Личность несовершеннолетнего преступника — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Личность несовершеннолетнего преступника

2020-11-02 74
Личность несовершеннолетнего преступника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Автор выпускной квалификационной работы, анализируя научные статьи о личности несовершеннолетнего преступника отмечает, что каждый преступник как личность своеобразен и характеризуется своими взглядами, ценностными ориентациями, интересами и психологическими особенностями. Иными словами личность любого преступника состоит из комплекса свойств характеризующих ее. Но особое место занимает личность несовершеннолетнего. Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, поскольку происходит выявление и оценка особенностей механизма его преступного поведения, выявления специфических причин, порождающих преступное поведение и совершение в этом возрасте разбой. С другой стороны, изучение личности дает ключ для выработки воспитательно-предупредительных мер, особенно индивидуального характера, и предоставляет возможность прогнозирования будущего поведения несовершеннолетнего преступника.

Изучение личности несовершеннолетнего преступника необходимо при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения, окончании предварительного расследования, назначении наказания.

Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей психики, ее неустойчивость, обусловленную процессом становления личности, физического и духовного развития организма, полового созревания. Эти особенности психики несовершеннолетних во многом способствуют их антиобщественным действиям в результате проявления таких качеств, как:

искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность;

ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств;

предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; - эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений;

обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта;

повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности;

стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»;

неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия;

желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству;

внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

Статья 20 УК РФ определяет список преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет, к ним относится и разбой.

Особенности производства по уголовному делу по статье 162 УК РФ в отношении несовершеннолетних выражаются в необходимости установления перечисленных в ст. 421 УПК РФ обстоятельств. Анализ содержания названной нормы показывает, что все перечисленные в ней положения, закреплены в дополнение к ст. 73 УПК РФ, относится к личности несовершеннолетнего обвиняемого.

Перечень обстоятельств, характеризующих личность несовершеннолетнего, совершившего разбой, не детализирован и поэтому не является исчерпывающим, что предопределили множество мнений относительно элементов, подлежащих установлению и доказыванию, совокупность которой будет достаточной, чтобы считать, что данные, характеризующие личность несовершеннолетнего, в том числе совершившего разбой, собраны в достаточной степени.

Значение, которое законодатель придает ее изучению, комплекс следственных оперативно-розыскных и иных действий, направленных на собирание доказательств, характеризующих подростка, объективно позволяют выделить среди тактических операций, которые могут осуществляться по делам в отношении несовершеннолетних, тактическую операцию «Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)».

По мере реализации данной тактической операции следователь не только решает названную задачу, но и своевременно получает информацию, служащую целям достижения других промежуточных задач расследования (организационных, воспитательных, профилактических).

Безусловно, нельзя говорить, что все действия в рамках рассматриваемой тактической операции направлены на достижение только единственной цели. Очевидно, что при производстве осмотра места происшествия, допросов и других действий решение вопросов, связанных с получением информации о личности подростка, составляет всего лишь небольшую часть от всех вопросов, разрешаемых в ходе данных следственных действий. Однако выделенная тактической операцией цель изучения личности обвиняемого предопределяет тактику этих следственных действий.

Указанный аспект выступает в качестве одного из доводов в пользу избрания для изучения личности несовершеннолетнего обвиняемого такой организационной формы, как тактическая операция.

Изучение личности несовершеннолетнего, совершившего разбой, предполагает изучение личности преступника. Кроме того, личность несовершеннолетнего рассматривается с учетом процессуального положения, а так же тех специфических задач, которые предстоит выполнить должностному лицу, в производстве которого находится соответствующее уголовное дело.

Несмотря на достаточно широкий круг действий, осуществляемых по собиранию доказательственной информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, это направление в деятельности следователя понимается очень узко, в связи, с чем не используется весь арсенал средств для установления обстоятельств, характеризующих его личность. Чаще всего в ходе расследования следователи ограничиваются приобщением к материалам уголовного дела одной-двух характеристик, нередко не содержащих непосредственно характеризирующих личность обвиняемого сведений, копии приговоров суда и других справок, создающих у следователя внешнее впечатление о знакомстве с психологическими особенностями подростка.

В этой связи возникает необходимость очертить весь круг доступных следователю источников информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, позволяющих собрать максимальный объем материала, глубоко и всесторонне характеризующего подростка, совершившего преступление.

Вместе с тем совокупность действий, составляющих тактическую операцию, не представляет собой случайного их набора. Каждое их них обусловлено последовательностью проведения, характером и возможностями решения общего задания.

Место, время и обстоятельства совершения преступлений несовершеннолетним очень специфичны, поскольку разбойное нападение чаще совершают в вечернее время, преимущественно неподалеку от мест, где он проживает.

По большинству уголовных дел осмотр места происшествия однозначно выступает первым следственным действием, посредством которого следователь знакомится с совершенным преступлением. Путем анализа данных об обстановке и механизма его совершения устанавливаются личностные качества и свойства правонарушителя. Поэтому в самом начале осмотра следователь должен определить одной из целей своих действий получение информации об эмоциональном состоянии преступника. Более того, место происшествия иногда позволяет следователю выдвинуть версию о нахождении несовершеннолетнего преступника в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Личность несовершеннолетнего имеет определенные особенности, связанные с незавершенностью процесса ее формирования. Основной средой, внутри которой происходит становление и развитие личности подростка, является семья. Исследование жилищных условий семьи несовершеннолетнего позволит следователю выяснить отношение к нему родителей, участие их в его жизни и проблемах, создание ими необходимых условий для его здорового, нравственного и физического развития.

Изучение условий жизни и воспитание несовершеннолетнего позволит следователю не только получить данные о его личности, но так же выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, увидеть атмосферу, формирования его личности. Ведь основной причиной более интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=6psKRm1ramt9yr1SpkY4qiK7HNROVdLBKSRxGTEYZikR*9HwRYl9EcuO9t2GIy0K*jF7d64Pq0AIiJooyjGZw3XSwqVC4X0E4qIpG*3dV-vzX5f7X1FuYuxd-gxOAdmVgsFj1X3Cglii92rw*CrGJh57miopxKrz1BDZ2alHIkFf55pWj4Btv981sG4gmk35QtTWuclKTfHjwahR46nO4RXzz5zbHRXjdVFX3KJkUhXPBXOfmtVuZMIhV-YKdqqFWFs7rRpPpu4HMaxo5sl7bqMwLEA9g6Lqh3czVsQQNOXuZQmATFDEPWYV0kzjOgzIrcnhjA> и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях. Совокупность данных обстоятельств может явиться так же для проведения профилактической работы.

Кроме того, неблагополучная семья оказывает негативное влияние не только на собственных членов, но и на других подростков, с которыми дружат их дети. Таким образом, происходит процесс «заражения» подростков, не принадлежащих непосредственно к данной семье.

Большое отрицательное воздействие на формирование личности оказывает и воспитание детей с преобладанием методов физических наказаний, что порождают у них чувство озлобленности; запугивание и угрозы влекут за собой уходы из дома, а также ведут к появлению у подростков состояния стресса, переходящего в агрессию, проявлению бездушия. При этом, чем меньше в семье считаются с мнением подростка, тем сильнее желание последнего самоутвердиться, хотя бы и вне дома.

В силу того, что подросткам свойственен максимализм, они хотят и стремятся достичь всего и сразу, не оценивая критически собственные способности и законность способов достижения поставленной цели. Отдаленность подростка от родителей, недоверие к ним обуславливает открытие своих сокровенных желаний и тайн друзьям, соседям, лицам, которые могут понять его, посочувствовать, разделить эти желания. Установление этих лиц может дать ценную информацию о несовершеннолетнем.

Если у несовершеннолетнего имеется отдельная комната, ее изучение может дать полезную информацию о вкусах, интересах и увлечениях подростка. Сведения о круге знакомых и ближайшем окружении несовершеннолетнего могут содержать его записные и телефонные книжки. Распространенность в настоящее время мобильных телефонов позволяет выявить круг друзей, с которыми несовершеннолетний чаще всего общается и проводит свободное время. В этих случаях проводится осмотр названных предметов.

Для получения вышеизложенных сведений можно производить обыск. Однако субъекты исследования жилищных условий семьи несовершеннолетнего и обыска различны. Целью обыска не может являться получение информации об условиях жизни и воспитания подростка. В соответствии со статьей 182 УПК РФ основанием его производства является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предмет, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Поэтому ознакомление с условиями жизни и воспитания подростка является сопутствующим фактором розыскных действий следователя, направленных на отыскания и приобщения к материалам уголовного дела дневниковых записей либо иных предметов. В случае если следователю точно известно, где находятся интересующие его предметы, он может произвести их выемку. Другим альтернативным следственным действием может выступить осмотр жилища.

Большое значение имеет допрос родителей, законных представителей. Законный представитель должен появиться в уголовном деле к моменту первого допроса несовершеннолетнего, в качестве подозреваемого или обвиняемого. В этой связи у следователя имеется реальная возможность получить от него показания об известных ему обстоятельствах разбойного нападения, а так же о личности подростка. Однако в реальной обстановке расследования такая возможность существует не всегда или просто не используется следователем.

Также необходимо использовать возможности оперативно-розыскной деятельности. Оперативные работники органов внутренних дел к указанному моменту могут уже располагать сведениями о ближайшем окружении несовершеннолетнего подозреваемого, характеристике этих лиц и сообщенными ими данными.

Также сведения, характеризующие личность несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении разбойного нападения, можно получить по месту его учебы. Показания родителей о личности их ребенка не всегда могут быть объективным, особенно если он дома ласков и послушен, а вне его проявляет себя отрицательно. В этом плане данные, сообщаемые по месту учебы, существенно отличаются от показаний родителей.

Допрос педагога также способствует получить более полные сведения о несовершеннолетнем. Другим источников этих сведений является характеристика. Однако запрос характеристики не обеспечивает освещение различных сторон личности подростка. Такой запрос чаще всего влечет поверхностное отношение к написанию характеристики, ее односторонность, освещение в большинстве случаев отрицательных сторон личности несовершеннолетнего либо вообще отсутствие в ней полезной информации для расследования. Поэтому допрос педагогов - более предпочтительный источник информации.

Большое информационное значение для установления обстоятельств, характеризующие личность несовершеннолетнего, имеют медицинские справки о соматическом и психическом здоровье подростка, отражающие перенесенные им заболевания, черепно-мозговые травмы, органические поражении центральной нервной системы, справки из наркологических кабинетов о том страдает ли подросток алкоголизмом, наркоманией, истории болезней в случае психических заболеваний. Сведения, содержащиеся в этих документах, позволяет решить вопрос об уровне психического развития несовершеннолетнего, своевременно назначить судебно - психиатрическую экспертизу. Указанные данные могут быть получены так же от родителей, родственников или иных свидетелей. Однако эти источники не являются альтернативными, а подлежат обязательному включению в общую доказательственную массу.

Результат психологических, психиатрических или комплексных психолого-психиатрических экспертиз, с одной стороны, предоставляют следователю данные о личности несовершеннолетнего обвиняемого. С другой стороны - их качественное проведение возможно лишь при наличии в материалах уголовного дела достаточной информационной базы для этого.

Таким образом, изучение личности несовершеннолетнего преступника необходимо при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, применении меры пресечения, окончании предварительного расследования, назначении наказания. Несмотря на достаточно широкий круг действий, осуществляемых по собиранию доказательственной информации о личности несовершеннолетнего обвиняемого, это направление в деятельности следователя понимается очень узко, в связи, с чем не используется весь арсенал средств для установления обстоятельств, характеризующих его личность. Так, при расследовании разбойных нападений, совершенных несовершеннолетними, следователю необходимо исследовать жилищные условия семьи несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания. Другим важным источником сведений, характеризующих личность несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в совершении разбойного нападения, являются сведения, сообщаемые по месту его учебы.

Следующие особенности психики несовершеннолетних способствуют антиобщественным действиям: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.

Завершив исследование криминалистической характеристики разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними, автор выпускной квалификационной работы сформулировал следующие выводы:

)   несовершеннолетние, это лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет.

)   для способов совершения разбойного нападения совершенным несовершеннолетним характерны следующие общие черты: внезапность совершения преступления, непродолжительное время совершения разбоев.

)   криминалистические особенности разбойного нападения совершенного несовершеннолетними характеризуются следующими основными чертами: специфичностью предмета преступного посягательства, в который входит: сотовые телефоны, часы, спортивные товары, аудио- и видеотехника, ценности, деньги, спиртное; спецификой времени и места совершения преступления (дворы, подворотни, подъезды домов, лифты, парки, дискотеки, ночные клубы и пр.). Большинство уличных разбоев совершаются в темное время суток, преимущественно вечером; спецификой способа совершения преступления, для которого характерно: групповой характер большинства преступлений несовершеннолетних; отсутствие последовательности и логики в действиях подростков; использование так называемых «книжных» способов совершения преступления; совершение на месте происшествия циничных действий, например, бессмысленная порча товаров; неприятие на месте происшествия тщательных мер к сокрытию следов преступления; спецификой сокрытия и использования результатов преступления, обусловленной во многом тем, что несовершеннолетние менее чем взрослые свободны в реализации и хранении имущества.

Исследовав особенности личности несовершеннолетнего преступника автору выпускной квалификационной работы удалось установить, что антиобщественным действиям способствуют следующие особенности психики несовершеннолетних: искаженное представление о подлинной сущности и значении таких важнейших нравственных понятий, как смелость, трусость, верность, предательство, дружба, измена, героизм, мужество, скромность; ошибки в оценках отдельных лиц, явлений, событий, неумение оценить человека в совокупности всех его свойств и качеств; предпочтение внешним проявлениям человека без учета его подлинных мотивов и целей; эмоциональная неуравновешенность, неустойчивость, повышенная возбудимость, резкая смена настроений; обостренное отношение к окружающему, ко всему новому, незнакомому при отсутствии необходимых знаний и опыта; повышенная физическая активность, инициативность, избыток сил и энергии, обусловленные подъемом жизнедеятельности; стремление к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению «любой ценой»; неприятие «чужих советов», педагогических сентенций старших и иных форм воспитательного воздействия; желание показать и доказать свою «зрелость», стремление к лидерству; внушаемость, излишняя доверчивость, склонность к подражательству, конформизм.


2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ РАЗБОЙНОГО НАПАДЕНИЯ, СОВЕРШЕННОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.