Краткая возрастная характеристика детей, отдыхающих в детских оздоровительных — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Краткая возрастная характеристика детей, отдыхающих в детских оздоровительных

2020-11-03 70
Краткая возрастная характеристика детей, отдыхающих в детских оздоровительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛАГЕРЯХ

 

Младший возраст (7—9 лет)

Самые общие и характерные черты: любознательность, конкрет­ность мышления, подражения, подвижность, неумение концентрировать долго свое внимание на чем-либо одном. В эти года дети особенно эмоционально относятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Появляется критическое отношение к действиям и поступкам товарищей. Вместе с тем, новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка требуют разгрузки, которую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизволь­ного запоминания (в частности, в игре), чем произвольного.

Кроме того, нужно учитывать анатомо-физиологические особен­ности детей этого возраста. У них наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быст­рая утомляемость (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано, с тем, что сердце, легкие и сосудистая система несколько отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а, следовательно, возмож­ность его повреждения повышена.

Поэтому в деятельности детей младшего возраста должны максимально задействованы подвижные игры, так как это соответствует их возрастным особенностям.

Средний возраст (10—12 лет)

Младшие подростки менее уравновешены, чем их младшие това­рищи, они бурно проявляют эмоции, среди них часто возникают конфликты. Конфликтуют не только со сверстниками, но не редко и со взрослыми — родителями, вожатыми, сотрудниками лагеря.

Объясняется такая повышенная конфликтность естественными причинами — в этом возрасте начинается процесс полового созрева­ния. Проявляется он раньше у девочек (с 10—11 лет), у мальчиков несколько запаздывает (с 12—13 лет).

Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще не подготовлен к длительным силовым напряжением, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита, нежели у детей млад­шего возраста, но дыхание еще не достаточно глубокое. Нервная система продолжает совершенствоваться. Нарастает функциональ­ный потенциал воспринимающей системы мозга.

В растущем организме ребенка наблюдается некоторая дисгармо­ния в развитии сердечно-сосудистой системы: поэтому он часто ис­пытывают приступы учащенного сердцебиения, головокружения, головную боль, нервозность, неуступчивость, повышенное стремление к спорам.

В это время ребята ищут пример для подражания — «сильную и смелую» личность — сами мечтают о подвигах, об участии в событиях, имеющих большую общественную значимость.

Развитие их моральных качеств опережает становление соответству­ющих нравственных понятий. Не получая со стороны взрослых — вожатых и педагогов тактичной помощи, не видя их заинтересованно­го участия в решении этих проблем, ребята сами находят своего «ге­роя» и часто среди таких старших товарищей и взрослых, которые с виду видятся «героями», а на деле, обладая скудным моральными и нравственными устоями, вовлекают подростков в различные неблаго­видные дела и проступки.

В глазах подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, оценки товарищами его поступков и дей­ствий. Он стремится завоевать среди них авторитет, занять в кол­лективе достойное место.

Весьма заметны в среде этого возраста различия в физическом развитии: поведении и интересах девочек и мальчиков.

Девочки в большинстве своем более спокойны, рассудительны, послушны. Мальчики же, наоборот, энергичны, непоседливы, более эмоциональны, но в большинстве случаев пытаются уклониться от общественных дел.

Старший возраст (13—14 лет)

Активность — потребность свободного применения своих сил и возможностей — остро ощущаемая потребность этого возраста.

Специфическая особенность психологии переходного возраста заключается в том, что это психология уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Подросток еще как ребенок впитывает в себя впечатления, растет физически и духовно, ощущает этот рост, но не знает еще меры своих сил, должен еще их попробовать.

Но в то же время у подростка имеется довольно большой жиз­ненный опыт. Нередко опыт довольно суровый.

Дети этого возраста способны на беззаветное увлечение, на самый горячий энтузиазм. Старшие ребята перестают принимать на веру все, что они слышат от взрослых, у них складываются собственные личные, моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер их взаимоотношений со всеми, кто их окружает.

В этом возрасте сильнее всего ощущается стремление подростков к объединению в различные группы, одних влечет желание не от­стать от друзей, «быть как все», других — выделиться среди сверст­ников, занять среди них место лидера. Происходят существенные изменения в развитии мотивов, воли ребят, появляется способность к достижению цели, даже отдаленной по времени.

В этом возрасте обычно у девочек заканчивается процесс полово­го созревания, у мальчиков начинается.

Сердечно-сосудистая система подростка, несмотря на бурную воз­будимость, связанную с половым созреванием, хорошо приспосаб­ливается к упражнениям на скорость и выносливость. Активно про­должается окостенение хрящевой ткани, уменьшается подвижность в сочленениях, значительно увеличивается объем мышц и их сила. Еще больше становится разница между силовыми и скоростными возможностями мальчиков и девочек.


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Использование в воспитательной работе методов психологической диагностики личности позволяет воспитателю быстрее и лучше узнать мир воспитанника.

Проводить различные виды диагностики следует в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное время) и в удобном месте (не отвлекают посторонние звуки и возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

Для получения представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей можно использовать:

♦ наблюдение — при многопрофильное оценки личности в ходе участия ребенка в конкретной деятельности;

♦ анкеты:

 а) при изучении направленности интересов, мотивов действий;

б) по выявлению влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей и взрослых в коллек­тиве;

♦ тесты — ситуации, незаконченное предложение, рисунки, шка­лы, графики и т.д.;

♦ метод ранжирования — позволяет анализировать отношения, сложившиеся в группе, эффективность и рейтинг популярности проводимых дел и т.д.

В результате вое питатель-вожатый может решить для себя сле­дующие немаловажные воспитательные задачи:

♦ учет возрастных особенностей детей при планировании и орга­низации коллективных дел;

♦ анализ полученных результатов для помощи в раскрытии луч­ших способностей детей;

♦ отбор педагогических средств для стимулирования и коррек­ции норм отношений и поведения детей;

♦ получение «обратной связи» — изучение результативности соб­ственной педагогической деятельности.

В течение смены дети часто участвуют в написании и (или) создании каких-либо творческих работ: сочинения, письма, ри­сунки, плакаты, коллективные работы. Для воспитателей-вожа- тых — это еще одна форма диагностики, средство познания внут­реннего мира воспитанника. Вам многое скажет умение ребенка внятно и грамотно излагать свою мысль; вы сможете составить представление об уровне образного, ассоциативного мышления ребенка; сможете постичь глубину его духовно-нравственной сферы и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.