История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2020-10-20 | 113 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Москва: Интрада. 1998.
«Первый набросок призрака гения» (обложка).
Научный редактор А. Е. Махов
Художник Л. Е. Каирский
В оформлении книги использованы рисунки Пауля Клее:
«Первый набросок призрака гения» (обложка). «Он приходит сверху» (с. 8). «Смерть шуму!» (с. 53). «Бородатая нимфа» (с. 154). «Луна как игрушка» (оборот обложки).
Новая книга Ильи Ильина продолжает его работу «Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм» (Интрада: 1996), составляя с ней дилогию о постмодерне. Если в первой книге автор расматривает в общих чертах концептуальный материал, послуживший основой постмодернизма, то в новой работе углубленно-исторически исследован сам постмодернизм в тридцатилетней перспективе своего существования. В новой книге на первый план выдвинуты психологические теории Жака Лакана и их восприятие теоретиками постмодерна, левый деконструктивизм, английский постструктурализм, теории «социального текста» и «культурной критики», феминизм, «необарочность» современной культуры, новая театральная культура (и, соответственно, театральность как свойство современного мира), а также вопрос о «начале и конце» постмодерной эпохи — проблема ее исторических границ, ее исчерпанности и открываемых ею новых перспектив.
ISBN 5-87604-038-Х
© И П. Ильин, текст, 1998 г. © «Интрада», редактура, макет, оформление, 1998 г.
Посвящается моей матери. 7
Вместо предисловия: ХИМЕРА ПОСТМОДЕРНА.. 7
ГЛАВА I. РОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ.. 10
“Он приходит сверху”. Пауль Клее. 10
К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ.. 10
Национальные различия в терминологии. 12
Постмодернизм как межнациональный синтез. 15
Универсализм как «маска догматизма». 19
Критика метафизического дискурса и критика языка. 22
|
Знание как продукт. 23
Привлекательность постструктурализма. 25
Четыре направления критики структурализма. 28
Знакоборчество»; «скользящее означающее» Лакана. 28
Критика «трансцендентального означаемого» у Дерриды.. 30
Центр как «феноменологический голос». 30
«Историческое бессознательное» Фуко. 32
Сознание как текст. 34
Постмодернизм как маргинализм.. 36
П OCTCTP У KT У PA ЛИЗМ ПРОТИВ СТРУКТУРАЛИЗМА.. 38
Сохранение структурализма в постструктурализме. 40
Постструктурализм как современный тип знания. 40
Сосуществование структурализма и постструктурализма... 41
... в трактовке Каллера... 42
... у Лакана и Барта... 43
... у Леви-Стросса. 43
Постструктурализм — законный сын структурализма. 45
Нарратология в структуралистской и постструктуралистской трактовке 47
Вызревание постструктурализма: у Кристевой... 49
... u у Греймаса. 49
Критика бинаризма у Греймаса и Дерриды.. 49
Дискредитация принципа различия. 51
Критика «универсальной грамматики» структурализма. 53
Датировка зарождения постструктурализма. 56
Три периода Барта. 58
Рождение французского постструктурализма. 61
Рождение и датировка американского постструктурализма. 61
Рождение и своеобразие английского постструктурализма. 63
Отказ от человека как «объяснительного принципа» у Альтюссера и концепция теоретического антигуманизма. 66
Соотношение деконструктивизма и постструктурализма. 68
«Левая деконструкция». 71
Определения постструктурализма как «парадигмы критик»: Харари, Янг, Саруп 74
Три признака постструктурализма по Янгу. 74
Критика метафизики как очередная метафизика. 74
Четыре направления критики структурализма по Сарупу. 76
Чтение как «перформация»; критика стабильного знака. 76
Невозможность индивидуального сознания. 80
ГЛАВА II. ОТ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМА К ПОСТМОДЕРНУ.. 83
ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ У ЖАКА ЛАКАНА И ЕГО ПРОДОЛЖАТЕЛЕЙ 83
Loquor ergo sum.. 83
Гутенбергова цивилизация текста. 85
Лакан в перспективе постструктурализма. 87
|
Лакан и Деррида. 89
Лакан и фрейдизм.. 91
Интерпретация семиотики позднего Соссюра. 93
Бессознательное как структура языка. 95
«Сон есть текст» Процессы внутри сна: конденсация и замещение. 97
«Замещение» в трактовке Кристевой и Дерриды.. 97
Скользящее и плавающее означающее. 100
Интерпретация как «изоляция в субъекте ядра». 100
«Перенос» или «трансфер». 102
Символ как «убийство вещи». 104
Знак как отсутствие объекта»: Лакан, Деррида, Кристева. 106
«Нужда» и «желание». 106
«Любовь — форма самоубийства». 108
Критика стабильного эго. 108
«Бессознательное — дискурс Другого». 110
Психические инстанции: Воображаемое, Символическое, Реальное. 110
Воображаемое — сознание на до-эдиповой стадии. 112
Символическое — стадия Другого. 114
Зеркальная стадия. 116
Реальное — то, что «сопротивляется символизации». 117
Особое мнение Джеймсона:«Реальное — просто история». 118
Трактовка Moppuca: «Реальное — водораздел между языком и миром вещей» 119
Развитие учения Лакана Парижской школой фрейдизма. 121
Символическое в контексте философской традиции. 122
Концепция человека «индивид» или «дивид»?. 124
Переосмысление лакановских инстанции в английском постструктурализме 125
«Я лгу» —не парадокс. 125
Расщепление субъекта по инстанциям.. 127
Языковое сознание в постструктуралистской интерпретации. 130
Дебиологизация фрейдизма. 131
Эдипов комплекс как «лингвистическая трансакция». 133
«Мир вещей создается миром слов». 133
Субъективность как лингвистический продукт. 134
Фаллос как речевой символ власти. 134
Критика лакановской теории фаллоса. 135
Дальнейшее развитие идей Лакана. 137
Трактовка английских постструктуралистов:бессознательное угрожает символическому 138
Двойная детерминированность субъекта... 140
... в частности, у Кристевой. 141
Попытка выйти из тупика детерминизма: оправдание свободы у Батлера 142
Поиск свободы: индивид между «льдинами структур» у Хеллера и Уэллбери 145
Нарратив как эпистемологическая форма. 149
Социологический конструктивизм и его концепция. 151
Нарративные модусы по Брунеру. 151
Психосоциальная идентичность Эриксона. 152
Личность как «самоповествование» у Слугосского и Гинзбурга. 154
«Рассказовые структуры личности» у К. Мэррея: комедия, романс, трагедия, ирония. 154
Итог: личность как литературная условность. 156
|
ЛЕВЫЙ ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ И АНГЛИЙСКИЙ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ: ТЕОРИИ «СОЦИАЛЬНОГО ТЕКСТА» И «КУЛЬТУРНОЙ КРИТИКИ». 157
Трактовка марксизма у Дерриды.. 158
«Герменевтика подозрительности». 160
Разногласия левых деконструктивистов и Йельской школы.. 160
Антиисторизм йепьцев и его критика. 160
Теория «социального текста». 161
Несоответствие означающего и означаемого как «лингвистическая пробуксовка» 161
«Анархичность децентрации» у М. Рьяна. 163
Негативная и позитивная герменевтика по Джеймсону. 164
История— «текстуализация отсутствующей причины». 164
«Политическое бессознательное». 164
Структурная причинность вместо экспрессивной причинности у Альтюссера 164
«Семический квадрат» Греймаса приленитепьно к Бальзаку. 165
Желательное мышление. 165
«Формальная седиментация» — сохранение остатков старых форм.. 166
Интертекстуальность как «сохранение старых форм». 166
«Реификация». 167
Теория «социального текста» и «культурная критика». 167
«Текстуальная власть» Скоулза. 168
Специфика английского постструктурализма. 168
Влияние идей Альтюссера. 169
«Экспрессивный реализм» против «вопрошающего текста» модернизма 170
Литература как «функциональный термин». 170
Феноменологическая традиция в «культурных исследованиях». 170
Значение «культурных исследований». 171
ФЕМИНИСТСКАЯ КРИТИКА В ЛОНЕ СТУКТУРАЛИЗМА.. 173
Власть Логоса-Бога над Матерью-Материей. 173
Дерридианская идея «фаллологоцентризма» и ее влияние на феминизм 173
Критика «патернальной культуры» и особый женский путь. 173
Семь типов (и еще семь типов) феминистской критики. 173
Французский и американский феминизм.. 174
Пересмотр постструктурализма в феминистской критике. 176
Критика фрейдистского образа женщины.. 176
Мужская моносексуальность и женская бисексуальность. 176
Литература — женского рода. 176
Истина — женского рода. 176
«Категорическая женщина» отказывается от комплекса кастрации. 177
Задачи феминистской критики. 177
Женское начало против «символических структур западной мысли». 177
Женщина-читатель и женщина-писатель. 177
«Сопротивляющийся читатель» у Феттерли. 178
Порочность реализма. 179
ГЛАВА III. ПОСТМОДЕРНЫЙ ЛИК СОВРЕМЕННОСТИ.. 180
|
“Бородатая нимфа” Пауль Клее. 180
ЛИТЕРАТУРА ПОСТМОДЕРНИЗМА И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ПАРОДИЯ ИЛИ ПАРАЗИТИРОВАНИЕ? 180
Постмодернизм как «манера письма». 181
Реализм как иерархия и постмодернизм как ее отрицание. 182
Принцип нониерархии и интерпретация текста. 183
Код постмодернизма. 183
Пять семантических полей. 183
Синтаксис постмодернизма. 184
«Нонселекция» — «алеаторная селекция». 184
Маска автора. 184
Страх перед «несостоявшимся читателем». 185
[166] 186
Новьй дидактизм.. 186
«Короткое замыкание». 187
Массовая литература как питательная среда постмодерна. 188
ЭРА НЕОБАРОККО: ПОСТМОДЕРНИЗМ восьмидесятых и девяностых годов. 190
Литературоведение — экспортер идей. 190
Изучение «культурных практик». 192
«Культурное бессознательное». 193
Литературность как придание миру смысла. 194
«Общество спектакля». 196
«Шоу-власть» — концентрированная и диффузная. 196
Шоу отменяет историю.. 197
Необарокко и его признаки. 197
«Складка» — принцип восьмидесятых. 197
«Племенная культура». 198
«Эстезис» по Маффесоли;расколдовывание мира и новое заколдовывание 198
«ВЕСЬ МИР — ТЕАТР». 201
Абсолютизация теории театра. 201
Наука о природе зрелища. 201
Ситуация в семиотике:перенос внимания от вербальных знаков к невербальным 202
Симулякр; «совращение» как свойство всякого дискурса. 204
Вера как модальность утверждения. 205
Проблема «идеологии» в российском и западном понимании. 205
«Постмодернистская магия» как средство деполитизации. 206
«Вмешательство». 207
Театр как «критика процесса означивания». 209
Отказ от психологизма и поиск иных возбудителей. 209
Феминистский неофрейдизм в театральной критике. 210
Миф амбивалентности. 212
Электра — «не образ, а место». 213
«Перформативное поведение». 214
Вместо послесловия: «ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ОРГИИ?». 215
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.. 216
БИБЛИОГРАФИЯ.. 218
Указатель имен.. 230
А.. 230
Б. 230
Тематический указатель к обеим книгам... 242
ОГЛАВЛЕНИЕ. 251
“Луна как игрушка” (оборот обложки). Пауль Клее. 256
Посвящается моей матери
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!