Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения

2020-11-03 1210
Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Водитель должен двигаться так, чтобы вокруг его автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства. Чем больше окружающая «ничейная» зона, тем больше времени будет для наблюдения, осмысливания обстановки, выбора и реализации решения.

Плавность, безопасность, экономичность и комфортабельность движения – все это следствие умения поддерживать необходимую зону безопасности в любых дорожно-транспортных ситуациях. Ее размер и форма зависят от дорожных, транспортных и погодных условий. В любой момент времени свободное пространство вокруг автомобиля должно быть таким, чтобы позволяло исправить свою или чужую ошибку, т.е. избежать происшествия при неожиданном возникновении конфликтной ситуации.

Для удобства рассмотрения всю зону безопасности можно представить в виде трех частей: пространства спереди автомобиля, сбоку и сзади.

Зона безопасности впереди (дистанция). Представим такую ситуацию: водитель движетесь по городской дороге, и вдруг лидирующий автомобиль неожиданно начинает резко тормозить. Успеете ли он избежать попутного столкновения?

Для этого надо, во-первых, увидеть и осознать, что лидирующий автомобиль останавливается, во-вторых, перенести ногу на педаль тормоза и нажать ее. Если успеть сделать все это до того, как будет достигнуто место, с которого другой водитель начал торможение (т.е. нажал на педаль тормоза), возможно, успеть избежать столкновения. Значит, многое зависит от того, насколько близко автомобиль двигался за лидером, т.е. соблюдалась дистанция.

К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.

Чтобы успеть остановить автомобиль при внезапной остановке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее предвидеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать по меньшей мере 2-секундную дистанцию по отношению к нему. Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди.

Ниже перечислены ситуации, в которых надо увеличить дистанцию хотя бы до 4-5 с (рис.6.8):

– впереди движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее обзор обстановки впереди. Увеличение дистанции позволяет увеличить боковой и передний обзор обстановки;

– скользкая дорога. Если автомобиль, движущийся впереди, внезапно тормозит, необходимо значительно большее, чем при движении на сухом покрытии, расстояние для остановки;

– впереди движется мотоцикл. Если мотоциклист опрокинется, понадобится дополнительное расстояние, чтобы его объехать. Вероятность падения мотоциклиста увеличивается при мокром дорожном покрытии, на металлических поверхностях, таких, как каркасы мостов или трамвайные пути, а также на гравии;

– водитель следующего сзади автомобиля собирается пойти на обгон. В этой ситуации следует снизить скорость, чтобы увеличить свободное пространство впереди автомобиля и облегчить обгоняющему завершение маневра;

– автомобиль сильно нагружен или имеет прицеп. Необходимость увеличения дистанции в этом случае связана с тем, что дополнительный груз увеличивает величину тормозного пути;

– подъезд к зоне, где возможно торможение лидирующего автомобиля, например к перекрестку, пешеходному переходу, реконструируемому участку дороги и т.п.

Иногда трудно выдерживать дистанцию до лидирующего автомобиля из-за того, что он постоянно без видимой необходимости замедляет движение или останавливается. Водитель такого автомобиля нарушает общий ритм движения и создает другим массу трудностей, впрочем, и себе такой дерганой ездой он ничем не помогает. Лучше всего держаться от него подальше, найдя себе место среди равномерно движущихся автомобилей.

Необходимо стараться двигаться по такой полосе, на которой движение более равномерно. На крайней левой полосе обычно скапливаются автомобили, поворачивающие налево. Поэтому лучше ехать правее, но крайняя правая полоса тоже не самая удобная, ритм движения потока может нарушаться из-за транспортных средств, въезжающих с примыкающих направлений или, наоборот, съезжающих на них, а также общественного транспорта, часто останавливающегося на обозначенных остановках.

Когда полос для движения всего одна или две, выбирать не из чего. Если же их три и более, лучше всего двигаться по средним полосам.

Зона безопасности сбоку (интервал). Свободное пространство должно быть по обе стороны автомобиля, чтобы в случае возникновения опасности (например, выезд какого-нибудь автомобиля на полосу движения) у водителя имелась возможность уклониться от столкновения. «Атаки» на полосу движения могут быть со стороны встречных автомобилей, автомобилей, движущихся попутно по соседней полосе, автомобилей, выезжающих с мест стоянки.

Нормы проектирования устанавливают ширину полос движения и их количество в зависимости от категории дороги. Так, по СНиП 2.07.01-89 ширина полосы для дорог в населенных пунктах принимается от 2,75 м для второстепенных проездов до 4,0 м для пешеходно-транспортных магистральных улиц районного значения. Вне населенных пунктов СНиП 2.05.02 - 85 регламентирует ширину полосы движения 3,75 м для дорог I и II категорий, 3,50 м - для дорог III категории и 3,0 м - для дорог IV категории.

Этих значений в основном придерживаются и при разметке проезжей части дорог на полосы. Однако возможны и отступления от нормированных значений, объясняемые несоответствием дороги требованиям СНиП (что характерно для старых дорог) либо обоснованными решениями, принятыми при разработке проекта организации движения. В любом случае при нанесении дорожной разметки ширину полосы движения в населенных пунктах делают не менее 3,0 м для смешанного транспортного потока и 2,75 м – для потока легковых автомобилей. Крайняя же правая полоса может иметь ширину 4,0-4,5 м, если по ней осуществляется движение троллейбусов, а проезжая часть имеет лоток с водоприемными решетками.

При отсутствии разметки водители должны сами определять количество полос движения, исходя из термина «Полоса движения». Даже при наличии знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 известно лишь число полос движения, поэтому при отсутствии продольной разметки их ширина устанавливается водителем самостоятельно.

Водитель должен учитывать необходимость соблюдения определенных интервалов безопасности между автомобилями, движущимися попутно или во встречных направлениях, величина которых зависит от многих факторов, и прежде всего, от скорости.

Безопасный интервал при встречном движении примерно можно определить по формуле (рис.6.9):

Ив = 1,0+0,005 (V1+V2)м.

Интервал при попутном движении по параллельным полосам, а также и при обгоне можно найти из выражения (рис.6.10):

Ип = 0,7+0,005 (V1+V2) м.

В этих формулах V1 и V2 – скорости автомобилей, км/ч.

Рекомендуемые интервалы между движущимися в попутном направлении транспортными средствами 0,5–1,5 м. Интервалы более 2,0–2,5 м нежелательны, так как при этом нерационально используется проезжая часть, а также их могут использовать для движения водители других транспортных средств, что увеличивает вероятность боковых столкновений. Интервал при встречном разъезде рекомендуется увеличивать до 1,5–2,0 м.

Движение строго по обозначенным полосам обеспечивает соблюдение безопасных интервалов между транспортными средствами.

Если по какой-то причине встречный автомобиль оказался на встречной полосе, опасность очень велика, поскольку последствия лобового столкновения обычно самые тяжелые. При таких столкновениях скорости двух движущихся навстречу друг другу транспортных средств складываются. Поэтому надо стараться располагать свой автомобиль так, чтобы между ним и встречным автомобилем была по меньшей мере одна полоса. По возможности не следует выезжать на крайнюю левую полосу. На двухполосной дороге надо стараться двигаться по своей полосе как можно правее. Это особенно важно на поворотах, где водитель встречного транспортного средства может не вписаться в поворот из-за неверно выбранной скорости, а также при подъезде к пересечениям, где он может повернуть налево без подачи предупреждающего сигнала.

Водители, движущиеся по соседним полосам, могут неожиданно начать перестроение, поэтому следует стараться не двигаться слишком близко к ним и не находиться в их «слепой» зоне. Соблюдайте боковой интервал и выбирайте скорость так, чтобы не попадать в «слепую» зону.

Стоящие автомобили могут неожиданно начать выезжать со стоянки. Из-за стоящего автомобиля может появиться пешеход. Предвидя возможность появления этих опасностей, не следует приближаться к стоящим автомобилям слишком близко, оставляя запас безопасности сбоку. Надо постоянно наблюдать за стоящими автомобилями. Сигналом того, что кто-то из них будет выезжать, может быть наличие водителя, включение указателя поворота или стоп-сигнала. При движении по автомагистрали надо увеличивать боковой интервал до автомобилей, выезжающих на автомагистраль, перестроением на левую полосу движения. Следует стараться не двигаться рядом с другими транспортными средствами при проезде выезда с магистрали, так как некоторые водители могут неожиданно начать перестроение на правую сторону для поворота или, передумав, резко повернуть с выезда обратно на магистраль.

Всегда надо увеличивать боковой интервал при проезде мимо участников движения, которые могут не видеть, движущийся автомобиль (рис.6.11). Например:

– водители, выезжающие со двора, обзор обстановки для которых ограничен зданиями, деревьями или стоящими транспортными средствами;

– дети, играющие в непосредственной близости от проезжей части;

– водители, выезжающие задним ходом со стоянки;

– водители автомобилей, стекла которых покрыты снегом, загрязнены или запотели;

– пешеходы, лица которых закрыты зонтиками.

В ситуации ограниченного обзора следует быть особенно внимательным, увеличивать запас безопасности, снижать скорость.

Зона безопасности сзади. Соблюдение безопасной дистанции сзади в большей степени зависит от того, кто движется сзади. Однако надеяться на него можно не всегда.

Если водитель, движущийся достаточно быстро с соблюдением установленных скоростных ограничений, видит, что кто-то спешит и едет за ним почти вплотную, следует дать ему возможность совершить обгон.

Если водитель, движущийся сзади, из-за неграмотности приближается на опасно близкое расстояние, следует увеличить дистанцию по отношению к движущемуся впереди до 3-4 с. Тогда, в случае необходимости торможения, будет достаточно времени и места, чтобы тормозить плавно, давая этим возможность водителю, движущемуся сзади, остановить автомобиль.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.