Обучение детей измерению протяженных величин с помощью условной меры — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Обучение детей измерению протяженных величин с помощью условной меры

2020-11-03 340
Обучение детей измерению протяженных величин с помощью условной меры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По программе «От рождения до школы» данную задачу рекомендуется рассматривать в подготовительной к школе группе, по программе «Радуга» – в старшей группе. Детям дается представление о том, что мера может равняться и части предмета, укладываясь в нем несколько раз.

Методика

Начинать обучение детей измерению лучше всего с предметов, которые твердо стоят и не могут изменить положение при измерении. Мерку использовать желательно тоже твердую. Воспитатель показывает приемы измерения и знакомит с правилами измерения: - начинать измерять надо с самого края; - не убирая палочку (мерку), отмечать другой конец цветным мелом; - вновь уложить палочку, начиная от цветной отметки; - палочку надо откладывать точно по прямой линии, каждый раз отмечая конец цветным мелом; - подсчитать количество отрезков, отмеченных цветным мелом (если подсчет мерок (отрезков) затруднен, можно против каждой мерки ставить фишку). Сначала необходимо давать такую мерку, которая откладывалась бы без остатка.

Результаты измерения при этом дети обозначают словами: «Длина стола равна трем меркам». Затем можно объяснить: «Когда получается неточное количество мерок, можно говорить «немного больше трех мерок». Необходимо менять мерку, показывая условность мерки. При измерении разными мерками числа могут получиться разные. (Вопрос детям: «Когда количество мерок при измерении одного и того же предмета будет больше, меньше?») Чередуются задания: измеряются разные предметы одинаковыми мерками и одинаковые предметы разными мерками. (Вопросы детям: «Какая лента длиннее, если в желтой ленте 5 мерок, а в красной - 6? Что нужно сделать, чтобы они были равными? Если мерку взять большей величины, то число мерок становится больше, меньше или такое же количество?) Как прием можно использовать измерение шагами. Все эти упражнения подводят детей к выводу, что измерять расстояние, длину, ширину, высоту предметов можно разными средствами: шагами, палочкой, веревкой, рукой и что эти средства являются условными мерками.                                  

 Приемы закрепления

1) Практическая деятельность детей: сделать заготовки для ремонта книг, подготовить материал для аппликации и т.д.

2) Игровые задания: «Какая дорожка длиннее».

3) Дидактическая игра «Одень куклу» (изготовление выкроек).

4) Сюжетно-дидактические игры: «Ателье», «Типография» и т.п.

3) Вычислительная деятельность: «Измерили ширину и длину комнаты. Ширина равна 8 шагам, а длина – на 2 шага больше. Скольким шагам равна длина комнаты?»)

Обучение детей измерению сыпучих и жидких веществ с помощью условной мерки

По программе «От рождения до школы» данную задачу рекомендуется рассматривать в подготовительной группе, по программе «Радуга» – в старшей группе. При измерении сыпучих и жидких веществ используются те же правила, что и при измерении протяженных величин (см. вопрос 46), а также даются новые, адекватные для измерения данных объектов.

Прием объяснения

Создается проблемная ситуация. На столе миска с рисом, разные мерки (стакан, чашка, ложка, палочка). Задается вопрос: «Сколько здесь риса? Как узнать?» Показывается прием измерения. Обращается внимание детей на наполняемость стакана крупой («Наша мерка – полный до краев стакан»). При измерении один раз можно взять неполный стакан. Спросить: «Правильно ли я сделала?» Чтобы не сбиться со счета, воспитатель с детьми договаривается откладывать кубики. («Каждый раз, когда высыпаем полный стакан, мы должны отложить один кубик».) Вопросы: - Что мы с вами сделали? (Измерили.) - Чем измеряли? - Как можно назвать стакан? (Меркой.) - Чем еще можно измерять рис? - Можно ли ложкой? - Можно ли линейкой? На других занятиях измеряется другое вещество, берется другая мерка, фишки. На последующих занятиях измеряется жидкое вещество. Для этого используются прозрачные сосуды, подкрашенная вода. Методика обучения детей такая же. На следующих занятиях нужно продемонстрировать то, что нельзя судить о количестве воды в зависимости от уровня воды в разных сосудах.

Ознакомление детей с метром

Эта работа носит ознакомительный характер (т.е. она желательна, но не обязательна, может осуществляться в повседневной жизни). 

Программное содержание:

- дать детям представления о метре как единице измерения;

- упражнять детей в измерении предметов с помощью метра. 

Последовательность работы

1. Экскурсия в промтоварный магазин: - наблюдение за действиями продавца по отмериванию покупателям нужного числа метров

ткани;

- рассматривание линейки длиной 1 м (метром называется не сама линейка, а ее длина, которая служит единицей измерения);

- специальная демонстрация продавцом способа измерения ткани метром («Смотрите, какой длины кусок ткани я отмерила. В нем 6 м.»);

- сравнение детьми ширины разных тканей на глаз и проверка результатов сравнения метровой линейкой (ширина шелка меньше метра, а ширина шерсти больше метра);

 - покупка ткани (2м), ленты (3 м), тесьмы (4 м) на платья куклам. 

2. Беседа после экскурсии: попросить детей припомнить, что и когда покупали их родители, где еще применяется измерение с помощью метра.

3. Непосредственное знакомство с метром:

 - активизировать представления детей об измерении одного и того же объекта разными мерками; сделать вывод, что результаты измерения в таком случае будут разные;

- на этой основе подвести детей к мысли о необходимости постоянной меры (неудобно, когда при измерении получается разное количество мерок, поэтому люди придумали одну постоянную мерку и назвали ее метром);

- продемонстрировать метровую линейку (вопросы детям: «Как называется эта мерка? Почему она так называется? Где вы ее видели? Людям каких профессий она постоянно нужна?»);

- организовать обследовательскую деятельность (провести рукой от начала до конца метровой линейки, взять ее в обе руки, показать ее длину разведенными руками);

- сравнить разные по виду метры (складной, деревянный, металлический...);

 - поупражнять детей в измерении (длина дорожки, ширина грядки на огороде и т.д.).


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.