Глава 2. Методические основы депрессии. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 2. Методические основы депрессии.

2020-11-03 186
Глава 2. Методические основы депрессии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система, выявляющая депрессию до первых признаков.

Мы, проконсультировавшись со школьным психологом, разработали систему выявления депрессии до появления первых симптомов. В неё входит следующий набор тестов:

1. Диагностика Филлипса. Это тест, который выявляет уровень тревожности человека.[1]

2. Тест Айзенка. Тест, определяющий тип темперамента человека.[2]

3. Опрос «Как Вы оцениваете уровень Вашей жизни?». Опросник, благодаря которому можно узнать, как человек оценивает свой уровень жизни.[3]

4. «Шкала самоуважения Розенберга». Опросник, который выявляет уровень самооценки человека.[4]

Мы считаем, что это набор самых действенных тестирований, которые в совокупности позволяют выявить у человека склонность к депрессии. [10]

Изучение депрессивных состояний у подростков с применением разработанной системы.

    Объектом нашей работы стали ученики учащиеся 9-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Никологорская средняя общеобразовательная школа Вязниковского района», потому что из всех школьников именно девятиклассники, на наш взгляд, более подвержены депрессии. Они впервые сдают экзамены, сталкиваются с различными сложными проблемами, испытывают огромный стресс. Перед ними встает первый сложный выбор в их жизни (рис. 2, 3).

 

Рисунок 2.

Проведение диагностики в 9 "А" классе Никологорской СОШ

 

Рисунок 3.

Проведение диагностики в 9 "Б" классе Никологорской СОШ

Анализ полученных данных.

1. Диагностика Филлипса показала довольно хороший результат. Из 53 опрошенных учеников только у 6 этот тест выявил наличие повышенной тревожности в школе, и лишь у одного человека уровень тревожности оказался высоким. Мы очень рады таким результатам (диагр. 1).

Диаграмма 1.

Диаграмма, полученных результатов по диагностике Филлипса.

 

2. Тест «Айзенка».  Результаты этого теста были ожидаемые. Самое большое процентное соотношение как и должно быть в смешанном темпераменте. Это составило 40%. Далее следует сангвиник с 22%. Холериков оказалось 19% и флегматиков 13%. Всех меньше оказалось меланхоликов - 6 % (диагр. 2).

Диаграмма 2.

Диаграмма, полученных результатов по тесту «Айзенка».

 

 

 

3. Опрос «Уровень жизни».

Проведённый опрос показал следующие результаты:

78% опрошенных удовлетворены своим уровнем жизни;

13% - оценивают свой уровень жизни не удовлетворительно;

9% оценили уровень жизни «отлично» (диагр. 3).

Диаграмма 3.

Диаграмма, полученных результатов по опросу «Уровень жизни».

 

 

 

4. Опрос «Самооценка»

В ходе этого опроса мы выяснили, что 82% процента опрошенных имеют среднюю (нормальную) самооценку, 8% - заниженную, и 10% - завышенную (диагр. 4).

Диаграмма 4.

Диаграмма, полученных результатов по опросу «Самооценка».

 

 

Рекомендации по профилактике депрессии.

    После того, как мы проанализировали результаты тестов и поняли, кто из ребят склонен к депрессии, мы решили провести с ними профилактическую беседу.

    После уроков мы собрались с ребятами в классе и поговорили на тему депрессии. Рассказали, что это такое, как с этим бороться. Объяснили, что этого не нужно бояться, но и не стоит запускать эту проблему. Мы выслушали их переживания, и их версии того, из-за чего у них может быть депрессивное состояние. Мы предложили им свою поддержку, помощь. Дали понять, что в любой момент можем выслушать, морально и физически поддержать. Кроме того, было решено провести тест на самоанализ, который поможет понять, в каких именно сферах жизни у этих ребят не всё в порядке.

Перед вами, так называемое, «Колесо баланса» (рис. 4). На нем изображены различные потребности человека. Внутри колеса находится десятибалльная шкала. Проходя этот тест, ребята должны были сделать следующее: Каждую сферу жизни, потребность в чем либо, оценить для себя по десятибалльной шкале. Далее, нужно было соединить получившиеся точки. В идеале должен получиться круг. Конечно, если круг получился, но он в самом центре колеса – это тоже не хорошо. «Посмотрите, как вы оценили свою жизнь? Проанализируйте, подумайте, возможно, нужно поменять деятельность, круг общения, хобби или что-то другое. Надеемся, что этот тест поможет вам немного разобраться в себе, ведь у каждого из нас есть некоторые проблемы, даже если мы очень не хотим этого признать». - Вот, что мы сказали ребятам, когда провели данное тестирование.

 

Рисунок 4.

Колесо баланса

Вы наверняка ближе к депрессии, чем думаете. «Люди ожидают, что депрессия будет проявляться чем-то очевидным. Например, если близкий человек начнет регулярно плакать или злиться без повода», — говорит семейный психотерапевт Ребекка Пэрриш. В этом материале — более тонкие симптомы депрессии, которые легко могут остаться незамеченными.

Каждый человек может оказаться в депрессивном состоянии, но точно так же каждый может его и избежать. Методы профилактики достаточно очевидны, но многие из нас ими пренебрегают (рис. 5).

 

 

Рисунок 5.

Рекомендации по профилактике депрессии

Выводы по главе 2.

    На основании результатов проведенных тестов можно увидеть, что процентное соотношение опрошенных, у которых выявлен повышенный и высокий уровень тревожности, тип темперамента «Меланхолик» и «Холерик», не удовлетворительный уровень жизни, заниженная самооценка, примерно совпадают.

    Все эти тесты проводились не анонимно, и во время проверки мы выявили, что у одних и тех же людей не удовлетворительные показатели по всем тестам, а это значит, что у них есть склонность к депрессии. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

    Кроме того, мы поговорили с ребятами, склонными к депрессии, и оказали им моральную поддержку.

Заключение.

    Актуальность выбранной темы «Лучше плакать у психолога, чем смеяться у психиатра» подтверждается теоретическими исследованиями подросткового возраста и депрессии в современной психологической литературе. Группа авторов указывает на наличие депрессии в подростковом возрасте.

Поставленная цель исследования достигнута, мы провели исследование депрессии у детей-подростков,   разработали систему выявляющую заболевание до первых симптомов.

    В работе раскрыты теоретические постулаты психологических особенностей депрессии и  подросткового возраста.

    В практической части работы мы провели следующие тесты:

Диагностика Филлипса. Тест, который выявил общую тревожность подростков в школе. Он состоит из 58 несложных вопросов, на которые довольно легко смог ответить каждый школьник. На вопросы нужно было отвечать «да» или «нет».

    Тест Айзенка. Методика, помогающая определить темперамент человека. Этот тест состоит из 57 вопросов, на каждый из них тоже нужно было отвечать только «да» или «нет». После того, как мы провели эти не анонимные тесты, выяснилось, что повышенной тревожностью обладают меланхолики и холерики. Это уже подтверждало нашу гипотезу, но для еще большей достоверности мы решили провести еще два теста.

    Первым был опрос «Как вы оцениваете уровень своей жизни?». Он был составлен из 17 вопросов, благодаря ответам на которые, мы смогли понять, как же человек оценивает вой уровень жизни. Следующим было решено провести тест, определяющий уровень самооценки человека. Мы выбрали «Шкалу самоуважения Розенберга». По этой методике можно определить не столько уровень самооценки, как то, на сколько человек уважает сам себя.

     И эти тесты снова подтвердили нашу гипотезу.

     Выявив, что у некоторых ребят есть склонность к депрессии, мы решили провести с ними профилактическую беседу на данную тему. Создав дружескую, теплую обстановку мы обсудили актуальность темы, объяснили,что такое депрессия и как с ней бороться. Кроме того, мы заверили ребят, что в любой момент готовы прийти к ним на помощь, выслушать, морально и физически поддержать.

    Мы считаем проведенную нами работу успешной, и надеемся, что она будет полезной обществу.

Список литературы

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика. - Спб., 2005.

2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. В.В. Бойко. - СПб.: Союз, 2009.

3. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., 1977. 8. Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- М., 2002.

4. Иовчук Н.М. Психология эмоций. - М., 1999.

5. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2001. - 144 с.

6. Мафсон Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. Мафсон Л., Моро Д. и др. - М.: ЭКСМО, 2008.

7. Пери А. Депрессия. Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., изд-во Мир, 2009. 15. Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК, 2003. 16. Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС, 2002.

8. Ушаков Г. К.Пограничные нервно-психические расстройства. - М.,1978.

9. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. - СПб.: Речь, 2006.

10. https://psycabi.net/testy/546-test-na-samouvazhenie-metodika-shkala-m-rozenberga

Приложение 1

Диагностика Филлипса

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом, быть как все?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по–дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что–то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школе так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими–то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот–вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Цель тест диагностики Филлипса: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Обработка и интерпретация результатов

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «–», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявление тревожности. При обработке подсчитываются:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется также, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Распределение вопросов по факторам:

Факторы № вопросов  
1. Общая тревожность в школе   2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22  
2. Переживание социального стресса   5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42,44 Е=11
3. Фрустрация потребности в достижении успеха   1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43   Е=13
4. Страх самовыражения   27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6  
5. Страх ситуации проверки знаний   2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6  
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих   3, 8, 13, 17, 22 Е=5  
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу   9, 14, 18, 23, 28 Е=5  
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е=8

Приложение 2

Опросник Айзенка.

С помощью методики Айзенка определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) – свойства, лежащие в основе темперамента.

В опроснике Айзенка 57 вопросов. На них необходимо ответить "да" или "нет".

Полученные результаты сопоставляют с ключом, в котором есть три шкалы: экстраверсия – интроверсия; нейротизм, шкала лжи.

Принадлежность к типу темперамента выявляется при помощи системы координат, на которой отмечаются результаты по шкале "нейротизм" и шкале "экстраверсия".

Личностный опросник состоит из двух форм "А" и "В", что дает возможность повторного испытания. Опросники содержат по 57 вопросов. Ответы на них только "Да" или "Нет".

Инструкция.

Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. Содержание отдельных вопросов не анализируется, важен только итоговый результат. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить "да" или "нет". Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует отметить в бланке для ответов. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!

Текст опросника.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, одобрить или посочувствовать?

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите, не затрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины на это не было?

10. Верно ли, что "на спор" вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли вас беспокоят мысли о том, что вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что вас легко задеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда вы чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких людей?

21. Много ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли тем же?

23. Считаете ли вы свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувств и беззаботно развлечься с веселой компанией?

26. Можно ли сказать, что часто у вас нервы бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли вы за человека веселого и живого?

28. После того, как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Что вы предпочитаете, если хотите что-либо узнать: найти это в книге или спросить у друзей?

33. Бывают ли у вас сильные сердцебиения?

34.Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы говорите только правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, требующая быстрого действия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или встречу с кем-то?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли что вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Огорчились бы вы, если бы не смогли долго видеться с друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?

49. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков, или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли вы бессонницей?

Ключ, обработка результатов Личностного опросника Г. Айзенка

Экстраверсия - интроверсия:

«да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

 «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

 Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36;

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов Личностного опросника

 При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров. Экстраверсия - интроверсия: больше 19 - яркий экстраверт, больше 15 - экстраверт, больше 12 - склонность к экстраверсии, 12 - среднее значение, меньше 12 - склонность к интроверсии, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

 Нейротизм: больше 19 - очень высокий уровень нейротизма, больше 13 - высокий уровень нейротизма, 9 - 13 - среднее значение, меньше 9 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение, меньше 4 - норма.

 

Приложение 3

Тест, определяющий уровень жизни человека.

1.Удовлетворены ли Вы в целом состоянием инфраструктуры Вашего города (дороги, магазины, детские, образовательные, культурные учреждения)?

1) Вполне удовлетворен

2) Скорее удовлетворен

3) Скорее не удовлетворен

4) Совсем не удовлетворен

5) Затрудняюсь

2.Как бы Вы оценили Ваши жилищные условия?

1) Хорошие

2) Терпимые

3) Плохие

4) Затрудняюсь ответить

3.У Вашей семьи есть потребность, необходимость в улучшении жилищных условий?

1) Есть

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

4.У Вас (Вашей семьи) есть финансовые возможности для улучшения жилищных условий?

1) Да, есть

2) Нет

3) Затрудняюсь ответить

5.Как Вы оцениваете качество жилищно-коммунальных услуг там, где Вы живете?

1) Хорошо

2) Плохо

3) Затрудняюсь ответить

6.Считаете ли Вы завышенными цены на услуги ЖКХ?

1) Да

2) Частично

3) Нет

4) Затрудняюсь ответить

7.Как бы Вы оценили благоустроенность Вашего города?

1) Хорошая

2) Плохая

3) Затрудняюсь ответить

8.Оцените качество школьного образования.

1) Хорошо

2) Плохо

3) Затрудняюсь ответить

9.Как Вы считаете, в городе достаточно кружков, секций, учреждений дополнительного образования для развития детей и подростков?

1) Да, хватает

2) Такие учреждения существуют, но не по всем видам деятельности

3) Недостаточно

10.Какое качество медицинского обслуживания в Вашем городе?

1) Хорошее

2) Удовлетворительное

3) Плохое

4) Затрудняюсь ответить

11.Скажите, пожалуйста, каковы условия для проведения досуга в Вашем городе.

1) Хорошие

2) Плохие

3) Удовлетворительные

4) Затрудняюсь ответить

12.Посещаете ли Вы физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные площадки города?

1) Часто

2) Иногда

3) Редко

4) Никогда

13.По Вашему мнению, там, где Вы живете, достаточно или недостаточно оборудованных мест для занятий физической культурой и спортом?

1) Достаточно

2) Недостаточно

3) Затрудняюсь ответить

14.Как Вы считаете, достаточно ли в районе мест для отдыха жителей?

1) Да

2) Нет

3) Вообще нет

15.Как вы считаете, хорошо или плохо работает полиция в вашем городе?

1) Хорошо

2) Плохо

3) Удовлетворительно

4) Затрудняюсь ответить                                                                  

17.Ваш пол:

· Мужской

· Женский

Обработка и интерпретация результатов

Для заданий № 1 2 6 9 10 11 12 15:

Наибольшее количество ответов под номером: Оценка уровня жизни  
1 Отличный
2 Удовлетворительный
3-4 Не удовлетворительный

Для заданий № 3 4 5 7 8 13 14 16:

Наибольшее количеств ответов под номером: Оценка уровня жизни
1 Удовлетворительный
2-3 Не удовлетворительный

 

Общая оценка:

 

Результат таблицы 2:

Результат таблицы 1: Удовлетворительно Не удовлетворительно
Отлично Отлично Удовлетворительно
Удовлетворительно Удовлетворительно Удовлетворительно
Не удовлетворительно - Не удовлетворительно

 

 


 

Приложение 4

Шкала самоуважения Розенберга (Rosenberg's Self-Esteem Scale) - это личностный опросник для измерения уровня самоуважения. Самоуважение - это субъективная оценка человеком себя как внутренне положительного или отрицательного до какой-то степени. Сюда также входит уверенность в своей ценности; утвердительный принцип по отношению к праву жить и быть счастливым; комфорт при уместном утверждении своих мыслей, желаний и потребностей; чувство, что радость - это неотъемлемое право. Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение: чем выше одно, тем ниже другое. Самоунижение может быть следствием депрессивного состояния, тревожности и психосоматических симптомов; самоуважение является причиной и следствием активности в общении, лидерства, чувства межличностной безопасности. Оба фактора напрямую зависят от отношения к тестируемому его родителей в детстве.

Инструкция. Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями. Поставьте напротив соответствующую цифру: 4 - полностью согласен, 3 – согласен, 2 - не согласен, 1 - абсолютно не согласен.

Тестовый материал

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Ключ и обработка результатов теста. За каждый ответ начислите себе баллы в соответствии с ключом. Прямые вопросы: 1,3,4,6 обратные вопросы – 2,5,7,8,9,10 - баллы в них начисляются наоборот: 4=1, 3=2, 2=3, 1=4. Уровень самоуважения равен сумме баллов.

Интерпретация. 10 – 18 баллов – вам не хватает самоуважения, его очень мало, вы склонны во всем плохом винить себя, видите только свои недостатки и акцентируете внимание только на своих слабых сторонах, вы попали в замкнутый круг самоуничижения, которое не позволяет вам ставить цели и достигать успеха. В каждом событии вы ищите подтверждение своей ничтожности.

18 – 22 баллов – вы балансируете между самоуважением и самоуничижением, успехи поднимают вас до небывалых вершин и самоуважение зашкаливает, неудачи подпитывают низкую самооценку и сбрасывают вас в пропасть, ваше мнение о себе колеблется то в одну, то в другую сторону.

 23 – 34 балла – самоуважение у вас преобладает, и вы можете адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, можете согласиться с тем, что бываете неправы, сохраняете уважение к себе при неудачах, но склонны иногда заниматься затянутым «самобичеванием», что не предусмотрели, не заметили, «соломку не подстелили», что не позволяет смириться с тем, что изменить невозможно и быстро среагировать и откорректировать там, где есть возможность.

35 - 40 баллов – вы уважаете себя как человека, личность, профессионала и делаете все для того, чтобы продолжать уважать себя и дальше: развиваетесь, совершенствуетесь в профессии, духовном и интеллектуальном плане, в сфере отношений, умеете извлекать уроки из ошибок и трудных ситуаций. Это норма, к которой стоит стремиться. [10]

 

 


[1] Приложение 1

[2] Приложение 2

[3] Приложение 3

[4] Приложение 4


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.