Тактические особенности предъявления лица для опознания и очной ставки — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тактические особенности предъявления лица для опознания и очной ставки

2020-11-02 151
Тактические особенности предъявления лица для опознания и очной ставки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Успех расследования уголовного дела во многом зависит от активного участия потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. В. связи с этим в настоящее время достаточно остро стоит вопрос о причинах их нежелания участвовать в следственных действиях, с одной стороны, и об их безопасности - с другой. Потерпевшие, свидетели, испытывая давление на себе и своих близких, нередко пытаются уклониться от выполнения процессуальных обязанностей, что может негативно отразиться на судебной перспективе уголовного дела.

В УПК РФ закреплен ряд норм, обеспечивающих безопасность участников уголовного судопроизводства, в их числе ч. 8 ст. 193 УПК РФ - в целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Часть 3 ст. 11 данного Кодекса перечисляет основания применения мер безопасности - достаточные данные о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также - их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями.

Анализ уголовных дел показал необходимость применения мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства, особенно при расследовании разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними, т.к. визуальный контакт во время совершения преступления предполагает в последующем проведение таких следственных действий, как предъявление лица для опознания и очная ставка.

Предъявлению лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающим опознаваемого, или так называемой «нестандартной ситуации» уделялось внимание еще до принятия УПК РФ. Но и новый УПК не положил конец дискуссиям. Проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства так и не была разрешена.

В сложившихся условиях проблема обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства должна решаться и решается с помощью тактических приемов. Если производство опознания, как правило, не вызывает особых сложностей у практиков, то порядок предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, на практике не отработан и до сих пор вызывает затруднения. В связи с этим предложим алгоритм действия следователя при проведении данного следственного действия.

. Предъявлению для опознания должен предшествовать детальный предварительный допрос опознающего с целью установить, при каких условиях он наблюдал опознаваемое лицо (расстояние, обстановка, освещение, погодные условия и т.д.). Какие признаки внешности, походки, речи запомнил? Сможет ли опознать этого человека, по каким приметам? Кроме того, проверяются особенности зрительного аппарата, состояние здоровья, другие условия, существовавшие в момент восприятия преступника.

. Учитывая субъектов опознания - несовершеннолетних опознающего и опознаваемого, целесообразно провести с ними психологическую подготовку. На наш взгляд, здесь можно выделить несколько тактических приемов и рекомендаций.

выбор времени и места проведения опознания. Необходимо учитывать особенности психики опознающего. Несовершеннолетние в силу своего возраста могут забыть образ нападавшего значительно быстрее, чем взрослый человек, поэтому опознание необходимо провести как можно быстрее. В этом случае целесообразно дать опознающему ознакомиться с ранее данными показаниями.

разъяснение опознающему значения и значимости данного следственного действия. Опознающему целесообразно объяснить, что от его показаний во многом зависит результат расследования, а значит следует давать правдивые показания. Также необходимо объяснить негативные последствия отказа от дачи показаний и дачи заведомо ложных показаний, если лицо достигло возраста 16-ти лет. Лицам, не достигшим возраста 16-ти лет, в соответствии с ч. 2 ст. 191 УПК РФ, указывается на необходимость говорить правду.

необходимо помочь преодолеть опознающему чувство неуверенности и страха, которые тот может испытать от предстоящей встречи с опознаваемым, объяснить, какие меры защиты предприняты, чтобы защитить опознающего.

беседа с опознаваемым, разъяснение ему его прав и обязанностей, а также сути проводимого следственного действия.

. Необходимо также сказать и о порядке вызова на данное следственное действие. Опознающего и опознаваемого целесообразно вызвать в разное время, установив разницу во времени не менее 30 минут. Причем потерпевший или свидетель должны прибыть раньше. Кроме того, несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого целесообразно вызывать непосредственно в кабинет к следователю, расследующему данное уголовное дело. Потерпевшего или свидетеля целесообразно вызвать в другой кабинет. Это поможет избежать встречи участников следственного действия, а также помешает про следить всех лиц, явившихся к следователю.

. Для производства опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, необходимо наличие специального помещения, состоящего из смежных комнат, имеющих отдельные входы. Данные комнаты должно разделять окно с односторонним зеркальным покрытием, которое не позволяет видеть находящихся за ним лиц. Комнаты должны быть звукоизолированы и оборудованы внутренней двусторонней связью. Это позволит следователю контролировать следственное действие и одновременно с этим держать инициативу в своих руках. Комнату, где находится опознающий, условно назовем комната № 1; комнату, где находится опознаваемый - комната № 2.

При отсутствии специально оборудованных помещений опознание может проводиться с помощью автомобиля с тонированными стеклами, когда следователь, опознающий и понятые находятся внутри него, а остальные участники следственного действия - снаружи. Можно поместить опознающего внутри здания, а опознаваемого перед зданием для опознания через окно. Для создания условий, указанных в ч. 8 ст. 193 УПК РФ, могут использоваться комнаты либо части одного помещения (коридора, холла), разделенные застекленной дверью; наблюдение опознаваемым опознающего в этих случаях может исключаться, например, с помощью жалюзи на двери либо за счет затемнения комнаты с находящимся там опознающим и яркого освещения комнаты, где находится опознаваемый. Каким бы образом ни создавались условия, исключающие наблюдение опознаваемым опознающего, главное состоит в том, чтобы остальные аспекты организации рассматриваемого следственного действия строго соответствовали требованиям УПК РФ в целях обеспечения законности опознания и возможности использования его результатов в процессе доказывания.

. Часть 8 ст. 193 УПК РФ указывает на то, что понятые должны находиться в месте нахождения опознающего. Следовательно, в комнате № 1 будут находиться следователь, опознающий, понятые. При этом, на наш взгляд, понятые должны находиться за опознающим, чтобы не иметь возможности рассмотреть его, дабы в дальнейшем не описать его внешность подозреваемому, обвиняемому, например, за денежное вознаграждение или под угрозой. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ в бланке протокола предъявления лица для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение им опознающего, в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество и место жительства понятого, поэтому найти его не составит труда.

В комнате № 2 будут находиться опознаваемый, статисты. Также целесообразно пригласить второго следователя или оперативного работника, который будет присутствовать в комнате № 2 и следить за ходом следственного действия.

. Пункт 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ предусматривает обязательное участие защитника при проведении любого следственного действия, проводимого с несовершеннолетним. Возникает вопрос: как произвести расстановку участников следственного действия, чтобы максимально обеспечить безопасность опознающего? По мнению Л. Брусницына, участие защитника в производстве опознания выразится в присутствии и реализации своих прав в том же месте, что и его подзащитный, и в равной с ним мере, т.е. в комнате № 2.

Другие авторы считают, что защитник должен находиться там же, где находится опознающий, чтобы иметь возможность наблюдать за ходом и результатами опознания. При этом защитник должен находиться сзади опознающего, чтобы не иметь возможности увидеть его лицо. Кроме того, предлагается создать невысокий уровень освещенности в помещении, где находится опознающий.

. Предъявление для опознания лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, должно проводиться под псевдонимом, т.к., согласно п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ, в бланке указываются фамилия, имя, отчество опознающего, а следовательно, предпринятые меры безопасности теряют смысл.

Необходимо отметить, что к моменту принятия решения о предъявлении лица для опознания, в уголовном деле уже имеются как минимум заявление, протокол допроса потерпевшего с указанием его полных данных, а также протокол осмотра места происшествия, который производится, как правило, с участием потерпевшего, где также имеются его данные. Следовательно, производство предъявления для опознания лица в условиях исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, под псевдонимом уже неуместно. Решение данной проблемы видится во внесении изменений в УПК РФ с целью предусмотреть изъятие ранее составленных документов и оформление новых. Ранее составленные документы могут находиться вместе с постановлением о сохранении в тайне данных о личности.

. Следственные действия, проводимые с несовершеннолетними, кроме допроса, не предусматривают обязательного участия педагога или психолога (ч. 1 ст. 191, ч. 3 ст. 425 УПК РФ), которых следователь в соответствии с ч. 1 ст. 168 УПК РФ может привлечь к участию в следственном действии как специалистов. Кроме того, п. 3 ч. 2 ст. 426 УПК РФ предоставляет следователю право допустить к участию в следственном действии законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

В этом случае в целях обеспечения безопасности опознающего всех лиц со стороны опознающего необходимо поместить в комнату № 1 вместе с опознающим, а всех лиц со стороны опознаваемого - в комнату №2 вместе с самим опознаваемым. Однако при этом нет гарантии, что лица со стороны опознаваемого, в том числе и защитник, своим поведением не помогут понять своего отношения к опознаваемому, например подачей каких-либо знаков. Этим они могут свести к нулю весь результат проводимого опознания. В связи с этим считаем, что со стороны несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого целесообразно лишь участие защитника, который будет находиться позади опознающего в комнате № 1.

. Некоторые ученые предлагают и другие виды проведения опознания лица в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. Так, Л. Брусницын в случае отказа лица участвовать в следственном действии в качестве опознаваемого, а также в случае его поведения, которое исключает возможность опознания непосредственно лица, например, закрытие лица руками или одеждой, предлагает проводить опознание в такой ситуации по фотографии в соответствии с ч. 5 ст. 193 УПК РФ, т.к., по его мнению, такое поведение опознаваемого является обстоятельством, обусловливающим невозможность предъявления его для опознания. Отметим, что ч. 5 ст. 193 УПК РФ не дает толкования «невозможности предъявления лица», в связи с чем практика идет по различному пути.

Кроме того предлагается использовать видеотрансляцию или видеозапись.

По мнению других, рассматриваемое следственное действие нельзя проводить при помощи заранее сделанной видеозаписи, т.к. этот вид опознания должен проходить в едином временном промежутке. Разрыв во времени в данном случае недопустим, поскольку по желанию опознающего опознаваемому может быть предложено выполнить какие-либо действия, а предварительно сделанная видеозапись исключит такую возможность. Однако при производстве предварительной записи опознаваемому и статистам также может быть предложено произнести какие-либо слова, фразы, а также продемонстрировать какие-либо действия.

. Перед началом следственного действия следователь убеждается, что опознаваемый и опознающий не видели друг друга до начала опознания. После этого в комнату № 2 приглашаются понятые, статисты (лица, с которыми будет предъявляться для опознания опознаваемый); непосредственно сам опознаваемый и его защитник. Присутствующим лицам разъясняются порядок и цели предъявления для опознания, а также их права, обязанности и ответственность. После этого опознаваемому предлагается занять любое место среди статистов. Опознаваемый и статисты остаются в комнате № 2, а следователь, защитник опознаваемого и понятые переходят в комнату № 1. Первым в комнату № 1 должен войти опознающий. Защитника опознаваемого и понятых заводят в комнату № 1 так, чтобы они не имели возможности видеть лицо опознающего, и расставляют у него за спиной. Следователь также разъясняет присутствующим лицам порядок и цели предъявления для опознания, их права, обязанности и ответственность.

Опознающему предлагается осмотреть предъявленных для опознания лиц и сообщить, видел ли он кого-либо из них ранее, если да, то при каких обстоятельствах, по каким приметам он их опознал. Опознаваемому может быть предложено встать, пройтись, продемонстрировать какое-либо действие и т.д. Опознанному лицу предлагается назвать свою фамилию, имя, отчество.

. Следователю и сотруднику, помогающему ему при производстве опознания (второму следователю, оперативному работнику), целесообразно наблюдать за поведением как опознающего, так и опознаваемого для формирования личного убеждения относительно позиции участников следственного действия.

. После опознания целесообразно допросить опознающего, т.к. восприятие им нападавшего, пусть даже одностороннее, возраст, душевное волнение, страх могли оказать влияние на результат следственного действия, т.е. опознающий мог опознать среди представленных лиц нападавшего но не назвать его по каким-либо причинам. Эти причины необходимо указать в протоколе допроса несовершеннолетнего, а также указать, кого именно он опознал, по каким приметам.

После этого составляется протокол следственного действия с указанием условий, при которых оно производилось.

Опрос практиков показал, что результаты очной ставки в 56 % случаев позволяют уличить во лжи несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем недостатки в законодательной регламентации, проблемы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, вызывают затруднения при проведении данного следственного действия.

В соответствии со ст. 192 УПК РФ очная ставка проводится, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия. Кроме того, кодексом предусматривается, что проведение очной ставки - это право, а не обязанность следователя.

На наш взгляд, если до возникновения вопроса о проведении очной ставки были применены меры безопасности в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, например допрос под псевдонимом, предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, то проведение очной ставки не целесообразно, т.к. это сведет к нулю все ранее предпринятые меры.

Кроме того, испугавшись, под психологическим воздействием со стороны несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, опасаясь физической расправы в дальнейшем, несовершеннолетний потерпевший, свидетель может просто изменить свои показания в пользу виновного. При этом здесь необязательно должна быть высказана явная угроза, достаточно взгляда, жеста. Следователю необходимо об этом помнить, принимая решение о проведении очной ставки.

Для успешного проведения очной ставки важное значение имеет его подготовительный этап. Прежде всего это связано с решением следователя о проведении очной ставки, которое представляет собой обоснованную фактическими данными психологическую готовность самого следователя провести данное следственное действие для достижения конкретных целей расследования. Однако изучение материалов уголовных дел, к сожалению, свидетельствует, что следователи часто не готовятся к очной ставке, пытаясь экспромтом добиться ее целей. Разумеется, это приводит к серьезным упущениям.

Если следователь не определил предмета предстоящей очной ставки, не составил перечня конкретных вопросов, по которым нужно получить ответы, и не продумал их четких формулировок, то он, естественно, лишается возможности получить исчерпывающую информацию.

При подготовке к очной ставке следователь должен предусмотреть все необходимые условия для реализации тактических приемов в ходе проведения очной ставки и фиксацией ее результатов.

На данном этапе следователь:

определяет цель и задачи очной ставки;

изучает материалы дела, относящиеся к предмету очной ставки, подготавливает соответствующие материалы дела и вещественные доказательства;

получает дополнительную информацию (знакомится со специальной литературой, консультируется со специалистами, а иногда и привлекает их к очной ставке) по вопросам, которые могут возникнуть при проведении данного следственного действия;

выбирает наилучшие с тактической точки зрения место и время проведения очной ставки;

сообщает информацию о лице, привлекаемом к очной ставке; а также объектах, по поводу которых проводится очная ставка;

определяет участников очной ставки, имеющих по закону право участвовать в ней, и принимает меры к обеспечению их присутствия.

При установлении контакта с допрашиваемыми не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, с учетом свойств личности. Выбор способа установления контакта с допрашиваемыми во многом зависит от того, какое положение в процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса добросовестных потерпевших и свидетелей, допрос во время очной ставки подозреваемых и обвиняемых, как правило, представляет определенную трудность, так как психика последних находится под постоянно действующим раздражителем, доминантой. Следователь должен разобраться в состоянии каждого из допрашиваемых и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта.

Барьерами в установлении психологического контакта могут стать:

мотивационный - отсутствие внутренней осознаваемой потребности к общению с конкретным сотрудником;

интеллектуальный - разный уровень образования, культуры общения;

эмоциональный - состояние партнеров по общению в момент беседы или такое эмоциональное состояние одного их них, которое затрудняет или делает вообще невозможным общение в конкретный отрезок времени;

волевой - явное нежелание партнера контактировать с сотрудником в силу различных обстоятельств (один стремиться получить сведения, другой скрыть их; антипатия к органам внутренних дел в целом и к конкретному сотруднику в частности, а также второму участнику очной ставки и т. д.).

В связи с этим перед следователем уже на стадии подготовки к очной ставке стоит задача выяснения наличия барьеров, препятствующих установлению психологического контакта, и определения доминанты среди них.

Далее подготовка к очной ставке должна заключаться в составлении плана очной ставки. Фактически составление плана очной ставки и проверка готовности к его проведению являются заключительным этапом подготовки к очной ставке. Такой план носит разовый характер, охватывает небольшой временной отрезок и в сущности выступает составной частью плана расследования.

В плане должен быть по возможности исчерпывающе отражен предмет очной ставки. Этот план должен состоять из перечня вопросов, которые нужно выяснить через данных лиц для устранения имеющихся противоречий. При обнаружении упущений план следует дополнить. Окончательно принятый к исполнению, он становится важнейшей предпосылкой успеха предстоящей очной ставки. Однако ошибочно мнение, что, составив такой план, следователь будет иметь своего рода анкету, которую ему остается только передать допрашиваемым. План не мертвая догма, и следователь может в любой стадии очной ставки от него отказаться или изменить, если сочтет это тактически необходимым. Такие изменения плана могут быть вызваны разными причинами, в частности, вновь открывшимися в ходе очной ставки новыми обстоятельствами; неожиданными для следователя аргументами, которые представит допрашиваемый; непредвиденной переменой допрашиваемым тактики и всей линии поведения на следствии; осознанием следователем необходимости перемены своей тактики в отношении допрашиваемого; осознанием следователем ошибочности своих первоначальных выводов и подозрений.

Применение аудио - видеозаписи в ходе очной ставки, проведенной с соблюдением предписаний закона и этических норм, лишает возможности заинтересованных лиц скомпрометировать результаты очной ставки с помощью заявлений о якобы допущенных следователем нарушениях закона, а также оказать незаконное воздействие на допрашиваемого со стороны недобросовестных участников очной ставки.

Законом не определен круг участников, имеющих право принимать участие в очной ставке между несовершеннолетними. Обобщение изученного материала, а также изменения в УПК РФ позволили сделать некоторые выводы, а также предложить тактические рекомендации по проведению очной ставки между несовершеннолетними участниками.

. При решении количественного состава участников очной ставки целесообразно присутствие законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, либо педагога, способных оказать психологическую поддержку. Целесообразно соблюдать соотношение количественного состава со стороны защиты и обвинения. Это поможет несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю чувствовать себя более защищено и психологически комфортно. При этом мы не считаем, что такой состав участников со стороны защиты будет умалять права несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, т.к. с его стороны в любом случае будет присутствовать защитник.

Здесь же логично будет поставить вопрос о возможности представления интересов как несовершеннолетнего подозреваемого, так и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей одновременно одним и тем же педагогом. Ответ на этот вопрос будет однозначным: конечно, нет. Присутствующий при проведении следственного действия педагог должен помочь следователю определить особенности психики несовершеннолетнего, установить с ним психологический контакт и сформулировать адресованные ему вопросы. Педагог должен стать своеобразным доверенным несовершеннолетнего, «проводником» между ним и следователем. Естественно, что один и тот же педагог не может быть доверенным лицом двух людей, интересы которых прямо противоположны. Причем в некоторых случаях отвести эту роль именно педагогу, а не законному представителю, целесообразно по следующим основаниям: во-первых, профессионализм, т.е. специальные познания в области детской педагогики и психологии; во-вторых, незаинтересованность педагога в итоге расследования. Следовательно, руководствоваться педагог в большей мере будет разумом, чем эмоциями.

Следует пригласить также именно того педагога, который уже присутствовал на следственных действиях с несовершеннолетним, установил с ним психологический контакт, доверительные отношения.

. Законным представителям, защитникам, педагогам, психологам и иным лицам, участвующим в следственном действии, необходимо напомнить о недопустимости высказывания замечаний, комментариев по поводу поведения и показаний несовершеннолетних, психологическом давлении на них. Причем разъяснительную беседу лучше провести в отсутствии несовершеннолетних. Здесь же необходимо разъяснить каждому участнику его права и обязанности. Задача следователя при проведении очной ставки усложняется контролем над действиями и поведением большого количества участников следственного действия.

. Очная ставка - контакт нескольких людей: следователя, несовершеннолетних потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, защитника, законных представителей, педагогов и психологов. И установление с ними психологического контакта, выявление их позиции, прогнозирование поведения необходимо начинать уже на начальном этапе расследования и использовать эти знания при проведении очной ставки, а также других следственных действий и для разработки тактических приемов.

. Защитник, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, педагог или психолог, обладающие правами специалиста, являются активными субъектами уголовного процесса. Это повышает объективность уголовного преследования, позволяет отстаивать позицию и права несовершеннолетних. Конечно, участники очной ставки могут злоупотреблять своими правами.

Однако из этой ситуации можно извлечь пользу: например, кто быстрее защитника заметит ошибку следователя и пробелы в расследовании? Выходит, что защитник - первый наиболее опытный союзник, объективно помогающий установлению истины по уголовному делу. Защитник активно влияет на ход и результаты расследования, благодаря этому устраняются пробелы в расследовании, своевременно формулируется обвинительный тезис, устраняются необоснованно вмененные эпизоды. Таким образом, защитник не только и не столько противоборствующая сторона, сколько субъект, способствующий полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств дела. Следовательно, от психологии противоборства необходимо переходить к психологии сотрудничества. Это же в полной мере относится и к другим участникам очной ставки. Однако опытный защитник ошибками следователя, как правило, воспользуется в суде.

. Всем участникам очной ставки необходимо разъяснить цели и порядок про ведения очной ставки.

Особенно следует разъяснить несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю о том, какие меры безопасности предприняты в отношении него: это участие с его стороны педагога, законного представителя; контроль следователя над участниками следственного действия.

. В ходе данного следственного действия несовершеннолетний потерпевший, свидетель мог не только не настоять на ранее данных им показаниях, но и изменить их в пользу подозреваемого, обвиняемого или вообще отказаться от дачи показаний, боясь расправы со стороны последнего. В связи с этим после проведения очной ставки несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля целесообразно допросить повторно, выяснив причины такой позиции.

Если есть основания полагать, что несовершеннолетний потерпевший, свидетель в ходе очной ставки может изменить свои показания в пользу подозреваемого, обвиняемого, либо потерпевшего, свидетель прямо говорит, что боится встречаться с подозреваемым, обвиняемым, в таких случаях проводить данное следственное действие вообще нецелесообразно. Оно все равно не принесет желаемого результата. Скорее, наоборот: несовершеннолетний потерпевший, свидетель, может окончательно испугаться, замкнуться. Судебная перспектива уголовного дела также может оказаться под угрозой и виновное лицо не понесет заслуженного наказания.

. УПК РФ прямо не указывает, но и не запрещает проводить очную ставку в условиях, исключающих визуальное наблюдение. В связи с этим данное следственное действие также можно проводить в двух звукоизолированных комнатах, используя технические средства связи.

Исследовав тактические особенности предъявления лица для опознания и очной ставки автор выпускной квалификационной работы предлагает при расследовании разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними, а также при расследовании других преступлений сотрудники правоохранительных органов должны широко применять тактические приемы при проведении отдельных следственных действий и рекомендации по их проведению, разработанные криминалистикой. Однако в современных условиях разработанных ранее тактических рекомендаций не достаточно. Необходимость использования новых тактических приемов при проведении следственных действий, в том числе по разбойным нападениям, совершенным несовершеннолетними, обусловливается как недостатками законодательной базы, которая требует определенных изменений, так и повышенными требованиями ко всему процессу расследования уголовного дела. В связи с этим необходимо изменение и модернизация тактических приемов, применяемых в следственных действиях с участием несовершеннолетних. На этом во многом будет основываться положительный результат следственных действий.

 


3.3 Назначение и проведение экспертиз

 

В случаях, когда при совершении разбойного нападения был нанесен легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью потерпевшего необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. Перед экспертом должны быть поставлены следующие вопросы:

какова тяжесть, давность и механизм образования причиненных потерпевшему телесных повреждений;

каким по форме орудий причинено повреждение;

не причинено ли повреждение конкретными предметом;

каково было взаиморасположение преступника и потерпевшего в момент повреждения;

мог ли потерпевший сам нанести себе повреждения;

мог ли несовершеннолетний нанести данные повреждения.

При необходимости могут быть назначены дактилоскопическая, трасологическая, судебно-баллистическая и другие экспертизы.

Трасологическая экспертиза может быть назначена с целью идентификации преступника и орудий преступления по следам рук, обуви, транспортного средства, оружия, если они обнаружены и изъяты на месте происшествия.

По делам о разбойных нападениях нередко возникает необходимость назначения комплексной судебной-баллистической и судебно-медицинской экспертизы, а так же экспертизы холодного оружия и следов его применения поскольку возникают вопросы не только, о виде, типе, состояния оружия но и о механизме его применения, нанесения ранений и т.д.

Особенности производства судебно-психологической, комплексной стационарной наркологической психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых.

Судебно-психологическую экспертизу несовершеннолетних обвиняемых от других видов судебно-психологической экспертизы и исследований, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности, отличают следующие признаки:

особая подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение ее с соблюдением специального правового регламента, определяющего (наряду с соответствующей процедурой) права и обязанности эксперта-психолога; субъекта, назначившего экспертизу, несовершеннолетнего обвиняемого;

проведение исследования, основанного на использовании знаний в области возрастной психологии и патопсихологии

проведение исследования несовершеннолетнего лица (мужского или женского пола), а в случае невозможности его обследования - изучение особенностей его поведения в юридически значимых ситуациях, которые нашли свое отражение в материалах уголовного дела;

дача заключения, имеющего статус источника доказательства, с различными правовыми последствиями для несовершеннолетних обвиняемых.

Основания проведения СПЭ несовершеннолетних обвиняемых производны от основания ее назначения. Здесь выделяют фактическое основание и процессуальное. Фактическое основание проведения СПЭ несовершеннолетних обвиняемых совпадает по существу с общеправовым основанием назначения, а именно им является потребность в применении знаний в области возрастной психологии.

Процессуальным основанием производства СПЭ несовершеннолетних обвиняемых является определение или постановление компетентного органа о ее назначении. Это главный процессуальный документ и юридический факт, влекущий возникновение всей системы процессуальных отношений по поводу СПЭ несовершеннолетних обвиняемых. Без такого определения или постановления компетентного органа невозможно появление эксперта-психолога в деле как особой процессуальной фигуры, и проведение экспериментально-психологического исследования несовершеннолетнего. Никакой другой документ не может заменить собой постановление или определение компетентного органа о назначении СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.

Проведение и производство экспертизы имеют разные значения: первый термин обозначает процесс в целом, второй - его отдельную стадию. В уголовно-процессуальном законодательстве термин «проведение экспертизы» не употребляется, а термином «производство экспертизы» обозначают процесс в целом (глава 27 УПК РФ «Производство судебной экспертизы»).

В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации СПЭ может производиться государственными экспертными учреждениями России, частными негосударственными экспертными учреждениями (ч. 2 ст. 195 УПК РФ). Частных экспертов и экспертов негосударственных экспертных учреждений УПК РФ называет просто иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Следует обратить внимание, что до сих пор проведение психологической экспертизы поручается лицам, не имеющим специальной подготовки или мало знакомым со спецификой следственной, судебной и экспертной деятельности

Проведение судебных экспертиз в экспертных учреждениях является предметом двойного регулирования: процессуального (уголовного и гражданского, административного) и ведомственного.

Остановимся на характере регулирования СПЭ ведомственными актами. Следует обратить внимание на то, что в настоящее время производство СПЭ несовершеннолетних обвиняемых осуществляется в системе Министерства юстиции РФ, в системе Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В системе Минздрава психолог практически участвует только в производстве комплексных психолого-психиатрических экспертиз, его деятельность регламентируется Приказом Министерства здравоохранения № 165 от 19.05.2000 г. «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе». данным Приказом вводятся должности медицинских психологов в состав судебно-психиатрических экспертных комиссий и в штат отделений стационарной СПЭ, утверждается также программа подготовки медицинских психологов.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» судебная экспертиза в отношении живых лиц может производиться в добровольном и принудительном порядке.

Эксперту-психологу запрещается применение таких методов, которые будут ограничивать права испытуемого, применять насилие; угрозы или иные незаконные меры по отношению к испытуемому для получения сведений.

Из-за нечеткой правовой регламентации возникают проблемы, связанные с возможностью применения принуждения при проведении не только судебно-медицинских или судебно-психиатрических экспертиз, но и судебно-психологических, в том числе СПЭ несовершеннолетних обвиняемых.

Причины нежелания несовершеннолетнего обвиняемого подвергаться экспериментально-психологическому обследованию могут быть различными. Некоторые подростки не понимают смысла проведения СПЭ, поэтому отказываются отвечать на вопросы. Очень часто против проведения СПЭ выступают законные представители несовершеннолетних обвиняемых, не объясняя причины.

В правовой литературе высказываются различные точки зрения о круге лиц, к которым можно применять меры принуждения, если они отказываются участвовать в производстве экспертизы. Так, например, В.И. Каминская, М.С. Строгович, Л.Д. Королев, В.З. Лукашевич и ряд других ученых полагают, что независимо от мотивов отказа от экспертного обследования обвиняемый и подозреваемый могу


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.