед всем классом. А какое удовольствие получал класс от такого воспитания учителя?! «Слышь, шевели мозги!» - «советовали» Лире «ботаники» класса. Лирин ответ – глубокое молчание. Говорила мало, никому не приставала с вопросами, в подруги не навязывалась. Ругаться, кричать на кого-то из-за несправедливости по отношению к себе, – такого никто не помнит. Ходила она одна и в школу, и из школы. Но была под постоянным нашим прицелом. Неужели можно всё переносить молча?! Лира ни разу не заикнулась о переводе в другой класс. Может, не хватало смелости, боялась повторения более жестокого отношения или чего-то ещё…

Вся эта история неприятия между Лирой и классом внезапно и неожиданно для нас всех закончилась. Нет, Лира не стала «ботаником» в один момент. Не разобралась в наших отношениях и классный руководитель. Родители наши то ли из жалости, то ли из благородных побуждений не вмешивались: могли сделать ещё хуже. А произошло это на уроке. После неудачных попыток решить задание по математике и неоднократных неприятных ругательств учительницы, Лира подняла руку и пожаловалась на головную боль. Удивительно, но она не жаловалась никогда! Видимо, боль была настолько сильная, что она опять встала и сказала об этом. Учительница посоветовала сходить к медицинской сестре лицея на первый этаж… Не успела Лира встать из-за парты, как с грохотом упала…

Скорая приехала быстро. В больнице Лира пролежала долго. Навещать её нам не разрешили врачи, так сказала учительница. Вы не поверите, класс разом сплотился, стал дружным и заботливым. Всем хотелось помочь Лире. Писали ей письма, отправляли через бабушку рисунки, в которых выражали свою искреннюю любовь. Каждое письмо содержало непосредственную детскую заботу и ответственность за нашу одноклассницу. Мы теперь, уже не разделённый «на белых и красных» класс, с трепетом ждали возвращения Лиры в лицей. На её парте сложили наши письма и рисунки, сделали много классных фотографий. Но что удивило всех нас, так это то, что ни в одной фотографии Лиры чётко не было видно: то стояла она склонив голову, не видно было лица, то спиной к классу, то вполоборота, затылком к одноклассникам. А на многих фотографиях Лиры вообще и не было. Что это? Учительница тоже была озадачена. Но мы все ждали Лиру, верили, что она придёт. И казалось, что все попросят у неё прощения. Ведь в развитии такой болезни у одноклассницы была и наша вина…

А она учиться с нами больше не смогла. У неё был страшный диагноз, о котором никто и не подозревал. С перевязанной головой, в коротеньком халате Лира показалась совсем маленькой; похудела, под глазами чёрные круги, а на её таком милом и всегда спокойном лице та же улыбка… Так она встретила нас после больницы через три месяца. Как мы обнимались, как долго стояли в объятиях друг друга! Ходила Лира с трудом. Разговаривать ей было тяжело: слова были непонятны. Мы все видели её желание с нами общаться. Мы хотели сделать приятное, рассказывали о классных успехах. Разве это ей нужно было в данный момент? Долго и молча смотрела она на нас. О чём интересно думала? А встрече с нами была очень рада.

Училась она дома. Всему в своей довольно короткой жизни Лире пришлось учиться заново. Теперь она передавала нам через учителей свои рисунки. Впервые мы «открыли» Лиру – белую ворону – для себя. Она же художница! Как она рисовала! Ей не давались школьные предметы, но зато ей дан был талант уникального творчества. И мир она видела по-другому. Скоро мы сходили на первую её выставку, которую организовали богатые дяди. Нам об этом сказала сама Лира. Во всех её рисунках мы видели свой класс. Отдых на природе, прогулки в парке, зимние забавы, праздник Букваря, Новый год… В кругу своих одноклассников Лира всегда рисовала себя. Именно в своих рисунках реализовала она свои не сложившиеся с нами отношения. Всегда мечтала жить в кругу своих друзей и подруг, мечтала быть в центре всеобщего внимания! А вот сказать, доказать нам это, пока была здорова, не смогла. Да и потом она ничего так никому из нас ни о чём не говорила. Больше молча воспринимала наш визит, молча слушала нас и улыбалась.

Со здоровьем ей не повезло. Голова часто болела, много принимала лекарств. А через полгода её опять отправили в областную клинику…

Мы, кто сделал из Лиры чужака, превратил её в белую ворону только потому, что она видела мир совсем иными глазами, получили УРОК ЖИЗНИ от неё же. Может, это и хорошо, что в нашей жизни встречаются такие люди? Каждый из нас учится жить по-своему: кто-то покладистый такой, кто-то упрямством выходит в люди, кто-то диктует свои правила, кто-то качает свои права, не принимает никого из них и становится «инаким». Однозначно ответить сложно. Многие из них одарённые, талантливые люди. Вот только общество наше не может принять их такими, какие они есть. И получается, они стараются не впускать нас в своё внутреннее душевное пространство, мы-то их отвергаем, а не стараемся их понять, их ценности жизни нам чужды. А время идёт и диктует свои правила, против которых идти мы уже бессильны. Творчество Лиры вдохновляет многих ещё совсем юных дарований. Её показывают по местному телевидению, рассказывают о её несомненном таланте и … прогрессирующей болезни. О том, какие были у неё отношения в классе, знаем только мы, её одноклассники и она сама. Никто из нас никогда об этом не вспоминал. Угрызение совести мучают всех, кто отвергал Лиру…

А вот чувство гордости за нашу одноклассницу переполняет всех вчерашних её одноклассников. В классе мы организовали «УГОЛОК ЛИРЫ», где поместили её рисунки, наши фотографии с ней, теперь уже в её домашней обстановке все вместе: весь класс с гордо поднятой головой. 

Следующую операцию Лире должны сделать в Германии. К операциям она относится спокойно. Сколько в ней жизнелюбия и уверенности в том, что она победит болезнь! И победит, обязательно победит! Нас же победила! Научила нас, гордых и чёрствых, верить в самое сокровенное в жизни человека в коллективе – неповторимую дружбу. Научила нас ценить своё здоровье и здоровье своих близких. Не произошла бы эта печальная история в нашем классе с Лирой, мы бы так и не оценили, какую одноклассницу могли потерять… Хотя сама Лира осталась такой же, какая была: немногословная, с вызывающим стилем одежды. А мы изменились…»

Оглянитесь вокруг. Спешите делать добрые дела! Не ломайте себя под давлением «сильных», «крутых», «мажористых». Всё в нашей жизни: наши планы, мечты, радости и огорчения – временное явление. Почему-то обо этом никогда никто не задумывается, всем кажется, что сильные мира всего – пупы земли, и они вечные.

Вот как кстати слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось научиться только жить, как люди». Цените каждую минуту жизни, умейте радоваться приятным мелочам, радуйте своих близких, родных, друзей, одноклассников добрыми словами, поступками, старайтесь запечатлеть миг счастья, – для этого так мало надо. А то, что мы по-разному относимся к жизни, по-разному себя проявляем, –это не должно быть оценено как нечто, противоречащее человеческому обществу. Мир вокруг нас тоже такой разнообразный, просто не имеем мы с вами часто толерантности по отношению к тем, кто не разделяет наши взгляды, принципы, вкусы к жизни. Каждый оригинален и неповторим, несмотря ни на какие «инакие» проявления. Всё зависит от нашего воспитания как в семье, так и в школе… Так давайте же жить во взаимопонимании независимо от нашего менталитета. Для этого так мало требуется от нас: всего лишь любовь к ближнему и забота о нём. А доброту понимает и принимает каждый.

Право жить!

Валиева Тансылу, г.Казань

Учитель – Нуртдинова С.Н.

Что произошло с нашим обществом? Оно словно раскололось на части. «Люди-осколки» стали выделяться из общей толпы цветом кожи, волос, необычным стилем в одежде, непривычными взглядами на жизнь. «Они не такие, как все! – кричало общество. – Им нет места среди нас!» Люди отвергают подобных «белых ворон», смеются над ними, унижая и оскорбляя их. За что?! Только за то, что они не похожи на остальных?! А разве «белые вороны» - не люди?! Они как и все хотят радоваться солнцу, мечтать о счастье, любить и быть любимыми, в конце концов – жить!..

Она пришла в нашу школу в этом году. Наш класс был уже состоявшейся группой людей, которые не любят чужаков. И если не хочешь стоять одна у подоконника и обедать за крайним столиком в столовой, то приходится угождать их требованиям и делать так, как они.

Так я и делала. Мне было все равно, кто они и что они из себя представляют, но я знала, что нужно быть с ними. Ведь либо ты с ними, либо ты изгой.

Она была никем и ничем для них. Тихая, странно одетая и далекая от мира сего, она была не такой как все. Таких принято называть «белыми воронами». Белой вороной среди стаи черных от зависти, лжи, ярости и подросткового идиотизма ворон. Иногда мне даже казалось, что у нее действительно есть крылья.

Во время урока все разговаривали по телефону, прилепляли жвачки к спинкам стульев или просто занимались «ничегонеделанием», а она сидела с наушниками в ушах, смотрела, как тихо падает за окном снег, и думала о чем-то. И мне всегда было интересно, о чем она думает. Однажды мне показалось, что она плачет, но я не могла подойти к ней. Любой знак внимания в ее сторону был для меня запретным. Всех предупредили об этом уже в первый же день ее прихода.

Сначала мне казалось, что ей все равно, что все ее игнорируют, но однажды на уроке, когда я посмотрела в ее сторону, я увидела, что и она смотрит на меня. Мне стало неловко, даже немного страшно от того, что кто-то из «них» может заметить это. Но вдруг она улыбнулась мне, и мне так захотелось улыбнуться ей в ответ, но я вдруг ясно услышала голос главной задиры в нашем классе: «Только попробуйте хоть раз подойти к ней, заговорить или хотя бы посмотреть на нее, и будете сидеть на ее месте». Я только и смогла отвернуться. Чувство стыда и безысходности сжигало меня изнутри.

Как писал в одной из своих книг мой любимый писатель Б. Вербер, «если провести эксперимент над крысами, заперев шесть крыс в одной части клетки, в другой рассыпав зерна, а между ними сделать канал с водой, то машинально крысы разделятся на двух «эксплуататоров», двух «эксплуатируемых», одного «автонома» и одного «козла отпущения». «Эксплуатируемые» сами поплывут за зернами, а когда они приплывут обратно, то «эксплуататоры» отберут у них зерна и съедят их, оставив «эксплуатируемым» только остатки. «Автоном» сам доплывет до зерен и будет бороться за них, чтобы съесть их самому, а «козел отпущения» не может ни доплыть до зерен, ни отобрать их у других, так что ему остается доедать лишь остатки».

Вот и в нашем классе был тот же распорядок. Только «эксплуататоров» было чуть больше, а «эксплуатируемые» даже и понятия не имели, кем они являются для них, а я всё никак не могла определиться, к кому же отнести эту новенькую. Кто она? «Автоном» или «козел отпущения»?

И вот в один прекрасный день, когда мы стояли в коридоре и ждали начала урока, я вдруг почувствовала чье-то дыхание рядом со мной. Все наши «эксплуататоры» как всегда пропускали первые уроки, а я хоть и должна была действовать как они, но изощрялась как-то и никогда не пропускала уроки.

Я повернула голову и увидела ее. Она спросила: «Что ты читаешь?» Затем посмотрела на обложку книги и добавила: «О, это один из моих любимых писателей». Это и стало началом новой и крепкой дружбы.

Поначалу мы притворялись, что всё так же, как раньше. Она знала, что я не хочу, чтобы меня осудили за общение с ней, и поэтому в школе мы не показывали вида, что дружим. Но однажды, когда мы переписывались по телефону, одна из девочек увидела ее имя на экране моего мобильника. Так все и узнали о нашем секрете. Скрывать наше общение дальше стало бессмысленным, и я поделила с ней ее одинокий подоконник в конце коридора.

Вот тогда-то и начался весь кошмар. Если раньше на нее просто не обращали внимания, то теперь они стали издеваться не только над ней, но и надо мной. Я находила в своей сумке объедки из школьной столовой, после уроков нас поджидали на улице, забрасывая с криками и угрозами начиненные кусочками льда снежки.

А однажды я нашла ее в туалете избитую и рыдающую, а по всему полу были разбросаны и истоптаны ее вещи. Я сказала ей, что с этим надо прекращать и обо всем рассказать директору. Она согласилась со мной, но на другой день пришла, как ни в чем не бывало, и ни разу за весь день не заговорила со мной. Все ее лицо было в синяках, а глаза покраснели от бессонной ночи в слезах. Я подошла к ней после уроков и хотела с ней заговорить, но она остановила меня движением руки и сказала: «Не разговаривай больше со мной, я не хочу, чтобы это случилось и с тобой. Ты моя единственная подруга». Я не хотела оставлять ее в таком состоянии, но я понимала, что если я этого не сделаю, если я их не остановлю, то в конце концов окажусь на ее месте.

Проходили дни, и я терялась в догадках. Ее мобильный молчал. Всем было абсолютно всё равно. Через неделю я смогла дозвониться до нее, но трубку взяла ее мама: «Ники больше нет…она выбросилась из окна…». Телефон давно уже молчал, а я тупо смотрела в окно, не видя и не слыша ничего, до конца не осознавая, что случилось что-то страшное, непоправимое.

Говорят, время лечит. Не знаю, кого-то, может быть, да. Но мне иногда кажется, что если бы я была рядом с Никой, то трагедии не произошло бы. Она продолжала бы жить, если б была окружена заботой, лаской родных, близких ей людей. Что же происходит вокруг нас?! Неужели безразличие, равнодушие, жестокость к тем, кто не похож на всех остальных, восторжествуют на земле?! Так не хочется в это верить!

Ника не имела права на свое мнение и выбор в одежде, за что была приговорена к смерти. А судьи кто? Ее же сверстники. Иногда я думаю, что страшнее всего для нее была не физическая боль, а душевная. Она переживала развод родителей, расставание с молодым человеком, ненависть одноклассников. Все это каждый день уничтожало ее, и она не нашла другого выхода, кроме как перекрасить волосы в розовый цвет и назвать себя ЭМО. Эта эмоциональная девочка попрощалась с миром в столь раннем возрасте не из-за того, что была не такой как все, а потому что была абсолютно такой же как они, просто она решила выставить свою боль на всеобщее обозрение.

Я не могла больше оставаться в этой школе и перешла в другую. Хотя прекрасно понимала, что в другой школе будет то же самое. Я стала еще одной «белой вороной» среди других людей. Но не потому, что стала грустной одинокой девочкой ЭМО, которая потеряла подругу, а потому что с первого же дня дала им всем понять, что меня не сломить. И я не буду «козлом отпущения». Теперь я –«автоном».



Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.