Основы лесопаркового хозяйства — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основы лесопаркового хозяйства

2020-10-20 505
Основы лесопаркового хозяйства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы лесопаркового хозяйства

Краткий курс лекций

Направление подготовки

Ландшафтная архитектура

Профиль подготовки

Садово – парковое и ландшафтное строительство

Саратов 2016


УДК 712

 

 

Рецензент:

 

Доцент кафедры «Лесоводство и лесная таксация», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ»

С.В. Кабанов

 

 

     Основы лесопаркового хозяйства: краткий курс лекций для студентов (направление подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура. Направление подготовки Садово – парковое и ландшафтное строительство) / Сост.: А.В. Терешкин // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 90 с.   Краткий курс лекций по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства» составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура». Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам рекреационного лесопользования, лесопаркового проектирования в пределах зеленых зон населенных пунктов. Направлен на формирование у студентов знаний об основных закономерностях и принципах проектирования и эксплуатации лесопарков и рекреационных зон на принципах сохранения экологической стабильности.                                                                       УДК 712                                                                    
   

 

© Терешкин А.В., 2016

                                                             © ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016

 

                                             


Введение

Использование лесных территорий для организации рекреации и туризма в пределах зеленых зон населенных пунктов — одно из современных направлений развития лесного хозяйства и ландшафтной архитектуры региона.

Краткий курс лекций по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства» предназначен для студентов по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура». Он раскрывает основные понятия рекреационного лесопользования, ландшафтного планирования, организации отдыха и туризма в пределах лесопарков. Курс затрагивает современные аспекты проектирования, строительства и эксплуатации лесопарков и других объектов рекреации в лесах на принципах сохранения экологической стабильности и целостности ландшафтов. Курс нацелен на формирование ключевых компетенций, необходимых для эффективного решения профессиональных задач и организации профессиональной деятельности на основе глубокого понимания законов функционирования лесных ландшафтов.


Лекция 1

Понятие рекреационного лесопользования

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение рекреационного лесопользования.

2. Дайте современную трактовку понятия «рекреация».

3. Перечислите виды отдыха.

4. Какая возрастная группа испытывает большую потребность в лесном отдыхе?

5. Какова средняя продолжительность посещения рекреационных территорий при кратковременном отдыхе?

6. Назовите сезон с максимальным посещением лесов отдыхающими.

7. Какие территории максимально привлекают отдыхающих в теплое время года?

8. Перечислите категории защитности лесов, имеющие отношение к лесной рекреации

9. Дайте определение лесопарку

10. Назовите основные виды лесопарков основные фазы рекреации и кратко охарактеризуйте их.

11. На какие хозяйственные части подразделяются леса зеленых зон?

12. Каковы особенности «советского» и современного видения рекреации?

13. Перечислите объекты рекреационного лесопользования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная

1. Агальцова В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник. / В.А. Агальцова М.:ГОУ ВПО МГУЛ, 2012. -213 с. ISBN 5-8135-0409-5

Дополнительная

 

  1. Пронин М.И. Лесопарковое хозяйство: Учебник / М.И. Пронин -М.: КолосС, 2002 -175 с.

2. Основы лесопаркового хозяйства: Учебник для ср. спец. учеб. заведений по спец. 2604 – "Лесное и лесопарковое хозяйство" / О.С. Артемьев, О.Ф. Буторова, Н.В. Ковылин, Л.Н. Козлова, Р.Н. Матвеева. М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 160 с.

3. Географические аспекты исследования рекреационных систем. М.: 1979. 285 с


Лекция 2.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Перечислите отрицательные проявления рекреации на лес

2. Перечислите показатели рекреационной емкости лесов

3. Что такое предел устойчивости к рекреации?

4. Какие виды лесной рекреации вы знаете?

5. Перечислите показатели, определяющие рекреационные нагрузки

6. Какие методы оценки рекреационных нагрузок Вам известны?

 

 

Список литературы

 

Основная

1. Агальцова В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник. / В.А. Агальцова М.:ГОУ ВПО МГУЛ, 2012. -213 с. ISBN 5-8135-0409-5

Дополнительная

 

  1. Пронин М.И. Лесопарковое хозяйство: Учебник / М.И. Пронин -М.: КолосС, 2002 -175 с.

2. Основы лесопаркового хозяйства: Учебник для ср. спец. учеб. заведений по спец. 2604 – "Лесное и лесопарковое хозяйство" / О.С. Артемьев, О.Ф. Буторова, Н.В. Ковылин, Л.Н. Козлова, Р.Н. Матвеева. М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 160 с.

3. Географические аспекты исследования рекреационных систем. М.: 1979. 285 с

4. ОСТ 56-84-85 Использование лесов в рекреационных целях термины и определения

5. ОСТ 56-100- 95 "Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы" (утв. приказом Рослесхоза от 20 июля 1995 г. N 114)

 


Лекция 3.

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Какие показатели входят в систему предпроектных оценок территории?
  2. Какие изыскания проводят на предпроектном этапе работ в лесопарках?
  3. Цель топографо- геодезических исследований?
  4. Цель почвенно – мелиоративных изысканий?
  5. Цель и состав лесопатологических изысканий?
  6. Цель и состав санитарно – гигиенических исследований территории?
  7. Цель рекреационных исследований
  8. Цель инженерных изысканий дорожно – тропиночной сети?
  9. Какие планово – картографические и текстовые документы составляются при проведении изыскательских работ?
  10. Цель и элементы ландшафтного анализа территории лесопарков?
  11. Перечислите факторы ландшафтного анализа.

 

Список литературы

 

Основная

 

  1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.
  2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.
  3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.
  4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.
  5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.
  6. Сродных, Т.Б. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. указания [по проведению самостоятельных работ для студентов спец. 250203] / Т.Б. Сродных. – Екатеринбург, 2004.
  7. Электронный ресурс. http://landscape.totalarch.com/node/118

Дополнительная

1. ГОСТ 177.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1980. – 4 с.

2. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1978. – 4 с.

3. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 8 с.

4. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. пособие / В.А. Агальцова. – 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2005. – 40 с.


Лекция 4.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите и охарактеризуйте типы пространственной структуры в лесопарках?

2. Какой показатель используется при определении ТПС лесного участка?

3. Чем отличаются таксационный и ландшафтный выделы?

4. Перечислите основные характеристики, устанавливаемые для ландшафтных выделов при таксации

5. Какие документы заполняются при проведении ландшафтной таксации?

 

 

Список литературы

 

Основная

 

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.

2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.

3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.

4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.

5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

6. Сродных, Т.Б. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. указания [по проведению самостоятельных работ для студентов спец. 250203] / Т.Б. Сродных. – Екатеринбург, 2004. -36с.

Дополнительная

5. ГОСТ 177.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1980. – 4 с.

6. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1978. – 4 с.

7. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 8 с.

8. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. пособие / В.А. Агальцова. – 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2005. – 40 с.

 

 


Лекция 5

Вопросы для самоконтроля

 

1. Задачи подеревной инвентаризации?

2. Какие документы заполняются при проведении подеревной инвентаризации?

3. Какие документы составляются при проведении и обобщении данных ландшафтной таксации?

4. Перечислите основные методы леспаркоустройства

5. Какой метод леспаркоустройства на сегодня наиболее прогрессивный?

Список литературы

 

Основная

 

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.

2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.

3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.

4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.

5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

Дополнительная

1. Временные технические указания по устройству лесов рекреационного назначения. В/О «Леспроект». -М., 1980.

2. Ландшафтная таксация: Учебное пособие. / Тепляков В.К., Фурсова Л.М., Агальцо- ва В.А. -М.: МГУЛ, 1991. - 123 с.

3. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков // Всесоюзный Госу­дарственный проектно-изыскательский ин-т Союзгипролесхоз, М.: Гослесхоз, 1984.

4. Участковый метод лесоустройства. - М.: Лесн. пром-сть, 1967. - 200 с.

5. Агальцова, В.А. Горки Ленинские. Сохранение и восстановление ландшафтов / В.А. Агапльцова. - М.: Агропромиздат, 1987. - 198 с.

 

 


Лекция 6.

 

Основные средства и правила композиции лесопарков

 

6.1. Использование естественно-природных и искусственных композиционных элементов при разработке проекта лесопарка

 

Разнообразие климатических и природных условий России создают условия для организации весьма значительного количества рекреационных объектов - парков, дендросадов, домов отдыха, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных учреждений - где существенную роль играют природные комплексы как основная классификационная единица ланд­шафта. Рекреационную функцию выполняют и леса, предназначенные для отдыха: городские леса, лесопарки, зеленые зоны городов, леса санитарной охраны курортов, 50-метровые полосы вдоль туристических маршрутов, 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов, рыба­ков и автостоянкам, участки леса в национальных и природных парках, за­казниках и заповедниках, специально отведенные для организации позна­вательного или прогулочного отдыха.

Независимо от назначения и характера использования объекта или территории они требуют формирования как комфортной среды для чело­века, так и создания объектов высокого эстетического уровня, что достига­ется использованием приемов и правил ландшафтного искусства, призван­ного вместе с архитектурой и градостроительством организовать наиболее привлекательную и Композиция - это соотношение и взаимное расположение частей ху­дожественного произведения или произведения ландшафтного искусства, в котором соединяются формы трех видов - фронтальная, объемная и глу­бинно-пространственная.

Построение композиции требует такого соотношения отдельных частей, чтобы они создавали единое целое, для чего в ландшафтном искус­стве используются два вида элементов - природные и искусственные - со­четание и взаимосвязи которых определяют индивидуальные качества объекта рекреацииэкологически здоровую пространственную среду.

Композиционное решение объекта рекреации определяется:

- четким выявлением в композиции главного и подчиненного с уста­новлением масштабных по пропорциям и гармоничных по соотношению отдельных элементов или частей между собой;

- использованием рельефа местности и всех природных особенно­стей - растительности, условий местопроизрастания, соотношения типов пространственной структуры, созданием гармоничных по форме и цвету сочетаний.

Композиция предполагает использование формы элементов в трех видах.

Фронтальная характеризуется преобладанием горизонтальных и вер­тикальных элементов над глубиной формы.

 Объемная - все три измерения имеют одинаковые пропорции и значение.

Глубинно-пространственная - плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки.

Объемные формы в композиции составляют древесно-кустарниковая растительность, архитектурные сооружения и малые архитектурные фор­мы. Плоскостные формы создают водные поверхности, луга, поляны, пло­щадки. Разнообразие элементов естественных и искусственных обуславли­вается их величиной, строением, геометричностью форм, положением в пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. Совокупность про­странств и соотношение величин, объединенных единой композиционной идеей, их пропорциональность могут выразить монументальность, торже­ственность, скромность, простоту. Масштабность создает соотношение го­ризонтальных, вертикальных и объемных пропорций, которые могут соз­дать впечатление гармонии и красоты, а выявляя структуру окружения - оценить его значение. Пропорциональность позволяет ощутить красоту, хотя она и не видна [1].

Среди трех природных компонентов ландшафта - рельефа, расти­тельности и водного пространства - ведущее место занимает рельеф, рас­тительность - производный, но динамичный компонент, без водных уст­ройств объект рекреации может существовать.

Рельеф определяет композиционное построение парка или лесопар­ка, общий характер зрительного восприятия и функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организуют растительность, влияют на микроклимат. Рельеф - наиболее стабильный компонент ландшафта, все остальные - производ­ные. Формы рельефа создают эмоциональный эффект: понижения и замк­нутости - сосредоточенность, интимность; вершина горы или холма - ду­шевный подъем, бодрость, восторг.

Растительность распределяется по типам пространственной структуры и типам парковых насаждений, среди которых существенное значение приобретают солитеры (отдельно стоящие деревья), группы, куртины, массивы, аллеи. В композиции лесопарка важная роль отводится созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных карти­нах и формирование опушек

Вода и ее физические свойства - текучесть, абсолютно горизон­тальная поверхность, зеркальность, звучание, изменение цвета и формы - отражает настроение человека: любование, дистанционное и фронтальное восприятие пейзажей. Реки, ручьи, каскады прудов, каналы могут исполь­зоваться как композиционные оси и центры, а декоративные бассейны, ис­точники, водопады - в качестве центров композиции, акцентов.

В зависимости от размеров объекта, композиционного решения и придания парку или лесопарку художественной выразительности исполь­зуются следующие средства композиции:

Цвет и светотень. Цвет - световой фон чего-либо, окраска, луч­шая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике, ландшафтном искусстве.

Использование этих приемов наиболее наглядно представлено раз­личными по окраске видами растительности: темные кроны ели обыкно­венной и канадской, пихты сибирской и бальзамической, серебристые от­тенки крон разных форм ели колючей, синеватые кроны сосны обыкновен­ной и сосны сибирской кедровой, различные оттенки зеленого цвета лист­венных пород - липы, березы, ясеня - светлее, дуба и клена - темнее, кле­на сахарного - серебристой кроной, как и у тополя белого или ивы белой, краснолистные формы клена Шведлера, лещины или барбариса, пестроли­стные дерена бело- или золотисто-окаймленного. Интересную сиреневую гамму приобретают насаждения ольхи серой ранней весной, воспринимае­мые на фоне белого, еще не сошедшего снега в яркий солнечный день [1].

Игра светотени создается, и она особенно выразительна, при форми­ровании полуоткрытых типов пространственной структуры, в насаждениях чистых рощ любого породного состава с полнотой 0,3-0,5 при отсутствии подроста и подлеска.

Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдален­ного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоско­сти трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответст­вии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обуслов­ленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.

Формирование перспектив в лесопарках возможно как линейных, используя аллеи, просеки, узкие кулисы, направляя взгляд посетителя на сооружение, красивое дерево, другой вполне различимый объем или объ­ект, так и широких панорам окрестностей, организуя видовые точки, ис­кусственные горки и площадки, с которых эти перспективы и панорамы открываются.

Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность - соответствие поставленной цели, разумность, практическая полезность. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель. Этот прием садово- паркового искусства проявляется в планировочной структуре объекта, ко­гда проектируется дорожно-тропиночная сеть, каждая часть которой должна иметь вполне обоснованные цели и конечные пункты, при разум­ном использовании природных особенностей и достопримечательностей территории для организации наиболее целесообразного передвижения по­сетителей.

Единство и соподчиненность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соподчиненность - на равных основаниях подчиненность чему-либо общему. Среди средств композиции единство и соподчиненность относится к построению всего объекта, причем и планировочная, и пространственная структуры рассмат­риваются как единое целое, единый замысел, которому подчинены реше­ния каждой составляющей композиции лесопарка или парка. Например, планировка зоны активного отдыха с мелким членением площади в силу насыщенности элементами благоустройства сочетается с открытыми или полуоткрытыми типами пространства, а в зоне тихого отдыха с нешироки­ми прогулочными дорожками предпочтение имеют закрытые пространства с выраженными лесными, глухими и удаленными участками.

Масштабность и пропорциональность. Масштабность - мерило, относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее действительной величине. Пропорциональность - зависимость между дву­мя величинами - прямая или обратная.

Масштаб - одно из важнейших средств композиции, отражающих степень соответствия величины объекта, сооружения или их части своему назначению и окружающей среде, а масштабность - это масштаб, сораз­мерный человеку.

В композиции садово-парковых ансамблей масштаб является важ­нейшим средством выразительности как специфическое качество всей объемно-пространственной и планировочной структуры и часто воспри­нимается посетителем в зависимости от возникающих ассоциаций с уже виденным ранее. Так, например, одни и те же куртина древесно- кустарниковой растительности, поляна или отдельное дерево приобретают различную, масштабную выразительность в разном окружении - среди обширного лесного массива, внутри небольшого по площади парка или в окружении застройки. По мнению архитектора А.П. Вергунова только оп­тимальные размеры частей и элементов парка и сооружений, которые наи­более соответствуют конкретному функциональному назначению и содер­жанию этих объектов, чаще всего и дают примеры подлинно масштабного решения... Идеалом масштабного построения является сочетание функ­ционального и эстетического масштабов.

Функциональный масштаб должен подчиняться потребностям обес­печения комфорта для пребывания на объекте посетителей различного возраста при организации видов отдыха. Для занятий спортом взрослых или молодежи желательны открытые площади размером до 0,5 га, а для детей - от 100 до 500 кв. м в зависимости от возраста.

Эстетический масштаб основан на восприятии посетителем той или иной композиции, выявлении наиболее привлекательных природных эле­ментов - водных пространств, открытых лугов с красиво цветущим траво­стоем, декоративных групп и отдельных деревьев, сооружений малых ар­хитектурных форм, искусственных и естественных форм рельефа выра­женных как в миниатюрных, так и в значительных по размеру формах, где непременно должен работать и функциональный масштаб.

В этом плане наряду с масштабностью в композиции объекта сущест­венную роль играет пропорциональность как соразмерность отдельных час­тей объекта или его территории. Цельность композиции могут обеспечить только взаимосвязанные и пропорционально соединенные формы, подчи­ненные определенному функциональному назначению. В архитектуре и решении пространства в качестве основы пропорциональности принято ис­пользовать правило «золотого сечения» или, как его именовал Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математическом выражении представля­ет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. В ландшафтной архитектуре закон «золотого сечения» для создания художественного образа имеет сущест­веннейшее значение, так как на его основе построены выдающиеся произ­ведения садово-паркового искусства - Петродворец, Архангельское, Куско­во. Пропорциональность всегда связана и с планировочным построением объекта, особенно в регулярных композициях, с природными особенностя­ми и функциональным назначением объекта, решением объемно- пространственной выразительности, когда существенную роль, наряду с растительностью, играют архитектурные сооружения и детали художест­венного оформления: например павильоны, беседки, памятные стелы в Ар­хангельском, замыкающие перспективы аллей регулярного парка [1].

Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропор­циональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середи­ны или центра. В композиции эти средства применяются при проектирова­нии осевых построений, когда имеется необходимость придания объекту большей парадности, торжественности или выразительности. В условиях лесопарков симметричные решения в планировке и декоративном или ху­дожественном отношении целесообразно применять на участках входов, композиционных центров или на отдельных специально созданных участ­ках типа моносадов или вокруг интересных сооружений малых архитек­турных форм.

Асимметричные композиции - наиболее распространенный тип в современных лесопарках, где основу составляют свободные решения, выяв­ляющие наиболее интересные особенности естественного ландшафта при размещении композиционных узлов и элементов композиции в зависимости от общего решения объемно-пространственной структуры территории.

Гармония - соразмерность расположения точек, объектов, эле­ментов относительно плоскости или прямой. Прежде всего, гармония на объекте ландшафтной архитектуры прочитывается в целостности компо­зиции, ее соответствии между человеком и окружением, правильностью выбранного масштаба, пропорциональностью составляющих частей, выра­зительностью цветового и светового решений, наличием разнообразных ощущений в зависимости от характера построения пейзажных картин и вкрапления художественных деталей декоративного оформления.

Дополнительными средствами повышения выразительности объекта служат контраст и нюанс.

Контраст - резко выраженная противоположность. Применение контраста весьма разнообразно и возможно в любом из перечисленных выше средств композиции, но в целом использование его можно предста­вить как противопоставление одних форм другим. Например, включение в древесно-кустарниковую группу из березы повислой ели обыкновенной, на фоне темного дубового леса посадку группы пирамидальных или белых тополей. Контраст может быть выражен и при резком переходе из темного хвойного леса на обширное пространство поляны, заливного луга или ви­довую точку с открывающимися далекими перспективами окрестностей.

Нюанс - оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тон­кое различие в чем-либо. Как средство композиции нюанс носит камерный характер, употребляется как элемент художественного обогащения объек­та, подчеркивая выразительность какого-либо элемента растительности, планировки, ландшафтного дизайна.

В целом следует отметить, что применение средств и правил компо­зиции - процесс творческий, создание сложных садово-парковых или ландшафтных объектов требует определенной искусствоведческой подго­товки, и только наряду с глубоким знанием дисциплин биологического профиля возможно соединить в неразрывное целое природные и искусст­венные компоненты, чтобы получить достойное современности произве­дение ландшафтного искусства [1].

 

6.2. Ландшафтно-планировочная и объемно-пространственная организация лесопарков

 

Композиционно-планировочная и объемно-пространственная органи­зация территории направлены на раскрытие, использование и обогащение природных особенностей объекта лесохозяйственными и садово- парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарко­вый или парковый ландшафт.

Планировочная и объемно-пространствен­ная структура объекта рекреации - это взаимосвязанная композиция сис­темы центров, основных и второстепенных планировочных узлов, локаль­ных акцентов и естественного ландшафта, объединенных в единую систему определенным художественным замыслом, отвечающим функциональному назначению территории.

Объемно-пространственная организация ее заключается в разработке схемы распределения по площади типов пространственной структуры (ТПС) на основе материалов ландшафтной таксации. Определяющим фак­тором размещения ТПС является соразмерность их соотношения на пло­щади объекта. Ориентировочное процентное соотношение ТПС для рек­реационных объектов приводят следующие авторы: проф. МГУЛ Л.М. Фурсова и руководитель проектной группы института КиевНИИградостроительства И.В. Родичкин [1].

В южных климатических зонах должны преобладать закрытые типы пространства, что связано с необходимостью снижения высокого уровня солнечной радиации при создании комфортных условий для отдыха насе­ления. Одновременно для северных регионов увеличивается процент от­крытых пространств, позволяющих в короткое северное лето отдыхающим получить максимум тепла и солнца.

Приведенные рекомендации разнятся диапазоном процентного со­отношения закрытых, полуоткрытых и открытых пространств, что в пер­вом случае дает большую свободу в проектных разработках рекреацион­ных объектов на основе комплексной оценки природных особенностей, сохраняя или преобразовывая их для общего композиционного ре­шения. Во втором - рекомендованы ограничения достаточно жесткими рамками распределения площадей, что имеет свои преимущества при отсутствии опыта проектирования и специалистов в области ландшафт­ной архитектуры.

Пространственная структура объекта строится путем сочетания раз­личных пейзажей из объемных элементов, воспринимаемых человеком как в состоянии покоя, так и движения, и решается в трех или четырех измере­ниях - длина, высота, ширина и время.

Если объемно-пространственная структура объекта строится на со­четании открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, то планиро­вочная подразделяется на композиционные схемы планировки - простые и сложные.

Сочетания всех простых схем в различном соединении создает сложные композиционные схемы, варианты которых могут быть весьма рациональны и соответствовать конкретным природным или территори­альным особенностям объекта. При этом планировочная структура должна оставаться достаточно простой, при двухмерном планировании на плоско­сти, поэтому в планировочных схемах лучами или осями могут быть про­секи, перспективы, продольные оси водоемов и т.п.

В зависимости от размещения композиционных центров на территории объекта, местоположения и форм ведущих ландшафтов создается основное направление дорожно-тропиночной сети - радиальное, кольцевое или ли­нейное. При компактном размещении композиционных центров может создаваться кольцевой маршрут, например, вокруг озера или пруда, или радиальная структура, например, в сторону спортивных или игровых пло­щадок, а при вытянутом расположении - линейная - вдоль реки, по пери­ферии объекта и т.п. При наличии нескольких композиционных центров для каждого создается сеть дорог, но все сети приводятся в единую плани­ровочную структуру [1].

Планировочное решение лесопарковой территории предусматривает организацию пространства с учетом создания условий для обеспечения физиологической и психологической комфортности человека, пребываю­щего на природе. Выбор решения основывается на характере природных и градостроительных особенностей объекта, а эффективность отдыха - на организации системы центров, обеспечивающих рекреационные, познава­тельные и оздоровительные потребности посетителей. В практике плани­рования лесопарков и других объектов рекреационного назначения сложи­лись три основных приема размещения композиционных центров или уз­лов планировки: компактный, компактно-групповой и рассредоточенный [2].

При компактном размещении композиционных центров достигается удобство обслуживания посетителей, но значительно увеличивается на­грузка на небольшие участки, и не охватываются другие интересные части территории. Рассредоточенный создает сложности в обслуживании и со­держании центров, поэтому наиболее предпочтительным является компактно-групповой, позволяющий достичь наиболее оптимальных компози­ционных решений.

В качестве композиционных узлов или центров в лесопарках или других рекреационных объектах могут использоваться:

- входы на территорию;

- большие поляны;

- водные устройства - озера, искусственные водоемы различного на­значения, реки, ручьи, травяные и песчаные пляжи, аэросолярии и пло­щадки-солярии в лесу;

- секторы развлечений или площадки с развлекательными уст­ройствами;

- поля для фестивалей с эстрадой;

- спортивные площадки или спортивно-оздоровительные тропы;

- детские городки или площадки;

- бивуачные площадки, палаточные городки, площадки для пикников;

- обзорные площадки на искусственном или естественном рельефе;

- архитектурные здания и сооружения, памятники архитектуры, ка­фе, рестораны, учреждения стационарного отдыха;

- здания и сооружения обслуживания, административно-хозяй­ственные, автостоянки, причалы, яхт-клубы и т.п.

Каждый композиционный центр формируется по специальному про­екту в рамках отведенной для него территории, применяя приемы садово- паркового и прикладного искусства, архитектуры и строительства. При этом могут использоваться различные типы материалов – естественные [1].

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какое значение имеет ландшафтное искусство и ландшафтная архитектура при проектировании рекреационных объектов?

2. Какие позиции ландшафтного искусства необходимо знать для проектирования рекреационных объектов?

3. С какими науками и видами искусства связана ландшафтная архитектура?

4. Характерные особенности работы ландшафтного архитектора.

5. Что означает композиция?

6. Какие элементы составляют композицию объекта ландшафтной архитектуры?

7. Чем определяется композиционное решение объекта?

8. Какие формы элементов применяют в композиции?

9. Назовите компоненты ландшафта.

10. Что входит в состав средств композиции?

11. Значение масштаба и масштабности в композиции.

12. Что составляет сущность генерального плана объекта рекреации?

13. Соотношение ТПС для различных регионов РФ,

14. Назовите схемы планировочных решений рекреационных объектов.

15. Что может служить композиционными центрами в композиции?

 

 

Список литературы

 

Основная

1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.

2. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.

Дополнительная

1. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.

2. Вергунов А.П. Архитектурная композиция садов и парков. - М.: Стройиздат, 1980. -254 С.

3. Делиль Ж. Сады. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1987. - 227 с.

4. Кищук А.А. Композиция изображения пейзажа как отражение структуры ландшаф­та. В кн. Проблемы синтеза искусства и архитектуры: Сб. науч. тр. - Л., 1981. - Вып. XI.

5. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л.: Наука, Ле­нинградское отд., 1982. - 343 с.

6. Кохно Б.И. Классификация пространств садово-парковых композиций. - В кн. Про­блемы синтеза искусств и архитектуры. - Л., 1980. - Вып. X.

7. Свиткина М.К. Использование приемов ландшафтного искусства в композиции ле­сопарков: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. Л., 1953.

8. Шервинский Е.В. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры: Сб. статей под общ. ред. М.П. Коржева (председатель), Л.Б. Лунц, А.Я. Карра, М.И. Прохоровой. - М„ 1936. - С. 81-82.

9. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. - Киев, 1977.

10. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. - М.: Стройиздат, 1977.

11. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. - М.: Стройиздат, 1989. - 340 с.

 

 


Лекция 7

 

Разработка проектной документации на лесопарки

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите два направления в проектировании объектов рекреационного лесопользо­вания.

2. Сущность предпроектной оценки объекта рекреации.

3. Содержание задания на проектирование.

4. Особенности разработки проектов организации и ведения лесопаркового хозяйства.

5


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.