Подеревная инвентаризация и паспортизация. Фотофиксация в лесопарках — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Подеревная инвентаризация и паспортизация. Фотофиксация в лесопарках

2020-10-20 789
Подеревная инвентаризация и паспортизация. Фотофиксация в лесопарках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наряду с таксационными работами на территории рекреационных объектов в зависимости от их назначения, размеров и стадий проектирова­ния может потребоваться подеревная инвентаризация. Как правило, по­добные работы ведутся на площади композиционных узлов в лесопарках, отдельных ценных или сильно поврежденных насаждениях особо охраняе­мых природных территорий, на территории усадебных парков и парках - памятниках садово-паркового искусства или мемориальных заповедниках.

Подеревная инвентаризация может проводиться методом перечета, инвентаризации или паспортизации деревьев. Выбор метода зависит от объ­ема инвентаризационных работ и задач проектирования, но сами работы выполняются в М 1:500-1:100 с обязательной маркировкой деревьев в нату­ре и на плане. В процессе инвентаризации определяются порода с указанием видового и родового названия (для дендрологических и ботанических садов с указанием его на латыни), возраста, высоты, диаметра, категории состоя­ния, местоположения и характера повреждений ствола и кроны, в отдельных случаях - размеров кроны по протяженности и проекции кроны, а также на­значаются мероприятия лечебно-оздоровительного комплекса. Материала­ми инвентаризации в натуре могут служить специальные карточки для про­ведения работ по шифрам с дальнейшей обработкой их на компьютерах или ведомости описательного характера при небольшом объеме инвентариза­ции. Для особо ценных или «именных» деревьев составляется паспорт с на­бором тех же показателей, но с более детальной оценкой по каждому факто­ру, влияющему на состояние дерева [1].

В работах по подеревной инвентаризации при проведении оценки насаждений лесопарков М.М. Орловым предложен критерий степени со­вершенства дерева по его здоровью, энергии роста, развитию кроны, кра­соте формы и предположительной долговечности, а также, с учетом хозяй­ственных целей, добавляется степень необходимости уборки дерева и за­мены его другим в ближайшее пятилетие или же в следующем. В предло­женной классификации 5 классов добротности:

- класс - здоровые, хорошо растущие деревья, с полной кроной, ство­лы совершенной формы, не возбуждающие сомнений в их долговечности;

- класс - здоровые, хорошо растущие деревья с некоторыми недос­татками в кроне и стволе, не угрожающие их долговечности;

- класс - деревья, вызывающие некоторое сомнение в их здоровом состоянии, со значительными недостатками в кроне и стволе, но могущие еще долго оставаться на корню;

- класс - деревья с явными признаками болезни и дефектами в кроне и стволе, не требующие, однако, удаления в ближайшее время;

- класс - деревья с явными признаками отмирания, на составляющие сомнения в необходимости вырубки их в ближайшее пятилетие.

Предложенная классификация вполне может применяться в рекреа­ционных объектах при отводе деревьев в рубку на первом этапе проведе­ния рубок формирования типов пространственной структуры, а при прове­дении инвентаризационных работ по вышеприведенным методам состав­ляет сущность назначения первоочередных и санитарных мероприятий.

Результатом ландшафтной таксации является план современного со­стояния, складывающийся из серии планшетов, где определены площади в пределах выделов и кварталов (участков), а при подеревной инвентариза­ции план подеревной съемки с указанием породы (по классификатору) и номера дерева (рис. 5.1).

 

Рис. 5.1. Фрагмент плана расположения деревьев [1]

 

 

Текстовые материалы представлены сброшюрованными ландшафтно-таксационными описаниями, ведомостями подеревной инвентаризации, обработанными данными перечетов и паспортами особо ценных деревьев.

Существенной деталью ландшафтной таксации является фотофикса­ция, отражающая состояние территории и ее насаждений. Фотофиксацион­ные работы могут служить основой для проектирования улучшения ланд­шафтов или восстановления утраченных элементов в парках и лесных мас­сивах особо ценных участков, историко-культурных и мемориальных му­зеев - заповедников. При проведении фотофиксации ведется специальный дневник с нумерацией кадров и их описанием, а при проектировании эти фотоснимки используются как основа для показа на прозрачной пленке, накладываемой на снимок, мероприятий по посадке или вырубке расти­тельности. В настоящее время эти работы можно проводить с помощью специальной техники - цифровой фотокамеры и применением компьютер­ных программ обработки информации. Для особо важных и значимых участков лесопарков, мемориальных парков и других территорий создаются ГИС, позволяющие в оперативном режиме корректировать информацию по каждому показателю учтенных элементов леса.

По аналогии с лесной таксацией для инвентаризации рекреационных объектов применяются аэрофотоснимки (АФС), используемые в качестве основы для наземных работ и составления планово-картографических ма­териалов. Приемы использования и обработки снимков остаются традици­онными, применяемыми в лесной таксации, а наиболее перспективны они для крупных рекреационных территорий - зеленых зон городов, нацио­нальных и природных парков, биосферных заповедников, устраиваемых в масштабе 1:5000 и 1:10000 [1].

5.2. Картографические и текстовые материалы

 по ландшафтной таксации и инвентаризации

 

По окончанию работ при проведении ландшафтной таксации все материалы подвергаются анализу, для чего предварительно формируется общий массив пространственных и атрибутивных данных по объекту.

В состав картографических материалов по объекту обычно включают абрисы территории в масштабах 1:500, 1:1000, 1:2000, 1:5000,1:10000, планы насаждений 1:10000, 1:25000, 1:50000,1:100000. Планшеты насаждений по кварталам в масштабе 1:5000; 1:10000.

В результате ланд­шафтной таксации составляется ландшафтно-таксационное описание  и пояснительная записка с аналитическими таблицами, отражающими представление о распределении территории по типам лесного ландшафта, классам и группам возраста, породному составу и другим характеристикам.

 

5.3. Понятие и методы лесопаркоустройства

При высоких рекреационных нагрузках сохранение экологически це­лостной и биологически не нарушенной лесной среды невозможно. Поэто­му для рекреационных объектов разрабатывается особая система органи­зации территории, чтобы ведение хозяйства обеспечивало получение необ­ходимых рекреационных условий при максимально возможном сохране­нии лесов и достаточно устойчивого их воспроизводства. В основе такого проектирования лежит задача обоснования и разработки целевой экоси­стемы, к которой возможно подойти через систему мероприятий или ре­жима лесопользования, когда формируются целостные биогеоценозы, спо­собные к саморегуляции и самовосстановлению. Определить характер и степень устойчивости экосистемы, а также уровень ведения хозяйства для ее поддержания позволяет один из методов устройства рекреационных объектов [1].

Метод парколесоустройства - это комплекс взаимосвязанных организационно-технических, лесоводственных и композиционно-плани­ровочных приемов, посредством которых отдельные элементы насаждений и территории объединяются в единое целое. Таким образом создается хо­зяйственная форма деятельности, позволяющая обеспечивать постоянное и неистощительное пользование лесом, а также воспроизводство лесного и рекреационного ресурса.

Выбор метода парколесоустройства зависит от:

- функционального назначения объекта;

- способа учета растительности и оценки территории;

- характера организации лесопользования.

В практике устройства рекреационных лесов получили распростра­нение следующие методы - участковый, классов возраста, подеревного хо­зяйства и комплексный.

Участковый метод имеет целью образование из однородных по со­ставу и производительности насаждений хозяйственных участков с еди­ным направлением лесовыращивания путем выбора древесных пород, форм и структуры насаждений, способов рубки и лесовозобновления, наи­более соответствующим условиям местопроизрастания. В методе участко­вого устройства важным элементом является определение принципа выде­ления хозяйственного участка, к которым могут быть отнесены:

- хозяйственная целесообразность;

- историчность территории или ее части;

- тип условий местопроизрастания;

- почвенно-геологические условия;

- тип пространственной структуры;

- композиционно-планировочные районы или элементы.

Метод классов возраста, на который перешло все лесное хозяйство в 1926 году по специальной Инструкции, составленной выдающимся лесо­водом М.М. Орловым, остается основным и до настоящего времени. По нему устраиваются все леса, в том числе и выполняющие рекреационные функции. В основе этого метода лежат расчеты по организации хозяйст­венных единиц, которые называют хозяйственными секциями. Секции соз­даются из совокупности однородных по составу и производительности (бонитету) насаждений, территориально хотя и разобщенных, но объеди­няемых возрастом, оборотом рубки, способом рубки и способом лесовос- становления.

Насаждения каждой хозяйственной единицы характеризуют таблицы классов возраста, а распределение их по классам возраста в целом на объ­екте будет изменяться под воздействием проводимых мероприятий и по мере роста и развития древостоев. Поэтому на момент организации хозяй­ства таблицы классов возраста являются основой для расчета промежуточ­ного пользования в рекреационных объектах (главного в эксплуатацион­ных лесах) за счет назначения преимущественно рубок ухода, санитарных и реконструктивных, а расчет для объекта в целом складывается из назна­чений в каждой хозяйственной секции. Учетной единицей является такса­ционный выдел, в нем осуществляются все расчеты и назначения по рубке или восстановлению. Таким образом, в метод таблиц классов возраста привносится метод хозяйства по насаждениям, что сближает его с участко­вым, если рассматривать выдел как хозяйственный участок.

Метод таблиц классов возраста разработан в конце XIX века в Сак­сонии для устройства уже тогда преимущественно искусственных лесов Германии. Первый опыт применения этого метода в России оказался не­удачным, он осуществлялся под руководством А.Ф. Рудзкого, леса оказа­лись неподготовленными и весьма мозаичными по составу и возрасту. В 1911-1914 гг. М.М. Орлов предложил комбинированный метод - пери- одно-площадной в совокупности с таблицами классов возраста и хозяйст­ва по насаждениям. В 1926 г. окончательно оформился метод таблиц клас­сов возраста с элементами хозяйства по насаждениям с дополнением рас­четов по методу нормального запаса [1].

Этот метод лежит в основе современного лесоустройства, сближаясь с методами хозяйства по насаждениям или участковым.

Метод подеревного хозяйства применяется на историко- архитектурных и мемориальных музеях-заповедниках, а также на отдель­ных участках особо ценных насаждений, площадях композиционно- планировочных узлов в крупных лесопарковых объектах, рекреационных зонах территорий национальных и природных парков, где для оценки со­временного состояния насаждений и территории и дальнейшего проекти­рования применяется масштаб 1:500. В этом случае в дополнение к поде- ревной инвентаризации и характеристике по типу ланшафтно- таксационного описания в пределах участка проводится оценка парковых элементов и элементов, составляющих его ценотические особенности, с назначением специального и индивидуального ухода. В таких участках дифференциация площадей проводится с выделением парковых компози­ционно-планировочных категорий.

Назначение мероприятий для этого рода объектов разделяется на два направления:

1. систематический уход и проведение лечебно-оздоровительных ра­бот в процессе эксплуатации объекта;

2. комплекс реставрационно - восстановительных мероприятий еди­новременного характера.

Кроме исследования и оценки состояния природного комплекса, сложившегося на территории историко-культурных памятников, для пра­вильной и обоснованной разработки мероприятий требуется значительная работа в архивах с историческими и литературными источниками, что со­ставляет неотъемлемую часть научно-проектных работ при реставрации и реконструкции парков - произведений садово-паркового искусства и пар­ков - памятников культуры.

Подеревный метод организации хозяйства применяется для неболь­ших по площади территорий садов, композиционных узлов или частей объектов, требующих проектирования на стадии рабочей документации в соответствии с требованиями СНиП соответствующих разделов проекта.

Комплексный метод устройства рекреационных объектов применя­ется для крупных образований, где имеет место дифференциация площа­дей по их функциональному назначению, а для натурного обследования и дальнейшего проектирования применяются М от 1:500 до 1:10000. В этом случае могут применяться все три метода для решения соответствующих задач каждой части исследуемой территории, а назначение мероприятий опирается на принципы, определенные одним из выбранных методов пар­колесоустройства [1].

Вопросы для самоконтроля

 

1. Задачи подеревной инвентаризации?

2. Какие документы заполняются при проведении подеревной инвентаризации?

3. Какие документы составляются при проведении и обобщении данных ландшафтной таксации?

4. Перечислите основные методы леспаркоустройства

5. Какой метод леспаркоустройства на сегодня наиболее прогрессивный?

Список литературы

 

Основная

 

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.

2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.

3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.

4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.

5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

Дополнительная

1. Временные технические указания по устройству лесов рекреационного назначения. В/О «Леспроект». -М., 1980.

2. Ландшафтная таксация: Учебное пособие. / Тепляков В.К., Фурсова Л.М., Агальцо- ва В.А. -М.: МГУЛ, 1991. - 123 с.

3. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков // Всесоюзный Госу­дарственный проектно-изыскательский ин-т Союзгипролесхоз, М.: Гослесхоз, 1984.

4. Участковый метод лесоустройства. - М.: Лесн. пром-сть, 1967. - 200 с.

5. Агальцова, В.А. Горки Ленинские. Сохранение и восстановление ландшафтов / В.А. Агапльцова. - М.: Агропромиздат, 1987. - 198 с.

 

 


Лекция 6.

 

Основные средства и правила композиции лесопарков

 

6.1. Использование естественно-природных и искусственных композиционных элементов при разработке проекта лесопарка

 

Разнообразие климатических и природных условий России создают условия для организации весьма значительного количества рекреационных объектов - парков, дендросадов, домов отдыха, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных учреждений - где существенную роль играют природные комплексы как основная классификационная единица ланд­шафта. Рекреационную функцию выполняют и леса, предназначенные для отдыха: городские леса, лесопарки, зеленые зоны городов, леса санитарной охраны курортов, 50-метровые полосы вдоль туристических маршрутов, 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов, рыба­ков и автостоянкам, участки леса в национальных и природных парках, за­казниках и заповедниках, специально отведенные для организации позна­вательного или прогулочного отдыха.

Независимо от назначения и характера использования объекта или территории они требуют формирования как комфортной среды для чело­века, так и создания объектов высокого эстетического уровня, что достига­ется использованием приемов и правил ландшафтного искусства, призван­ного вместе с архитектурой и градостроительством организовать наиболее привлекательную и Композиция - это соотношение и взаимное расположение частей ху­дожественного произведения или произведения ландшафтного искусства, в котором соединяются формы трех видов - фронтальная, объемная и глу­бинно-пространственная.

Построение композиции требует такого соотношения отдельных частей, чтобы они создавали единое целое, для чего в ландшафтном искус­стве используются два вида элементов - природные и искусственные - со­четание и взаимосвязи которых определяют индивидуальные качества объекта рекреацииэкологически здоровую пространственную среду.

Композиционное решение объекта рекреации определяется:

- четким выявлением в композиции главного и подчиненного с уста­новлением масштабных по пропорциям и гармоничных по соотношению отдельных элементов или частей между собой;

- использованием рельефа местности и всех природных особенно­стей - растительности, условий местопроизрастания, соотношения типов пространственной структуры, созданием гармоничных по форме и цвету сочетаний.

Композиция предполагает использование формы элементов в трех видах.

Фронтальная характеризуется преобладанием горизонтальных и вер­тикальных элементов над глубиной формы.

 Объемная - все три измерения имеют одинаковые пропорции и значение.

Глубинно-пространственная - плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки.

Объемные формы в композиции составляют древесно-кустарниковая растительность, архитектурные сооружения и малые архитектурные фор­мы. Плоскостные формы создают водные поверхности, луга, поляны, пло­щадки. Разнообразие элементов естественных и искусственных обуславли­вается их величиной, строением, геометричностью форм, положением в пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. Совокупность про­странств и соотношение величин, объединенных единой композиционной идеей, их пропорциональность могут выразить монументальность, торже­ственность, скромность, простоту. Масштабность создает соотношение го­ризонтальных, вертикальных и объемных пропорций, которые могут соз­дать впечатление гармонии и красоты, а выявляя структуру окружения - оценить его значение. Пропорциональность позволяет ощутить красоту, хотя она и не видна [1].

Среди трех природных компонентов ландшафта - рельефа, расти­тельности и водного пространства - ведущее место занимает рельеф, рас­тительность - производный, но динамичный компонент, без водных уст­ройств объект рекреации может существовать.

Рельеф определяет композиционное построение парка или лесопар­ка, общий характер зрительного восприятия и функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организуют растительность, влияют на микроклимат. Рельеф - наиболее стабильный компонент ландшафта, все остальные - производ­ные. Формы рельефа создают эмоциональный эффект: понижения и замк­нутости - сосредоточенность, интимность; вершина горы или холма - ду­шевный подъем, бодрость, восторг.

Растительность распределяется по типам пространственной структуры и типам парковых насаждений, среди которых существенное значение приобретают солитеры (отдельно стоящие деревья), группы, куртины, массивы, аллеи. В композиции лесопарка важная роль отводится созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных карти­нах и формирование опушек

Вода и ее физические свойства - текучесть, абсолютно горизон­тальная поверхность, зеркальность, звучание, изменение цвета и формы - отражает настроение человека: любование, дистанционное и фронтальное восприятие пейзажей. Реки, ручьи, каскады прудов, каналы могут исполь­зоваться как композиционные оси и центры, а декоративные бассейны, ис­точники, водопады - в качестве центров композиции, акцентов.

В зависимости от размеров объекта, композиционного решения и придания парку или лесопарку художественной выразительности исполь­зуются следующие средства композиции:

Цвет и светотень. Цвет - световой фон чего-либо, окраска, луч­шая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике, ландшафтном искусстве.

Использование этих приемов наиболее наглядно представлено раз­личными по окраске видами растительности: темные кроны ели обыкно­венной и канадской, пихты сибирской и бальзамической, серебристые от­тенки крон разных форм ели колючей, синеватые кроны сосны обыкновен­ной и сосны сибирской кедровой, различные оттенки зеленого цвета лист­венных пород - липы, березы, ясеня - светлее, дуба и клена - темнее, кле­на сахарного - серебристой кроной, как и у тополя белого или ивы белой, краснолистные формы клена Шведлера, лещины или барбариса, пестроли­стные дерена бело- или золотисто-окаймленного. Интересную сиреневую гамму приобретают насаждения ольхи серой ранней весной, воспринимае­мые на фоне белого, еще не сошедшего снега в яркий солнечный день [1].

Игра светотени создается, и она особенно выразительна, при форми­ровании полуоткрытых типов пространственной структуры, в насаждениях чистых рощ любого породного состава с полнотой 0,3-0,5 при отсутствии подроста и подлеска.

Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдален­ного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоско­сти трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответст­вии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обуслов­ленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.

Формирование перспектив в лесопарках возможно как линейных, используя аллеи, просеки, узкие кулисы, направляя взгляд посетителя на сооружение, красивое дерево, другой вполне различимый объем или объ­ект, так и широких панорам окрестностей, организуя видовые точки, ис­кусственные горки и площадки, с которых эти перспективы и панорамы открываются.

Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность - соответствие поставленной цели, разумность, практическая полезность. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель. Этот прием садово- паркового искусства проявляется в планировочной структуре объекта, ко­гда проектируется дорожно-тропиночная сеть, каждая часть которой должна иметь вполне обоснованные цели и конечные пункты, при разум­ном использовании природных особенностей и достопримечательностей территории для организации наиболее целесообразного передвижения по­сетителей.

Единство и соподчиненность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соподчиненность - на равных основаниях подчиненность чему-либо общему. Среди средств композиции единство и соподчиненность относится к построению всего объекта, причем и планировочная, и пространственная структуры рассмат­риваются как единое целое, единый замысел, которому подчинены реше­ния каждой составляющей композиции лесопарка или парка. Например, планировка зоны активного отдыха с мелким членением площади в силу насыщенности элементами благоустройства сочетается с открытыми или полуоткрытыми типами пространства, а в зоне тихого отдыха с нешироки­ми прогулочными дорожками предпочтение имеют закрытые пространства с выраженными лесными, глухими и удаленными участками.

Масштабность и пропорциональность. Масштабность - мерило, относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее действительной величине. Пропорциональность - зависимость между дву­мя величинами - прямая или обратная.

Масштаб - одно из важнейших средств композиции, отражающих степень соответствия величины объекта, сооружения или их части своему назначению и окружающей среде, а масштабность - это масштаб, сораз­мерный человеку.

В композиции садово-парковых ансамблей масштаб является важ­нейшим средством выразительности как специфическое качество всей объемно-пространственной и планировочной структуры и часто воспри­нимается посетителем в зависимости от возникающих ассоциаций с уже виденным ранее. Так, например, одни и те же куртина древесно- кустарниковой растительности, поляна или отдельное дерево приобретают различную, масштабную выразительность в разном окружении - среди обширного лесного массива, внутри небольшого по площади парка или в окружении застройки. По мнению архитектора А.П. Вергунова только оп­тимальные размеры частей и элементов парка и сооружений, которые наи­более соответствуют конкретному функциональному назначению и содер­жанию этих объектов, чаще всего и дают примеры подлинно масштабного решения... Идеалом масштабного построения является сочетание функ­ционального и эстетического масштабов.

Функциональный масштаб должен подчиняться потребностям обес­печения комфорта для пребывания на объекте посетителей различного возраста при организации видов отдыха. Для занятий спортом взрослых или молодежи желательны открытые площади размером до 0,5 га, а для детей - от 100 до 500 кв. м в зависимости от возраста.

Эстетический масштаб основан на восприятии посетителем той или иной композиции, выявлении наиболее привлекательных природных эле­ментов - водных пространств, открытых лугов с красиво цветущим траво­стоем, декоративных групп и отдельных деревьев, сооружений малых ар­хитектурных форм, искусственных и естественных форм рельефа выра­женных как в миниатюрных, так и в значительных по размеру формах, где непременно должен работать и функциональный масштаб.

В этом плане наряду с масштабностью в композиции объекта сущест­венную роль играет пропорциональность как соразмерность отдельных час­тей объекта или его территории. Цельность композиции могут обеспечить только взаимосвязанные и пропорционально соединенные формы, подчи­ненные определенному функциональному назначению. В архитектуре и решении пространства в качестве основы пропорциональности принято ис­пользовать правило «золотого сечения» или, как его именовал Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математическом выражении представля­ет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. В ландшафтной архитектуре закон «золотого сечения» для создания художественного образа имеет сущест­веннейшее значение, так как на его основе построены выдающиеся произ­ведения садово-паркового искусства - Петродворец, Архангельское, Куско­во. Пропорциональность всегда связана и с планировочным построением объекта, особенно в регулярных композициях, с природными особенностя­ми и функциональным назначением объекта, решением объемно- пространственной выразительности, когда существенную роль, наряду с растительностью, играют архитектурные сооружения и детали художест­венного оформления: например павильоны, беседки, памятные стелы в Ар­хангельском, замыкающие перспективы аллей регулярного парка [1].

Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропор­циональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середи­ны или центра. В композиции эти средства применяются при проектирова­нии осевых построений, когда имеется необходимость придания объекту большей парадности, торжественности или выразительности. В условиях лесопарков симметричные решения в планировке и декоративном или ху­дожественном отношении целесообразно применять на участках входов, композиционных центров или на отдельных специально созданных участ­ках типа моносадов или вокруг интересных сооружений малых архитек­турных форм.

Асимметричные композиции - наиболее распространенный тип в современных лесопарках, где основу составляют свободные решения, выяв­ляющие наиболее интересные особенности естественного ландшафта при размещении композиционных узлов и элементов композиции в зависимости от общего решения объемно-пространственной структуры территории.

Гармония - соразмерность расположения точек, объектов, эле­ментов относительно плоскости или прямой. Прежде всего, гармония на объекте ландшафтной архитектуры прочитывается в целостности компо­зиции, ее соответствии между человеком и окружением, правильностью выбранного масштаба, пропорциональностью составляющих частей, выра­зительностью цветового и светового решений, наличием разнообразных ощущений в зависимости от характера построения пейзажных картин и вкрапления художественных деталей декоративного оформления.

Дополнительными средствами повышения выразительности объекта служат контраст и нюанс.

Контраст - резко выраженная противоположность. Применение контраста весьма разнообразно и возможно в любом из перечисленных выше средств композиции, но в целом использование его можно предста­вить как противопоставление одних форм другим. Например, включение в древесно-кустарниковую группу из березы повислой ели обыкновенной, на фоне темного дубового леса посадку группы пирамидальных или белых тополей. Контраст может быть выражен и при резком переходе из темного хвойного леса на обширное пространство поляны, заливного луга или ви­довую точку с открывающимися далекими перспективами окрестностей.

Нюанс - оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тон­кое различие в чем-либо. Как средство композиции нюанс носит камерный характер, употребляется как элемент художественного обогащения объек­та, подчеркивая выразительность какого-либо элемента растительности, планировки, ландшафтного дизайна.

В целом следует отметить, что применение средств и правил компо­зиции - процесс творческий, создание сложных садово-парковых или ландшафтных объектов требует определенной искусствоведческой подго­товки, и только наряду с глубоким знанием дисциплин биологического профиля возможно соединить в неразрывное целое природные и искусст­венные компоненты, чтобы получить достойное современности произве­дение ландшафтного искусства [1].

 

6.2. Ландшафтно-планировочная и объемно-пространственная организация лесопарков

 

Композиционно-планировочная и объемно-пространственная органи­зация территории направлены на раскрытие, использование и обогащение природных особенностей объекта лесохозяйственными и садово- парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарко­вый или парковый ландшафт.

Планировочная и объемно-пространствен­ная структура объекта рекреации - это взаимосвязанная композиция сис­темы центров, основных и второстепенных планировочных узлов, локаль­ных акцентов и естественного ландшафта, объединенных в единую систему определенным художественным замыслом, отвечающим функциональному назначению территории.

Объемно-пространственная организация ее заключается в разработке схемы распределения по площади типов пространственной структуры (ТПС) на основе материалов ландшафтной таксации. Определяющим фак­тором размещения ТПС является соразмерность их соотношения на пло­щади объекта. Ориентировочное процентное соотношение ТПС для рек­реационных объектов приводят следующие авторы: проф. МГУЛ Л.М. Фурсова и руководитель проектной группы института КиевНИИградостроительства И.В. Родичкин [1].

В южных климатических зонах должны преобладать закрытые типы пространства, что связано с необходимостью снижения высокого уровня солнечной радиации при создании комфортных условий для отдыха насе­ления. Одновременно для северных регионов увеличивается процент от­крытых пространств, позволяющих в короткое северное лето отдыхающим получить максимум тепла и солнца.

Приведенные рекомендации разнятся диапазоном процентного со­отношения закрытых, полуоткрытых и открытых пространств, что в пер­вом случае дает большую свободу в проектных разработках рекреацион­ных объектов на основе комплексной оценки природных особенностей, сохраняя или преобразовывая их для общего композиционного ре­шения. Во втором - рекомендованы ограничения достаточно жесткими рамками распределения площадей, что имеет свои преимущества при отсутствии опыта проектирования и специалистов в области ландшафт­ной архитектуры.

Пространственная структура объекта строится путем сочетания раз­личных пейзажей из объемных элементов, воспринимаемых человеком как в состоянии покоя, так и движения, и решается в трех или четырех измере­ниях - длина, высота, ширина и время.

Если объемно-пространственная структура объекта строится на со­четании открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, то планиро­вочная подразделяется на композиционные схемы планировки - простые и сложные.

Сочетания всех простых схем в различном соединении создает сложные композиционные схемы, варианты которых могут быть весьма рациональны и соответствовать конкретным природным или территори­альным особенностям объекта. При этом планировочная структура должна оставаться достаточно простой, при двухмерном планировании на плоско­сти, поэтому в планировочных схемах лучами или осями могут быть про­секи, перспективы, продольные оси водоемов и т.п.

В зависимости от размещения композиционных центров на территории объекта, местоположения и форм ведущих ландшафтов создается основное направление дорожно-тропиночной сети - радиальное, кольцевое или ли­нейное. При компактном размещении композиционных центров может создаваться кольцевой маршрут, например, вокруг озера или пруда, или радиальная структура, например, в сторону спортивных или игровых пло­щадок, а при вытянутом расположении - линейная - вдоль реки, по пери­ферии объекта и т.п. При наличии нескольких композиционных центров для каждого создается сеть дорог, но все сети приводятся в единую плани­ровочную структуру [1].

Планировочное решение лесопарковой территории предусматривает организацию пространства с учетом создания условий для обеспечения физиологической и психологической комфортности человека, пребываю­щего на природе. Выбор решения основывается на характере природных и градостроительных особенностей объекта, а эффективность отдыха - на организации системы центров, обеспечивающих рекреационные, познава­тельные и оздоровительные потребности посетителей. В практике плани­рования лесопарков и других объектов рекреационного назначения сложи­лись три основных приема размещения композиционных центров или уз­лов планировки: компактный, компактно-групповой и рассредоточенный [2].

При компактном размещении композиционных центров достигается удобство обслуживания посетителей, но значительно увеличивается на­грузка на небольшие участки, и не охватываются другие интересные части территории. Рассредоточенный создает сложности в обслуживании и со­держании центров, поэтому наиболее предпочтительным является компактно-групповой, позволяющий достичь наиболее оптимальных компози­ционных решений.

В качестве композиционных узлов или центров в лесопарках или других рекреационных объектах могут использоваться:

- входы на территорию;

- большие поляны;

- водные устройства - озера, искусственные водоемы различного на­значения, реки, ручьи, травяные и песчаные пляжи, аэросолярии и пло­щадки-солярии в лесу;

- секторы развлечений или площадки с развлекательными уст­ройствами;

- поля для фестивалей с эстрадой;

- спортивные площадки или спортивно-оздоровительные тропы;

- детские городки или площадки;

- бивуачные площадки, палаточные городки, площадки для пикников;

- обзорные площадки на искусственном или естественном рельефе;

- архитектурные здания и сооружения, памятники архитектуры, ка­фе, рестораны, учреждения стационарного отдыха;

- здания и сооружения обслуживания, административно-х<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.