Формирование идеалов математизированного и опытного знания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формирование идеалов математизированного и опытного знания

2020-10-20 87
Формирование идеалов математизированного и опытного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Проблема детерминизма в биологии

    Детерминизм - общенаучное понятие и философское учение о причинности, закономерности, генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов, происходящих в мире, В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений. Существует ряд направлений детерминизма в биологии: телеология, механистический детерминизм, органический детерминизм, aкциденционализм и финализм. Телеология постулирует особый тип детерминации (целевой), который говорит о существовании конечных целей, объективно влияющих на ход процесса, приписывает цель природе. В настоящее время способность целеполагания не признается за природой, однако понятия цели организменных систем активно используются в биология, но вкладывают в них иной смысл (приспособление, самосохранение и самовоспроизведение).

    Механистический детерминизм - фундамент классической механики и физики, который подкреплен их успехами в науке и в границах применения законов науки. Суть механического детерминизма заключается в том, что силы, действующие на материю и ее начальное состояние, жестко, однозначно и линейно определяют ее развитие, история всех дальнейших событий и состояний. Отрицается случайность как таковая, случайные события, причины которых еще не выявлены. Зная все параметры состояния в настоящий момент времени можно однозначно определить состояние системы как в прошлом, так и в будущем. Подобный подход не соответствует сложности биологических систем.

    Диалектико-материалистический детерминизм рассматривая случайность и необходимость в их диалектическом единстве: 1) внешний фактор преломляется через внутреннюю среду живой системы, активно трансформирует его в соответствии со своими внутренними отношениями в результат действия (можно говорить о целесообразности живых систем); 2) учитываются тенденции, которые могут быть случайными по отношению к той стороне, которую мы процессе исследования в качестве единичного случая, но оказываются необходимыми, когда мы имеем дело с комплексом (следует рассматривать живую систему как целое) Пример взаимоотношения вероятности и необходимости - развитие теории эволюции (дарвинизм): в основе эволюции - случайные изменения организмов; номогенез: случайность второстепенная роль, эволюция закономерный процесс). Однако в процессе эволюции случайные изменения, появившиеся у отдельных организмов, могут закрепиться в данной популяции и стать необходимыми для ее членов. Механизмы превращения случайных признаков в необходимые в настоящее время изучает синтетическая теория эволюции. Акциденцианализм утверждает абсолютную случайность процессов,

Различия современных и классических научно-технических дисциплин:

    Классические научно-технические дисциплины стремились к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. При этом выдвигали идеалы новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники. Этот идеал впоследствии привел к дисциплинарной организации науки и техники. В социальном плане это было связано со становлением профессий ученого и инженера, повышением их статуса в обществе. Наука Нового времени много заимствовала у мастеров-инженеров эпохи Возрождения, но в 19-20 веках профессиональная организация инженерной деятельности стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин, сложившихся в 19-20 веках в более или менее стройное здание дисциплинарно организованных науки и техники. Этот процесс был также тесно связан со становлением и развитием специально-научного и основанного на науке инженерного образования. Таким образом, классические научно-технические дисциплины, первоначально опиравшиеся на практическое знание, постепенно перешли к социально закрепленной системе передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования. Для современных научно-технических дисциплин характерна сциентизация (научный характер) техники. В 20 столетии дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Формируется множество самых различных научно-технических дисциплин и соответствующих им сфер инженерной практики. При этом сами инженерные задачи становятся комплексными. При их решении необходимо учитывать самые различные аспекты, которые раньше казались второстепенными, например, экологические и социальные. Именно тогда, когда возникают междисциплинарные, системные проблемы в технике, значение философии техники существенно возрастает, поскольку они не могут быть решены в рамках какой-либо одной уже установившейся научной парадигмы. Таким образом, ставшая в 20 веке традиционной дисциплинарная организация науки и техники должна быть дополнена междисциплинарными исследованиями совершенно нового уровня. А поскольку будущее развитие науки и техники закладывается в процессе подготовки и воспитания профессионалов, возникает необходимость формирования нового стиля инженерно-научного мышления именно в процессе инженерного образования. Поэтому современные научно-технические дисциплины целесообразно развивать для подготовки специалистов следующих направлений: а) инженеры-производственники, призванные выполнять функции технолога, организатора производства и инженера по эксплуатации; б) инженеры-исследователи-разработчики, которые должны сочетать в себе функции изобретателя и проектировщика, тесно связанные с научно-исследовательской работой в области технической науки; в) инженеры-системотехники, задача которых состоит в организации и управлении сложной инженерной деятельностью, комплексном исследовании и системном проектировании.

 

ВОПРОСЫ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.