Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек». — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».

2020-11-03 228
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».

Человек это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens, наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас не похожими на остальных.

В чём проявляется индивидуальность?

·Во внешности.

·В чертах характера.

·В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)

·Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Социализация

Социализация — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.

Агенты первичной социализации – это хорошо известные человеку люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие, общение, оказывающие на него непосредственное влияние: родители, браться, сёстры, близкие родственники, друзья и т.д.

Агенты вторичной социализации – это те люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов, которые тоже оказывают влияние на человека, определяют линию его поведения и поступков.

Институты социализации

Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

·семья

·школа

·вуз

·армия

·спортивная школа

·музыкальная школа

·церковь

·СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Мышление.

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях.

Мышление — это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях; процесс этот социальный по своей природе,тесно связанный с языком, речью.

Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).

Процесс мышления:

·формулирование задачи, вопроса;

·решение поставленной задачи,

·достижение нового знания.

Типы мышления:

·образное – мыслительный процесс осуществляется при помощи образных представлений; чувственная конкретность;

·понятийное (теоретическое) – использование понятий, суждений, решение задач на теоретическом уровне;

·знаковое – наличие знаковых систем, научных шифровок.

Особенности мышления:

·субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных, эмоциональных и волевых характеристик человека;

·Связь с языком, речью, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли;

·Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий, а затем выведение нового знания через умозаключение.

·Обобщенность мышления, то есть способность воспринимать образы целостно и собирательно.

·Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.

Потребности.

Потребности – это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма ми развития его личности

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости потребности бывают:

· подлинные (разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития (духовные).

· ложные (неразумные, мнимые) – это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически (алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Виды потребностей.

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

· биологические (естественные, природные, врождённые): еда, воздух, сон, воспроизводство и др.

· материальные: жилище, одежа, украшения и др.

· социальные: общение, оценка обществом, труд и др.

· духовные (познавательные, культурные, идеальные): учение, формирование мировоззрения, поиск смысла жизни и др.

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны при удовлетворении предыдущих.

Способности

Способности это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять кукую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков, возможности применять знания в нестандартной ситуации, быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

·В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельные (музыкальные, поэтические и другие задатки)

·Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.

·Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Типы способностей

· Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.

· Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют в человеке одновременно, взаимно дополняя и развивая друг друга.

Уровни способностей

· Одарённость – это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность. Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

· Талант – это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов. Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый. Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других.

· Гениальность это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.

Сравнивая талант и гениальность, учёные (И.Акимов, В.Клименко)отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

 

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Уровни способностей

· Репродуктивный – это такой уровень способностей, при котором человек достигает успехов в деятельности, осуществляя её по образцу, хотя и включает элементы творчества.

· Творческий – это уровень, на котором человек создаёт что-то новое, оригинальное, ранее неизвестное. На этом уровне тоже используется элемент репродуктивности.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

· Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

· Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

· Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).

· Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

· Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

· Процесс деятельности действия, поступки, направленные на достижение результата.

· Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Духовная

· Познавательная (познание мира, общества, человека)

· Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)

· Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Виды труда

· Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

· Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

· Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

2. Игра

Игра – это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка – это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Виды учения

· Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)

· Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)

· Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Что такое творчество?

Творчество – это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности – уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

· Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.

·Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.

· Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.

· Интуиция — знание, предвидение, появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного.

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных – это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

 

Общение.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

· Социализирующая — формирование личностных качеств.

· Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение

· Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.

· Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)

· Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения.

·Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)

·Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)

·Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)

·Между двумя воображаемыми героями (например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Цель и смысл жизни.

Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь.

Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих на это: воспитание, образование, окружение, семья, эпоха, в которую живет человек, даже возраст и многое другое.

Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.

Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.

Существует несколько концепций по поводу того, в чём смысл жизни человека.

Концепции смысла жизни

Концепция Суть концепции
Аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) Необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти».
Гедонизм (от греч. наслаждение) Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствие.
Прагматизм (от греч. действие, дело) Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами.
Утилитаризм (от греч. польза) Жить – это из всего извлекать для себя пользу.
Эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) Назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья.
Альтруизм (от лат. другой, другие) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.

 

Самореализация

Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.

Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.

Виды самопознания

·Непосредственное – самонаблюдение

·Опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.

Пути самопознания

· Самоузнавание — когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.

· Познание себя путём познания других – человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.

· Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе, принятие или нет собственного поведения.

· Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение.

· Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.

Виды самооценки

1. Адекватная или реалистическая — человек объективен в оценке самого себя.

2. Завышенная самооценка — человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле.

3. Заниженная самооценка — человек недооценивает себя, свои способности и возможности.

«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.

Свобода

Человеку свойственно желание быть свободным. Что такое свобода? Когда человек осознаёт себя истинно свободным? И есть ли ограничители свободы?

Свобода – это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.

Но может ли человек быть абсолютно свободным в обществе, и не станет ли свобода – вседозволенностью?

В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Внутренний мир человека

 

Макрокосмос (или макрокосм) — человек как часть большого космоса, мироздания.

Микрокосмос (или микрокосм) – отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.

Духовный мир человека – это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.

Мировоззрение – взгляды человека на мир, общество и самого себя.

Виды мировоззрения

· Научное – признание решающей роли научных знаний при познании мира, отрицание всего, что не доказано наукой.

· Паранаучное (от греч «вне») – предполагает существование иного мира, иного измерения(параллельного мира, инопланетного разума).

· Религиозное основано на вере в сверхъестественное, в Бога и богов.

· Атеистическое отрицание существования Бога, высших сил.

· Житейское (обыденное) – в его основе лежит жизненный опыт, передаваемый из поколения в поколение.

 

Гуманистическое мировоззрение признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.

 

Человеконенавистническое мировоззрение основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.

Революционное в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.

Консервативное основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.

 

 

Некоторые термины.

· Толерантность – от лат. терпимость, терпимое отношение к людям различных взглядов, если они не создают угрозу для окружающих.

· Пессимизм – убеждение, что ничего хорошего в жизни ждать не приходится, что будет всё ещё хуже.

· Оптимизм — вера в лучшее, всилы и возможности человека, в то, что жизнь – прекрасна.

· Скептицизм – сомнение во всём, что происходит и будет происходить в жизни (в возможность позания, в то, что поизойдут позитивные измения в обществе в жизни человека и т.д.)

· Альтруизм – нравственная позиция, в основе корой лждит любовь к людям, желание жить для них, готовность жертвовать собой во благо общества.

· Эгоцентризм – руководство в действиях и поступках, осванное на собсвенных прихотях, потребностях, безразличие к окружающим, неспособность и нежелание рассматривать иную точку зрения.

· Компромисс – способность и умение поступиться некотрыми своими интресами ради решения общих проблем, взаимные уступки сторон.

· Консенсус –полное согласие, единый подход к решанию проблемы или по какому-т вопросу.

Отношение к жизни.

· Активная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является активным участником событий, инициатором многих дел, он воздействует на всё, что его окружает, может многое изменить, что в его силах.

· Пассивная жизненная позиция – это такое отношение к жизни, когда человек является лишь наблюдателем событий, часто просто подстраиваясь под них.

· Комформизм – от лат. подобный; приспособление, когда человек не отстаивает свои позиции, точки зрения, принципы, пассивное согласие со всем, что происходит вокруг.

· Нонкомформизм — от лат. не +подобный; желание постоянно отстаивать свою позицию, свою точку зрения, порой ставя окружающих в неловкое положение, даже если эти точки зрения противоречат с тем, господствует в обществе или группе.

Счастье – чувство полного удовлетворения своих желаний, осуществление мечты, радость от осознания самореализации, нужности. Хотя, согласитесь, счастье каждый понимает по-своему.

 

 

Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».

Человек это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens, наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас не похожими на остальных.

В чём проявляется индивидуальность?

·Во внешности.

·В чертах характера.

·В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)

·Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Социализация

Социализация — это процесс приобретения человеком таких качеств личности, которые позволят ему жить, общаться, трудиться в обществе, проявлять себя как личность, отвечать за все свои дела, за себя и за тех, кто рядом; это процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

Именно в процессе социализации человек становится личностью, и происходит этот процесс буквально всю жизнь, с первых её дней. Меняются его взгляды, привычки, может произойти переоценка ценностей. Поэтому процесс социализации никогда не заканчивается. Сколько живёт человек, столько он и находится под воздействием общества.

Агенты социализации

Агенты социализации – это конкретные люди, которые оказывают воздействие на формирование личности, обучают человека конкретным нормам поведения, помогают освоить ту или иную социальную роль.

Агенты первичной социализации – это хорошо известные человеку люди, с которыми происходит непосредственное взаимодействие, общение, оказывающие на него непосредственное влияние: родители, браться, сёстры, близкие родственники, друзья и т.д.

Агенты вторичной социализации – это те люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов, которые тоже оказывают влияние на человека, определяют линию его поведения и поступков.

Институты социализации

Институты социализации – это социальные учреждения которые влияют на процесс социализации личности, помогающие человеку в формировании его личностных качеств.

К институтам социализации относятся:

·семья

·школа

·вуз

·армия

·спортивная школа

·музыкальная школа

·церковь

·СМИ и другие.

Причём также выделяют первичные институты (семья, школа) и вторичные (СМИ, армия, церковь).

Человек – это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.166 с.