История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2020-10-20 | 99 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Мотивационная характеристика темы: знания о состоянии медицины в Новейшее время и медицины Беларуси данного периода необходимы для понимания сути основных открытий XX в.
Цель занятия: познакомить студентов с историей медицины XX в.Усвоить особенности и отличительные черты медицины Беларуси Новейшего времени, ее связь с медициной России.
Задачи занятия: проанализировать основные черты развития медицины XX в. Обобщить процесс развития медицины на территории Беларуси в период Новейшего времени.
Студент должен знать: особенности развития медицины в период Новейшего времени; об успехах белорусской науки.
Студент должен уметь: анализировать важнейшие открытия и достижения медицины XX века; определять основные черты медицины в эпоху Новейшего времени; выделить отличительные черты медицины Беларуси.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Медицина в годы Первой мировой войны (1915-1918) и в период формирования белорусской государственности (1918-1920). Создание Наркомздрава Российской Федерации и Наркомздрава Беларуси. Первые декреты по здравоохранению. Здравоохранение Беларуси в 1920-е и 1930-е годы. Особенности здравоохранения Западной Беларуси. Основные преобразования медицинской помощи после воссоединения Западной и Восточной Беларуси. Медицина Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Медицина на оккупированной территории. Партизанская медицина. Героизм врачей и медсестер в годы Великой Отечественной войны. Ликвидация санитарных последствий оккупации. Развитие сети лечебно-профилактических, санитарно -эпидемиологических, аптечных учреждений.
2. Формирование специализированных служб здравоохранения и организационных принципов работы. Подготовка медицинских кадров. Развитие и достижения медицинской науки в Беларуси. Медико-социальные последствия аварии Чернобыльской АЭС. Медицина Республики Беларусь.
3. Открытия в медицине и химии, удостоенные Нобелевской премии.
Управляемая самостоятельная работа. Открытия в медицине и химии, удостоенные Нобелевской премии.
Литература:
1.Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.
2.Учебно-методическая разработка «Медицина Новейшего времени (XX в.)» (внутрикафедральная).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (по 9 теме, включая вопросы управляемой самостоятельной работы).
ТЕМА 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (зачет)
Цель занятия: провести зачетное занятие с целью выявления полученных знаний по дисциплине: «История медицины».
Задачи занятия: Обобщить и проанализировать знания студентов по дисциплине.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ
1. История медицины как наука, ее задачи.
2. Периодизация историко-медицинских знаний.
3. Исторический источник, определение, классификация.
4. Медицинская эмблематика. Медицинские праздники.
5. Возникновение медицины в сообществах первобытных людей до образования родовой общины.
6. Уровень медико-гигиенических представлений на стадии родовой общины.
7. Обряды и заговоры как форма организации медицинской деятельности.
8. Первые медицинские учреждения и формы медицинской организации в эпоху античности.
9. Развитие учения о причинах и сущности болезненных процессов в эпоху античности.
10. Диагностические приемы в эпоху античности.
11. Лечебные принципы и терапевтические приемы эпохи античности.
12. Хирургия эпохи античности.
13. Уровень гигиенических представлений в эпоху античности.
14. Основные направления и историческое значение деятельности Гиппократа.
15. Крупнейший ученый и естествоиспытатель эпохи античности Гален.
16. Медицинское образование в средние века в Византии, Арабских халифатах, Европе.
17. Эпидемии заразных болезней в средние века, их причины, характер и противоэпидемические мероприятия в Европе и Беларуси.
18. Побудительные причины открытия больниц, их устройство и характер деятельности в Византии, Арабских халифатах, Европе.
19. Первые аптеки, их устройство.
20. Хирургия в средние века. Исторические заслуги А. Паре в переходе от «карательной» к «щадящей» хирургии.
21. Роль ученых Византии и Арабских халифатов в сохранении наследия античного мира и развитии медицинской науки (Ар Рази).
22. Выдающийся ученый Абу Али Ибн Сина, его вклад в медицину.
23. Ятрофизики и ятрохимики, их слабые и сильные стороны. Представители, их вклад в медицину.
24. Парацельс как противник схоластики и глашатай опытного метода в медицине.
25. Фрэнсис Бэкон, Рэне Декарт и их роль в обосновании опытного метода и развитии медицинских знаний.
26. Развитие анатомии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А.Везалий).
27. Развитие физиологии в эпоху Возрождения (У. Гарвей, С. Санторио).
28. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения (Дж.Монтано, Г. Бургав).
29. Зарождение учения о промышленной патологии (Б. Рамаццини).
30. Зарождение учения об инфекционных болезнях в эпоху Возрождения (Дж.Фракасторо).
31. Медицина Древнебелорусских государств (IX-XIII вв.)
32. Общие черты медицины Литовско-Белорусского княжества (XIV-XVIII вв.)
33. Шпитальная помощь в Беларуси в средние века.
34. Цеха цирюльников Беларуси.
35. Ф.Скорина - выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины
36. Лекари Беларуси в средние века, их статус и подготовка.
37. Аптекарский приказ, работа в нем белорусских врачей
38. Общие черты Российской медицины XVIII в. и ее связь с медициной Беларуси.
39. Общие черты истории науки в эпоху нового времени. Значение для медицины открытий в естествознании и технике.
40. Развитие физиологии в эпоху нового времени.
41. Вклад отечественных ученых в развитие физиологии в эпоху нового времени (М.Л. Гемолицкий, А.М. Филомафитский, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.П. Павлов).
42. Зарождение микробиологии в эпоху нового времени.
43. Вклад отечественных ученых в развитие микробиологии в эпоху нового времени (И.И. Мечников, Г.Н. Габричевский, Д.И. Ивановский).
44. Развитие учения о сущности болезней в эпоху нового времени.
45. Развитие терапии в эпоху нового времени.
46. Развитие отечественной терапии в эпоху нового времени (С.Г. Зыбелин, И.Е. Дядьковский, М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов).
47. Развитие хирургии в эпоху нового времени.
48. Н.И. Пирогов - выдающийся ученый, хирург.
49. Формирование гигиенической науки в эпоху нового времени.
50. История возникновения Общества Красного Креста.
51. Организационные формы оказания медицинской помощи населению (земская, страховая, городская медицина) в эпоху нового времени.
52. Отличительные черты развития медицины Беларуси ХIXв.
53. Первые декреты в области здравоохранения.
54. Н.А. Семашко, З.П. Соловьев и их вклад в здравоохранение.
55. Общие черты медицины Беларуси в 1920-е годы.
56. Общие черты медицины Беларуси в 1930-е годы.
57. Трудности и успехи отечественной медицины в период Великой Отечественной войны
58. Здравоохранение Беларуси в послевоенный период.
59. Здравоохранение Республики Беларусь.
60. Медицинская этика, определение, аспекты, исторические этапы.
61. Международное сотрудничество в области медицины.
62. Роль Гомельского государственного медицинского университета в развитии науки и подготовке медицинских кадров.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. История медицины / П.Е Заблудовский [и др ] М.: Медицина, 1981. 325 с.
2. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.
3. Мультановский, И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.
4. Сорокина, Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.
Дополнительная
3. Абраменко, М.Е. Здравоохранение БССР ― становление советской системы (1917-1941 г.г.) (монография) / М.Е.Абраменко. Гомель, 2005.212 с.
4. Абраменко, М.Е. и др. Очерки здравоохранения Гомельской области. Учебное пособие/ М.Е.Абраменко Гомель, 2005. 136 с.
5. Абраменко, М.Е., Волкова В.В., Дроздова В.В. Профсоюз медиков Гомельщины: страницы истории. М.Е.Абраменко. Гомель, 1996. 61 с.
6. Асветнiкi зямлi Беларускай: энцыкл. даведнiк / рэдкал. Г.П.Пашкоу [i iнш.] Мн.: БелЭн, 2001. 496 с.
7. Беляцкий, Д.П. Развитие санитарного дела в Белорусской ССР (историко-теоретический очерк) / Д.П.Беляцкий. Мн., 1966. 70 с.
8. Грибанов, Э.Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д.Грибанов. М.: Медицина, 1990. 208 с.
9. Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П.Грицкевич Мн.: Наука и техника, 1987. 272 с.
10. Заборовский, Г.И. Тестовые вопросы и ответы по общественному здоровью и здравоохранению к государственному экзамену (для студентов лечебного факультета) / Г.И. Заборовский, Е.М Тищенко. — Гродно, 2006. — 211 с.
11. Крючок, Г.Р. Очерки истории медицины Белоруссии / Г.Р.Крючок. Мн: 1976. 264 с.
12. Тищенко, Е.М. Здравоохранение Беларуси в XIX-XX веках: Монография / Е.М. Тищенко. Гродно: 2003. 269 с.
13. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в IX-XIII вв. Медицина Беларуси в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIV в. ― вторая половина XVIII в.). Гомель, ГоГМУ. 2007. 20 с.
14. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси в составе Российской империи. Гомель, ГоГМУ. 2007. 21 с.
15. Н.П.Петрова. Учебно-методическое пособие. Медицина Беларуси Новейшего времени. Гомель, ГоГМУ. 2007. 52 с.
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!