Глава 1. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Глава 1. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение

2020-11-03 162
Глава 1. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальноеявление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденцийи реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.

Отметим, что причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием соврежетс культурыи в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

В работах Амбрумовой А.Г. описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности подростков, с различным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.

Проблема:Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков [10, 29]. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.

Объект исследования: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска

Предмет исследования:ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Цель: изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Задачи:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.

2. Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.

3. Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.

4. Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.

Гипотеза: существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т чего зависит)

Методологической основой исследования выступили концепции чего? В. Франкла, А.Г. Амбрумовой., И.Вагина. В дипломной работе использован экзистенциальный подход к данной проблеме.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).

Научная новизна: Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Понятие суицида

 

Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

Внутренние формы:

-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);

-пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.);

-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).

К внешним формам суицидального поведения относятся:

-суицидальные высказывания;

-суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-завершенный суицид.

Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Существует три основных условия (элемента) при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) — это:

1. Наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).

2. Низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации — усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание).

3. Наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).

Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается, так называемая триада заторможенности:

1. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ — тугоподвижность мыслей, снижение сообразительности, неспособность принимать решения;

2. ДЕЯТЕЛЬНАЯ — малоподвижность, вялость, усталость;

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — подавленное настроение, пессимизм, мрачность, не способность к восприятию юмора.

Суицидальные тенденции очень часто проявляются в форме предупреждений или угроз. Согласно статистических данных около 70% лиц совершивших самоубийство или покушение на него, накануне сообщали ближайшему окружению о своих намерениях.

В психиатрии выделяются две основных категории самоубийц:

1) Лица с низким уровнем социализации — для них характерна хроническая социально-психологическая дезадаптация, т. Е. неспособность устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающими, неспособность приспособиться к требованиям общества, неумение или нежелание строить свое поведение в соответствии с социальными нормами, низкое социальное положение. Для них самоубийство — последний шанс демонстрации (или проявления) своего девиантного (отклоняющегося от нормального) поведения. Ему (суициду) предшествует психологический кризис, характеризующийся противопоставлением себя обществу (коллективу). Эти люди не редко кончают с собой на пике своей агрессивно-злобной реакции.

2) Лица с достаточно высоким уровнем социализации. Многие из них достигают высокого социального положения. В основе их суицида лежит, прежде всего, социально-психологическая дезадаптация. Они не способны объективно компенсировать свои психологические переживания, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Для них самоубийство — это пассивное социальное отклонение. Не увидела ни одной ссылки!? В конце каждого параграфа – абзац, в котором изложены основные мысли параграфа!

Заключение

 

Обобщая результаты теоретического анализа, можно сказать следующее. Категория жизненного смысла — одна из наиболее общих интегральных характеристик жизнепонимания и жизнеощущения личности на индивидуально психологическом уровне. Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель.

Определяя смысл жизни, происходит внутренняя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который и определяет дальнейший ход жизни.

Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. Роль ценностей определяется тем, что они служат мотивообразующими факторами, участвуют в определении целей и средств, отвечающих тем или иным ценностям; являются основой принятия решений и критерием, того, к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Высокий уровень самоубийств заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Суицидальные реакции обусловлены психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.На первом месте среди факторов суицидального поведения стоят личностные свойства индивидуума: то, как он ценит жизнь, его прошлое и акцентуация его личности.

Суицидальное поведение, как и любое другое, социально детерминировано, следовательно, имеет под собой определенную социальную почву. Психологические и культурологические факторы являются условиями, в которых проявляются те или иные формы или модели суицидального поведения. Адаптированность личности к социальной среде характеризуется успешностью ее социализации, формированием в соответствии с требованиями среди установок, системы мотивации, ценностных ориентаций, включенностью в социальные и профессиональные группы и т. д.

Важнейшим «подкреплением» смысла жизни являются либо полученные «блага», либо общее чувство удовлетворенности человека тем, как он строит свою жизнь.

Насколько я помню, выводу по стандарту, пишутся отдельно (уточните по методичке). И потом здесь Вами представлены выводы по экспериментальной части, они должны быть представлены в конце экспериментальной главы. А сами выводы должны отвечать на поставленные вами во введении задачи (соответственно).

Результаты экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Наиболее важной ценностью для подростков с различным уровнем суицидального риска является «здоровье».

2. Статистическое сравнение терминальных ценностей показало, что для подростков с низким уровнем суицидального риска более значимы такие ценности, как активная деятельная жизнь, развитие. Именно эти иррациональные ценности служат антисуицидальными факторами.

3. Статистическое сравнение инструментальных ценностей показало, что для подростков с низким уровнем суицидального риска более значимы следующие ценности: жизнерадостность, образованность.

4. Смысложизненные ориентации более сформированы у подростков с низким уровнем суицидального риска. Подростки с высоким уровнем суицидального риска живут сегодняшним или вчерашнем днем. У них присутствует признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; неудовлетворенность прожитой частью жизни. Подросткам с низким уровнем суицидального риска характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Подростки с низким уровнем суицидального риска в целом целеустремленные люди, удовлетворенные пройденным отрезком жизни. У них присутствует убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощатьих в жизнь.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. Гипотеза подтвердилась: в ходе исследования выявлена связь суицидогенного фактора с ценностями и смысложизненными ориентациями.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Актуальные проблемы суицидологии. / Труды Московского НИИ психиатрии. – М: Медицина, 1981. – 264 с.

2.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

3.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства. // Медицинская помощь. № 3, 1994. – С. 15-18.

4.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. – 367 с.

5.Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков. Журн.невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1983, т.83, вып.10. – С. 35.

6.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды\ Под ред. А.А.Бодалева. – М., 1980. – 174 с.

7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968. – 231 с.

8.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с анг. – М.: Прогресс, 1980. – 274 с.

9.Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1996. – 300 с.

10.Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер, 2001. – 160 с.

11. Василюк Ф.Е. Психология переживания: (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: МГУ, 1984. – 186 с.

12.Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности…Дис. К.п.н., СПб, 1995.

13. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социальный этюд – М.,1994. – 198 с.

14.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности – Изд. Мос.Ун-та, 1980. – 195 с.

15. 3обнев В.М., Голуб М. Исследование ценностных ориентации больных алкоголизмом с суицидальным поведением \\ Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. – 1993. - №3. – С. 43.

16. Карвасарский Б. Д. Неврозы. Руководство для врачей – М: Медицина, 1990. – 276 с.

17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности – М.: Наука, 1988. – 153 с.

18. Комплексные исследования в суицидологии\ Моск. НИИ психиатрии; [Отв.ред. В.В.Ковалев] – М.: Моск. НИИ психиатрии, 1983. – 186 с.

19.Конончук Н.В. О суицидальных попытках при депрессиях \\ Журн. Невропатологии и психиатрии им. Корсакова. – 1990. – т.90, вып.4. – С. 76.

20.Конончук Н.В. Эмоциональное состояние в пресуициде у лиц с острыми ситуционными реакциями\\Сб. науч. тр./Ленинг. Н.-И. Психоневрол.ин-т.- 1986.-Т.115. – С. 63.

21. Конончук Н.В. Формирование мотивов острых суицидальных реакций в зависимости от особенностей жизненного пути пациентов.// Журн.невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1981,т.81,вып.12. – С. 86.

22.Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества – М.: Медицина, 1972. – 238 с.

23.Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1996. – 235 с.

24.Кравченко А.И. Социология. – Скат – г: Деловая книга, 1998. – 286 с.

25.Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 1992. – 16 с.

26.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: Смысл, 1992. – 17 с.

27. Муздыбаев К.И. Психология ответственности. - Л.: Наука, 1983. – 235 с.

28.Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь: ПГПИ, 1988. – 80 с.

29.Методы профилактики суицидального поведения\ Под ред. Г.В. Акопова, Н.И. Мельченко, О.И. Ефимовой. – Самара, Изд-во Самарского гос. пед. ун-та, 1998. – 372 с.

30.Михеева И.Н, Амбивалентность личности – М.: Наука, 1991. – 295 с.

31. Мясищев В.Н. Личность и неврозы – Л.: Изд-во Ленинг. Ун-та, 1960. – 273 с.

32. Мясищев В.Н. Психология отношений – Москва-Воронеж, Московский психолого-социальный ин-т, 1995. – 214 с.

33.Практикум по психодиагностики. Прикладная психодиагностика. - М.: МГУ, 1992. – 218 с.

34. Плюс-минус жизнь. Социальные психологические аспекты проблемы суицида. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 137 с.

35.Полищук Ю.И. О так называемых непатологических суицидоопасных ситуационных реакциях\\ Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. – 1993. - №3. – С. 87.

36.Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Харьков: Основа. 1991. – 163 с.

37.Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. - М.,1990. – 285 с.

38. Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: Сб. науч. тр.\ Моск. НИИ психиатрии. – М.: Моск. НИИ психиатрии, 1984. – 175 с.

39.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2тт.,т.1. –М.: Педагогика, 1989. – 356 с.

40.Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л.: ЛГУ, 1990. – 285 с.

41.Скворцов Л.В. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. – М.: Изд-во Полит. Лит-ры, 1989. – 276 с.

42.Столин В.В. Самосознание личности.- М.: МГУ, 1983. – 284 с.

43.Трегубов Л.З., Вагин Ю.Р. Эстетика самоубийства. - Мед. помощь.- 1994. – С. 87.

44.Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

45. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов: Психологический журнал, - т. 13 – М., 1992-№1. – С. 65.

46.Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.: Политическая литература, 1983. – 230 с.

47.Фролов И.Т. О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. - М.: Знание, 1985. – 64 с.

48.Фромм Эрих. Человек для себя. - Минск: Издательство В.П. Ильина, 1997. 416 с.

49.Юнг К.Г. Алхимия снов. – С-П.: Питер, 1997. – 236 с.

50. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т.Н. Курбатовой. – СПб.: Питер, 2001. – 264 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Суицид – это не только индивидуально-поведенческая реакция, но и психосоциальноеявление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденцийи реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования.

Отметим, что причины суицидального поведения должны анализироваться в связи с общим состоянием соврежетс культурыи в контексте господствующих в нашем обществе этических норм, мировоззренческих представлений о сущности жизни и смерти, с учетом особенностей массовой психологии.

В работах Амбрумовой А.Г. описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. выделяют особенности суицидального поведения подростков. Вагин И. описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению ценностных и смысложизненных ориентаций личности подростков, с различным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.

Проблема:Данные статистики свидетельствуют о повышенном риске суицидального поведения среди подростков [10, 29]. Следовательно, возникает необходимость рассмотрения ценностной структуры, с целью снижения количества суицидов у подростков.

Объект исследования: связь смыслового, ценностного уровня с поведенческим. Подростки с различным уровнем суицидального риска

Предмет исследования:ценностные и смысложизненные ориентации у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Цель: изучение ценностных и смысложизненных ориентаций у подростков, с различным уровнем суицидального риска.

Задачи:

1. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понятие суицида и причины суицидального поведения.

2. Описать влияние ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение.

3. Определить степень суицидального риска у обследуемых подростков и разделить их на две группы: с высоким и низким уровнем суицидального риска.

4. Выявить зависимость суицидогенного фактора с ценностными и смысложизненными ориентациями личности подростков.

Гипотеза: существует зависимость суицидального риска с ценностными и смысложизненными ориентациями у детей подросткового возраста. (Гипотеза должна быть в конечном варианте более конкретной: что т чего зависит)

Методологической основой исследования выступили концепции чего? В. Франкла, А.Г. Амбрумовой., И.Вагина. В дипломной работе использован экзистенциальный подход к данной проблеме.

Методы исследования: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме; психологическое тестирование (ОСР, тест «Ценностные ориентации», тест «СЖО»), математические методы обработки данных (статистическое сравнение, корреляционный анализ).

Научная новизна: Многие суицидологи в последнее время обращают особое внимание на категорию «ценности», которую начали рассматривать как основу личностной структуры, поскольку с этой категорией связаны у всякой личности ее потребности, мотивы деятельности, цели и средства, с помощью которых достигаются цели. В данном исследовании нами рассматривается категория ценностей у подростков с различным уровнем суицидального риска. Это, безусловно, внесет вклад в суицидологию.

Теоретическая и практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками, при оказании экстренной психологической помощи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Глава 1. Особенности влияния ценностно-смысловой сферы личности на суицидальное поведение

Понятие суицида

 

Самоубийство (суицид) — психосоциальное явление, оно представляет собой результирующую различных социальных, культурологических, психологических и патопсихических воздействий на индивида.

Отличительная особенность таких явлений, как завершенный суицид, суицидальные попытки, демонстрации и имитации (подделки) суицида, а также суицидальных замыслов, высказываний, угроз — идея смерти, которая в одних случаях только декларируется, а в других является подлинным регулятором поведения субъекта. Общим для реальных и потенциальных суицидентов является наличие у них социально-психологической дезадаптации личности, которая в одних случаях приводит к формированию суицидальных тенденций и реализации суицида, а в других является потенциально суицидоопасной.

Высокий уровень самоубийств в большинстве экономически развитых стран мира заставляет ставить вопрос о причинах этого явления и поиске оптимальных средств для его предупреждения. Рассмотрение суицидального поведения лишь в рамках клинико-психологических исследований неизбежно сужает угол зрения и оказывается явно недостаточным для понимания всего многообразия негативных факторов, лежащих в основе его формирования. Суицид — это не только индивидуальная поведенческая реакция, она обусловлена психологическими и патопсихическими особенностями личности в экстремальных жизненных обстоятельствах.

Суицид рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением людей понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, содержанием которого выступает острое эмоциональное состояние при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения её важнейших потребностей. Кризис достигает такой интенсивности, что человек не может найти другого выхода из сложившейся ситуации.

Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.

Внутренние формы:

-антивитальные представления (т.е. размышления об отсутствии ценности жизни);

-пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни: «хорошо бы умереть» и т.д.);

-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);

-суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).

К внешним формам суицидального поведения относятся:

-суицидальные высказывания;

-суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);

-завершенный суицид.

Анализ форм суицидального поведения способствует более глубокому пониманию его динамики.

Существует три основных условия (элемента) при совпадении которых во времени появляется возможность реализации намерения к самоубийству (или готовность к нему) — это:

1. Наличие искажений или хотя бы выраженных особенностей в переживания человеком бурных, душевных кратковременных волнений, эмоций (например, гнев, ужас и т. П.).

2. Низкий или хотя бы неполноценный уровень социализации — усвоения человеком определенной системы знании, норм и ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества (например, воспитание).

3. Наличие конфликта, вызывающего у человека мысли о самоубийстве (например, семейный конфликт).

Наиболее предрасположенными к самоубийству считаются тревожные и чрезмерно чувствительные люди. В процессе созревания мыслей о суициде у них часто развивается, так называемая триада заторможенности:

1. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ — тугоподвижность мыслей, снижение сообразительности, неспособность принимать решения;

2. ДЕЯТЕЛЬНАЯ — малоподвижность, вялость, усталость;

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — подавленное настроение, пессимизм, мрачность, не способность к восприятию юмора.

Суицидальные тенденции очень часто проявляются в форме предупреждений или угроз. Согласно статистических данных около 70% лиц совершивших самоубийство или покушение на него, накануне сообщали ближайшему окружению о своих намерениях.

В психиатрии выделяются две основных категории самоубийц:

1) Лица с низким уровнем социализации — для них характерна хроническая социально-психологическая дезадаптация, т. Е. неспособность устанавливать оптимальные взаимоотношения с окружающими, неспособность приспособиться к требованиям общества, неумение или нежелание строить свое поведение в соответствии с социальными нормами, низкое социальное положение. Для них самоубийство — последний шанс демонстрации (или проявления) своего девиантного (отклоняющегося от нормального) поведения. Ему (суициду) предшествует психологический кризис, характеризующийся противопоставлением себя обществу (коллективу). Эти люди не редко кончают с собой на пике своей агрессивно-злобной реакции.

2) Лица с достаточно высоким уровнем социализации. Многие из них достигают высокого социального положения. В основе их суицида лежит, прежде всего, социально-психологическая дезадаптация. Они не способны объективно компенсировать свои психологические переживания, что связано с переживанием ими сложных конфликтов, для решения которых оказалось недостаточно их жизненного опыта. Для них самоубийство — это пассивное социальное отклонение. Не увидела ни одной ссылки!? В конце каждого параграфа – абзац, в котором изложены основные мысли параграфа!


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.