Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-11-03 | 211 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Проект: «Школа юных инженеров»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально- групповая.
Срок реализации:
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.
Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели подготовительной группы.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.
Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
для педагога:
Ø совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
Ø создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности , доступных пониманию дошкольника.
для детей:
Ø развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
Ø воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
|
Ø способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
для родителей:
Ø содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
Ø систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Зона опытов и экспериментирования «Школа волшебников» в группе.
2. Зона «Конструкторского бюро» в группе.
3. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).
4. Библиотечка юного эколога и инженера.
5. Подборка научной и художественной литературы “Познавательное чтение”.
6. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.
7. Строительный ресурс (конструкторы, строительный и природный, бросовый материал).
Этапы проекта
1 этап (сентябрь) | |
Предварительная подготовка: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Практическая часть | 2 этап (октябрь – апрель) |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» | |
Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала. | |
Акция «Вместе с ребенком» (еженедельно). | |
Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. | |
Семейный клуб «Добрые зернышки». «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной, познавательной деятельности». | |
Поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям и медалей «Хочу все знать!» ребенку. | |
Тематические консультации для родителей: «Движущие силы исследовательского поведения ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и др. | |
Индивидуальные консультации по осуществлению акций. | |
Оформление наглядной информации в родительском уголке. | |
Результат проектной деятельности | 3 этап (май) |
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка. | |
Открытые мероприятия на родительском собрании. | |
Открытые мероприятия для педагогов. | |
Обобщение педагогического опыта работы. |
Список используемой литературы:
|
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома.- Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
2. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
|
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
11. Интернет сайты.
12.«Большая энциклопедия для дошкольника», энциклопедия «Все обо всем».
Приложение №2
Инструментарий для мониторинга результатов опыта работы.
Вводная диагностика проводится по методике «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности:
-Игровая;
-Чтение книг;
-Изобразительная;
-Детское экспериментирование;
-Труд в уголке природы;
-Конструирование из разных материалов.
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй 2-балла, за – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляются в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Итоговая диагностика проводится по методике «Маленькие исследователи» (Л.Н.Прохорова)
|
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Детям предлагается схематическое изображение уголка экспериментирования с различными материалами и предметами.
Ребенку предлагается осуществить последовательно три выбора:
«К тебе пришел в гости маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься. Выбери, куда бы он отправился в первую очередь».
После этого ребенку предлагают повторить выбор второй и третий раз.
Все три выбора фиксируют в протоколе цифрами 1,2,3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты оформляют в таблицу:
№ | Шифр ребенка | Выбор деятельности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит начатое дело до конца. | Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последователь-ные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
|
Раздел №2 в «Школе юных инженеров» - это конструктивная деятельность.
Конструирование во ФГОС ДО определено как вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.
Цель раздела: формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального моделирования и развитие конструктивных умений и способностей дошкольников.
Задачи:
-Организовать целенаправленную работу по применению конструкторов в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы;
-Пополнить центры конструирования методическими и дидактическими пособиями (картами, схемами, алгоритмами, иллюстративным материалом, конструктами НОД);
-Повысить уровень владения педагогами технологиями конструирования и робототехники;
-Повысить интерес родителей к разным видам конструирования через организацию активных форм работы с родителями и детьми.
Основные принципы:
-проблемность — реализуемая, как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
-наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
-активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;
-доступность — как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
-прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;
-научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе
единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов:
-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами);
-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
-Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
-Поисковый – самостоятельное решение проблем;
-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении;
-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Для успешного решения задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме и на основе данной литературы разработала перспективный план, а также постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности.
В «Центр развивающих игр», приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, а также конструкторы разного назначения.
Подготовительная группа является завершающим этапом в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы конструирования, дети в большей степени находятся в условиях свободного выбора.
В процессе конструирования дети приобретают специальные знания, умения и навыки.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере
необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Используя игровые методы и приемы обеспечиваю связь с познавательной деятельностью, а также помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
Современные конструкторы представляют множество вариантов конструирования – деревянные, пластмассовые, металлические конструкторы, конструирование из бросового и природного материала, оригами, бумажно-картонное моделирование и т.д. Объединение разных видов конструирования в систему обогащает детскую деятельность, приводит к переходу в новое качество, позволяет эффективно решать задачи развития ребенка.
Конструирование из строительного материала развивает умение сооружать
различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома).
Конструирование из деталей конструкторов позволяет познакомить с разнообразными
пластмассовыми конструкторами. Учит создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.
Закрепление умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Закрепление умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).Закрепление умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – техническое конструирование; речевое развитие – использование конструкторов в развитии фонетического слуха, словообразования, связной речи; художественно-эстетическое развитие – творческое конструирование; физическое развитие – координация движений, крупной и мелкой моторики рук; социально-коммуникативное развитие - развитие трудолюбия, самостоятельности, инициативы, умения взаимодействовать со сверстниками.
В своей работе мы применяем лего-технологию. Лего-технология – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает взаимодействие различных видов деятельности..
Конструктор Лего- представляет огромные возможности для поисковой, продуктивной, творческой деятельности. Несомненно стимулирует детскую фантазию, воображение, творчество и конструктивные способности.
Развивающие комплекты Лего- помогают детям развиваться и в то же время удовлетворяя их разнообразные интересы и помогая становлению таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения.
Использование конструкторов и лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми по разным направлениям.
Раздел №3 в «Школе юных инженеров» - «Робототехника».
Робототехника является одним из важнейших направлений научно- технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.
Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.
Цель раздела: развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества ребенка посредством робототехники.
Задачи:
-Развитие индивидуальных способностей ребенка;
-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
-Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
-Развивать операции логического мышления,
-Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Работая с робототехникой индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование и т.д. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах. В результате повышается самооценка ребёнка.
Дети работают вместе со специалистом Иваном Николаевичем, который ведет работу в соответствии с намеченным планом (2 занятия в месяц).
Становится очевидным, что образовательная робототехника отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.
Анализ мнений родителей по внедрению конструктивной деятельности, лего-конструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, т.к. родители желают видеть своего ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.
Приложение № 2 Педагогическая оценка сформированности конструктивных навыков.
Проект: «Школа юных инженеров»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Форма организации проекта: индивидуально- групповая.
Срок реализации:
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств, центр дополнительного образования.
Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, Львова Анастасия Николаевна – воспитатели подготовительной группы.
Новизной данного проекта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детской познавательно-исследовательской деятельности.
Цель – способствовать формированию компетентности детей дошкольного возраста посредством современных конструктивных технологий, обеспечивающих условие для развития детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи проекта:
для педагога:
Ø совершенствование условий для эффективного познавательно-исследовательского образования дошкольников, способствующего развитию логического и творческого мышления детей, конструктивной, познавательной инициативы ребенка в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
Ø создание системы элементарных представлений в познавательно-исследовательской деятельности , доступных пониманию дошкольника.
для детей:
Ø развивать познавательный интерес ко всему живому и неживому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование, конструирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
Ø воспитание осознанного, целесообразного отношения к познавательно-исследовательской деятельности, культуры общения с окружающим миром, труду других людей.
Ø способствовать удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
для родителей:
Ø содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
Ø систематизировать знания родителей по основам познавательно-исследовательской деятельности, посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству жизненного пространства в группе.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!