Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2020-10-20 | 505 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основы лесопаркового хозяйства
Краткий курс лекций
Направление подготовки
Ландшафтная архитектура
Профиль подготовки
Садово – парковое и ландшафтное строительство
Саратов 2016
УДК 712
Рецензент:
Доцент кафедры «Лесоводство и лесная таксация», кандидат сельскохозяйственных наук, доцент ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ»
С.В. Кабанов
Основы лесопаркового хозяйства: краткий курс лекций для студентов (направление подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура. Направление подготовки Садово – парковое и ландшафтное строительство) / Сост.: А.В. Терешкин // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». – Саратов, 2016. – 90 с. Краткий курс лекций по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства» составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины и предназначен для студентов направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура». Краткий курс лекций содержит теоретический материал по основным вопросам рекреационного лесопользования, лесопаркового проектирования в пределах зеленых зон населенных пунктов. Направлен на формирование у студентов знаний об основных закономерностях и принципах проектирования и эксплуатации лесопарков и рекреационных зон на принципах сохранения экологической стабильности. УДК 712 | |
© Терешкин А.В., 2016
© ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», 2016
Введение
Использование лесных территорий для организации рекреации и туризма в пределах зеленых зон населенных пунктов — одно из современных направлений развития лесного хозяйства и ландшафтной архитектуры региона.
|
Краткий курс лекций по дисциплине «Основы лесопаркового хозяйства» предназначен для студентов по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура». Он раскрывает основные понятия рекреационного лесопользования, ландшафтного планирования, организации отдыха и туризма в пределах лесопарков. Курс затрагивает современные аспекты проектирования, строительства и эксплуатации лесопарков и других объектов рекреации в лесах на принципах сохранения экологической стабильности и целостности ландшафтов. Курс нацелен на формирование ключевых компетенций, необходимых для эффективного решения профессиональных задач и организации профессиональной деятельности на основе глубокого понимания законов функционирования лесных ландшафтов.
Лекция 1
Понятие рекреационного лесопользования
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение рекреационного лесопользования.
2. Дайте современную трактовку понятия «рекреация».
3. Перечислите виды отдыха.
4. Какая возрастная группа испытывает большую потребность в лесном отдыхе?
5. Какова средняя продолжительность посещения рекреационных территорий при кратковременном отдыхе?
6. Назовите сезон с максимальным посещением лесов отдыхающими.
7. Какие территории максимально привлекают отдыхающих в теплое время года?
8. Перечислите категории защитности лесов, имеющие отношение к лесной рекреации
9. Дайте определение лесопарку
10. Назовите основные виды лесопарков основные фазы рекреации и кратко охарактеризуйте их.
11. На какие хозяйственные части подразделяются леса зеленых зон?
12. Каковы особенности «советского» и современного видения рекреации?
13. Перечислите объекты рекреационного лесопользования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Основная
1. Агальцова В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник. / В.А. Агальцова М.:ГОУ ВПО МГУЛ, 2012. -213 с. ISBN 5-8135-0409-5
Дополнительная
2. Основы лесопаркового хозяйства: Учебник для ср. спец. учеб. заведений по спец. 2604 – "Лесное и лесопарковое хозяйство" / О.С. Артемьев, О.Ф. Буторова, Н.В. Ковылин, Л.Н. Козлова, Р.Н. Матвеева. М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 160 с.
3. Географические аспекты исследования рекреационных систем. М.: 1979. 285 с
Лекция 2.
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите отрицательные проявления рекреации на лес
2. Перечислите показатели рекреационной емкости лесов
3. Что такое предел устойчивости к рекреации?
4. Какие виды лесной рекреации вы знаете?
5. Перечислите показатели, определяющие рекреационные нагрузки
6. Какие методы оценки рекреационных нагрузок Вам известны?
Список литературы
Основная
1. Агальцова В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник. / В.А. Агальцова М.:ГОУ ВПО МГУЛ, 2012. -213 с. ISBN 5-8135-0409-5
Дополнительная
2. Основы лесопаркового хозяйства: Учебник для ср. спец. учеб. заведений по спец. 2604 – "Лесное и лесопарковое хозяйство" / О.С. Артемьев, О.Ф. Буторова, Н.В. Ковылин, Л.Н. Козлова, Р.Н. Матвеева. М.: ВНИИЦлесресурс, 1999. – 160 с.
3. Географические аспекты исследования рекреационных систем. М.: 1979. 285 с
4. ОСТ 56-84-85 Использование лесов в рекреационных целях термины и определения
5. ОСТ 56-100- 95 "Методы и единицы измерения рекреационных нагрузок на лесные природные комплексы" (утв. приказом Рослесхоза от 20 июля 1995 г. N 114)
Лекция 3.
Вопросы для самоконтроля
|
Список литературы
Основная
Дополнительная
1. ГОСТ 177.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1980. – 4 с.
2. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1978. – 4 с.
3. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 8 с.
4. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. пособие / В.А. Агальцова. – 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2005. – 40 с.
Лекция 4.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте типы пространственной структуры в лесопарках?
2. Какой показатель используется при определении ТПС лесного участка?
3. Чем отличаются таксационный и ландшафтный выделы?
4. Перечислите основные характеристики, устанавливаемые для ландшафтных выделов при таксации
5. Какие документы заполняются при проведении ландшафтной таксации?
Список литературы
Основная
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.
2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.
3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.
|
4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.
5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.
6. Сродных, Т.Б. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. указания [по проведению самостоятельных работ для студентов спец. 250203] / Т.Б. Сродных. – Екатеринбург, 2004. -36с.
Дополнительная
5. ГОСТ 177.5.3.01-78. Охрана природы. Земли. Состав и размеры зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1980. – 4 с.
6. ГОСТ 17.6.3.01-78. Охрана природы. Флора. Охрана и рациональное использование зеленых зон городов. – М.: Изд-во стандартов, 1978. – 4 с.
7. ГОСТ 17.8.1.01-86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1987. – 8 с.
8. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учеб.-методич. пособие / В.А. Агальцова. – 2-е изд., испр. – М.: МГУЛ, 2005. – 40 с.
Лекция 5
Вопросы для самоконтроля
1. Задачи подеревной инвентаризации?
2. Какие документы заполняются при проведении подеревной инвентаризации?
3. Какие документы составляются при проведении и обобщении данных ландшафтной таксации?
4. Перечислите основные методы леспаркоустройства
5. Какой метод леспаркоустройства на сегодня наиболее прогрессивный?
Список литературы
Основная
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.
2. Инструкция по проведению лесоустройства в Государственном лесном фонде СССР. – М.: Изд-во госкомлеса СССР, 1989. – 231 с.
3. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.
4. Курамшин, В.Я. Ведение хозяйства в рекреационных лесах / В.Я. Курамшин. – М.: Агропромиздат, 1988. – 208 с.
5. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.
Дополнительная
1. Временные технические указания по устройству лесов рекреационного назначения. В/О «Леспроект». -М., 1980.
2. Ландшафтная таксация: Учебное пособие. / Тепляков В.К., Фурсова Л.М., Агальцо- ва В.А. -М.: МГУЛ, 1991. - 123 с.
3. Рекомендации по изысканиям и проектированию лесопарков // Всесоюзный Государственный проектно-изыскательский ин-т Союзгипролесхоз, М.: Гослесхоз, 1984.
4. Участковый метод лесоустройства. - М.: Лесн. пром-сть, 1967. - 200 с.
5. Агальцова, В.А. Горки Ленинские. Сохранение и восстановление ландшафтов / В.А. Агапльцова. - М.: Агропромиздат, 1987. - 198 с.
Лекция 6.
Основные средства и правила композиции лесопарков
6.1. Использование естественно-природных и искусственных композиционных элементов при разработке проекта лесопарка
Разнообразие климатических и природных условий России создают условия для организации весьма значительного количества рекреационных объектов - парков, дендросадов, домов отдыха, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных учреждений - где существенную роль играют природные комплексы как основная классификационная единица ландшафта. Рекреационную функцию выполняют и леса, предназначенные для отдыха: городские леса, лесопарки, зеленые зоны городов, леса санитарной охраны курортов, 50-метровые полосы вдоль туристических маршрутов, 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов, рыбаков и автостоянкам, участки леса в национальных и природных парках, заказниках и заповедниках, специально отведенные для организации познавательного или прогулочного отдыха.
|
Независимо от назначения и характера использования объекта или территории они требуют формирования как комфортной среды для человека, так и создания объектов высокого эстетического уровня, что достигается использованием приемов и правил ландшафтного искусства, призванного вместе с архитектурой и градостроительством организовать наиболее привлекательную и Композиция - это соотношение и взаимное расположение частей художественного произведения или произведения ландшафтного искусства, в котором соединяются формы трех видов - фронтальная, объемная и глубинно-пространственная.
Построение композиции требует такого соотношения отдельных частей, чтобы они создавали единое целое, для чего в ландшафтном искусстве используются два вида элементов - природные и искусственные - сочетание и взаимосвязи которых определяют индивидуальные качества объекта рекреацииэкологически здоровую пространственную среду.
Композиционное решение объекта рекреации определяется:
- четким выявлением в композиции главного и подчиненного с установлением масштабных по пропорциям и гармоничных по соотношению отдельных элементов или частей между собой;
- использованием рельефа местности и всех природных особенностей - растительности, условий местопроизрастания, соотношения типов пространственной структуры, созданием гармоничных по форме и цвету сочетаний.
Композиция предполагает использование формы элементов в трех видах.
Фронтальная характеризуется преобладанием горизонтальных и вертикальных элементов над глубиной формы.
Объемная - все три измерения имеют одинаковые пропорции и значение.
Глубинно-пространственная - плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки.
Объемные формы в композиции составляют древесно-кустарниковая растительность, архитектурные сооружения и малые архитектурные формы. Плоскостные формы создают водные поверхности, луга, поляны, площадки. Разнообразие элементов естественных и искусственных обуславливается их величиной, строением, геометричностью форм, положением в пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. Совокупность пространств и соотношение величин, объединенных единой композиционной идеей, их пропорциональность могут выразить монументальность, торжественность, скромность, простоту. Масштабность создает соотношение горизонтальных, вертикальных и объемных пропорций, которые могут создать впечатление гармонии и красоты, а выявляя структуру окружения - оценить его значение. Пропорциональность позволяет ощутить красоту, хотя она и не видна [1].
Среди трех природных компонентов ландшафта - рельефа, растительности и водного пространства - ведущее место занимает рельеф, растительность - производный, но динамичный компонент, без водных устройств объект рекреации может существовать.
Рельеф определяет композиционное построение парка или лесопарка, общий характер зрительного восприятия и функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организуют растительность, влияют на микроклимат. Рельеф - наиболее стабильный компонент ландшафта, все остальные - производные. Формы рельефа создают эмоциональный эффект: понижения и замкнутости - сосредоточенность, интимность; вершина горы или холма - душевный подъем, бодрость, восторг.
Растительность распределяется по типам пространственной структуры и типам парковых насаждений, среди которых существенное значение приобретают солитеры (отдельно стоящие деревья), группы, куртины, массивы, аллеи. В композиции лесопарка важная роль отводится созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных картинах и формирование опушек
Вода и ее физические свойства - текучесть, абсолютно горизонтальная поверхность, зеркальность, звучание, изменение цвета и формы - отражает настроение человека: любование, дистанционное и фронтальное восприятие пейзажей. Реки, ручьи, каскады прудов, каналы могут использоваться как композиционные оси и центры, а декоративные бассейны, источники, водопады - в качестве центров композиции, акцентов.
В зависимости от размеров объекта, композиционного решения и придания парку или лесопарку художественной выразительности используются следующие средства композиции:
Цвет и светотень. Цвет - световой фон чего-либо, окраска, лучшая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике, ландшафтном искусстве.
Использование этих приемов наиболее наглядно представлено различными по окраске видами растительности: темные кроны ели обыкновенной и канадской, пихты сибирской и бальзамической, серебристые оттенки крон разных форм ели колючей, синеватые кроны сосны обыкновенной и сосны сибирской кедровой, различные оттенки зеленого цвета лиственных пород - липы, березы, ясеня - светлее, дуба и клена - темнее, клена сахарного - серебристой кроной, как и у тополя белого или ивы белой, краснолистные формы клена Шведлера, лещины или барбариса, пестролистные дерена бело- или золотисто-окаймленного. Интересную сиреневую гамму приобретают насаждения ольхи серой ранней весной, воспринимаемые на фоне белого, еще не сошедшего снега в яркий солнечный день [1].
Игра светотени создается, и она особенно выразительна, при формировании полуоткрытых типов пространственной структуры, в насаждениях чистых рощ любого породного состава с полнотой 0,3-0,5 при отсутствии подроста и подлеска.
Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоскости трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обусловленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.
Формирование перспектив в лесопарках возможно как линейных, используя аллеи, просеки, узкие кулисы, направляя взгляд посетителя на сооружение, красивое дерево, другой вполне различимый объем или объект, так и широких панорам окрестностей, организуя видовые точки, искусственные горки и площадки, с которых эти перспективы и панорамы открываются.
Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность - соответствие поставленной цели, разумность, практическая полезность. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель. Этот прием садово- паркового искусства проявляется в планировочной структуре объекта, когда проектируется дорожно-тропиночная сеть, каждая часть которой должна иметь вполне обоснованные цели и конечные пункты, при разумном использовании природных особенностей и достопримечательностей территории для организации наиболее целесообразного передвижения посетителей.
Единство и соподчиненность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соподчиненность - на равных основаниях подчиненность чему-либо общему. Среди средств композиции единство и соподчиненность относится к построению всего объекта, причем и планировочная, и пространственная структуры рассматриваются как единое целое, единый замысел, которому подчинены решения каждой составляющей композиции лесопарка или парка. Например, планировка зоны активного отдыха с мелким членением площади в силу насыщенности элементами благоустройства сочетается с открытыми или полуоткрытыми типами пространства, а в зоне тихого отдыха с неширокими прогулочными дорожками предпочтение имеют закрытые пространства с выраженными лесными, глухими и удаленными участками.
Масштабность и пропорциональность. Масштабность - мерило, относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее действительной величине. Пропорциональность - зависимость между двумя величинами - прямая или обратная.
Масштаб - одно из важнейших средств композиции, отражающих степень соответствия величины объекта, сооружения или их части своему назначению и окружающей среде, а масштабность - это масштаб, соразмерный человеку.
В композиции садово-парковых ансамблей масштаб является важнейшим средством выразительности как специфическое качество всей объемно-пространственной и планировочной структуры и часто воспринимается посетителем в зависимости от возникающих ассоциаций с уже виденным ранее. Так, например, одни и те же куртина древесно- кустарниковой растительности, поляна или отдельное дерево приобретают различную, масштабную выразительность в разном окружении - среди обширного лесного массива, внутри небольшого по площади парка или в окружении застройки. По мнению архитектора А.П. Вергунова только оптимальные размеры частей и элементов парка и сооружений, которые наиболее соответствуют конкретному функциональному назначению и содержанию этих объектов, чаще всего и дают примеры подлинно масштабного решения... Идеалом масштабного построения является сочетание функционального и эстетического масштабов.
Функциональный масштаб должен подчиняться потребностям обеспечения комфорта для пребывания на объекте посетителей различного возраста при организации видов отдыха. Для занятий спортом взрослых или молодежи желательны открытые площади размером до 0,5 га, а для детей - от 100 до 500 кв. м в зависимости от возраста.
Эстетический масштаб основан на восприятии посетителем той или иной композиции, выявлении наиболее привлекательных природных элементов - водных пространств, открытых лугов с красиво цветущим травостоем, декоративных групп и отдельных деревьев, сооружений малых архитектурных форм, искусственных и естественных форм рельефа выраженных как в миниатюрных, так и в значительных по размеру формах, где непременно должен работать и функциональный масштаб.
В этом плане наряду с масштабностью в композиции объекта существенную роль играет пропорциональность как соразмерность отдельных частей объекта или его территории. Цельность композиции могут обеспечить только взаимосвязанные и пропорционально соединенные формы, подчиненные определенному функциональному назначению. В архитектуре и решении пространства в качестве основы пропорциональности принято использовать правило «золотого сечения» или, как его именовал Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математическом выражении представляет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. В ландшафтной архитектуре закон «золотого сечения» для создания художественного образа имеет существеннейшее значение, так как на его основе построены выдающиеся произведения садово-паркового искусства - Петродворец, Архангельское, Кусково. Пропорциональность всегда связана и с планировочным построением объекта, особенно в регулярных композициях, с природными особенностями и функциональным назначением объекта, решением объемно- пространственной выразительности, когда существенную роль, наряду с растительностью, играют архитектурные сооружения и детали художественного оформления: например павильоны, беседки, памятные стелы в Архангельском, замыкающие перспективы аллей регулярного парка [1].
Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середины или центра. В композиции эти средства применяются при проектировании осевых построений, когда имеется необходимость придания объекту большей парадности, торжественности или выразительности. В условиях лесопарков симметричные решения в планировке и декоративном или художественном отношении целесообразно применять на участках входов, композиционных центров или на отдельных специально созданных участках типа моносадов или вокруг интересных сооружений малых архитектурных форм.
Асимметричные композиции - наиболее распространенный тип в современных лесопарках, где основу составляют свободные решения, выявляющие наиболее интересные особенности естественного ландшафта при размещении композиционных узлов и элементов композиции в зависимости от общего решения объемно-пространственной структуры территории.
Гармония - соразмерность расположения точек, объектов, элементов относительно плоскости или прямой. Прежде всего, гармония на объекте ландшафтной архитектуры прочитывается в целостности композиции, ее соответствии между человеком и окружением, правильностью выбранного масштаба, пропорциональностью составляющих частей, выразительностью цветового и светового решений, наличием разнообразных ощущений в зависимости от характера построения пейзажных картин и вкрапления художественных деталей декоративного оформления.
Дополнительными средствами повышения выразительности объекта служат контраст и нюанс.
Контраст - резко выраженная противоположность. Применение контраста весьма разнообразно и возможно в любом из перечисленных выше средств композиции, но в целом использование его можно представить как противопоставление одних форм другим. Например, включение в древесно-кустарниковую группу из березы повислой ели обыкновенной, на фоне темного дубового леса посадку группы пирамидальных или белых тополей. Контраст может быть выражен и при резком переходе из темного хвойного леса на обширное пространство поляны, заливного луга или видовую точку с открывающимися далекими перспективами окрестностей.
Нюанс - оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тонкое различие в чем-либо. Как средство композиции нюанс носит камерный характер, употребляется как элемент художественного обогащения объекта, подчеркивая выразительность какого-либо элемента растительности, планировки, ландшафтного дизайна.
В целом следует отметить, что применение средств и правил композиции - процесс творческий, создание сложных садово-парковых или ландшафтных объектов требует определенной искусствоведческой подготовки, и только наряду с глубоким знанием дисциплин биологического профиля возможно соединить в неразрывное целое природные и искусственные компоненты, чтобы получить достойное современности произведение ландшафтного искусства [1].
6.2. Ландшафтно-планировочная и объемно-пространственная организация лесопарков
Композиционно-планировочная и объемно-пространственная организация территории направлены на раскрытие, использование и обогащение природных особенностей объекта лесохозяйственными и садово- парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарковый или парковый ландшафт.
Планировочная и объемно-пространственная структура объекта рекреации - это взаимосвязанная композиция системы центров, основных и второстепенных планировочных узлов, локальных акцентов и естественного ландшафта, объединенных в единую систему определенным художественным замыслом, отвечающим функциональному назначению территории.
Объемно-пространственная организация ее заключается в разработке схемы распределения по площади типов пространственной структуры (ТПС) на основе материалов ландшафтной таксации. Определяющим фактором размещения ТПС является соразмерность их соотношения на площади объекта. Ориентировочное процентное соотношение ТПС для рекреационных объектов приводят следующие авторы: проф. МГУЛ Л.М. Фурсова и руководитель проектной группы института КиевНИИградостроительства И.В. Родичкин [1].
В южных климатических зонах должны преобладать закрытые типы пространства, что связано с необходимостью снижения высокого уровня солнечной радиации при создании комфортных условий для отдыха населения. Одновременно для северных регионов увеличивается процент открытых пространств, позволяющих в короткое северное лето отдыхающим получить максимум тепла и солнца.
Приведенные рекомендации разнятся диапазоном процентного соотношения закрытых, полуоткрытых и открытых пространств, что в первом случае дает большую свободу в проектных разработках рекреационных объектов на основе комплексной оценки природных особенностей, сохраняя или преобразовывая их для общего композиционного решения. Во втором - рекомендованы ограничения достаточно жесткими рамками распределения площадей, что имеет свои преимущества при отсутствии опыта проектирования и специалистов в области ландшафтной архитектуры.
Пространственная структура объекта строится путем сочетания различных пейзажей из объемных элементов, воспринимаемых человеком как в состоянии покоя, так и движения, и решается в трех или четырех измерениях - длина, высота, ширина и время.
Если объемно-пространственная структура объекта строится на сочетании открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, то планировочная подразделяется на композиционные схемы планировки - простые и сложные.
Сочетания всех простых схем в различном соединении создает сложные композиционные схемы, варианты которых могут быть весьма рациональны и соответствовать конкретным природным или территориальным особенностям объекта. При этом планировочная структура должна оставаться достаточно простой, при двухмерном планировании на плоскости, поэтому в планировочных схемах лучами или осями могут быть просеки, перспективы, продольные оси водоемов и т.п.
В зависимости от размещения композиционных центров на территории объекта, местоположения и форм ведущих ландшафтов создается основное направление дорожно-тропиночной сети - радиальное, кольцевое или линейное. При компактном размещении композиционных центров может создаваться кольцевой маршрут, например, вокруг озера или пруда, или радиальная структура, например, в сторону спортивных или игровых площадок, а при вытянутом расположении - линейная - вдоль реки, по периферии объекта и т.п. При наличии нескольких композиционных центров для каждого создается сеть дорог, но все сети приводятся в единую планировочную структуру [1].
Планировочное решение лесопарковой территории предусматривает организацию пространства с учетом создания условий для обеспечения физиологической и психологической комфортности человека, пребывающего на природе. Выбор решения основывается на характере природных и градостроительных особенностей объекта, а эффективность отдыха - на организации системы центров, обеспечивающих рекреационные, познавательные и оздоровительные потребности посетителей. В практике планирования лесопарков и других объектов рекреационного назначения сложились три основных приема размещения композиционных центров или узлов планировки: компактный, компактно-групповой и рассредоточенный [2].
При компактном размещении композиционных центров достигается удобство обслуживания посетителей, но значительно увеличивается нагрузка на небольшие участки, и не охватываются другие интересные части территории. Рассредоточенный создает сложности в обслуживании и содержании центров, поэтому наиболее предпочтительным является компактно-групповой, позволяющий достичь наиболее оптимальных композиционных решений.
В качестве композиционных узлов или центров в лесопарках или других рекреационных объектах могут использоваться:
- входы на территорию;
- большие поляны;
- водные устройства - озера, искусственные водоемы различного назначения, реки, ручьи, травяные и песчаные пляжи, аэросолярии и площадки-солярии в лесу;
- секторы развлечений или площадки с развлекательными устройствами;
- поля для фестивалей с эстрадой;
- спортивные площадки или спортивно-оздоровительные тропы;
- детские городки или площадки;
- бивуачные площадки, палаточные городки, площадки для пикников;
- обзорные площадки на искусственном или естественном рельефе;
- архитектурные здания и сооружения, памятники архитектуры, кафе, рестораны, учреждения стационарного отдыха;
- здания и сооружения обслуживания, административно-хозяйственные, автостоянки, причалы, яхт-клубы и т.п.
Каждый композиционный центр формируется по специальному проекту в рамках отведенной для него территории, применяя приемы садово- паркового и прикладного искусства, архитектуры и строительства. При этом могут использоваться различные типы материалов – естественные [1].
Вопросы для самоконтроля
1. Какое значение имеет ландшафтное искусство и ландшафтная архитектура при проектировании рекреационных объектов?
2. Какие позиции ландшафтного искусства необходимо знать для проектирования рекреационных объектов?
3. С какими науками и видами искусства связана ландшафтная архитектура?
4. Характерные особенности работы ландшафтного архитектора.
5. Что означает композиция?
6. Какие элементы составляют композицию объекта ландшафтной архитектуры?
7. Чем определяется композиционное решение объекта?
8. Какие формы элементов применяют в композиции?
9. Назовите компоненты ландшафта.
10. Что входит в состав средств композиции?
11. Значение масштаба и масштабности в композиции.
12. Что составляет сущность генерального плана объекта рекреации?
13. Соотношение ТПС для различных регионов РФ,
14. Назовите схемы планировочных решений рекреационных объектов.
15. Что может служить композиционными центрами в композиции?
Список литературы
Основная
1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебник /В.А. Агальцова. – М.: МГУЛ, 20012. – 213 с.
2. Конашова, С.И. Основы лесопаркового хозяйства: учеб. пособие /С.И. Конашова. – Уфа: БашГАУ, 2004. – 182 с.
Дополнительная
1. Пронин, М.И. Лесопарковое хозяйство: учебник [для техникумов] / М. И. Пронин. – М.: Агропромиздат, 1990. – 175 с.
2. Вергунов А.П. Архитектурная композиция садов и парков. - М.: Стройиздат, 1980. -254 С.
3. Делиль Ж. Сады. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1987. - 227 с.
4. Кищук А.А. Композиция изображения пейзажа как отражение структуры ландшафта. В кн. Проблемы синтеза искусства и архитектуры: Сб. науч. тр. - Л., 1981. - Вып. XI.
5. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1982. - 343 с.
6. Кохно Б.И. Классификация пространств садово-парковых композиций. - В кн. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. - Л., 1980. - Вып. X.
7. Свиткина М.К. Использование приемов ландшафтного искусства в композиции лесопарков: Автореф. дис. канд. с.-х. наук. Л., 1953.
8. Шервинский Е.В. Проблема освоения наследия садово-парковой архитектуры: Сб. статей под общ. ред. М.П. Коржева (председатель), Л.Б. Лунц, А.Я. Карра, М.И. Прохоровой. - М„ 1936. - С. 81-82.
9. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. - Киев, 1977.
10. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. - М.: Стройиздат, 1977.
11. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. - М.: Стройиздат, 1989. - 340 с.
Лекция 7
Разработка проектной документации на лесопарки
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите два направления в проектировании объектов рекреационного лесопользования.
2. Сущность предпроектной оценки объекта рекреации.
3. Содержание задания на проектирование.
4. Особенности разработки проектов организации и ведения лесопаркового хозяйства.
5
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!