О соединении отделений на уроках Закона Божия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

О соединении отделений на уроках Закона Божия

2020-11-03 92
О соединении отделений на уроках Закона Божия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На уроке Закона Божия иногда полезно соединять два отделения: например, младшее со средним при изучении молитв, среднее со старшим при изучении богослужения. Соединение это, служа 

к более твердому усвоению прежде изученного  одним отделением, в то же время облегчает работу другого. 

Чего не скажет младшее отделение, должно сказать среднее. Если от среднего требуется связный и более подробный рассказ, то от младшего можно требовать ответа только на отдельные вопросы. На уроках Закона Божия особенно важно такое соединение

отделений: младшему отделению сначала, при поступлении в школу, весьма трудно придумать какую-нибудь полезную самостоятельную работу по Закону Божию и приходится давать работу по русскому языку, по счислению, по чистописанию, пока дети не научатся читать. Кроме того, так как Закон Божий более, чем другие предметы, должен иметь воспитательное значение, то

важно, чтобы дети более находились под непосредственным влиянием законоучителя, а совместные работы с двумя отделениями способствуют этому.

 

 

О самостоятельных работах по Закону Божию

 

В качестве самостоятельных работ можно давать следующие: выучить по учебнику урок, рассказанный перед тем учителем, выучить ранее объясненную молитву или тропарь, прочитать

то, что дети слышали уже в классе, по Евангелию, изложить письменно слышанное ранее в классе - сначала по подробным, затем более общим вопросам, по данному плану, наконец, без

помощи вопросов и плана; только подобные письменные работы следует давать уже после того, как дети приучены к ним на уроках русского языка. Можно также давать перевод 

со славянского языка на русский ранее объясненных молитв или мест из Евангелия (хотя эту работу удобнее давать на уроках славянского языка).

 

Конспект вступительной беседы с детьми младшего

Отделения по Закону Божию

 

Предмет урока: Понятие о молитве и ее необходимости, 

в связи с основным понятием о Боге как Творце и Промыслителе, о крестном знамении; переход к Священной Истории.

По прочтении молитвы учитель спрашивает детей:  

«Что мы, дети, делали сейчас после того, как вошли в класс?»

Ученики. Молились Богу.

Учитель. О чем молились?

Ученики. О том, чтобы Он помог хорошо учиться.

Учитель. А еще о чем можно молиться Богу?

Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель помогает им наводящими вопросами, — например, когда кто садится обедать, нужно ли молиться? О чем?

Ответ. О том, чтобы Бог подавал нам пищу на каждый день.

Учитель. А когда человек заболеет, о чем нужно молиться?

Ответ. О том, чтобы выздороветь.

Учитель. Когда человек начинает делать что-либо, нужно ли молиться? Например, если начинает строить дом, отправляется 

в путь? Или еще, когда человек согрешил, нужно ли молиться?

О чем?

Ответ. О том, чтобы Бог простил грехи.

Чрез эти примеры из известных детям случаев жизни дети 

подготовляются к тому, чтобы составить понятие о молитве и ее необходимости. Чтобы это понятие еще более выяснилось,

учитель спрашивает детей: а можно ли людям не молиться Богу? Так как сразу на этот вопрос дети могут не дать ясного и вполне вразумительного ответа, то учитель ставит 

посредствующие вопросы, например: что было бы, если бы люди не молились о дожде, как это было недавно?

Дети отвечают, что тогда был бы голод, а если бы был голод, люди бы стали умирать от голода.

Учитель. Значит, могли бы люди жить, если бы не молились Богу?

Ответ. Нет.

Учитель выясняет это и  на других примерах, уже приведенных: если бы люди во время болезни не молились Богу, то что могло бы с ними случиться, и т.п.? Если бы люди не молились Богу, когда строят дом, что могло бы быть? Например, мог бы быть пожар, а без дома, особенно зимой, можно ли жить?

Ответ. Нет.

Учитель. Значит, почему людям непременно нужно молиться?

Если дети затрудняются сразу дать общий ответ, то учитель помогает, сам задавая общий вопрос: если бы люди не молились о том, чтобы Бог подал им пищу, одежду, жилище, то могли

ли бы они жить на земле? Значит, почему нужно молиться?

Ответ. Потому, что если бы люди не молились Богу, им без Бога нельзя было бы и жить на земле.

Учитель пользуется этим выводом, чтобы  довести детей до общего понятия о Боге как Творце и Промыслителе мира, 

благодаря Которому, в свою очередь, необходимость молитвы

еще более уясняется. Он спрашивает детей: да и на земле-то люди сами ли явились, всегда ли   они жили на земле или было время, когда их еще не было? как они явились?

Ответ. Их сотворил Бог.

Учитель. Одних ли людей сотворил Бог? Кто сотворил животных, деревья, солнце, звезды?

Ответ. Бог.

Учитель. Об одних ли людях Бог заботится?

 

 

О животных заботится ли Он? Птицы могли ли бы доставать себе постоянно пищу и жить, если бы Бог не заботился о них? Растения в поле могли ли бы расти, если бы Бог не посылал дождя?

Ответ. Нет.

Учитель. А о ком Бог более всего заботится?

Ответ. О людях.

Учитель.  Да, Он о людях заботится более всего. Он любит людей даже более, чем отец или мать любит своих детей. 

Что же люди должны делать, когда случится у них какая-нибудь

нужда, если без Бога они не могут жить, — если Он и сотворил их,

и заботится о них?

Ответ. Молиться Богу.

Учитель после этого старается прояснить детям, что молитва может иметь различные виды.

Для этого он прибегает к сравнению молитвы с просьбой 

о своих нуждах, и дети выводят, что молиться - значит:  

1) просить Бога, когда что-либо нам нужно, подобно тому, как дети просят отца или мать, когда им что-либо понадобится; Ъ

2) благодарить, славить, хвалить Бога, когда Он подаст нам,

что нужно, подобно тому, как дети благодарят отца и мать, если они дадут им, что просили, и не хорошо было бы, если бы не благодарили. Дав таким образом детям понятие о молитве, учитель спрашивает их: а как, каким знаком, мы показываем,

что молимся, — что тогда делаем рукой?

Ученики.  Полагаем на себе крест (учитель добавляет:  

«или крестное знамение»), затем кланяемся.

Учитель спрашивает, как нужно складывать пальцы, куда и в каком порядке полагать их; наблюдает при этом, чтобы дети делали изображение креста правильно, доносили пальцы до

лба, груди, правого и левого плеча, не полагали поклоны 

одновременно с изображением на себе креста. Потом учитель переходит к изъяснению того, почему именно три перста складываются вместе, спрашивает учеников, что этим изображается. Если большинство детей, только поступивших 

в школу, или даже все, не могут ответить на этот вопрос, учитель спрашивает учеников среднего отделения или говорит сам: три перста складываем мы вместе, чтобы показать, что

в Боге три Лица. Они называются: «Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый».

Учитель заставляет потом называть учеников или каждое Лицо 

в отдельности, или все вместе, пока ученики не запомнят названия их хорошо. Потом он спрашивает учеников:  

«Что же, значит ли это, что и Бога три, если в Боге три Лица?»

Ответ. Нет, Бог один, но Лица в Нем три.

Учитель. А не догадается ли кто-нибудь, зачем три перста

вместе складываются?

Ответ. Чтобы показать, что Лица у Бога три, но Бог все-таки один.

Затем посредством вопросов учителя ученики уясняют себе и значение поклонов при крестном знамении: поклонами мы хотим показать, что чтим Бога, как кланяемся людям

старшим, начальникам, чтобы показать свое почтение к ним, 

хотим показать, каковы мы, люди, пред Богом, — мы пред Ним весьма малы и грешны, Он велик и свят. В заключение урока учитель (после повторения его учениками по вопросам учителя)

напечатлевает еще раз в умах детей сознание того, как 

необходимо для человека молиться Богу, просить Его в нуждах и благодарить Его за благодеяния людям. Говорит, например, так: вот видите, дети, как нужно нам постоянно молиться Богу; если бы мы не молились Ему и не просили Его, с нами постоянно 

в жизни случались бы разные беды. Бог подает нам и пищу, и

одежду, и место для житья - все, что нам нужно. Поэтому нужно за все благодарить Его, прославлять Его и любить более, чем мы любим даже своего отца или мать. А если мы будем любить Его, то и Он еще более будет любить нас.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.