Окружность головы и грудной клетки. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Окружность головы и грудной клетки.

2020-10-20 132
Окружность головы и грудной клетки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При рождении окружность головы у доношенных детей 33-37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 1-2 см. В первые 3-5 месяцев ежемесячная прибавка составляет 1-1,5 см, а затем 0,5-0,7 см. в месяц.

Расчет окружности головы для детей первого года жизни производится по формуле: окр. гол. в 6 мес. составляет 43 см., за каждый недостающий месяц отнимается по 1,5 см., за каждый последующий прибавляется по 0,5 см.

К году окружность головы увеличивается на 10-12 см. и достигает 46-48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1-3 лет увеличивается на 1 см. в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50-51 см., а за все последующие годы увеличивается на 5-6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33–35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5–2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см., а в школьном – на 1-2 см. в год.

Расчет окружности груди для детей первого года жизни производится по формуле: окр. гр. в 6 мес. составляет 45 см., за каждый недостающий месяц отнимается по 2,0 см., за каждый последующий прибавляется по 0,5 см.

Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т.е. уплощаться.

Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени – длина тела у детей до 1 года равняется 25-20 см., а в 2-3 года – 20 см., в 6-7 лет – 15-10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5-10 см., в 2-3 года – на 9-6 см., в 6-7 лет – на 4-2 см., в 8-10 лет – больше на 1 см. или меньше на 3 см.

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеографических условий проживания.

 

Пропорции детского тела

Для суждения о правильности развития ребенка большое значение имеет оценка пропорций детского тела. Отдельные части тела ребенка растут неравномерно, а, следовательно, с возрастом меняются и соотношения между ними: например, за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, длина верхних конечностей - в 4 раза, туловища – в 3 раза, а высота головы – только в 2 раза.

Высота головы у новорожденного составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у 2-летнего – 1/5, у 6-летнего – 1/6, у 12-летнего – 1/7 и у взрослого – 1/8.

Для плода, и отчасти для новорожденного, характерно некоторое относительное недоразвитие лицевой части черепа по сравнению с хорошо развитой черепной. Отчетливо выдающийся лобно-носовой валик и некоторое недоразвитие нижней челюсти характерно для лица новорожденного.

Для характеристики физического развития ребенка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему; уже в течение 1-го года жизни, даже у слабых при рождении детей, поперечный диаметр начинает превалировать над переднезадним: первый удваивается к 6 годам, второй – лишь к 14-15 годам.

У доношенного новорожденного ребенка окружность груди на 2-4 см. меньше окружности головы. У очень крепких новорожденных они равны, и сравнительно очень редко окружность груди превышает окружность головы. Уже в течение первого полугодия жизни окружность головы сравнивается с окружностью груди, а в последующие годы окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

У детей раннего и дошкольного возрастов имеется постоянное соотношение между периметрами конечностей и грудной клетки: утроенная окружность плеча равна окружности груди; сумма окружностей бедра и голени равняется утроенной окружности плеча и окружности груди. Наличие этих соотношений указывает на нормальную упитанность ребенка и на правильное развитие у него мышечного аппарата.

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

       С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чихание, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

       Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

       В конце первого и в начале второго месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце третьего месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

       Развитие высшей нервной деятельности, т.е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

       Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

       Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

       Развитие и воспитание ребенка складывается из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.

В таблице 3 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам.

Таблица 3.

Возраст, мес. Показатели развития
0     1     2     3     4       5         6     7   8     9   10     11     12 Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). К возрасту 1 мес. удерживает в поле зрения неподвижные предмет. Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно прослеживать движущийся предмет. Прислушивается к звуку, голосу взрослого. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Длительно сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на неподвижном предмете. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым. Поворачивает голову при длительном звуке, лежа на животе приподнимается и непродолжительно удерживает голову. Произносит отдельные звуки.  Сосредотачивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним взрослого или игрушке; комплекс оживления с ним. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого. Рассматривает и пытается захватить висящую игрушку. Узнает мать, радуется ей. Находит глазами невидимый источник звука. Громко смеется в ответ на обращение. Захватывает висящую игрушку. Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует). Узнает голос матери, различает строгую и ласковую интонацию, обращение к нему. Четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки. Подолгу певуче "гулит". Ест с ложки полугустую пищу. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается. Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки и ползая. Произносит отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. Пьет из чашки. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает ее. Хорошо ползает (много, быстро). На вопрос "где?" находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу). Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги. Подражает действиям взрослого с игрушками. Сам садится, сидит и ложится. Держась за барьер, сам встает, стоит т опускается. Переступает, держась за барьер. Выполняет заранее разученные простые действия ("ладушки", "дай ручку"). Громко, четко и повторно произносит различные слоги. Ест корочку хлеба, которую сам держит. Плясовые движения под плясовую музыку (если с ребенком занимаются). Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. Знает свое имя, оборачивается за зов. Сам придерживает чашку из которой пьет. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Самостоятельно по просьбе взрослого выполняет разученные действия (открывает, вынимает, вкладывает). Входит на высокую поверхность и сходит с нее. Идет вперед с поддержкой за обе руки. По просьбе «дай» находит среди других игрушек и дает знакомые предметы. Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. Избирательное отношение к детям. Снимает и одевает кольца с большими отверстиями на стержень. Стоит самостоятельно без опоры. Делает первые самостоятельные шаги. Первые обобщения в понимаемой речи: по просьбе находит любой мяч, куклу. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (кормит, водит куклу). Произносит первые слова – обозначения, например: "дай", "мама". Узнает на фотографии знакомое лицо. Различает две контрастные формы предметов. Протягивает другому ребенку игрушку, сопровождает это смехом или лепетом. Переносит действия разученные с одним предметом на другой. Ходит самостоятельно (без опоры). Понимает названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения: принеси, найди, отдай, положи на место. Понимает слово «нельзя». Произносит 5-10 облегченных слов.

 

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Решите ситуационные задачи.

2. Проведите антропометрию ребенка первого года жизни, оцените его физическое развитие.

3. Решите задания тестового контроля.

 

Ситуационные задачи

Задача №1

Рассчитайте долженствующие параметры физического развития ребенка 5 мес, если при рождении: масса тела - 3500 гр, рост - 50 см, окружность головы – 36 см, окружность груди – 34 см.

Задача №2

Определите возраст ребенка по уровню нервно-психического развития, если он узнает голос матери или близкого человека, различает интонации голоса, четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее, переворачивается со спины на живот, устойчиво стоит при поддержке, подолгу певуче гулит, ест из ложки густую кашу.

Задача №3

Определите возраст ребенка по уровню нервно-психического развития, если он понимает короткий рассказ взрослого, отвечает на простые вопросы по рассказу, при общении использует трехсловные предложения, подбирает по образцу или просьбе взрослого 3 контрастных цвета, может перешагнуть через предметы, частично надеть подготовленную одежду.

 

Тестовый контроль по теме: "Периоды детского возраста. Физическое, психомоторное развитие детей".

1. Средняя длина тела новорожденного ребенка составляет:

а) 30 см.                   б) 40 см.              в) 45 см.              г) 50 см.

2. Средний вес новорожденного составляет:

а) 2500 гр.                б) 3500 гр.           в) 4500 гр.           г) 5000гр.

3. При рождении окружность головы по отношению к окружности груди обычно:

а) меньше                б) больше в) такая же

4. Ежемесячная прибавка в росте в втором квартале 1 года жизни составляет:

а) 3 см.                     б) 1 см.                в) 2,5 см.             г) 1,5 см.

5. Ежемесячная прибавка массы тела ребенка в первом полугодии жизни составляет около:

а) 1000 гр.                б) 200 гр.             в) 800 гр.             г) 400 гр.        д) 300 гр.

6. Ежемесячное увеличение размеров головы в первом полугодии жизни составляет приблизительно:

а) 2,0 см.                  б) 1,0 см.             в) 2,5 см.             г) 0,5 см.        д) 1,5 см.

7. Ежемесячная прибавка массы тела ребенка во втором полугодии жизни составляет около:

а) 200 гр.                  б)400 гр.              в) 800 гр.             г) 300 гр.        д) 1000 гр.

8. Ежемесячное увеличение размеров груди во втором полугодии жизни ребенка составляет приблизительно:

а) 0,5 см.                  б) 2,0 см.             в) 1,5 см.             г) 1,0 см.        д) 2,5 см.

9. По каким параметрам производится оценка физического развития новорожденного ребенка?

а) антропометрическим                          б) степени зрелости организма       

в) состоянию питания в) наличию врожденных пороков

г) все выше перечисленное

10.В каком возрасте в среднем появляются первые молочные зубы?

а) 3 мес.                   б) 5 мес.              в) 8 мес.              г) 6 мес.         д) 10 мес.

11. В каком возрасте прорезываются постоянные зубы?

а) 1 год                    б) 3 года             в) 6 лет               г) 8 лет           д) 10 лет

12. В каком возрасте ребенок начинает держать головку?

а) с рождения         б) с 1 мес.           в) с 2 мес.           г) с 3 мес.      д) с 4 мес.

13. В каком возрасте у девочек начинают развиваться молочные железы?

а) 9 лет                    б) 10 лет             в) 12 лет             г) 14 лет         д) 16 лет

14. С какого возраста ребенок начинает активно ползать?

а) с 5 мес.                б) с 7 мес.           в) с 9 мес.           г) с 10 мес.    д) в год

15. С какого возраста ребенок может самостоятельно переворачиваться со спины на живот?

а) с 2 мес.                б) с 3 мес.           в) с 5 мес.           г) с 7 мес.      д) с 9 мес.

16. С какого возраста ребенок самостоятельно стоит и делает первые шаги без поддержки?

а) с 12 мес.              б) с 6 мес.           в) с 10 мес.         г) с 11 мес.    д) с 8 мес.

17. В каком возрасте ребенок начинает отличать чужих от своих?

а) с 5 мес.                б) с 1 мес.           в) с 3 мес.           г) с рождения д) с 7 мес.

18. В каком возрасте ребенок начинает пить из чашки?

а) с 3 мес.                б) с 4 мес.           в) с 5 мес.           г) с 6 мес.      д) с 8 мес.

19. С какого возраста ребенок начинает произносить отдельные слоги?

а) с 3 мес.                б) с 4 мес.           в) 5 мес.              г) 6 мес.         д) 8 мес.

20. В каком возрасте ребенок может самостоятельно одеться и застегнуться?

а) с 1 года               б) с 4 лет            в) с 2 лет            г) с 3 лет        д) с 5 лет


Занятие № 2 по теме:

«Анатомо-функциональные особенности детского возраста».

I. Научно-методическое обоснование темы:

       Методикой обследования ребенка должен владеть врач любого профиля, поскольку многие специалисты, особенно узкого профиля, в своей ежедневной практике будут обследовать не только взрослых пациентов, но и детей. Это относится в частности, и к стоматологам. В этом плане очень важно знание нормативов данных физикального обследования детей раннего возраста.

 

II. Цель деятельности студентов на занятии.

Студент должен знать:

Ø механизмы регуляции фосфорно-кальциевого обмена у детей;

Ø сроки и порядок прорезывания зубов;

Ø основные этапы становления кроветворения анте- и постнатально;

Ø физиологическую роль морфологических элементов крови;

Ø особенности кроветворения в разные периоды детства;

Ø нормативы показателей периферической крови и миелограммы у детей различного возраста;

Ø основные механизмы гемостаза с современных позиций;

Ø семиотику болезней крови;

Ø анатомо- физиологические особенности ротовой полости у детей раннего возраста;

Ø функции слюнных желез, характеристику акта сосания;

Ø основные симптомы, указывающие на нарушение фосфорно- кальциевого обмена у детей.

Студент должен уметь:

Ø собрать анамнез жизни, выявляя при этом у ребенка нарушения фосфорно- кальциевого обмена;

Ø провести объективное исследование:

а) костной системы;

б) ротовой полости;

в) системы крови.

Ø при наличии у ребенка патологии со стороны указанных выше систем обратить внимание на нее и дать оценку.

Ø оценить результаты клинического и биохимического анализа крови, миелограммы

III. Хронокарта учебного занятия:

- перекличка 5 мин;

- проведение контроля базисных знаний 40 мин;

- перерыв 15 мин;

- разбор узловых вопросов темы 45 мин;

- перерыв 15 мин;

- практическая часть (работа на приеме с больными) 2 часа;

- итоговый тестовый контроль 15 мин.

 

IV. Содержание обучения:           

1. Особенности строения ротовой полости, слюнных желез у детей.

2. Этапы антенатального кроветворения – характеристика, практическое значение.

3. Современная схема кроветворения.

4. Особенности периферического состава крови у детей, возрастная динамика.

5. Группы крови у детей. Основные эритроцитарные антигены крови, практическое значение.

6. Лейкоцитарные антигены крови: общее понятие, роль, значение в патологии детского возраста.

7. Гемостаз (определение, основные механизмы).

8. Лабораторные методы исследования в гематологии.

9. Анатомо- физиологические особенности системы крови и кроветворения у детей.

10. Анатомо- физиологические особенности ротовой полости у детей.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.