Жаза - наказание (посмертное) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Жаза - наказание (посмертное)

2020-11-02 115
Жаза - наказание (посмертное) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Гудучуну баласы - къыяулу, Хыйнычыны — шашхын.

Баш билмесе да, жюрек

биледи,

Адам кермесе да, Аллах

кёреди.

Жаханим оту — кёрде, Жаннет жарыгъы — кёкде.

Жашау ётер, Жаза жетер.

Жюреги таза — жазадан кери.

Жюреги элгенмеген Жазаны эсге алмаз.

 

Дитя вора родится калекой, Дитя колдуна — помешанным.

О чем не знает голова, о том ведает

сердце,

Чего не видит человек, то видит

Аллах.

Огонь ада — в могиле, Сияние рая — в небесах.

Жизнь (неизбежно) пройдет. Наказание (неизбежно) постигнет.

Чистый сердцем избегнет

наказания.

У кого (ни разу) не вздрогнуло

сердце, О наказании думать не станет.

 

Совершенно очевидно, что тема воздаяния сильно занимала наших предков, была предметом напряженных раздумий и постижений. Об этом говорит и прочно живущее в народе убеждение в его неотвратимости, и не только в ином мире, но и в этой жизни. Дитя (потомок) вора может родиться калекой. Дитя колдуна, занимающегося вредоносной магией (хыйны, хыйны-халмаш), рождается слабоумным. Вряд ли это простое суеверие - за всем этим чувствуется громадный опыт наблюдений. Есть и другие афоризмы, говорящие о тех карах, которые люди сами навлекают на себя или своих потомков в этом мире, но перечислять их ни к чему.

Невозможно человеку, каким бы хитроумным и изобретательным он ни был, обмануть Бога, как невозможно заслонить ладонью солнце. Можно обмануть свой ум, но невозможно - сердце, всегда подающее весть о поражении, об одном еще шаге по лестнице, ведущей вниз. Слово бет («совесть; лицо») в обратном чтении дает теб - «двигаться, биться» (как сердце). Совесть есть то, что не пребывает в покое.

 

МАГЪАНА - СУТЬ (СМЫСЛ)

 

Магъанагъа талпынмагъан Багъанагъа байланыр.

Юйню кючю - багъана, Ойну кючю — магъана.

       Магъанасын билмей, иш

башлама.

 Мыстысыз иш - ауана.

Тишлесенг — жашар ючюн, Ишлесенг — бошар ючюн, Тюшлесенг — солур ючюн, Кючлесенг — болур ючюн.

Нек дей билген жол табар, Билмеген эринин къабар.

Эшек сюйген — чыгъана, Адам сюйген — магъана.

 

Кто не стремится к смыслу, Придет к позорному столбу.

Дом крепок опорным столбом, Дума — смыслом.

 Не начинай труда, не зная его смысла.

Бессмысленный труд - только

тень (труда).

Есть — чтобы жить, Работать — чтобы завершить (ее), Спать — чтобы отдохнуть, Побеждать — чтобы быть.

Кто вопрошает: «Зачем?», тот

найдет путь,

Кто не вопрошает — раскается.

Осел любит колючки, Человек любит суть.

 

Давно было замечено, что в древних символах, в деталях орнаментов на изделиях мастеров так или иначе выражен (отображен) образ мышления народа. И, конечно, любой знак заключает в себе много смыслов. Одна из любимых деталей в тюркских орнаментах - круг с точкой посередине (о чем уже говорилось выше). Я не могу судить, насколько справедливо считать его символом образа мышления всех тюрков и есть ли таковой вообще, но в отношении карачаево-балкарцев это утверждение кажется мне правильным. Много лет приглядываясь, вчитываясь, вслушиваясь в речь, рассуждения по разным поводам, споры карачаево-балкарцев, я пришел к выводу, что, начиная думать о чем-либо, они всегда стараются с ходу, сразу, нащупать самое главное, сердцевину, ядро, суть, и, если это удается, считают, что они уразумели, поняли, и лишь потом говорят о деталях. Если же нет, то оставляют вопрос открытым - пока не понимаем, может быть, поймем потом. И как бы кто красиво ни говорил, если в речи нет стремления дойти до сути проблемы или она не вскрыта, все это остается для типичного карачаево-балкарца сотря-санием воздуха, не более. Уловить самую суть или движение мысли к этой сути - вот что для него самое главное. Если кто-то скажет, что таково же стремление и представителей других народов, спорить не стану. Я говорю лишь о том, что карачаево-балкарец стремится найти суть не постепенно, не путем приближения, а сразу. И, может быть, это и есть одна из своеобразных черт его мышления и характера (об этом см. в нашей работе «Душа Балкарии»).

Показательно, что доминанта этического присутствует и здесь. По мнению творцов Кодекса, человек, не стремящийся постигнуть суть, смысл, закончит позором. Почему? Вероятно, логика такова: кто не стремится постигать суть жизни, учиться у нее, кто следует своим прихотям, тот непременно придет к позорному столбу. Смысл образует стержень, на котором держится вся дума, рассуждение, как старинный дом имел опорой центральный столб («столб» - багъана, «смысл» - магъана; отличие - одна буква, да и та в тюркских языках взаимозаменяема, М-Б). Путаницу и абсурд мышление карачаево-балкарца не переносит, не терпит. Ни в каком виде. Как и беседу ни о чем и обо всем (так называемую «светскую»), это для. пето ъущее тй&к&агдгае. Тйстгъ проблема или вопрос, или рассуждение. Надо найти их сердцевину, поставить границы и пределы, найти центр, ядро, идею {ёзек - букв, «самость»). Точку в круге.

 

ХАКЪ - ИСТИНА

 

Хакъ иеси — Бир Аллах. Халкъдан кери — хакъдан кери. Аллах бирча, хакъ да бирди.

Хакъ — жюрекде, Хаух — тёгерекде.

Тюзлюк этген хакъ табар, Терслик этген как табар.

Кирли болсанг, — халкъ сюймез, Харам болсанг, - хакъ сюймез.

 

Обладатель истины — Единый

Аллах.

Кто далек от народа, далек и от

истины.

Как Аллах един, так едина и

истина.

Истина — в сердце, Тлен — кругом (везде).

Творящий правду найдет истину, Творящий неправое — мамалыгу.

Будешь неряхой - люди

невзлюбят, Будешь подлым — невзлюбит

истина.

 

Поскольку источником жизни является Бог, то и истина, утверждение жизни и ее смысла исходят от Него же. И только Он обладает всей полнотой истины. Одинокая, оторванная от всего народа душа обладать истиной (т.е. тайной жизни) не может - это во много раз превышает его силы. Поэтому тот, кто далек от народа, далек и от истины. По той же причине истину нельзя уяснить - ее можно только чувствовать духом, ее место, как и веры в Обладателя всей истины - в сердце. Служение злу отдаляет человека от нее - истина для карачаево-балкарца есть понятие этическое, и почувствовать ее может только творящий правду в мире, полном тлена и разложения. Творящий же зло обретет только материальное, ничтожное, преходящее, дающее только временное удовлетворение. Истина брезглива, она сторонится любой грязи.

 

ОКЪУУ - УЧЕНИЕ

 

Чыбыкълыкъда бюгюлмеген Къазыкълыкъда бюгюлмез.

Бир адам сюйюи билир, Он адам кюйюп билир.

Эслиге сездирсенг да ангылар, Телиге кёргюзтсенг да тынгылар.

Соргъаннга — айт, Сормагъандан — къайт.

Окъугъан — тёрде, Окъумагъан — кёрде.

Окъугъан — озар, Окъумагъан — тозар.

Телиге окъуу берсенг, Бютюнда тели болур.

 

Что не гнулось, когда было

прутиком, Не согнется, когда станет жердью.

Один познает из любви

(к знаниям),

Десятеро познают, обжигаясь

(на опыте).

Разумный поймет и по намеку, Глупый (тупо) промолчит, даже если покажешь.

Тому, кто спрашивает, — отвечай, От того, кто не спрашивает, -

отвернись.

Образованный — на возвышении, Неуч — в могиле.

Кто учится — преодолеет, Кто не учится — изнеможет.

Если дураку дать образование, Он станет еще глупее.

 

Каково мнение народа о такой важной вещи, как учение (обучение)? Подчеркнуто, что следует начать учение с детства, когда человек наиболее восприимчив, когда его ум еще не скован стереотипами. Но и здесь же следует мнение о том, что предопределение (судьба) играет главную роль. Только один имеет любовь к знаниям, когда десятеро постигают их по нужде или необходимости. Нет никакого равенства способностей - один понимает по намеку, другому хоть сто раз объясни. Имеет смысл учить только того, кто спрашивает, желает знать, но не того, кому все это неинтересно. И, конечно, действительно образованный человек достоин всяческого уважения, и рядом с ним неуч, тот, кто не желает знать, - все равно, что мертвый (именно неуч, а не просто человек, не получивший образования; народ никогда не путал ум и образование, всегда ставя первое выше). Здесь же подчеркнута практическая польза образования, облегчающая жизнь. Но нет в мире ничего, что было бы одинаково хорошо и полезно для всех. Эта мысль и высказана в последнем афоризме. Дураку образование невпрок, оно у него формальное, из него дурак сможет сделать только одно употребление - хвалиться им. Беда, если ему доверят большое дело.

 

БИЛИМ - ЗНАНИЕ

 

Билген да бир, кёрген да бир.

Акъыл кёчмез, Билим кетмез.

 Билгенинг — къуру тогъуз, Билмегенинг — токъсан тогъуз.

Билгенни билген эслер.

Алгъа тынгыла, Артда ангыла, Артда таны.

Биле барсанг, сора бар.

Кёрмеген билмез, Билмеген кёрмез.

Билмеген да бир, Туумагъан да бир.

 

 Узнать и увидеть — одно и то же.

Ум не передается, Знание не исчезает.

Твое знание — только девять, Незнание — девяносто девять.

Знающего замечает знающий.

Сначала послушай, Потом пойми, Потом узнай.

Познавая — спрашивай.

Кто не видел — не узнает, Кто не знает — не увидит.

Незнающий —

Все равно, что неродившийся.

 

Опыт говорил творцам Кодекса, что ум, как и другие дары Бога, по наследству не передается, - от умных родителей могли родиться глупцы, и наоборот (есть в Кодексе и другое мнение). Со смертью человека исчезает из этого мира и его ум. Но остаются его плоды - знания, и их можно передать, но опять-таки только тем, кто способен их усвоить.

Кодекс указывает обладателю знаний на необходимость быть скромным. Что такое в масштабах Вселенной человек - только пылинка, как и его знания - лишь капелька в океане неведомого. (Вспомним, по случаю, забавный титул короля лиллипутов из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта - «отрада и ужас Вселенной».) Но все же, по милости Бога, человек кое-что знает, есть и люди, которые знают больше и точнее других. И только они могут оценить знания других.

Кодекс различает понимание и знание и подчеркивает их связь. Второе без первого невозможно. Чем больше узнаешь, тем больше ты вопросов должен задавать. Но что такое знать? Это, согласно Кодексу, некое видение, или способность воспроизведения чего-либо в уме, яркость воображения. (Ср. русские слова «видеть» и «ведать».) И, конечно, спрятанное знание бесполезно - оно для того, чтобы сообщить его людям. И нужен разум, чтобы его поведать или усвоить.

 

ТЮШ - СНОВИДЕНИЕ

 

Тюшю игиден тюнгюлме, Тюшю аманнга кюлме.

Тюш дегенинг келечиди.

Аман тюшню - игиге (жорала).

 Тюш дегенинг жукъуланы

богъуду,

Анга ийнаннган адамланы

жогъуду.

Мадарынгы кючюнг ачар, Къадарынгы тюшюнг ачар.

Иги тюшюнгю айтма.

 

Видящему добрые сны — верь, Видящего плохие — не

высмеивай.

Сновидение — это посланник.

Недобрый сон толкуй к добру.

Сновидение — это помет сна, Верящий сну — ничтожнейший

из людей.

Действие открывает сила, Судьбу открывает сновидение.

Добрый сон (никому) не рассказывай.

 

Отношение к сновидениям у большинства карачаево-балкарцев, вероятно, было и остается очень серьезным. Сновидение - посланник небес, предупреждающее о том, что ждет человека (а не только то, что было и прошло, как считает позитивистская наука), открывающее ему судьбу. Такое же отношение - в фольклоре. К сожалению, искусство разгадывания снов, очень развитое в народе, так и не было никем изучено хотя бы в малой мере, за исключением отдельных толкований и заметок. Мало осталось и людей, владеющих этим искусством (онейромантикой).

Сны делились на несколько видов:

1.    Къатыш тюшле «смешанные сны» - хаотические, бессвязные,

смысл которых не прочитывается.

2.    Ётюрюк тюшле «лживые сны» - отражающие то, что уже было.

3.    Жораланныкъ тюшле «подлежащие толкованию» - отдельные

образы и символы, смысл которых нужно понять на основе ассоциаций.

4.    Керти тюшле «истинные сновидения» - те, которые предвещают

будущее; оно возвещается чьим-то голосом, или создается иллюзия

полной реальности происходящего, когда человек видит обстановку,

других людей, говорит, действует, переживает и пр.

Знакомое многим и охватывающее внезапно ощущение того, что это уже происходило с ним, что он уже видел эту улицу или дом, этих людей, участвовал в том или ином событии, объясняется тем, что человек видел все это заранее, во сне, но потом забыл. Фактически карачаево-балкарская метафизика рассматривает сновидение как послание вечности, в которой все уже произошло, или как нечаянно прочитанный духом абзац из книги жизни; но люди живут медленно (см. выше), как жучки, ползающие по строчкам давным-давно написанного и законченного тома. Оно и понятно, ведь человек живет сразу в трех мирах -духом в вечности, телом на земле, а душой между ними, во времени.

Карачаево-балкарский язык конкретно определяет и отделяет сон как состояние (жукъу) от сновидения (тюш). Сновидение - это момент, когда плоть и душа, подверженные усталости, спят, отдыхают, когда человек не отождествляет себя с телом или душой; он в этот момент является духом, а потому и способен заглянуть в вечность (или принять его послание). Первый сон - это обычный сон, общее для всех состояние покоя. Люди, думающие, что человек есть только тело, спят глубоким сном наяву, - это второй сон, менее глубокий.

Люди, чья душа полностью погружена в страсти и дрязги, полагающие, что их желания и мысли - это и есть они сами, также спят наяву, но менее глубоко, чем люди, описанные выше. И те и другие напоминают актеров, которые играют свои роли совершенно серьезно, словно под гипнозом, не зная, что они - актеры, и полагая, что данная им роль - это и есть они сами и их жизнь.

И только люди духовные действительно являются проснувшимися (святые и праведники), а потому и способны видеть мир и все его явления такими, какие они есть, а не через пелену сна, затуманенным взором. Не об этом ли слова мудрого Гераклита: «Для бодрствующих существует единый и всеобщий космос, из спящих же каждый отвращается в свой собственный»? Конечно, люди, спящие наяву и называющие это жизнью, будут смотреть на одно и то же и - видеть по-разному и разное; поэтому каждый из огромного большинства людей фактически живет в своем отдельном мире, чем во многом и объясняется их разобщенность. Действительно проснуться - очень трудно. В таком случае, святые - это актеры, которые вдруг поняли и увидели, что участвуют в спектакле, что перед ними просто декорации, а не реальный мир; поняли - и остановились, узрели все, как есть и вышли из игры.

Афоризм о том, что верящие в сны - самые ничтожные из людей, напоминают в историко-героических песнях витязю, увидевшему недобрый сон. Однако герои, зная, что их ждет на пути гибель, никогда не отступают. Иначе и быть не могло - настоящий воин должен идти навстречу своей судьбе, что бы она ни сулила, стремясь к победе, а ее нельзя добиться, если думать о своей обреченности, заранее готовясь к поражению. Замечательны в этом отношении недобрый сон и его разгадка в песне «Бекмырза и Кайсын».

 

ЛЮМ - СМЕРТЬ

 

Ёлюр жаннга ёкюл жокъ.

Жашай эсенг — адамча, Ёле эсенг — адамча.

Адам, кёрюрюн кёргюнчю, Кёрюне кирмез.

Биреу тёшек болуп ёлдю, Биреу эшек болуп ёлдю.

Къорарыкъны кёлю башха.

Бу дунияда этгенинги Ол дунияда табарса.

Ёлюмден аман — хорлукъ.

 

Обреченной душе защиты нет.

Живешь — живи, как человек, Умираешь — умри, как человек.

Человек в могилу не сходит, Пока не испытает сужденного.

Один умер больным, Другой умер ослом (т.е.

подлецом).

У обреченного нрав меняется.

Что творил на этом свете, То и обретешь на том.

Хуже смерти — принуждение

(насилие).

        

 Народ всегда верил, что каждому человеку в Книге жизни (Жашау китабы) отмерен определенный срок, нарушить который не под силу никому, это один из компонентов судьбы. Все совершается в свой черед, все живут и умирают в предназначенный день и час. Никто (или мало кто) знает о том, каков этот срок. Но он не наступает, пока человек не испытает всего, что именно ему суждено. И какова бы ни была жизнь -легка, тяжела, опасна и т. д., - каждый должен стараться жить и умереть человеком, никогда не теряя того, что народ обозначил словом адамлыкъ «человеческое достоинство, все лучшее в человеке». Четвертый афоризм перекликается со вторым. Один умер, будучи больным, слабым, - но человеком. О другом же сказано, что он умер не человеком, а ослом, в продолжение всей своей жизни уступая своей низменной натуре (осел -символ подлости и цинизма).

Считается, что незадолго до смерти нрав человека меняется - в лучшую или худшую сторону. Очень интересен предпоследний афоризм. Согласно ему, человек готовит свою будущую жизнь сам, и находит на том свете тот мир, который он создавал своими поступками здесь. Следовательно, жизнь в этом мире, кроме прочего, является еще и строительством мира будущего.

Смерть - для обыденного сознания - самое страшное. Но Кодекс еще раз говорит о том, что в мире есть то, что хуже смерти - жить в унижении. Народ всегда выбирал нечто определенное: есть жизнь, есть смерть (небытие). Жизнь в унижении не является ни тем, ни другим, она недостойна человека.

Земля рассматривалась предками как центр жизни, отчего и появилось представление о том, что у каждого человека есть своя звезда. Она зажигалась на небе, когда человек рождался, и падала, когда он умирал. Человек - душа звезды, и считалось, что не он от нее зависит, а она от него. Поэтому о пруспевающем человеке, находящемся в зените славы и успеха, говорят: Жулдузу жарыкъ жанады - «Его звезда горит ярко». Небо - отражение земли, так как человек выше звезд.

 

 II. ДУНИЯ - МИР

 

ДУНИЯ - МИР

Дуния бир адамгъа таянмаз.

Дуния биреуге кёп, экеуге аз.

Дуния оноуу санга жетмесин, Элинги оноуу эсингден кетмесин.

Бу дунияда ажашмагъан Ол дунияда ажашмаз.

Бу дунияны сынамагъан Ол дуниягъа жарамаз.

Бар адам адам болса, Жаннет мында болур эди.

Дуния бы л аи турмаз.

 

Мир не опирается на одного

человека.

Мир для одного велик,

для двоих — мал.

Не решай судьбу мира, Не забывай о судьбе своего

народа.

Кто не блуждал в этом мире, Не будет блуждать и в том.

Кто не испытал этого мира, Непригоден и для иного.

Если бы все люди были людьми, Рай находился бы здесь.

Мир таким же не пребудет

(в одном состоянии).

 

В этом разделе собраны некоторые народные афоризмы, отражающие воззрения на природу и мир (дуния) в целом. Слово дуния происходит от дюн, тюн - «явь, свет» (ср. русское «свет» в том же значении).

Люди не знают подлинного единения и обречены еще и на борьбу друг с другом в мире, где все имеет свою противоположность. Об этом и сказано во втором изречении - мир тесен даже для двух человек, они будут соперниками.

Карачаево-балкарцу свойственен один недостаток. Любя в рассуждениях масштабность, он охотно будет говорить о том, что его вовсе не касается, о проблемах мировых, политике великих держав, притом с горячностью, увлеченно, - и нисколько при этом не думая о проблемах своего народа. Этот недостаток самому народу хорошо известен и осужден в популярной пословице: «Кто не мог сложить себе копну сена хотел сложить скирду соломы для села».

Третье речение перекликается с тем, о чем уже говорилось выше, -каждый творит свое инобытие сам, в этом мире. Здесь человек проходит испытание, эта жизнь представляет собой инициацию, в которой совершается отбор достойных мира свободы. Но не все, кто родился человеком, вырастают людьми, иначе рай находился бы здесь. Мы опять видим, какое высокое значение вкладывали творцы Кодекса в слово «человек» - только те, кто достойны называться этим именем (адам), смогут войти в Царство Небесное. И здесь же - прочно укоренившееся в народном сознании понимание этого мира и земной жизни как процесса, в котором остановки быть не может, где все меняется каждое мгновение, приближаясь к своему концу и обновлению.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.