Социально-историческая обстановка этого периода — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Социально-историческая обстановка этого периода

2020-11-03 250
Социально-историческая обстановка этого периода 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социально-историческая обстановка этого периода

Просмотр видео о социально-исторической ситуации в России (это уже выполнено на предыдущем занятии).

Начало XX века в России – эпоха перелома, рубежа, кризиса. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы:

защитники монархизма,

сторонники буржуазных реформ,

идеологи пролетарской революции.

Выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки:

«сверху» – средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Столыпин),

и «снизу» – путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин).

Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение думы. Средствами второго — теоретическая подготовка революции и террор.

Назовите основные события, произошедшие в России вплоть до 20-х гг. XX века? =>

Переломные исторические события

Россия пережила:

· 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.)

· Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

· Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.

· Гражданскую войну.

Кризис, перелом охватил все сферы общественного сознания.

Мировоззрение человека

Бурное развитие капитализма вело к технической революции, убыстрению темпа жизни, урбанизации. Динамичный капиталистический строй замещал тихий уклад дворянских усадеб.

- Взгляните на репродукцию картины Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, художника-символиста начала XX века. Это картина «Водоем» 1902 г.

 

Какие у вас впечатления от картины?

Вызывают ли у вас симпатию героини?

Что вы можете сказать о палитре картины, какие цвета преобладают, какие оттенки?

Придумайте свой сюжет, связывающих героинь.

Художник уводит зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых аллей парков. С прошлым связаны представления художника о красоте и гармонии, которых он не находил в современной ему жизни.

Чувство конца старого века и тревожное ожидание будущего свойственно людям той переходной эпохи.

Итак, мир на рубеже веков оказался нестабильным, динамичным, и отдельному человеку тревожно и неуютно жить в таких обстоятельствах. Резко изменилась научная картина мира в общественном сознании. В конце XIX — начале XX века был совершен целый ряд открытий в области физиологии, психологии, физики, астронавтики, в связи с которыми стали говорить о подлинном перевороте, и не только в научных знаниях.

- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? =>

(Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.)

Естествознание ХIХ века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Существенно иным предстал мир в целом, «человеческое сознание вступило в новую фазу своего развития… Человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно». Мир теперь представляется подвижным, единым, изменчивым.

Запишем: Новая научная картина изменяет мироощущение человека: «Человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно».

Как же жить человеку в катастрофичном, неустойчивом мире? Видимо, опору могут дать некие духовные ценности.

 

В искусстве – модернизм

XVIII-XIX века в искусстве, и в частности в литературе, художественные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм) сменяли друг друга или иногда сосуществовали друг с другом. Но они возникали и развивались в классической традиции, а рубеж XIX- XX веков создаёт новое «неклассическое» направление – модернизм [1] (от франц. «новейший», «современный»).

Эпоха модернизма взяла своё начало в конце XIX века, придя на смену реализму, сместив на второй план классические и привычные на тот момент формы в искусстве.

Модернизм подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.

Основные направления модернизма в искусстве

1. Ар Нуво (Франция, Бельгия)/ Модернизм (Испания)/ Югендстиль (Германия)/ Сецессион (Австрия)/ Русский модерн (Россия)

2. Экспрессионизм

3. Дадаизм

4. Кубизм

5. Постимпрессионизм

6. Абстракционизм

7. Сюрреализм

8. Фовизм

9. Символизм

10. Примитивизм

1. Ар Нуво (Франция, Бельгия)/ Модернизм (Испания)/ Югендстиль (Германия)/ Сецессион (Австрия)/ Русский модерн (Россия) – отказ от прямых линий и углов, органический («природный») характер рисунка.

Густав Климт «Поцелуй», 1907-1908

Альфонс Муха «Лето», 1896

Эктор Гимар, входные группы в метрополитен, 1900-е

Антонио Гауди «Дом Бальо», 1904-1906. Местное название «Дом костей»

2. Экспрессионизм стремился к выражению художественными способами эмоционального состояния автора, часто темами становится боль, разочарование, страх, крик.

 

Эдвард Мунк «Крик», 1893

 

 


 

3. Дадаизм — сочетание нескольких фрагментов одной тематики в виде коллажа. Стиль возник сразу после окончания Первой мировой войны, а работы отражали безысходность, творящуюся в жизни людей.

 

Рауль Хаусманн «Коллаж дада»

 

 


 

 

4. Кубизм — геометрические фигуры, расположенные вразнобой. Ярким его представителем был Пабло Пикассо. В русской литературе Серебряного века возникнет даже такое течение: «кубофутуризм».

 

 

Пабло Пикассо «Аккордеонист», 1911

 

 

5. Постимпрессионизм — отказ от действительности и подмена реальности декоративной стилизацией. Наиболее известными представителями были Винсент Ван Гог и Поль Гоген.

 

 

Поль Гоген «Что нового?», 1892


 

6. Абстракционизм — отказ от приближённого к действительности изображения форм.

Каземир Малевич «Чёрный квадрат», 1915

Василий Кандинский «Композиция», 1913


 

7. Сюрреализм (первая половина XX века) — использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

 

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931

 


 

8. Фовизм — обобщение пространства, объёма и рисунка, сведение формы к простым очертаниям, исчезновение светотени и линейной перспективы.

 

Анри Матисс «Танец II», 1910

Анри Матисс «Музыка», 1910

9. Символизм — экспериментаторство, стремление к новаторству, использование символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

 

Микалоюс Чюрлёнис «Мысли», 1907

Микалоюс Чюрлёнис «Циклоп», 1914

А также упомянутое выше творчество Михаила Врубеля.


 

10. Примитивизм — обдуманное упрощение картины, делающее формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен.

 

Анри Руссо «Люксембургский сад. Памятник Шопену», 1909

Фрида Кало «Автопортрет в бархатном платье, 1926

Нико Пиросмани «Семейная компания», 1907

Марк Шагал «Прогулка», 1918

Марк Шагал «Чичиков и Собакевич после обеда», 1923


 

Игорь Северянин

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной. (Стихотворение «Когда ночами»)

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались напевностью, звучностью и легкостью. Он виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

«Мезонин поэтов»

В «Мезонине поэтов» не имелось крупных величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было достаточно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а скорее, на деловых, издательских интересах его участников. Объединение распалось в конце 1913 года.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа «Центрифуга» образовалась в январе 1914 года. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединилось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, стремление связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений.

Социально-историческая обстановка этого периода

Просмотр видео о социально-исторической ситуации в России (это уже выполнено на предыдущем занятии).

Начало XX века в России – эпоха перелома, рубежа, кризиса. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы:

защитники монархизма,

сторонники буржуазных реформ,

идеологи пролетарской революции.

Выдвигались, соответственно, различные варианты программы перестройки:

«сверху» – средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Столыпин),

и «снизу» – путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин).

Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение думы. Средствами второго — теоретическая подготовка революции и террор.

Назовите основные события, произошедшие в России вплоть до 20-х гг. XX века? =>

Переломные исторические события

Россия пережила:

· 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.)

· Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

· Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.

· Гражданскую войну.

Кризис, перелом охватил все сферы общественного сознания.

Мировоззрение человека

Бурное развитие капитализма вело к технической революции, убыстрению темпа жизни, урбанизации. Динамичный капиталистический строй замещал тихий уклад дворянских усадеб.

- Взгляните на репродукцию картины Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова, художника-символиста начала XX века. Это картина «Водоем» 1902 г.

 

Какие у вас впечатления от картины?

Вызывают ли у вас симпатию героини?

Что вы можете сказать о палитре картины, какие цвета преобладают, какие оттенки?

Придумайте свой сюжет, связывающих героинь.

Художник уводит зрителя в безвозвратно ушедшее прошлое, в мир старинных полуразрушенных усадеб и тенистых аллей парков. С прошлым связаны представления художника о красоте и гармонии, которых он не находил в современной ему жизни.

Чувство конца старого века и тревожное ожидание будущего свойственно людям той переходной эпохи.

Итак, мир на рубеже веков оказался нестабильным, динамичным, и отдельному человеку тревожно и неуютно жить в таких обстоятельствах. Резко изменилась научная картина мира в общественном сознании. В конце XIX — начале XX века был совершен целый ряд открытий в области физиологии, психологии, физики, астронавтики, в связи с которыми стали говорить о подлинном перевороте, и не только в научных знаниях.

- Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? =>

(Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.)

Естествознание ХIХ века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Существенно иным предстал мир в целом, «человеческое сознание вступило в новую фазу своего развития… Человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно». Мир теперь представляется подвижным, единым, изменчивым.

Запишем: Новая научная картина изменяет мироощущение человека: «Человек почувствовал себя во власти сил и природных, и исторических одновременно».

Как же жить человеку в катастрофичном, неустойчивом мире? Видимо, опору могут дать некие духовные ценности.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.