Кафедра практической психологии и дефектологии                        — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кафедра практической психологии и дефектологии                       

2020-07-03 101
Кафедра практической психологии и дефектологии                        0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА

Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)  

(наименование дисциплины)

 

специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ

(квалификация: учитель-логопед)

(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________

(дата утверждения, регистрационный номер)

 

 

 

Мозырь, 2012


Разработчик программы:

Кафедра практической психологии и дефектологии                       

 

Е.Н. Михайлова, старший  преподаватель                                    

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

 

Рекомендована к утверждению:

 

кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________

наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от _________№ _______

 

 

__________________________________________________________________

наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от __________№______

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.

Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.

Задачи стажировки:

- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;

- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;

- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;

- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;

- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;

- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.

В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:

- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;

- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;

- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;

- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;

- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;

- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.

Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.

Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.

Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.

Форма контроля – дифференцированный зачёт.


СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:

· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;

· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;

· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);

· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;

· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;

· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;

· самообразование и самоподготовка.

Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ

 

I ЭТАП стажировкиустановочный.

Основным содержанием этапа является ознакомление с задачами, организацией, этапами практики, отчетной документацией, закрепление за руководителями (методистами) и распределение по учреждениям.

II ЭТАП стажировкиорганизационно-ознакомительный.

Основным содержанием стажировки на данном этапе является формирование у слушателей умений проводить психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями, анализировать его результаты, составлять перспективный план логопедической работы.

Виды деятельности на организационно-ознакомительном этапе стажировки:

- знакомство с администрацией, логопедом, другими специалистами учреждения, а также с режимом работы учреждения образования;

- изучение нормативной документации, регламентирующей работу учреждения, на базе которого организована практика; изучение документации учителя-дефектолога:

Ø протоколы обследования ребенка на МППК (в ЦКРОиР);

Ø речевые карты детей;

Ø журнал учета продвижения детей;

Ø перспективный план работы;

Ø календарные планы подгрупповых и индивидуальных занятий;

Ø журнал учета посещения детьми занятий;

Ø график работы логопеда, заверенный заведующей;

Ø тетрадь преемственности работы логопеда, воспитателя и музыкального работника;

Ø индивидуальные тетради домашних заданий;

- наблюдение за проведением логопедического и психолого-педагогического обследования детей учителем-логопедом;

- наблюдение за консультативной работой учителя-логопеда с родителями и педагогами;

- текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий, составление графика проведения зачетных занятий).

III ЭТАП стажировкиосновной.

В этот период слушатели активно проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми с нарушениями речи. Обращается внимание на особенности познавательной деятельности, речевого поведения детей в различных ситуациях и общении со сверстниками и взрослыми, необходимость их учета в коррекционной работе.

Рекомендуется систематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, на развитие дыхательной и голосовой функции детей-логопатов. Слушатели овладевают практическими навыками коррекционно-педагогического воздействия на ребенка, взаимодействия с окружающими его людьми с целью нормализации микросреды ребенка. Обращается внимание слушателей на важность профилактической работы с целью предупреждения усиления речевой симптоматики и появления вторичных нарушений.

Работа с родителями детей ведется слушателями по разным направлениям. Выясняются условия воспитания в семье, особенности различных видов деятельности и поведения детей дома, анализируются трудности обучения, проводятся беседы и консультации с родителями.

Виды деятельности на основном этапе стажировки: 

- участие в диагностической работе логопеда, самостоятельное логопедическое обследование детей и диагностика речевых нарушений на основе анализа материалов обследования;

- наблюдение и анализ хода и результатов индивидуальных и подгрупповых занятий, проводимых учителем-логопедом;

- методически правильный подбор, изготовление речевого и наглядного дидактического материала для самостоятельного проведения занятий;

- самостоятельное проведение занятий, самоанализ занятий;

- логопедическая пропаганда среди педагогов и родителей детей с речевыми нарушениями (лекции, беседы, составление памяток, выступление с сообщениями по материалам своих научно-исследовательских работ и др.);

- консультативная работа с родителями;

- изучение нормативной документации, методических пособий и литературы по вопросам коррекционного обучения детей с нарушениями речи.

 

IV ЭТАП стажировки – заключительный.

Подведение итогов стажировки в условиях учреждения, на базе которого она организована, выводы по основным результатам стажировки.

Составление итоговых отчетов, предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ

№ п/п Наименование этапа стажировки Количество недель (дней)
1. Установочный этап 1 день
2. Организационно-ознакомительный этап 1 день
3. Основной этап 1,5 недели
4. Заключительный этап 1 день
  Итого: 2 недели

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ И ОТЧЕТА ПО СТАЖИРОВКЕ

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ:

1. Карта учета слушателя при прохождении стажировки, заверенная печатью учреждения.

2. Дневник стажировки, в котором отражаются:

– расписание работы логопеда;

– картотека логопеда;

– перспективный план логопедической работы на период прохождения стажировки;

– список детей, их речевой диагноз;

– индивидуальный план работы слушателя; график проведения индивидуальных и подгрупповых занятий;

– конспекты занятий, проведённых логопедом, их анализ;

– конспекты собственных занятий с записью замечаний и рекомендаций логопеда и руководителя стажировки;

– список литературы, рекомендованной логопедом и руководителями стажировки для проведения коррекционной работы с детьми.

3. Две речевые карты на детей с различной речевой патологией.

4. Конспекты 2-х зачётных логопедических занятий с самоанализом (подгрупповое и индивидуальное занятия).

5. Тексты двух бесед (консультаций) для родителей и других специалистов по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (ОНР, ФФН, заикание).

6. Наглядное пособие для коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

7. Отчёт о прохождении стажировки.

 

 

СХЕМА ОТЧЕТА СЛУШАТЕЛЯ О ВЫПОЛНЕНИИ ПРОГРАММЫ СТАЖИРОВКИ

Отчет о стажировке в качестве учителя-дефектолога

(учителя-логопеда) учреждения образования

слушателя специальности «Логопедия» ФПКиПК УО МГПУ им. И. П. Шамякина ___________________________(Ф.И.О.)

 в (название учреждения)_______________ в период с ______ по ______ 20... г.

 

I. Краткая характеристика основных этапов стажировки.

II. Объем и содержание педагогической работы, выполненной за период стажировки:

1. Количество проведенных подгрупповых и индивидуальных занятий. Трудности, возникшие при проведении занятий, их причины. Использование в работе специальной литературы, дидактического материала и наглядных пособий. Характер и степень помощи учителя-логопеда и руководителя стажировки.

2. Количество посещенных и проанализированных занятий, степень сформированности собственных навыков оценки занятий (трудности, возникшие при анализе и оценке посещенных занятий).

3. Краткая характеристика детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические занятия, результаты этих занятий, их самооценка (что удалось, не удалось, причины неудач).

4. Участие в процессе анализа и обсуждения логопедических заключений на детей группы.

5. Данные о содержании и результатах научно-исследовательской работы, выполненной в период стажировки.

6. Содержание и основные результаты работы с учителем-логопедом, с другими специалистами, с родителями. Количество открытых занятий, бесед, консультаций, проведенных для родителей. 

7. Количество и название изготовленных наглядных пособий и дидактического материала.

8. Название, количество документов, подготовленных к окончанию стажировки, сроки их оформления.

9. Выводы и предложения по совершенствованию организации и содержания стажировки.

_________________

               (дата)              

 

(подписи)                                              И. О. Фамилия руководителя учреждения

                   И. О. Фамилия учителя-логопеда

                   И. О. Фамилия слушателя

М.П. ( заверяется печатью)

ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА СТАЖИРОВКИ

Титульный лист

Дневник педагогической стажировки

слушателя ФПКиПК

УО МГПУ имени И. П. Шамякина

 

Стажировка в ГУО № _____ г.                  

в                группе

 

с             по           20.... г.

1страница __

Методист (Ф.И.О.)                                                                            

Учитель-логопед (Ф.И.О.)                                                                

Воспитатели групп (Ф.И.О.)                                                                                                                                                                         

Руководитель учреждения (Ф.И.О.)                                                          

Адрес учреждения _______________________Телефон_______________

2 страница Расписание работы логопеда.

3 страница Индивидуальный план работы на период педагогической стажировки.

4 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в свободной форме.

СХЕМА КОНСПЕКТА ЗАЧЕТНОГО ЗАНЯТИЯ

Титульный лист

Конспект логопедического занятия,

проведенного слушателем факультета ПКиПК

УО МГПУ им. И.П.Шамякина

в                   группе ____________ учреждения ________

дата проведения _______ время проведения _____________

Учитель-дефектолог _______________________

подпись

Групповой руководитель стажировки ______________________

               подпись

 

Конспект

1. Тема и цель занятия.

2. Основные задачи занятия.

3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки).

4. Речевой материал.

5. Этапы занятия.

6. Содержание этапов занятия (с указанием инструкций учителя-дефектолога, предполагаемых ответов детей, основных методических приемов).

7. Используемая литература.

8. Самоанализ занятия.

 

 

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

    1. Выбор темы занятия, его место в общей системе занятий по преодолению того или иного речевого нарушения. Соответствие материала занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей. Объем материала и его доступность.

2. Правильность постановки цели и задач занятия, их соответствие теме и содержанию занятия. Комплексность коррекционно-образователъных, коррекционно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Адекватность выбора речевого материала задачам занятия.

3. Организация занятия: умение регулировать поведение; эсте­тическое оформление, используемое оборудование, качество нагляд­ных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, композиционная стройность, четкость перехода от одного этапа к другому, связь между отдельными частями занятий, продолжительность занятия и его этапов; соотношение времени, отведенного на групповую и индивидуальную работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному времени). Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины.

5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему этапу. Реализация общедидактических и специальных принципов обучения. Правильность отбора разнообразных приемов и методов, их соответствие целям занятия. Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. Знание учебного материала, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление коррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия, ТСО. Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, активизации познавательной деятельности и др.), способов поддержания интереса, коммуникативной активности детей. Дифференцированный и индивидуальный подход в процессе занятий для активизации познавательной деятельности. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Контроль над речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и вопросов учителя-логопеда. Включение элементов логопедического массажа, психогимнастики, рациональной психотерапии, логоритмики на занятии.

Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. Содержание и методика домашнего задания. Инструктаж о его выполнении. Дополнительные и индивидуальные задания.

6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии: активность, проявление интереса, степень сформированности структуры деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивости внимания в начале занятия и на определен­ных этапах, возможности переключения внимания от одного задания к другому, причины отклонений в деятельности и поведении детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми на занятии.

7. Характеристика деятельности логопеда. Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса и внимания детей, настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь логопеда (доступность, логичность, интонационная выразительность и эмоциональность).

8. Результаты занятия. Достижение цели и задач, выполнение намеченного плана, эффективность использованных методов и приемов.

9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. При анализе логопедического занятия необходимо руководствоваться следующими положениями педагогической этики:

- доброжелательный тон анализа;

- объективность, принципиальность в оценке позитивных и негативных моментов занятия;

-  аргументация замечаний.

СХЕМА-ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

(занятие по развитию речи, звукопроизношению, грамоте)

1.Тема, цель.

     2.Реализация коррекционных задач (обоснование актуальности поставленных коррекционно-развивающих задач для конкретных детей и возможностей их реализации на данном занятии; оценка формулировок задач с позиций направленности на ребенка, конкретности и конструктивности; степень реализации поставленных задач).

3.Построение занятия (структура, этапы).

4.Организация деятельности детей (фронтальная, групповая, индивидуальная работа; инструктирование, организация внимания и деятельности детей, контроль). Оценка руководства работой детей.

5.Направления логопедической работы (развитие артикуляционного аппарата; работа по развитию речевого слуха; работа по развитию фонематического слуха; речевое дыхание; воспитание голоса; звуковой анализ слова; характеристика звуков, букв; состав речи; подготовка к письму (создание условий); письмо (качество, постановки руки ребенка, координация и т.д.).

6.Средства обучения (методы и способы, приемы), используемые педагогом. Опора на наглядные средства.

7.Степень активности детей на занятии.

8.Логическая связь между частями занятия.

9.Дифференцированный подход в учебно-воспитательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

10.Типичные речевые затруднения и ошибки детей, коррекция их педагогом.

11.Результаты занятия. Итоги деятельности детей (качество выполнения работы, что приобрели нового, что повторяли и т.д.). Самооценка логопеда.

СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

1. Общие сведения о ребёнке.

2. Характеристика условий воспитания.

3. Состояние представлений об окружающем.

4. Особенности развития познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

5. Особенности личности и межличностных отношений.

6. Особенности развития моторики.

7. Особенности характера и поведения ребёнка.

8. Заключение.

9. Рекомендации.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с детьми с тяжелыми нарушениями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошкольных учреждений / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 151 с.

2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб., 2003.

3. Зайцева Л.А. Метадычныя матэрыялы па карэкцыі маўленчай i пазнавальнай дзейнасці вучня з цяжкім парушэннямі маўлення. – Мн., 1996.

4. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией: Метод. рекомендации. – Мн., 1994.

5. Методические рекомендации к планированию работы логопедов специализированных дошкольных учреждений и групп при детских садах общего типа для детей с общим недоразвитием речи / Сост. Л.Н. Мороз. – Мн., 1987.

6. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

7. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. – М., 1993.

8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие / Сост.: Н.Н. Баль, Н.И. Логинова. – Мн.: БГПУ, 2004. – 29 с.

 

Дополнительная

1. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание: Учеб. пособие./ Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М., 2001.

2. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. / Л.И.Белякова, Н.Н.Гончарова, Т.Р. Шишкова. - М., 2004.

3. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – Спб., 1994. – 208 с.

4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

5. Гладкая, В.В. Я и мир: учеб. пос. для подгот. кл. спец. общеобразов. шк. для детей с ЗПР и спец. общеобразов. шк. для детей с ТНР с рус. яз. об. / В.В. Гладкая. – Мн.: «Народная асвета», 1999. – 187 с.

6. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей: словарный запас. – М.: АРКТИ, 2001.

7. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника: Учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн.: Універсітэцкае, 1997. – 237 с.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1985.

9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – 2-е изд., перераб. – М., 1990.

10. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: Пособие для психол.-пед. комис. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.; 115 карт.

11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

12. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

13. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

14. Методика обследования нарушений речи у детей: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина.- М., 1982.

15. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

16. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. - СПб., 2003.

17. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах: Методические рекомендации / Под ред. Г.И.Селиверстова. – М., 1988.

18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 200с.

19. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

20. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994.

21. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

22. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб. речевого материала для логопедических занятий с детьми. – 2-е изд., испр. и доп. – Кызыл, 1993.

23. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб. пособие. Ч.1-2. – М., 1993.

24. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

25. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 56 с.

ПРОГРАММА

Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)  

(наименование дисциплины)

 

специальности переподготовки 1 – 03 03 71 ЛОГОПЕДИЯ

(квалификация: учитель-логопед)

(код и наименование специальности и квалификации переподготовки)

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки, утвержденным__________________________________

(дата утверждения, регистрационный номер)

 

 

 

Мозырь, 2012


Разработчик программы:

кафедра практической психологии и дефектологии                       

 

Е.Н. Михайлова, старший  преподаватель                                    

(инициалы, фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

 

Рекомендована к утверждению:

 

кафедрой практической психологии и дефектологии ____________________

наименование кафедры (цикловой комиссии) или совета факультета (отделения), рекомендовавших учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от _________№ _______

 

 

__________________________________________________________________

наименование научно-методического (методического) совета учреждения образования, рекомендовавшего учебную программу по дисциплине специальности переподготовки к утверждению

Протокол заседания от __________№______

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Стажировка в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда)» разработана с учетом требований, предъявляемых к данному виду деятельности слушателей педагогического вуза.

Стажировку в качестве учителя-дефектолога (учителя-логопеда) проходят слушатели, получающие специальность «Логопедия» факультета повышения квалификации и переподготовки кадров заочной формы обучения. Выполняя функции учителя-дефектолога (учителя-логопеда), слушатели овладевают системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, методическую, просветительскую работу, планировать и проводить логопедические занятия с детьми с нарушениями речи. Слушатели получают необходимые сведения о психофизиологических особенностях детей с речевыми нарушениями, специфике их поведения, деятельности, познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Целью стажировки является овладение системой профессионально-педагогических умений и навыков учителя-логопеда.

Задачи стажировки:

- закрепление и углубление теоретических знаний слушателей по различным разделам медико-педагогических и психолого-педагогических дисциплин;

- закрепление умений слушателей осуществлять профилактическую, диагностическую, коррекционную работу в отношении детей с нарушениями речи;

- формирование необходимых для учителя-логопеда личностных качеств;

- анализ и реализация преемственности в работе специалистов разного профиля в условиях учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь;

- формирование навыков анализа и обобщения педагогического опыта;

- воспитание творческого подхода к педагогической деятельности.

В результате прохождения практики слушатели приобретают умения:

- педагогически грамотно обследовать детей с различными речевыми нарушениями;

- планировать коррекционно-педагогическую работу и реализовывать коррекционные задачи в различных видах деятельности детей-логопатов;

- устанавливать позитивные отношения со специалистами разного профиля, с родителями детей-логопатов и владеть техникой их консультирования;

- осуществлять отбор, дидактическую переработку и адаптацию учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с нарушениями речи;

- осуществлять профилактическую работу в отношении осложнений, вторичных проявлений, вызванных речевыми нарушениями;

- владеть навыками ведения документации учителя-логопеда;

- работать с учебно-методической литературой, нормативными документами, регламентирующими деятельность системы специального образования, учреждений, на базе которых организована стажировка.

Сформированные в период стажировки специальные педагогические умения и навыки составляют важный компонент профессиональной подготовки будущих специалистов-дефектологов.

Для прохождения стажировки слушатели распределяются в учреждения, на базе которых организована коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями.

Руководство и контроль над работой слушателей в период стажировки осуществляют групповой руководитель стажировки от кафедры практической психологии и дефектологии, учитель-дефектолог учреждения, на базе которого организована логопедическая помощь.

Форма контроля – дифференцированный зачёт.


СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Слушатели во время прохождения стажировки реализуют следующие направления профессиональной деятельности учителя-логопеда:

· осуществление логопедического и психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи;

· проведение дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи у детей на основе анализа материалов обследования;

· текущее и перспективное планирование педагогической деятельности (перспективный план, планы индивидуальных и подгрупповых занятий);

· организация и проведение логопедических занятий с детьми с нарушениями речи;

· консультирование родителей детей с нарушениями речи, а также специалистов дошкольного учреждения, работающих с данной категорией детей;

· осуществление информационно-просветительской деятельности, пропаганда логопедических знаний;

· самообразование и самоподготовка.

Осуществление слушателями названных направлений деятельности в условиях учреждения образования обеспечивает закрепление теоретических знаний, овладение практическими умениями и навыками, подготовку к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.18 с.