Конституционный статус личности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Конституционный статус личности

2020-07-03 80
Конституционный статус личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат на тему:

«Конституционно-правовое регулирование вопросов Конституции США»

 

                                                                                     Работу выполнил:

студент 3 курса, д/о

1117БО6

Удалова Елена Александровна

 

Научный руководитель:

       старший преподаватель кафедры конституционного и

муниципального права юридического факультета

Григорьев Александр Алексеевич



Нижний Новгород

2020 год.
Содержание.

Введение………………………….…………..………………………...………….стр.3-5
1.Источники, как важнейшая основа и база Конституции США……………....стр.6-9
2.Конституционный статус личности…...…………………………………….стр.10-12
3.Виды власти, соотношение законодательства федерации и штатов………стр.13-17
5.Политическая система США и её институты………………….……………стр.18-19
6.Оценка и практика Конституции США……………………...……………...стр.20-21
 Заключение………….…………………………………………………..…..….стр.22-23
 Библиографический список…………..………………………………..………….стр.24

 

                                                  Введение.

         Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 2б4 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Конституция США - самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента».

Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов - Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк - при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисон, который был автором проекта, положенного в основу Конституции, и впоследствии стал президентом США (1809 - 1817), взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка 1), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом - поправка Х) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки).

Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом - своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ - Статьи конфедерации - был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был «созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка, и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами, Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 г.

 

1. Источники, как важнейшая основа и база Конституции США.

     Некоторые идеи, которые легли в основу конституции, были новым словом отцов-основателей в политической истории, в то время как некоторые были взяты из работ философов XVII—XVIII веков и существовавших в то время конституционных документов. Огромное влияние на Конституцию США оказали работы французского просветителя Монтескьё, в первую очередь его произведение «О духе законов»[1], в котором Монтескьё изложил свои взгляды на разделение властей. Монтескьё считал, что любой человек, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, начнёт злоупотреблять ей. При этом он допускал реализацию разделения властей и в монархическом государстве.[2] В рамках концепции разделения властей Монтескьё предлагал сделать установление и взимание налогов исключительным полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительной власти мог бы влиять на её деятельность, а исполнительной власти предоставить право вето на принятые законодательным органом законы. Законы должны были бы проходить через обе палаты двухпалатного законодательного органа. Судебная власть должна быть независимой от двух других ветвей[3]. Все эти положения вошли в Конституцию США. В Конституции принцип разделения властей воплощён в наиболее «жёстком» виде, когда возможность одной ветви власти влиять на деятельность другой ветви сведена к минимуму: президент лишён возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).
        Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII веке Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и других философов Просвещения. Согласно этой теории, люди до возникновения государства находились в состоянии первобытной («естественной») свободы, но пришли к необходимости создания государства, которому они бы отдавали часть свобод, получая взамен защиту, правосудие и гарантию соблюдения своих прав. При этом Гоббс был сторонником абсолютной монархии и противником разделения властей. Отголосок этой теории можно найти в преамбуле Конституции США: народ принимает Конституцию в целях обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны и содействия общему благосостоянию.
          Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность[14]. Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа[4].
      Теория федерального устройства государства была известна и до создания Соединённых Штатов. В частности, Монтескьё считал федерализм с возможностью отделения одной из гарантий соблюдения прав граждан[15]. Федерализм в США возник потому, что до возникновения Соединённых Штатов отдельные штаты существовали как колонии с собственными органами власти и осознанием своей самостоятельности. До начала работы над Конституцией проблематика федерализма была слабо изучена. Первым опытом закрепления федеративного устройства были Статьи Конфедерации, однако отсутствие у органов центральной власти многих важных полномочий снижало эффективность федерации. По этой причине в Конституции федерация претерпела серьёзные изменения. Основные идеи, обосновавшие новое федеративное устройство, были изложены Мэдисоном, Гамильтоном и Джеем в Федералисте в период борьбы за ратификацию Конституции между Федералистами и Антифедералистами. Основной задачей федералистов было передать в ведение центральной власти оборону, международную торговлю и некоторые другие вопросы и обеспечить применение изданных федерацией законов на всей территории страны[15]. Возражая тем, кто опасался, что после принятия Конституции федерация подавит самоуправление в отдельных штатах, Мэдисон писал:
        Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности[5].

— Джеймс Мэдисон, Федералист № 78, 26 января 1788 года
Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.
       Конституционализм возник в британских колониях ещё в XVII веке: первой конституцией (документом, в котором устанавливалась система управления колонией) считаются Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut), принятые в 1639 году[6]. После принятия Декларации независимости (1776) все 13 колоний в период с 1776 по 1787 год приняли свои конституции, наиболее важными из которых считаются конституции Виргинии (в ней впервые было использовано само слово «конституция») и Пенсильвании. Авторами Конституции Виргинии были Мэдисон, Джефферсон и Джордж Мейсон; работа Мэдисона над Конституцией Виргинии впоследствии помогла ему в создании Конституции США[7].
      Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года[8]. Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой[9], однако она не является общепризнанной.
        Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

 

Библиографический список.

1. Конституция США. [Электронный источник] / https://brightonbeachnews.com/rus/constitution-of-the-usa-russian-text/ (дата обращения 07.04.2020)

2. Joeseph Ellis Ch.3 // Founding Brothers, The Revolutionary Generation. — 2-е изд. — Alfred A. Knopff, 2000. — ISBN 0-571-21217-4

3. Morris, Richard B. The Forging of the Union, 1781—1789. — 2-е изд. — Harpercollins Childrens Books, 1987. — С. 298-299. — 416 с. — ISBN 0060914246

4. Furtwangler, Albert The Authority of Publius: A Reading of the Federalist Papers. — Ithaca, New York: Cornell University Press, 1984. — С. 17. — 152 с. — ISBN 0801416434

5. Baron de Montesquieu, Charles-Louis de Secondat — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2003-07-18).

6. Johne Locke — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2001-08-02).

7. Федерализм — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2001-01-05).

8. Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07357-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. с. 53 — URL: http://biblio-online.ru/bcode/451804/p.53 (дата обращения: 09.04.2020).

 


[1] Baron de Montesquieu, Charles-Louis de Secondat — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2003-07-18).

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Johne Locke — статья в Стэнфордской энциклопедии философии. Стэнфордский университет, plato.stanford.edu (2001-08-02).

[5] Мэдисон, Джеймс, Alleged Danger From the Powers of the Union to the State Governments Considered, The Federalist Papers, #45 (26 января 1788 года)

[6] Блоштейн, Альберт П. Конституция США: главный экспорт Америки. usinfo.state.gov.

[7] Schwartz, Stephan A. (Май 2000 г.). «George Mason: Forgotten Founder, He Conceived the Bill of Rights». Журнал Смитсоновского института (31.2): 142.

[8] Adams John Quincy John Quincy Adams' Orations / Manis, Jim. — Pennsylvania State University, 1802.

[9] Gregory Schaaf, From the Great Law of Peace to the Constitution of the United States: A Revision of America’s Democratic Roots, 14 Am. Indian L. Rev. 323 (1989)

Реферат на тему:

«Конституционно-правовое регулирование вопросов Конституции США»

 

                                                                                     Работу выполнил:

студент 3 курса, д/о

1117БО6

Удалова Елена Александровна

 

Научный руководитель:

       старший преподаватель кафедры конституционного и

муниципального права юридического факультета

Григорьев Александр Алексеевич



Нижний Новгород

2020 год.
Содержание.

Введение………………………….…………..………………………...………….стр.3-5
1.Источники, как важнейшая основа и база Конституции США……………....стр.6-9
2.Конституционный статус личности…...…………………………………….стр.10-12
3.Виды власти, соотношение законодательства федерации и штатов………стр.13-17
5.Политическая система США и её институты………………….……………стр.18-19
6.Оценка и практика Конституции США……………………...……………...стр.20-21
 Заключение………….…………………………………………………..…..….стр.22-23
 Библиографический список…………..………………………………..………….стр.24

 

                                                  Введение.

         Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 2б4 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Конституция США - самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента».

Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов - Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк - при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.

Во время первой сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, Дж. Медисон, который был автором проекта, положенного в основу Конституции, и впоследствии стал президентом США (1809 - 1817), взял на себя инициативу предложить Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка 1), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом - поправка Х) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки).

Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом - своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ - Статьи конфедерации - был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был «созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка, и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.

Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами, Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 г.

 

1. Источники, как важнейшая основа и база Конституции США.

     Некоторые идеи, которые легли в основу конституции, были новым словом отцов-основателей в политической истории, в то время как некоторые были взяты из работ философов XVII—XVIII веков и существовавших в то время конституционных документов. Огромное влияние на Конституцию США оказали работы французского просветителя Монтескьё, в первую очередь его произведение «О духе законов»[1], в котором Монтескьё изложил свои взгляды на разделение властей. Монтескьё считал, что любой человек, сосредоточив в своих руках неограниченную власть, начнёт злоупотреблять ей. При этом он допускал реализацию разделения властей и в монархическом государстве.[2] В рамках концепции разделения властей Монтескьё предлагал сделать установление и взимание налогов исключительным полномочием законодательного органа, который через финансирование исполнительной власти мог бы влиять на её деятельность, а исполнительной власти предоставить право вето на принятые законодательным органом законы. Законы должны были бы проходить через обе палаты двухпалатного законодательного органа. Судебная власть должна быть независимой от двух других ветвей[3]. Все эти положения вошли в Конституцию США. В Конституции принцип разделения властей воплощён в наиболее «жёстком» виде, когда возможность одной ветви власти влиять на деятельность другой ветви сведена к минимуму: президент лишён возможности распустить конгресс или какую-либо из его палат, в свою очередь должностные лица исполнительной власти не несут политической ответственности за свои действия перед конгрессом (конгресс может отрешить любое должностное лицо за преступления в порядке импичмента, но не за несогласие с проводимой политикой).
        Важную роль сыграла теория общественного договора, разработанная ещё в XVII веке Томасом Гоббсом и получившая развитие в трудах Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Монтескьё и других философов Просвещения. Согласно этой теории, люди до возникновения государства находились в состоянии первобытной («естественной») свободы, но пришли к необходимости создания государства, которому они бы отдавали часть свобод, получая взамен защиту, правосудие и гарантию соблюдения своих прав. При этом Гоббс был сторонником абсолютной монархии и противником разделения властей. Отголосок этой теории можно найти в преамбуле Конституции США: народ принимает Конституцию в целях обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны и содействия общему благосостоянию.
          Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность[14]. Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа[4].
      Теория федерального устройства государства была известна и до создания Соединённых Штатов. В частности, Монтескьё считал федерализм с возможностью отделения одной из гарантий соблюдения прав граждан[15]. Федерализм в США возник потому, что до возникновения Соединённых Штатов отдельные штаты существовали как колонии с собственными органами власти и осознанием своей самостоятельности. До начала работы над Конституцией проблематика федерализма была слабо изучена. Первым опытом закрепления федеративного устройства были Статьи Конфедерации, однако отсутствие у органов центральной власти многих важных полномочий снижало эффективность федерации. По этой причине в Конституции федерация претерпела серьёзные изменения. Основные идеи, обосновавшие новое федеративное устройство, были изложены Мэдисоном, Гамильтоном и Джеем в Федералисте в период борьбы за ратификацию Конституции между Федералистами и Антифедералистами. Основной задачей федералистов было передать в ведение центральной власти оборону, международную торговлю и некоторые другие вопросы и обеспечить применение изданных федерацией законов на всей территории страны[15]. Возражая тем, кто опасался, что после принятия Конституции федерация подавит самоуправление в отдельных штатах, Мэдисон писал:
        Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности[5].

— Джеймс Мэдисон, Федералист № 78, 26 января 1788 года
Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.
       Конституционализм возник в британских колониях ещё в XVII веке: первой конституцией (документом, в котором устанавливалась система управления колонией) считаются Основные законы Коннектикута (англ. Fundamental Orders of Connecticut), принятые в 1639 году[6]. После принятия Декларации независимости (1776) все 13 колоний в период с 1776 по 1787 год приняли свои конституции, наиболее важными из которых считаются конституции Виргинии (в ней впервые было использовано само слово «конституция») и Пенсильвании. Авторами Конституции Виргинии были Мэдисон, Джефферсон и Джордж Мейсон; работа Мэдисона над Конституцией Виргинии впоследствии помогла ему в создании Конституции США[7].
      Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года[8]. Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой[9], однако она не является общепризнанной.
        Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

 

Конституционный статус личности

 

     Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых прав человека относят обычно право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые права «третьего» и «четвертого» поколения, например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, избирательные права, право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков - защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50 - 60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например, право на информацию, на здоровую окружающую среду.

Правовое положение лица зависит от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Наиболее широкими правами пользуются граждане государства. Граждане государства также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой.

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в которой заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Выше уже были перечислены эти поправки, начиная с XIII (1965 г.), отменившей рабство негров. Однако в целом Декларация независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки, хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.