Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство.

2020-11-03 118
Таким образом, общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, каковой стало государство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По утверждению представителей данной теории оно является исторически переходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

9. Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. В этой связи «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая их всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства».

Таким образом в данном учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, полностью подчиняет ему человека.

10. Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттерогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государства, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджериально – бюрократического класса» порабощающего общество.

Следует также отметить, что процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем тесно были связаны с формированием многочисленного класса управленцев – чиновников, служб, защищавших каналы от заливания, обеспечивающие по ним судоходство и т.п. Указанные выше виды работ диктовали необходимость жестокого, централизованного управления, распределение, учеба, подчинение и т п.

Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

12. демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Кризисная теория происхождения государства. В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов - государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности.

Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)

14. Теория «инцеста» (К. Левистросс). Он разработал и основал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структурализации общества и возникновение государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли оправдано в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории – взгляды Платона, обосновывающего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. Завершенный характер.

Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права:

Теологическая теория – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связана правом с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

Теория естественного права – отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественного права. Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человека. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

4. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на воздействие и функционирования права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

 

 

Из основных теорий о происхождении госу­дарства можно отметить следующие:

теологическая,

— патриархальная,

— общественного договора,

— насилия,

органическая,

—материалистическая и др.

Теологическая теория ( Представители: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен) одна из самых древних теорий о проис­хождении государства. По этой теории государство и государственная власть существует вечно в силу божественной воли. Согласно этой теории творцом всего земного, в том числе и государства, является Бог. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, эта теория поднимала их престиж, способствовала упорядоче­нию общественных отношений, сурово осуждала действия, направлен­ные против установленных государством норм общественного поведе­ния, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и ра­зумного порядка.

О божественном происхождении власти можно прочитать в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон). Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай - во всех этих государствах прослеживается теория божественного происхождения государства и государственной власти.

Теологическую теорию активно поддерживал и развивал в XIII веке доминиканский монах Фома Аквинский.  

Патриархальная теория (Представители: Аристотель, Конфуций, Платон, Н. Михайловский, Р. Филмер, Д. Мердок, Г. Мэм) имела широкое распространение в Древней Греции, в рабовладельческом Риме, и в наши дни имеет право на существование, хотя ее критиковали многие. Начало этой теории положил Аристотель. Он считал, что государство - это естественная форма человеческой жизни, и что общение человека с себе подобными возможно только в государстве. По своей природе люди стремятся к общению друг с другом, объединению. В результате чего образуются патриархальные семьи. Эти семьи объединяются, в свою очередь, в од­ну большую семью, образуя государство. Аристотель считал, что государ­ственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти в семье.

В XVII веке английский философ Роберт Фильмер доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который является не только отцом человечества но и властелином.

Теория общественного договора ( Представители: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)

возникла в Древней Греции. А получила свое развитие в XVII- XVIII вв. в трудах Г, Греция, Б. Спинозы, А. Радищева и др. По этой теории ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять права каждого человека. Суверенитет принадлежит народу, а правители - это представители народа, обязан­ные отчитываться перед ним и сменяемые по их воле.

Не существует исторических данных, где, когда, и при каких условиях состоялся общественный договор. Теория общественного до­говора указывает на происхождение государства и государственной власти, как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей.

Теория насилия (завоевания) в наиболее логическом завершен­ном виде возникла в XIX веке в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах — насилии, порабощение одних племен други­ми. Для управления завоеванными народами и территориями необхо­дим аппарат принуждения, которым и стало государство. Таким обра­зом, государство - это "естественно", путем насилия, возникшая орга­низация властвования одних племен над другими. В результате войн племена перерождались в касты, сословия, классы. Завоеватели прев­ращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. Напри­мер, возникновение феодального Древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих терри­торий, для господства над которыми родовая организация не была при­способлена. Теория насилия происхождения государства и права развивалась также Карлом Каутским, который считал, что основной фактор их возникновения - только войны (внешнее насилие). Победившее племя присваивает себе землю побежденного, подчиняет его себе и заставляет работать, а также выплачивать дань.

Органическая теория (представители Платон, Спенсер, Вормс, Прейс) происхождения государства обосновы­вает возникновение государства, как произведение самой природы, продукт ее развития. Государство по этой теории подобно человече­скому организму, где отдельные его биологические органы аналогичны государственным органам управления, отраслям хозяйства. Например, Г. Спенсер (1820-1903 гг.) сравнивает мозг человека с правительством, нервную систему со связью, кровообращение с транспортом.

Материалистическая теория(классовая (представители Маркс, Энгельс, Ленин) происхождения государства свя­зывает возникновение государства с частной собственностью, раско­лом общества на классы и классовыми противоречиями. Государство -есть результат эксплуатации одних другими. Наиболее полно эта тео­рия изложена Фридрихом Энгельсом в его работе "Происхождение семьи, част­ной собственности и государства".


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.