Тренинги навыковые и тренинги личностного роста — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тренинги навыковые и тренинги личностного роста

2020-11-02 146
Тренинги навыковые и тренинги личностного роста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часто противопоставляют тренинги навыковые и тренинги личностного роста. Это не совсем правильно. Тренинги личностного роста - тоже навыковые, только вырабатывают они навыки не узко конкретные, а универсальные, работающие в широком диапазоне.

Рисовать карандашом палочки слева направо - навык. Водить машину, пользоваться ложкой, разговаривать на русском или английском, подавать даме руку — это конкретные социальные навыки. Но навык «включать голову» и принимать собственные решения, навык позитивного отношения к жизни, навык конструктивного отношения к жизни, так же как навык ответственности и дисциплины — это тоже навыки, а не просто личностные черты. Это то, что вырабатывается в формате стандартной наработки навыков.

В обучении и формировании навыков всегда есть эти два полюса. Один - обучение максимально конкретным и внешне выраженным навыкам, другой - навыкам универсальной сферы действия, навыкам «внутренним»: интеллектуальным и эмоциональным. Первые - дешевле, понятнее, быстрее дают непосредственный выход, но сильно ограничены конкретными обстоятельствами. Чуть изменилась ситуация - все, конкретный навык, заточенный под предельно конкретную ситуацию, уже не работает. Вторые - дороже, труднее продаваемые (поскольку нередко выходят за рамки непосредственного запроса), не всегда дающие непосредственный выход, но, когда начинают работать, работают широко, долго и далеко - перспективны.

Выработкой навыков универсального действия, адаптирующих человека к широкому кругу ситуаций, дающих богатую жизненную перспективу - и занимаются тренинги личностного роста.

Если ты голодному дал рыбу, ты накормил его на один день. Если ты дал ему удочку и научил удить - ты накормил его на всю жизнь.

Однако не всегда будут написаны радость и понимание на лице голодного, который видит в твоих руках рыбу, а ты вместо рыбы суешь ему удочку и говоришь: «Пойдем учиться!» Также и тренинги личностного роста, решающие не ситуативные задачи, а обучающие навыкам, предупреждающим проблемы и дающим рост на перспективу, не всегда вызывают восторг у недоверчивой публики, ориентированной на результат здесь, сразу и сейчас.

Это основной вопрос любого практического психолога, любого практикующего тренера: обучить человека выполнению конкретного дела, конкретной операции - или обучить тому, что будет затачивать и совершенствовать этот навык, расширять сферу его действия, что поможет в будущем формировать подобный навык уже самостоятельно?

В реальности хорошие тренеры дают и то, и другое «в одном флаконе», а конкретная дозировка - дело совести и искусства конкретного тренера

Предположим, я продавец в элитном магазине, продавец неплохой, но хочу двигаться вперед: мне нужны перспективы. Соображаю: мне нужно быть шустрым, а я не умею делать раскладку товара, не умею делать яркую рекламу, медленно читаю, плохо держусь на публике и часто конфликтую. Если на тренинге меня научили раскладывать товар на витрине, дали удачные образцы яркой рекламы, обучили быстрому чтению, от дрессировали поведению на публике и обучили бесконфликтным фразам в типовых конфликтах - я продвинулся. Только: был ли это личностный рост либо приобретение конкретных навыков?

Раскладка товаров, скорее всего, поможет только в раскладке товаров: это конкретный навык. Хотя если меня обучали смотреть на произведение рук своих с точки зрения другого человека, учили мыслить системно, просчитывая реакции человека с начала входа в магазин до его выхода - это уже моменты личностного роста, поскольку эти умения помогут мне не только в магазине, а уже в широком круге ситуаций.

Умение делать яркую рекламу - в режиме, ориентированном только на конкретные продажи, это только конкретный навык с перспективой лучших продаж, но не личностного роста. Если же меня учили устанавливать с человеком контакт, точно калибровать его состояние и работать в режиме айкидо, пристраиваясь к его надеждам и сомнениям - это уже шаги личностного роста, поскольку такие умения выходят далеко за рамки конкретных продаж в конкретном магазине.

Обучение быстрому чтению - если это только обучение быстрому чтению, это обучение только конкретному навыку. Но если это упало на почву планов энергичного самообразования, если в процессе меня обучили физической расслабленности, управлению вниманием и широкому взгляду, если научили выделять в текстах главное, параллельно научили мыслить более грамотно, и продавец стал более продвинутым и толковым, мыслящим человеком, это было обучение уже не конкретному навыку, а кусту навыков универсального плана, дающих интересный выходы в разных перспективных областях.

Аналогично, поведение на публике. Научили правильно ставить ноги, удачно прятать руки и сделали голос более громким — это хорошие, но только конкретные навыки. Если же перекинули внимание с себя на окружающих, научили выводить себя из-под оценки и видеть все происходящее в позитиве, рассматривая людей как дружественно расположенных — это уже навыки, которые будут работать далеко за пределами ситуации продаж, это уже навыки личностного роста.

 

Обучение конкретным фразам для предотвращения типовых конфликтов - конкретно-навыковое обучение, социально-психологический тренинг. Обучение же эмоциональной саморегуляции, навыку перехвата инициативы и умению позитивного перевода, умение понимать позитивные намерения людей и конструктивно на них реагировать — это уже обучение навыкам, дающим универсальные результаты, это уже тренинг личностного роста.

Тренинг личностного роста — это разновидность учебно-тренинговых психологических программ, где дается не только конкретно-навыковое обучение, но происходит обучение навыкам универсального плана.

Тренинги личностного роста

Особый интерес представляют, на наш взгляд, так называемые «тренинги личностного роста», первые упоминания о которых появились в начале 70-х гг. XX в. в США в рамках движения раскрытия человеческого потенциала. Одним из родоначальников этого движения по праву считается А. Эверетт, разработавший тренинг под названием «Динамика разума» и положивший начало тренингам личностного роста. Позже из этого тренингового направления сформировалась в числе прочих тренинговая программа «Лайфспринг».

Тренинги «Лайфспринг» были начаты в 1974 г. и на протяжении ряда лет проводились в США для руководителей и топ-менеджеров крупных национальных и транснациональных компаний и корпораций. Позже эта программа стала доступна для широких слоев населения.

Имея более чем 25-летний опыт работы на мировом рынке, система обучения «Лайфспринг» зарекомендовала себя как исключительно эффективная в области командного строительства, личностного роста, оптимизации руководства командой или рабочим коллективом и в особенности — в сфере максимально полного раскрытия и активизации незадействованного жизненного, творческого и духовного потенциала человека.

Образовательная модель, предлагаемая в тренингах личностного роста, отличается от традиционной тем, что дает знания в ощущениях. Основной фокус тренинга направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями, и приоритетами в жизни.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать глубинные установки и интерпретации, непосредственно влияющие на результаты, получаемые им в жизни. Поведение человека спонтанно и рождается, исходя из того, что он думает о себе. 

Для большинства людей вопрос состоит не в том, хочет ли он или она действительно достичь в жизни экстраординарных результатов, а в том, что удерживает их от того, чтобы стать теми выдающимися представителями человечества, каковыми они себя считают? 

Тренинг личностного роста уделяет большое внимание изучению того, что на самом деле влияет на поведение человека, мотивирует его действия, какой образ мышления порождает те результаты, которые он получает на практике, а какой — те, которые желательны в идеале?

Зачастую мы действуем в некоем автоматическом режиме, исходя из сложившегося опыта, рассчитывая при этом достичь тех результатов, которые могут быть названы беспрецедентными. Об этом очень точно сказал в свое время А. Эйнштейн: «Сознание, создавшее данную реальность, не в состоянии воспринимать иную». Мы часто надеемся на то, что, пользуясь старыми знаниями и опытом, сможем создать нечто новое и экстраординарное, забывая при этом, однако, что наше восприятие нового через призму старого сделает это «новое» очень похожим на то, что нам уже известно.

Таким образом, тренинги личностного роста — это возможность изучить глубинные установки и отношения, составляющие основу жизненного опыта людей, исходя из которых они действуют в своей жизни, создавая тем самым ее результаты; возможность подвергнуть анализу и исследовать, казалось бы, неоспоримые точки зрения, опираясь на которые люди воспринимают окружающий их мир.

 Речь идет о тренинге изменений, воспитывающем готовность к ним. По мере того как участники тренинга осознают, что многие из их представлений устарели и являются контрпродуктивными, у них появляется возможность создать новые мощные, вдохновляющие и эффективные установки, позволяющие им достичь экстраординарных результатов, равно как и применить уже имеющиеся продуктивные модели и стратегии поведения и достижения целей в тех областях жизни, где они до этого не использовались.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит их участникам, как им следует жить: они сами обнаруживают это. Проходя через процесс открытий, участники получают доступ к новым уровням свободы выбора и личной силы, требуемым для создания будущего, не имеющего ничего общего с прошлым.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.