Природа страха – отождествление себя с телом. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Природа страха – отождествление себя с телом.

2020-07-03 107
Природа страха – отождествление себя с телом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

30.  Когда человек становится ненормальным, это значит, что его самскары искажены, поэтому он видит мир через призму искаженных, извращенных самскар. Например, у человека клаустрофобия. Когда он подходит к лифту, он пугается. Почему? Потому что у него очень глубокая самскара – ассоциация страха – начинается цепная реакция страха, либо мы реагируем, чтобы сражаться, либо мы реагируем, чтобы убегать. Страх – это огромная проблема. Страх приходит, когда душа сосредоточивается на вторичном. Душа неразрушима, страх – результат ложного отождествления. Страх приходит, когда душа отождествляет себя с пракрити. Пракрити находится в процессе постоянного изменения, эти изменения – причина страха. Излечивают от страха любовь и доверие, потому что они создают надежность.

 

В конечном счете читта лечится бхакти.

для этого я должен принять то, что положено мне судьбой:

 

31. Это функциональное эго. Люди с сильным эго могут легче преодолеть болезни и препятствия. Люди со слабым эго чаще болеют. Чем сильнее эго, тем легче нам сражаться с чужеродными элементами. Люди в депрессии чаще болеют, потому что их эго ослабло. Признак этого – их осанка. Наше сознание, когда оно здоровое, раскрывается. Когда мы практикуем йогу, можно раскрыть осанку. Эго – элемент земли. Но депрессия означает сдувание эго (все не по-моему, все плохо, я потерпел поражение), и это сразу проявляется в осанке. Эго нельзя полностью отринуть. Эго нельзя отринуть – это мы, куда мы себя денем? Но даже обретенное эго нельзя отбросить – это материальная энергия, куда мы ее денем? Мы должны признать это и использовать в своей жизни. У всего есть свое применение. Нет ничего бесполезного. Все великие люди обладали сильным эго. Это злоупотребление своим большим эго. У Махатмы Ганди тоже было большое эго, несмотря на смирение – он мог встать против британцев.

 

32. Другая часть – репрезентативное эго. Наша проекция вовне. Аханкара – чувство отделенности, изолированности. Дехатма-буддхи – осознание себя телом. Два главных аспекта эго – карта и бхокта. Карта – сфера моего влияния, куда распространяется моя власть (ишваро хам – здесь я повелитель), ахам бхоги. Другие аспекты эго: сиддхо хам – я хороший, я совершенный, я достиг успеха. Балаван – я сильный. Сукхи – я счастливый.

 

33. Мы пытаемся преодолеть это чувство изолированности за счет признания. Эго формируется в обществе – мы начинаем понимать себя через других, через свои связи с другими, мы смотримся в зеркало их сознания и видим там себя. Сами себя на этом уровне мы видеть не можем – только другие могут нам показать, что мы собой представляем. Так мы постепенно начинаем понимать себя, при этом нам хочется видеть определенный образ самого себя. Наше эго очень сильно зависит от того, принимают, признают нас другие или нет, особенно те, кто для нас важны – сначала отец, мать, потом друзья. Непризнание с их стороны, впоследствие делает человека больным всю его оставшуюся жизнь.

 

34. Признание нас напрямую связано с главной функцией эго: я деятель, я действую. Ребенок, когда он говорит: «Я сам», и отвергает помощь, показывает признаки растущего эго. Другие должны оценить то, что мы делаем. Когда они не ценят то, что мы делаем, это самое большое оскорбление. Эго чувствует себя раненным – я не смог чего-то сделать, ты ни на что не годишься. Когда нас опускают, нас опускают только этим – ты не способен ни на что. Поднять человека – значит поверить в его способности.

35. Природа обиды. Если мы станем наблюдать свое эго, то эго это почувствует и будет уязвленным. Во всем теле самой чувствительной частью является эго. Если все нам говорят доброе утро, а вдруг кто-то из подчиненных не скажет доброе утро, мы обидимся. Если мы подняли кошелек и отдали его человеку на улице, а он смерил нас презрительным взглядом, то мы будем неделю это вспоминать – это значит, что он не оценил наше эго, не подтвердил наших представлений о себе. Эго всегда напрашивается на проблемы, оно всегда ищет, кто меня заденет, кто намекнет на меня. Все чувствуют унижение. Эго всегда ищет: кто меня обидит? Кто меня заденет? Лев Толстой: Человек подобен дроби: в числителе то, что он собой представляет, а в знаменателе – то, что он о себе думает. Дробь тем меньше, чем больше знаменатель.

 

36. Социальная природа эго постоянно заставляет нас достигать чего-то, того, что ценится в обществе. Проекция, которую мы посылаем вовне основана на этом: я могу, я сделал, я достиг. Жажда признания настолько велика, что мы готовы послать ложные вещи, лишь бы нас признали. Мы посылаем концепции другим – неверные представления о самих себе. Неверные представления других о вас.

 

37. Когда человек испытывает эмоцию неприятия, непризнанности, ему хочется выдать себя за кого-то другого, это тоже функция эго. Тогда эго начинает играть роль – крутого, великого, умного. История про актера, который играл Линкольна и возомнил себя Линкольном. Когда юбилейный год кончился, он не мог выйти из роли. Мания величия – я - Иисус Христос. Мы подражаем, надеваем одежду других людей – все это наше эго. Мы всегда подражаем другим. Это доказательство того, что мы произошли от обезьян. Мы всегда подражаем другим. Мы не можем быть другими, но мы пытаемся. Еврейская поговорка: будь самим собой, потому что никто другой не сделает этого. Наша природа -фиксирована. Не нужно пытаться подражать другим людям. Девушки пытаются похудеть – зачем? Почему мне нужно быть такой же худой? Вам же за это не заплатят. История про мужа, который смотрел фильм с женой. Фильм был про любовь. Когда они пришли домой, жена спросила: Почему бы тебе не любить меня так же, как этот мужчина? – Ты сошла с ума. Ты знаешь, сколько ему за это платят? Это философия Гиты – удовлетворение, которое мы получаем от действий в соответствии со своей природой. По-настоящему хорошо я могу делать только свое дело. Чужое дело опасно – Дроначарья.

 

38. Аханкара – это проекция нашего истинного «я» на постоянно меняющийся материальный план. Функциональное эго играет интегрирующую роль – оно собирает воедино все функции нашего организма, позволяя ему функционировать. Репрезентативное эго позволяет нам действовать. Это некий образ, концепция, сложившаяся в нашем сознании. Репрезентативное эго делится на две части – наши правильные представления о себе и о том, что я заслуживаю, и наши ложные представления о себе, наши маски или роли. Косметика – попытка выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле, лучше, чем мы заслуживаем. Ведическая культура помогала человеку понять себя во всех отношениях и сформировать как можно более верные представления о самом себе, потому что именно ложное эго заставляет нас подражать другим. Аюрведа помогает человеку определить свою конституцию и жить в соответствии с ней – далеко не всем нужно быть худыми. Истории из Махабхараты про брахмана Каушику и безымянную женщину: Не смотри на меня так, я тебе не птица. Смирение – это способность быть собой и с достоинством играть отведенную нам роль. Гордыня – это постоянная попытка выдать себя за кого-то другого, выглядеть умнее, красивее, богаче, потому что это привлекает внимание других к нашей особе. Санкаршана – повелитель эго, тот, кто притягивает внимание к себе.

 

1. У эго есть тенденция к расширению, инфляции. Мы хотим распространить (спроецировать свое «я» дальше, и дальше и дальше). Как в сказке о коте в сапогах: это чьи поля? Маркиза Барабаса. Это чьи замки? Маркиза Барабаса. Мы хотим присвоить себе все, что видим вокруг, приписать всему свое я, на всем поставить свой автограф. (Наверное, поэтому все заинтересовались, откуда Моцарт получил свои симфонии и не осталось ли там еще одной). Лягушка-путешественница: это я придумала! Всякий раз, когда мы кричим: Это Я! - с нами случается то же самое, что случилось с лягушкой-путешественницей – мы не можем долететь до южных стран и хряпаемся на землю. Человек не должен гордиться, если он хочет достичь успеха, особенно это относится к духовной практике, он не должен хвастаться своими достижениями никогда – иначе все уйдет от него.

 

2. Эго все присваивает. Отсюда появляется привязанность к плодам своего труда. Еще до обретения этих плодов (успеха и проч.) мы сделали их частью самих себя – мы присвоили себе эти плоды. Когда плоды не приходят или мы теряем что-то, мы ощущаем, будто потеряли самих себя. Мы волнуемся без всяких оснований (не понимая, что плоды зависят не от нас – от нас зависит только исполнение своих обязанностей). История про гуру и царя: Царь пришел жаловаться на свою судьбу, на свои беспокойства, на то, что у него не хватает времени ни на что, что он не спит по ночам. Гуру посоветовал: отдай царство сыну. Он слишком мал. - Тогда отдай его еще кому-нибудь. – Кому? Отдай мне. – Хорошо, стал собираться – Ты куда? В казну, за деньгами. – Деньги мои. – Хорошо. – Ты куда? – Искать работу. – Почему бы тебе не поработать со мной? Я могу тебя нанять. – Кем? – Царем. – Ты будешь управлять от моего имени, а я буду тебе платить за это. – Хорошо. –через несколько дней – Ну как? – Гораздо лучше. Дома я не беспокоюсь ни о чем – могу поиграть с детьми, поговорить со своей женой. Царство-то больше не мое. – Что случилось? Что поменялось? Только твое сознание. Ты считал все это своим, и потому у тебя было столько проблем.

 

3. Это проекция нашего я на социум. Нам очень хочется, чтобы люди думали о нас особым образом.

A man should look for what is, and not for what he thinks should be. Albert Einstein

Счастье человека становится совершенным, когда он обретает хотя бы одного завистника. Люди живут как-то и пытаются чего-то добиться, чтобы другие им позавидовали или сочли счастливыми. Суфийская притча:

 

-Жил некогда суфий, который также был преуспевающим купцом и накопил много богатств.

Один человек, посетивший суфия, был потрясён его явным богатством. Он рассказывал: “Мне только что довелось увидеть такого-то суфия. Знаете, он окружён всевозможной роскошью”.

Когда об этом сообщили суфию, он сказал: “Мне было известно, что я окружён всеми предметами роскоши за одним единственным исключением. Теперь же я знаю, что в день, когда пришёл этот человек, моя коллекция предметов роскоши стала завершённой”.

Некто спросил его, что же явилось последним предметом роскоши.

“Последний предмет роскоши - иметь кого-то завидующего”, - ответил суфий.

 

4. Чем более ложные наши представления о себе, тем болезненнее наше эго, потому что нам нужно отстаивать их, доказывать всем, бороться со всеми, тем больнее наше самолюбие, тем уязвимее мы, и стало быть, тем несчастнее. А так как мы несчастны, мы думаем: «Почему я несчастен? Наверное потому, что не сыграл эту роль? Не побыл еще кем-то». Телевизор постоянно навязывает нам новые и новые способы стать счастливым. Эго так устроено, что оно всегда другого считает счастливее: нищий человек идет и думает: вот если бы у меня была машина. Богатый человек едет на машине и думает: как хорошо, если бы я просто ходил пешком и ни о чем не беспокоился. Мы выбираем образцы для подражания и пытаемся жить, как они. От этого становимся еще несчастнее.

 

39. Ведическая культура оздоравливала эго, восстанавливала его цельность через отношения с другими, ч ерез служение и смирение. Здоровое эго – это осознание себя частью, зависимой от других, не самодостаточным целым. Большие семьи, где все были связаны крепкими узами – они мои братья, мои родственники. Здоровое эго – гибкое. Болезнь эго – чувство изоляции. Поэтому ведическая культура лечила эго с помощью социальной структуры и с помощью йоги – человек чувствовал связь с Высшим Сознанием, признание со стороны Бога. Негибкость человека – главный враг йоги. История про реки и океан.

 

"The Ocean said, 'Ye Rivers, I see that all of you, with your full currents, bring away trees of large trunks, tearing them off with their roots and branches. Ye do not, however, ever bring to me a cane. The canes that grow on your banks are of mean stems and destitute of strength. Do you refuse to wash them down through contempt, or are they of any use to you? I desire, therefore, to hear what the motive is that inspires all of you. Indeed, why is it that canes are not washed down by any of you, uprooted from the banks where they grow?' Thus addressed, the River Ganga replied unto Ocean, that lord of all Rivers, in these words of grave import, fraught with reason, and, therefore, acceptable to all.'

"Ganga said, `Trees stand in one and the same place and are unyielding in respect of the spot where they stand. In consequence of this disposition of theirs to resist our currents, they are obliged to leave the place of their growth. Canes, however, act differently. The cane, beholding the advancing current, bends to it. The others do not act in that way. After the current has passed away, the cane resumes its former posture. The cane knows the virtues of Time and opportunity. Tt is docile and obedient. It is yielding, without being stiff. For these reasons, it stands where it grows, without having to come with us. Those plants, trees, and creepers that bend and rise before the force of wind and water, have never to suffer discomfiture (by being taken up by the roots).'

 

40. Эго лечится – благодарность и уважение – два лекарства от больного эго. Эго становится здоровым, когда оно реализуется или формируется в результате исполнения своих обязанностей. Матри дева бхаво, питри дева бхаво, атитхи дева бхаво – фундамент ведической культуры. Эго, сформированное в правильных отношениях (а эго это всегда продукт отношений) – сильное и здоровое. Только болезненное эго всегда не сыто и жаждет укрепить себя за счет других.

 

41.   Другой очень важный способ формирования правильного эго – отношения с гуру. В отношениях с гуру формируется истинное эго человека – эго слуги. Эго лечится именно этим – правильными отношениями с гуру. Гуру всегда принимает – любым, не нужно никем притворяться.

 

Лекция 3, 27.03.09

 

5. Истинное «Я» неизменно – сам факт того, что я вижу изменения, означает мою неизменность. Тот, кто летит в самолете, не может почувствовать скорости – я вне этого. Еще одно доказательство нашей вечности – страх смерти. Сам факт того, что мы боимся, означает, что мы переживали смерть, причем не раз. Мы не боимся того, чего мы не переживали, или этот страх поверхностный, неглубокий – страх смерти и инстинкт самосохранения – самый глубокий инстинкт. Это доказательство множества смертей, через которые мы прошли (Вьясадева в комментарии к Йога-сутрам).

 

 

6. Манас. Ум соединяется с чувствами и получает опыт. Ум атомарен по природе. Чарака-самхита – анутвам ча экатвам ча. Ум только один и он атомарный. То, что он один – это хорошо, представьте себе, что бы было с нами, если бы у нас было несколько умов – их было бы гораздо труднее контролировать. Он не может воспринимать что-то одновременно. Есть сказка про Юлия Цезаря, о том, как он мог делать много всего сразу. Часто люди гордятся своей многофункциональностью. Но на самом деле, ум может делать в данный момент времени только что-то одно. Когда ум быстро перемещается, человеку кажется, что он делает много вещей одновременно. Это характеристика страстного ума. С точки зрения аюрведы, это порок, потому что такой ум будет очень сильно возбуждать человека и приводить к дополнительной порции стресса. Any man who can drive safely while kissing a pretty girl is simply not giving the kiss the attention it deserves. Albert Einstein

 

7. Первый практический совет – не позволяйте уму делать много вещей одновременно. Старайтесь целиком сосредоточиться на том одном, что вы делаете сейчас. Так вы постепенно будете лишать ум его зависимости от раджаса. Люди едят, смотрят телевизор, разговаривают по телефону и гладят кошку. Мы постоянно находимся под давлением – первое – нужно научиться выходить из-под этого давления, и целиком отдавать себя тому, что мы делаем в данный момент. Лев Толстой: Какое дело самое главное в твоей жизни? То, которое ты делаешь сейчас. Какой человек самый главный в твоей жизни? – Тот, с которым ты общаешься сейчас. Какое время самое главное в твоей жизни? Сейчас. (Жизнь – это то, что случается с нами, пока мы строим планы на будущее).

 

8. Второе следствие: Ум – это ограничивающий фактор – мы воспринимаем реальность сквозь крошечную дырочку нашего ума. Душа не имеет пределов, но атомарный ум становится тем инструментом, через который душа воспринимает этот мир. Это называется обусловленностью. Наше восприятие всегда частично, неполно, мы все видим только с одной стороны. Ум – это шоры для души. Могущественная душа становится бессильной из-за ума. Ум похитил душу, пленил ее, поместив в темницу, взял ее в заложницы. Первое ограничение - сами чувства, но потом все это воспринимается умом, у которого есть свои ограничения.

 

9. Поэтому, у всех свое мнение. Наше мнение – это всего лишь окно, через которое мы смотрим на мир. Ни у кого нет полной картины. Но при этом эго наше заставляет нас думать: Мое мнение – единственно правильное. Только освобождение от упадхи, зависимости от ума, дает полную картину. В этом отличие научного знания от ведического – научное знание постоянно меняется, потому что люди смотрели сквозь свой ум. Пусть сейчас люди видят больше, но это не абсолют. У науки 20 века будет задача уточнять константы в 5-ом знаке после запятой. Мы не видим то, что слишком близко к нам. Мы видим только отражение. Себя мы не видим. Мы видим только отражение отражения. Душа не соприкасается ни с чем. История про человека с красно-зеленой шапкой. – Два человека увидели его с разных сторон. Один решил, что он в красной шапке, другой – что он в зеленой. У тебя что-то не в порядке с глазами. – Сам дурак. Мои глаза – само совершенство. Как ты можешь так меня оскорблять? Часто мы оба правы, но люди ссорятся, потому что не хотят посмотреть с точки зрения другого человека. Все это также создает болезни, стресс. Один из способов избавиться от ненужного стресса и болезней с ним связанных – научиться понимать мнение другого, видеть его и ценить. Не абсолютизировать свое мнение и не спорить понапрасну. У джайнов есть философия, которая называется сьяд-вада – «может бытьизм». Асти-вад, настии-вад, асти-насти-вад, асти-сьяд, насти-сьяд, асти-насти-сьяд. Может быть, есть, может быть, нет, может быть, нет или есть: все возможные варианты.

 

10.  Третье следствие: Ум легко попадает под влиянием гун природы. При этом ум в саттва-гуне гораздо лучше подчиняется нам. Ум счастлив только в саттва-гуне, потому что естественная природа ума – саттва. Саттва – это синоним ума. Уму нравится все саттвичное. Только саттва может сделать нас удовлетворенными и счастливыми. Раджас всегда приводит к страданиям, мучениям, боли – ВСЕГДА. Но сам ум, если он заполнен другими гунами, верит в то, что что-то другое хорошо для него. Люди верят в то, что мясо это полезно, в то, что аллопатические лекарства сделают их здоровыми. Наполнение ума другой энергией всегда действует на него пагубно – раджас и тамас губят ум, потому что они противны самой его природе.

 

Недавний эксперимент, получивший высшую награду: Университета Вирджинии.

> "Don't let your kids listen to hard rock music," he

> said. "I think it has a major negative effect."

> To prove his point, David assembled three

> separate groups of 24 mice: a control group, a hard

> rock group, and a classical group. To ensure

> scientific validity, each white mouse weighed

> between 15 and 20 grams, was 4 to 6 weeks old and

> was bred to ensure no genetic abnormalities existed.

> The mice spent the first week getting used to their

> controlled environment in David's parent's

> basement. They received measured feedings and 12

> hours of light each day. Each mouse navigated the

> maze to establish the base time of about 10 minutes.

> Then David started piping in music 10 hours a

> day. The control group navigated without music. He

> put each mouse through the maze three times a

> week for three weeks.

> The results: The control group shaved five

> minutes from its original time.

> The mice that navigated the maze with Mozart

> knocked 8 1/2 minutes off their time. But the group

> listening to hard rock bumped through the maze,

> dazed and confused, taking an average of 30

> minutes, tripling the amount of time it previously

> took to complete the maze. Most noticeably, the

> hard rock mice didn't sniff the air to find the trails

> of others that came before them.

> "It was like the music dulled their senses," David

> said. "It shows point-blank that hard rock has a

> negative effect all around. I can't think of a positive

> effect that hard rock has" on learning.

> In fact, David thinks that the negative effects go

> well beyond learning.

> During the four-month experiment David housed

 each mouse in separate aquariums. That's because

> last year, for a similar project, he kept each group

> together. The results were horrific.

> "I had to cut my project short because all the hard

> rock mice killed each other," David said.

 

11. Нужно насыщать ум позитивной энергией саттвы. Если мы питаем ум низшим топливом, дизелем или мазутом, то результаты будут соответствующие. Саттва должна преобладать в уме. Для этого пища, сон, общение, книги, упражнения, образ жизни должны быть максимально саттвичными. Должны быть регулярные релаксации.  

12. Energising the Mind – насыщение позитивной энергией саттвы.
To conclude, one should try to attain the state of high Sattva and minimise Rajas and Tamas. Rajas and Tamas also have a role in various functions in the body like action (passion) and sleep. When Sattva is in abundance, the functions of Rajas and Tamas are positive and constructive. In this state they help us in attaining a state of balance or health. For example, while expressing anger or negotiating a business contract, you do express passion (Rajas) but if Sattva is high, one can come back to the balanced state. In other words, negative emotions appear only externally and will not harm your mental health. In the decreased state of Sattva, the functions (actions) become negative and create a state of imbalance. In this state the person is overcome by Rajas or Tamas and may express destructive actions, such as stabbing while fighting, feeling envy towards his own family members, exploiting his juniors, violence, or even murder. Therefore the state of Sattva plays an important role in attaining mental health.

 

Ум любит правила, чем строже, тем лучше. Парджанья признавался мне, что ему (как и всем), не хотелось выходить из зоны – там все понятно, у всего есть свое место, а тут царит полный хаос. Там есть строгая иерархия. Люди после зоны какое-то время сходят с ума в так называемой воле. Ум очищается с помощью следования правилам (а не капризам, заложенным в чувствах). Дхарма – способ очищения ума. Описание мано-майа-пуруши в Тайтирия-упанишад.

The third level is mana-maya, the level of the mind. People who live predominantly on this level of existence, or who invest the consciousness into this covering are into expressing themselves as mental creators. Their mental creativity includes social interactions. Moral and ethics also creations of this level of consciousness. All our social skills and competencies on this level are very much dependent on our ability to control the mind. In the scheme of Vedic Way this level corresponds to DHARMA. Dharma is the means to control and culture unbridled mind. The essence of dharma is knowing scriptures, following them, and doing sacrifices. In short on the level of dharma people learn that the life is about sacrifice, and the highest expression of our human nature is the ability to sacrifice for the sake of others. Or in the words of the Upanishad, “The Yajur-Veda is its head, the Rig-Veda is its right wing, the Sama-Veda is its left wing, the teaching is its trunk, the hymns of Atharva and Angiras are its tail, its support.”

 

5 ям и 5 ниям помогают человеку владеть своим умом – не более того. Вегетарианство, не убий, не укради – не просто религиозные заповеди – соблюдение этих заповедей позволяет человеку быстрее овладеть собой. То же самое с 4-мя регулирующими принципами. Можно пить кофе? Можно есть шоколад? Можно есть грибы? – Все что угодно можно. Просто вы затрудняете тем самым овладение своим умом.

 

Абсурдная позиция протестантов по этому вопросу, выраженная в письме Лютера Филиппу Меланхтону. Лютер наставляет: "Будь грешником и греши сильно, но еще сильнее верь и восхищайся Христом, победителем греха... Достаточно, если мы будем признавать через богатство славы Божьей Агнца, который принимает на себя все грехи мира; поэтому грех не угрожает нам, даже если тысячи, тысячи раз в день мы будем прелюбодействовать и убивать". Комментарии излишни.

 

13. Increasing Sattva
Below are some methods of increasing Sattva, which if followed, will bring about results remarkably fast

 

14.  Как увеличить саттву? Пища для всех наших чувств должна быть саттвичной, книги (информация) и общение. Самое абсурдное утверждение христиан: Тебя оскверняет не то, что ты помещаешь вовнутрь, а то, что из тебя исходит. Но что может из меня изойти, если все то, что я помещаю вовнутрь, осквернено? История про Андрея Кураева. Garbage in garbage out! (Что заложишь, то и получишь).

 

Ахара от глагола хр. – забирать. Хари – вор, а – меняет значение. Ахара – принятие чего-то внутрь. Пратьяхара – само-ограничение, не принимать чего-то внутрь. Прати значит против – прекратить ахару. Но если мы что-то принимаем внутрь себя, эта вещь должна усваиваться. Если что-то принятое внутрь не усваивается, не становится частью нас, полноценной, оно вызывает беспокойства, возмущение в теле. Поэтому мы должны позаботиться о том, чтобы все, что поступает внутрь, усваивалось, то есть шло нам на пользу.

 

ähära-çuddhau sattva-çuddhiù

sattva-çuddhau dhruvä småtiù

småti-lambhe sarva-granthénäà vipramokñaù

Ахара шуддхау – саттва шуддхих, саттва-шуддхих чтобы развязать все узлы кармы, нужно начинать с простых вещей – пища должна быть чистой. Это дает память – одна из самых главных функций разума – способность помнить о цели и не терять ее из вида в суете, понимание моего предназначения в жизни. Два первых принципа ямы и ниямы связаны с пищей: шауча – чистота в ниямах и ахимса в яме.

 

О чувствительности ума. История во Вриндаване. Там жил некий садху (наш современник). Кадый день он давал лекции по шастрам. По вечерам собиралась в его ашраме небольшая толпа. Ашрам был на берегу Ямуны. Однажды он рассказывал что-то как обычно, но вдруг подскочил, сорвался с места. Все побежали за ним. Он добежал до Ямуны и прыгнул в нее с разбегу. Кто-то прыгнул за ним, думая, что он начнет топиться, но он окунулся и вышел. Вернулся на место и хотел было продолжать лекцию. У него спросили: Что случилось? – Он сказал: Сам не знаю. Но так или иначе грязная мысль вошла в мой ум, когда я давал лекцию. Этого никогда с ним не бывало. За всю мою жизнь мысль о сексе не оскверняла мой ум, а тут вдруг… Сам не знаю, почему. – После лекции часть людей осталась и они стали спрашивать, почему это произошло. Они спросили у него, что он ел. Он сказал, что ел прасад, который ему прислали из знаменитого храма. Люди пошли выяснять дальше – кто готовил прасад. Прасад готовил очень чистый пуджари. Стали допрашивать пуджари: что он делал в этот день и о чем думал. В конце концов выяснилось, что деньги на этот прасад пожертвовала блудница из Калькутты.

 

Три части пищи – одна часть становится нашим умом. Вода – сознание очень легко отпечатывается в структуре воды. Благодарность, которую нужно выражать, когда мы едим – благодарность Богу.

 

15. Дуалистическая природа ума. Хочу – не хочу. Сначала идет сравнение с читтой – включается быстрый поиск, у нас своя библиотека в уме, библиотека впечатлений – мы сравниваем то, что видим. На экране нашего ума быстро появляется результат поиска: найдено 5786 аналогичных файлов. Так происходит абстрагирование: викальпа. Потом появляется вывод: хочу или не хочу: санкальпа. Когда мы воспринимаем мир, объект чувств соприкасается с органами чувств, этот опыт передается в ум (сознание). Первое восприятие – неразличимое, общее, недифференцированное восприятие. Это называется на санскрите нирвикальпа-гьян. Мы не уверены в том, что это такое, мы еще не знаем, что это, мы еще не различили объект во всех деталях. Вторая стадия – различение, савикальпа-гьян, объект распознается. Савикальпа – вы знаете размер, цвет и проч. Нирвикальпа – очень короткое восприятие. Ум соприкасается с читтой и начинает сравнивать с тем, что мы уже знаем – происходит абстрагирование, введение в контекст уже известного - викальпа. Если мы видим объект в первый раз, мы вынуждены спрашивать у окружающих. В детстве все восприятие относится к категории нирвикаплы – им не с чем сравнивать. В детстве человек легко сохраняет объекты, сводит их с именами – это уши, это нос. Так самскары скапливаются. Ум, когда мы что-то видим, начинает сравнивать это с уже существующим, информацией, хранящейся в памяти. Ум всегда будет сравнивать. Именно прошлые самскры хранятся в уме, но мы их постоянно обновляем.

 

16. Следующая функция – эмоции: это нравится уму или не нравится. Ум – это оперативная память, он всегда работает в контакте с памятью, хранящейся в читте и записывает на ней новые программы. Эмоции вызывают проблемы. Любые ощущения, которые приходят в ум, оставляют эмоциональный след, они окрашены эмоционально.

 

17. Между читтой и умом находится буддхи, разум. Он – привратник.

 

18. Дуалистическая природа ума. Что-то я люблю, противоположное я ненавижу. Если что-то я ненавижу, противоположное я люблю. Но противоположности превращаются друг в друга. Ум нестабилен. Сегодня мы что-то любим, завтра ненавидим. Это всего лишь концепции в уме. Любовь абсолютна, нравится или не нравится – относительные вещи. Любовь не дуалистична по природе. Любовь никогда не уменьшается.

 

19. Ум подобен маятнику. Маятник набирает силу, когда идет в одном направлении, чтобы идти в другом направлении. Когда мы кого-то любим, одновременно мы набираем энергию, чтобы ненавидеть его в будущем. Поэтому всегда в отношениях есть ссоры, потом мы сокрушаемся, раскаиваемся, чтобы любить сильнее. История про Аурангзеба – связал танцовщицу с военачальником. Не согрешишь – не раскаешься. Не раскаешься – не согрешишь.

 

There is an interesting story to depict this need for separation. The Mughal Emperor, Aurangazeb, had a concubine. Aurangazeb discovered that she was in love with one of his generals. The emperor was naturally enraged to know this and thought of punishing both of them. He got an ingenious idea. He tied both of them together, naked, for three days. Really speaking, they would have loved it, because this is what they had been yearning for – to embrace and hug each other. However, to be in such a situation, without any break, became the biggest punishment of life. When they were released, they ran in opposite directions and never met again. They became completely disgusted with each other.

20.  Наконец, последняя пара свойств ума: санкальпа-викальпа, это может быть принятие и отвержение. Но есть другое объяснение этого свойства: викальпа значит воображение. Ум рисует картинки, окрашивает их эмоционально и сам же реагирует на них – хочу (санкальпа). Романтизация действительности, окрашивание действительности в розовые тона. Так человек строит планы с помощью своего ума. На этом принципе построена реклама – человек ставит себя на место героя рекламы. Санкальпа помогает уму построить свой мир, в центре которого стоим мы, наше эго. Санкальпа – это волевой импульс, желание обрести что-то. Викальпа – воображение, переносит ум в будущее, в несуществующую реальность.

 

Четвертая лекция, 7.6.09

 

1. 5 анартх нашего сознания: Кришна-бахирмукхата, майя-аварана, дехатма-буддхи, кама, мокша – психология, ты можешь все, ты Бог.

 

2. Поэтому ведическая культура настаивала на том, что человек должен быть самим собой – чужой путь опасен. Лучше плохо исполненные свои обязанности, чем хорошо – чужие. Чужой путь никогда не приносит удовлетворения, а когда я неудовлетворен, я не могу постичь самого себя. Я должен быть счастлив – фон моего существования должен быть счастливым, потом я смогу пойти дальше. КАРМА ЛЕЧИТСЯ ДХАРМОЙ – исполнением своих обязанностей. Именно это приводит к интеграции личности, в частности интеграции в общество.

 

3. Как стать первым? Мы – ноль. Ноль всегда ноль. Большой ноль – тоже ноль, ноль с украшениями все равно ноль. Ноль никогда не станет единицей, даже если он очень сильно раздуется или очень сильно похудеет. Когда ноль станет чем-то? Когда поставит впереди себя Бога. Часто люди ставят Бога позади себя – это тоже не помогает. Обусловленные религии – это когда Бог следует из меня: я русский, поэтому я христианин – Бог позади.

 

4. 11 – пост. Нельзя поститься на 10-й день – Ямараджа – повелитель Дашами, 11-й (Вишва-дева) и 12-й – Вишну. Зачем поститься на эти дни? Простой ответ: когда мы постимся, мы экономим огромное количество энергии, которую ум обычно затрачивает на пищеварение. В эти дни нужно заниматься духовной деятельностью, потому что энергия самого Бога помогает нам приблизиться к Нему. Если человек держит пост в этот день, то это очищает его от всех грехов, то есть нежелательных привязанностей в уме. Соблюдение поста в этот день лучше всего защищает ум от всех неприятностей – делает его неподверженным греху.

5. Йога-сутра – первый принцип успокоения ума, без него не обойтись.

I.33 maitr î- karun â- muditopeks â n â m sukha - du h kha - puny â pu ñ ya - visay â n â m bh â van â tas citta-prasâdanam

maitrî = friendliness

karunâ = compassion

mudita = delight

upeksânâm = equanimity

sukha = happiness

duhkha = distress, pain, suffering

punya = good, virtuous

apunya = bad, evil

visayânâm = object (of experience)

bhâvanâtah = radiating, projecting

citta = consciousness

prasâdanam = calming, tranquilizing, clarification


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.161 с.