Предмет урока: объяснение всенощного бдения до малого входа включительно. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Предмет урока: объяснение всенощного бдения до малого входа включительно.

2020-11-03 243
Предмет урока: объяснение всенощного бдения до малого входа включительно. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Учитель.  Как называется та служба, которая совершается накануне воскресных дней и праздников?

Ученики отвечают различно - вечерня, всенощная, всенощное бдение.

Учитель. Почему она так называется?

Ответ.  Вечерней потому, что совершается вечером, всенощным бдением (т.е. бодрствованием) потому, что в древнее время христиане всю ночь бодрствовали и молились в праздничные дни. Теперь же всенощная продолжается недолго, кроме разве некоторых монастырей и немногих церквей.

Учитель.  Что же, всенощное бдение составляет одну только службу или состоит из нескольких?

Некоторые ученики ответят: из вечерни, утрени, 1-го часа, другие же совсем не знают состава и разделения

Всенощного бдения.

Учитель. Где начинается каждая часть?

Ответ. 1-я - с самого начала. 2-я - с шестопсалмия, со слов чтеца, которые он произносит три раза: «Слава в вышних Богу...», 3-я — в самом конце всенощной, когда чтец начинает читать:

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу» — трижды,

затем псалом и т.д. После этого учитель начинает самое изъяснение. Хотя объяснение может произвести больше 

впечатления и быть назидательнее, если ученик слушает непрерывный рассказ учителя, но это следует сказать главным образом относительно таких частей богослужения, как литургия

верных, когда действительно неудобно нарушать цельность впечатлений, прерывая рассказ вопросами. Поэтому учитель, чтобы более привлечь учеников к вниманию, по временам

обращается с вопросами к ученикам, особенно относительно порядка богослужения, который хотя отчасти всем детям известен.

Учитель. Как начинается всенощное бдение?

Ученик. Отверзаются царские врата, выходит диакон с кадилом и говорит: «Восстаните, Господи, благослови!»

Затем священник произносит возглас: 

«Слава Святей и Единосущней...» Учитель заставляет этот возглас  прочитать весь или сам произносит, если в произношении

учеников будет недоставать должной выразительности и соответствующей содержанию возгласа священной важности. 

Затем ученик продолжает говорить, что после возгласа

«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу...» на клиросе поют «Благослови, душе моя, Господа» (эти стихи также читаются учителем или учеником) и священник, впереди которого

идет диакон со свечою, кадит весь храм. Далее учитель, спросив, не знает ли кто значения всего совершаемого в начале всенощной, если никто не знает, начинает говорить: «Все, что совершается в начале всенощной, напоминает сотворение мира и блаженное состояние первых людей в раю. Отверстые царские врата напоминают блаженную жизнь первых людей в раю, каждение напоминает то время, когда по сотворении мира Дух Божий носился над водою, т.е. над созданным неустроенным миром; псалом «Благослови, душе моя, Господа», особенно, например, слова «вся премудростию сотворил еси», напоминают 

о сотворении мира». 

 

Далее учитель спрашивает:  «Что бывает по окончании каждения?»

Ученик. Царские двери затворяются, выходит пред царские 

врата священник и читает  молитвы, называемые светильничными, а по окончании псалма «Благослови, душе моя,

Господа» выходит из алтаря диакон и произносит Великую ектению, которая начинается словами: «Миром Господу

помолимся». Это значит, что когда мы начинаем молиться, то должны быть в мире со всеми. Великой она называется потому, что в ней более прошений, чем в других ектениях. Затем в ектении мы молимся о мире для всего мира, о святом храме, 

в котором совершается богослужение, о Святейшем правительствующем Синоде, об Императоре и всем Царств ующем доме, о том, чтобы Господь покорил под ноги 

Императору всякого врага и супостата, о благорастворении

воздухов, об изобилии плодов земных, о плавающих, путешествующих, недугующих, о том, чтобы избавиться от всякия скорби, гнева и нужды и чтобы Господь заступил, спас и помиловал

нас Своею благодатию. Напомнив в кратких, но существенных чертах, с удержанием подлинных слов, содержание ектении, учитель опять объясняет значение разных священнодействий. 

Так, закрытие царских врат означает падение первых людей и изгнание их из рая. Священник, который молится перед

царскими вратами, означает Адама, изгнанного из рая и кающегося

в своих грехах. Далее поется «Блажен муж» - стихи из первого 

и следующих псалмов, произносится малая ектения, потом

поется «Господи, воззвах», «Да исправится молитва моя». (Учитель не заботится о том, чтобы сообщить детям все по дробности устава; поэтому он может умолчать о том, что после каждой «славы» 1-й кафизмы полагается малая ектения; для него важно слышимое детьми на богослужении в том виде, как оно обычно совершается в приходских храмах, важнее

назидательность объяснения, чем точное знание устава, какого все равно школа не может дать.)

 

Учитель читает наиболее выразительные стихи из 1-го антифона 1-й кафизмы, например стихи «Блажен муж», «Работайте Господеви со страхом», «Блажени вси надеющиися Нань», 

а также читает сполна стихи «Господи, воззвах» и 

«Да исправится молитва моя». Все это необходимо для того, чтобы более напечатлелось назидательное содержание часто слышимых детьми, может быть без достаточного внимания и понимания, песнопений. Пение «Блажен муж», «Господи,

воззвах» означает, что мы, стоящие в храме, как и первые люди, каемся и оплакиваем свои   грехи, молимся Богу об их прощении, а то, что диакон кадит во время пения «Господи, воззвах»,

означает, что молитвы наши возносятся к Богу, к небу, подобно тому, как кадильный дым поднимается вверх.

После «Господи, воззвах» начинается пение стихир на «Господи, воззвах» (т.е. поемых после «Господи, воззвах»). Стихиры - это особые песнопения, в которых говорится о том событии, которое празднуется (из жизни Господа, Божией Матери), или говорится о жизни святых. Например, в воскресенье в стихирах прославляется воскресение Христово. Учитель приводит для примера несколько слов из стихиры, которую будут петь в следующее воскресенье или какой-нибудь праздник (например, «Животворящему Твоему Кресту непрестанно кланяющеся, Христе Боже, тридневное воскресение Т ое славим»). По окончании стихир поется богородичен, т.е. песнь в честь Пресвятой Богородицы, в воскресные дни - богородичен догматик, т.е. песнь, в которой содержится учение о воплощении Господа Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии или о том, что Он 

хотя и родился от Пресвятой Девы Марии, сделался

человеком, однако не перестал быть Богом. Во время пения богородична совершается вечерний вх од, т.е. священник и диакон с кадилом идут из алтаря чрез северную дверь и входят в царские врата; перед ними несет кто-либо свечу. Диакон говорит: «Премудрость, прости» — т.е. «стойте прямо, будьте внимательны к премудрости», той премудрости, которая заключается в разных

церковных песнопениях, следующих далее. Вход означает пришествие в мир Иисуса Христа, Которого долго ожидали люди после своего грехопадения. Поэтому после входа и поют «Свете

Тихий» - песнь в честь Господа Иисуса Христа.

Учитель заставляет читать и переводить песнь «Свете Тихий», а за тем сам, читая по словам, объясняет. Он спрашивает: «Кто здесь называется Светом Тихим святой славы Отца Небеснаго?» Ученики из самых слов песни, читаемых учителем: «Свете Тихий… Иисусе Христе», видят, что «Светом Тихим» называется Иисус Христос. Учитель объясняет: «Иисус Христос называется «Светом Тихим святой славы Отца Небеснаго» потому, что как от солнца исходит луч света, похожий на свет самого солнца, так и Иисус Христос имеет такую же Божественную славу, как и Бог Отец». Дети должны повторить объяснение не на память,

впрочем, только, но осмысленно. Учитель объясняет далее: «Пришедше на запад солнца (т.е. достигши заката солнца), видевше свет вечерний»; говорится «видевше свет вечерний» потому, что вечерня совершается вечером; «поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога», прославляем всю Пресвятую Троицу. «Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными», т.е. святыми, — значит, нужно возносить Богу молитвы святые и т.д.

После этого начинается повторение учениками всего сначала.

Чтобы дети мог ли рассказать по возможности без вопросов, учитель предлагает спрошенному самому вспоминать в порядке

песнопения, возгласы и священнодействия всенощного бдения и объяснять, что означают те или другие из них. Если ученик забывает какую-либо подробность объяснения, приходится задавать вопрос, который бы напомнил о ней. Чтобы уменьшить число вопросов, учитель старается обобщить их, — например, как начинается всенощная, что совершается в начале ее и что все это

означает? Какие бывают еще песнопения и священнодействия после каждения и что они означают? Что далее читается, поется до малого входа и что напоминает в это время читаемое и поемое? Расскажи о малом входе и объясни, что он значит. Объясни «Свете Тихий» и т.д. Впрочем, связность и последовательность изложения на уроках богослужения, по самому характеру предмета, не имеет такой же важности, как, например, на уроках Священной Истории и катехизиса.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.